Соната Сергея Прокофьева Соната для фортепиано № 4 до минор, соч. 29 с подзаголовком «D’après des vieux cahiers», или «После старых записных книжек», был написан в 1917 году, а его премьера состоялась 17 апреля следующего года самим композитором в Петрограде. Произведение было посвящено покойному другу Проковьева Максимилиану Шмидцову, самоубийство которого в 1913 году шокировало и опечалило композитора.
В своих заметках, сопровождающих полный комплект записей сонат Прокофьева Бориса Бермана, Дэвид Фаннинг заявляет следующее:
Были ли сдержанные, даже задумчивость большей части Четвертой сонаты каким-либо образом напрямую связана со смертью Шмидгофа, сомнительно, но, безусловно, поразительно, что обе первые две части начинаются мрачно в нижнем регистре фортепиано. Allegro molto sostenuto - интригующий и удачный знак для первого, в котором преобладает неуверенное и неуверенное настроение - противоположность обычной самоуверенности Прокофьева. Во второй части Andante assai чередуются все более сложные высказывания вступительной темы и ностальгический лирический эпизод, напоминающий Рахманинов Этюд-картина; наконец, обе темы звучат в сочетании. С шумным финалом Прокофьев словно снова чувствует себя. Но при всей гимнастике, которой разнообразна основная тема, в этом, по сути, скорее интровертном произведении, меньше зрелищности, чем в любых других фортепианных сонатах.
В его собственных заметках, сопровождающих полный набор записей фортепианных произведений Прокофьева Фредерик Чиу, он пишет:
Четвертая соната, не считая высокоэнергетической демонстрации своего близнеца, смотрит внутрь себя. Его первая часть - самая мрачная часть из всех сонат. Глубоко в нижней трети клавиатуры, где с трудом звучат закрытые движения и полные аккорды, нерегулярное размещение невнятных двух нотных мотивов в тройном ритме создает неоднозначную пульсацию, на которую более позднее появление легкой щебечущей мелодии никак не влияет. уточнить. Эта игра с ритмом и звуком была редким экспериментом для Прокофьева, чьим любимым музыкальным жанром был марш и чья последовательная ритмическая разборчивость доставляла радость артистам балета во всем мире. Вторая часть не дает передышки от тьмы. Сохраняется облачная атмосфера, созданная множеством слоев музыкальной деятельности, что также отражает происхождение движения как симфонического произведения. Прокофьев-шутник появляется в финале поздно, но безошибочно и, как всегда, проходит тонкую грань между развлечением и оскорблением. Музыка начинается с пародирования басового аккомпанемента Альберти, столь распространенного в сочинении классического фортепиано, оживляет то, что в противном случае было бы ничем не примечательной серией нисходящих арпеджио, «пропуская» нижнюю часть каждой группы на полшага, и в противном случае создает хаос, случайно неправильно размещая мелодию ноты на октаву.