Соната для фортепиано № 1 (Энеску)

редактировать

Энеску в 1930 г.

Соната № 1 для фортепиано in F -арп минор, соч. 24, № 1, произведение румынского композитора Джорджа Энеску, завершенное в 1924 году.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Анализ
  • 3 Дискография
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки
История

18 июля 1912 года Энеску завершил часть Аллегро для фортепианной сонаты фа-диез минор, которую он позже тем летом сыграл Герберту Пейзеру. в связи с интервью. В сильно переработанной форме это станет первой частью Сонаты соч. 24, No. 1. Однако Энеску отложил этот проект на двенадцать лет и возобновил работу только в 1924 году. Ранняя версия этого движения была открыта заново только в 1993 году музыковедом Клемансой Лилианой Фирка (Fodor 2017).

Энеску снова взялся за сонату в июле 1924 г. в Тешканах, полностью переписав первую часть и добавив две другие, завершив работу в Синая 27 августа 1924 г. (Хоффман и Марб 1971, 532). Партитура написана для швейцарского пианиста Эмиля Фрея (Хоффман и Марбе 1971, 542) и посвящена ему, который был придворным пианистом в Бухаресте с 1907 года до начала мировой войны. I.

В интервью, данном вскоре после завершения партитуры, Энеску признал:

Может показаться странным, что я прервал работу над своей оперой dipe, чтобы написать сонату для фортепиано. У художника бывают моменты, когда он вынужден следовать порыву своего сердца, поэтому я не нашел в этом противоречия. Соната посвящена швейцарскому маэстро Фрею, которому я обещал ее 18 лет назад. Пришло время написать это! (Massoff 1924, цитируется по Hoffman and Marbe 1971, 532).

Первое выступление было дано в ноябре 1925 года самим композитором на концерте, который был частью фестиваль, посвященный его произведениям камерной музыки, организованный Обществом румынских композиторов в Театре Мик в Бухаресте. Он также впервые исполнил это произведение в Париже в апреле 1926 года в рамках концерта Société Nationale de Musique (Hoffman and Marbe 1971, 542).

Анализ

Соната состоит из трех частей, чья структура умеренно-быстро-медленная напоминает структуру Третьей симфонии Энеску (Bentoiu 2010, 281).

  • Allegro molto moderato e grave
  • Presto vivace
  • Andante molto espressivo

Первая часть представлена ​​в чрезвычайно свободной форме сонаты (хотя сам композитор отказался чтобы охарактеризовать это таким образом). Есть два основных отклонения от обычного дизайна сонаты. Во-первых, проявление начинается в домашней тональности фа-диез минор, а перепросмотр начинается в самой отдаленной возможной тональности до минор, тритоном дальше. от общего тоника. Во-вторых, ощущение прихода перепросмотра делится на две части тем фактом, что возвращение основной темы отделено от повторного появления ее домашней тональности. код механизма приобретает характер passacaglia, особенность, которую впервые заметил композитор Анатол Виеру (Bentoiu 2010, 275–77).

Вторая часть открывается постепенным нарастанием голосов, сначала предлагая фугальную экспозицию с первым ответом с интервалом тритона, но без контр-темы. Его характер бурлеск - скерцандо, контрастирующий с мрачностью первой части, напоминает те токкаты, которые возродились в музыке Дебюсси и Равель, или неоклассический, моторичный стиль, принятый в начале двадцатого века такими композиторами, как Прокофьев. Некоторые другие отрывки напоминают диатонику Стравинского фортепианной сонаты, написанной несколько позже, летом и осенью 1924 года (Хоффман и Марб 1971, 538). Механизм не придерживается какой-либо общепринятой формальной схемы и построен экономично из очень небольшого количества элементов. Хотя вторая тема возвращается несколько раз, предлагая форму рондо, повторения могут изменяться. Самый яркий из этих вариантов - хромающий 5/4 метра, напоминающий народные танцы, такие как șocâcili из Banat, гимпеле и obolanul из Oltenia и Мунтения, а также ходороага из регионов Ардеал и Молдова (Bentoiu 2010, 277–80). Мириам Марбе находит, что спонтанность и буйный характер этого движения своим пульсирующим движением наводит на мысль о бушующей толпе на публичном торжестве в стилизованной манере, подобной той, которую создает Стравинский в Петрушке ( Хоффман и Марб 1971, 539–40)

