Людвига ван Бетховена Соната для фортепиано № 26 ми мажор, соч. 81a, известная как Les Adieux («Прощание») было написано в 1809 и 1810 годах.
Название Les Adieux подразумевает программный характер. Французское нападение на Вену, возглавляемое Наполеоном Бонапартом в 1809 году, вынудило покровителя Бетховена эрцгерцога Рудольфа покинуть город. Тем не менее, есть некоторая неопределенность в отношении природы пьесы - или, по крайней мере, в отношении степени, в которой Бетховен хотел, чтобы эта программная природа была известна. Он назвал три движения «Lebewohl», «Abwesenheit» и «Wiedersehen» («прощание», «отсутствие» и «воссоединение») и, как сообщается, считал французское «Adieux» (обращенное к целым собраниям или городам) как плохой перевод чувства немецкого "Lebewohl" (сказанное от души к одному человеку). Действительно, Бетховен написал слоги «Le-be-wohl» над первыми тремя аккордами.
К первой публикации 1811 года было добавлено посвящение: «В связи с отъездом Его Императорского Высочества для эрцгерцога Рудольфа в восхищение".
В среднем произведение длится около 17 минут. Соната - одна из самых сложных сонат Бетховена из-за зрелых эмоций, которые необходимо передать повсюду. Это также мост между его средним периодом и его более поздним периодом и считается третьей большой сонатой среднего периода.
Три части этой сонаты первоначально написаны на немецком и французском языках, а две последние части описаны на немецком языке из-за необычного темпа. Перевод на английский язык выделен курсивом, как показано ниже:
Соната открывается во. 4времени Adagio коротким, простым мотивом из трех аккордов, сначала образуя прерванная каденция, над которой написаны три слога Le-be-wohl («Прощай-хорошо»). Этот мотив является основой, на которой построены как первая, так и вторая тематические группы. Как только введение заканчивается и начинается экспозиция, размер меняется на (alla breve) и партитура обозначается как Allegro.
Первое движение колеблется между бурным первым предметом, который изображает глубокое беспокойство, и вторым предметом, который более лиричен по своей природе и создает впечатление отражений. Ритмическая фигура из двух коротких нот и более длинной ноты, которая неоднократно используется в первом предмете, неумолимо развивается через раздел «развития» с богатыми гармониями и диссонансами, которые гармонически ближе к более позднему периоду сочинений Бетховена, чем к середине для их интеллектуальных произведений. проникновение.
Механизм имеет удивительно длинную код, которая занимает более четверти длины механизма. Кода охватывает обоих субъектов в демонстрации мощного мастерства над композицией. Обычно движение, воспроизводимое с ожидаемым повторением, длится немногим более 7 минут.
Andante espressivo гармонично построен на вариациях суженного аккорда и апподжиатуры. Движение очень эмоциональное и часто исполняется с rubato, которое можно найти у более поздних композиторов, таких как Роберт Шуман и Иоганнес Брамс. Большая часть темы ритмично повторяется последовательно, а также по частям, возможно, для того, чтобы подчеркнуть чувство дискомфортного одиночества и страха невозврата. Появление доминирующего септаккорда в конце части сигнализирует о возвращении к тонической тональности, но остается неразрешенным до триумфального появления главной темы в заключительной части (которая начинается атаккой). Обычно движение длится чуть менее 4 минут.
Финал, также в форме сонаты, начинается радостно на 7-м аккорде с преобладанием B ♭ во времени. 8. После поразительного вступления первый субъект появляется в правой руке и сразу же переносится в левую, что повторяется дважды с уточнением расположения в правой руке. Перед тем, как прибывает вторая группа субъектов, есть один замечательный переходный пассаж, вводящий фразу, которая идет от аккордов G мажор до аккордов F мажор, сначала через характерные форте арпеджио, затем нежная, тонкая фортепианная аранжировка.