Соната для фортепиано № 19 соль минор, Op. 49, No. 1, и Соната для фортепиано No. 20 соль мажор, соч. 49, No. 2, - короткие сонаты (некоторые пианисты считают их относительно простыми сонатами) Людвига ван Бетховена, опубликованные в 1805 году (хотя сочинения были написаны на десять лет раньше, в 1795–1796 годах). Оба произведения имеют продолжительность примерно восемь минут и разделены на две части. Эти сонаты называются Leichte Sonaten, чтобы передать его друзьям и ученикам.
Соната для фортепиано № 20, возможно, была написана примерно в то время, когда Бетховен сочинил третью и четвертую сонаты, но поскольку она была опубликована в Вене в 1805 году, почти Спустя десятилетие после того, как он был написан, ему были присвоены номера опусов и сонат, которые на тот момент были отнесены к произведениям среднего периода композитора. Очень похожие обстоятельства заставили Бетховена Концерт для фортепиано с оркестром № 2 стать его вторым, хотя он предшествовал первому.
Бетховен часто подавлял произведения в свои ранние годы, либо пересматривая их позже для публикации, либо определяя, что они не подходят. Фактически, он отказался от публикации многих ранних работ на всю жизнь. В случае этих двух сонат именно Каспар ван Бетховен, брат композитора, решил, что они достойны публикации. Против воли композитора он подарил их издательству, тем самым дав возможность потомкам услышать произведения, которые в противном случае могли быть потеряны или уничтожены.
Чарльз Розен, отмечая отсутствие технических проблем в сонате, заявляет, что это «глубоко впечатляющее и выдающееся произведение».
Первая часть написана в стандартной сонатно-аллегро форме. После первой и второй темы она переходит в перепросмотр с очень небольшим развитием. После повторения темы в басе с новым контрапунктом в высоких частотах работа завершается короткой кодой, заканчивающейся пикардийской третью.
Бетховен пропускает медленное движение и танцевальное движение и сразу переходит к финал - модифицированное рондо соль мажор. В нем есть несколько контрастных эпизодов соль минор, си-бемоль мажор и соль мажор. Эту сонату особенно исполнили Святослав Рихтер и Даниэль Баренбойм.
Эта соната - относительно простое произведение, менее сложное, чем большинство других сонат для фортепиано. Как ни странно, ни в автографе, ни в первом издании динамических указаний нет. Она считается самой простой из двух «легких сонат», а также самой легкой из всех фортепианных сонат Бетховена.
Обе части соль мажор, что делает сонату гомотонально.
Первая часть включает в себя две темы, начиная с величественной темы, в значительной степени основанной на триаде соль мажор, и переходя к более игривой и живой второй теме. Обе темы претерпевают лишь минимальную проработку перед перепросмотром, что делает сонатной форму упрощенной.
Вторая часть сонаты для фортепиано № 20 разделяет мелодическую тему с Менуэтом соч. 20 Септет. Поскольку Септет был более поздней пьесой (1799–1800), отказ Бетховена от сонаты и повторное использование одной из ее тем предполагает, что он, возможно, планировал вообще отказаться от фортепианной работы. Но композитор, как известно, перерабатывал мелодии в некоторых случаях по несколько раз (например, Вариации Героической музыки ). Это движение отлито в форме рондо, причем основной темой рондо является, по сути, менуэт; В менуэте есть очаровательная мелодия, которая, вместе с сопровождающим ее материалом, повторяется несколько раз, несколько различаясь по внешнему виду, но оставаясь простой и бесхитростной.
Викискладе есть материалы, связанные с фортепианной сонатой № 19 (Бетховен). |
Викискладе есть материалы, связанные с Соната для фортепиано № 20 (Бетховен). |