В интервью с Бернаром Гавоти, переданном Французским радио 25 января 1952 года, Энеску сыграла часть финала этой Первой сонаты для фортепиано в качестве примера музыкальной транспозиции атмосферы румынской равнины ночью (Gavoty 1952, цитируется в Bentoiu 2010, 281, Malcolm 1990, 181, и в Hoffman and Marbe 1971, 540).

Движение начинается вызывающе с одной повторяющейся ноты в нерегулярном ритме, чьи нежные акценты в конечном итоге производят отдаленный сигнал восходящей малой трети, из которой постепенно возникает первый мотив. Нерешительные мотивные утверждения, разделенные длинными паузами, создают характерную для этого движения «пространственную поэзию», которая является одной из самых ярких черт энескианского стиля (Hoffman and Marbe 1971, 540).

Как и во второй части, форму финала сложно отнести к традиционной модели. Это может быть интерпретировано как троичная форма (Hoffman and Marbe 1971, 541) или как модифицированная соната-аллегро (Bentoiu 2010, 284).

Дискография
  • Джордж Энеску: Suita nr. 2 пентру фортепиано в ре мажор, соч. 10; Sonata nr. 1 пентру пиана в фа диес минор, соч. 24. Ли-мин-Чин, фортепиано (соч. 10); Мария Фотино, фортепиано (соч. 24 № 1). Запись LP, 1 диск: аналоговый, 33⅓ об / мин, монофонический, 12 дюймов. Electrecord ECE 025. Бухарест: Electrecord, 196 фунтов стерлингов.
  • Джордж Энеску: Sonata nr. 1 пентру пиана в фа диес минор, соч. 24, н. 1; Sonata nr. 3 пентру фортепиано в ре мажор, соч. 24, н. 3. Мария Фотино, фортепиано. Записано в октябре 1980 года в Studioul de la Casa Scinteii. LP, 1 диск: аналоговый, 33⅓ об / мин, стерео, 12 дюймов. Electrecord ST-ECE 01691. Бухарест: Electrecord, [1981].
  • Джордж Энеску: Sonate für Klavier fis-moll op. 24/1; Соната для клавира и виолончели op. 26/2; Rapsodia Romina für Klavier, op. 11/1. Лори Валлфиш, фортепиано; Жюльен Мусафия, фортепиано (соч. 11, № 1); Юлиус Бергер, виолончель (соч. 26, № 2). Записано. 25–27 октября 1993 года в Концертхаусе, Кронберг / Таунус. Запись CD, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. EBS 6043. Битигхайм-Биссинген: EBS Records, 1995.
  • Enesco: uvres pour piano. Кристиан Петреску, фортепиано. Записано Sender Freies Berlin, июль 1994 г. и март 1995 г. Запись компакт-диска, 3 диска: цифровой, 4 дюйма, стерео. Аккорд 476 2394 (476 2395; 476 2396; 476 2397). Universal Classics France, 1998.
  • Румыния. Дана Чокарли фортепиано. Записано в апреле 2000 года, Salle Guillaume Farel, Марсель. Запись CD, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Empreinte Digitale ED 13122. Марсель, Франция: L'empreinte digitale, 2000.
  • Ралука Стирбат играет Энеску, Сильвестри, Константинеску, Рахманинов / Крейслер. Ралука Стирбат, фортепиано. Соната № 1 Энеску записана в апреле 2004 года на студии Schweizer Radio DRS в Цюрихе. Запись CD, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Gramola 98905. Вена: Gramola, 2011.
  • Энеску: Фортепианная музыка, Vol. 2: Соната для фортепиано № 1; Соната для фортепиано № 2; Прелюдия и фуга до мажор; Ноктюрн ре-бемоль мажор; Скерцо; Pièce sur la nom de Fauré; Луиза Борак, фортепиано. Записано 4, 5 и 7 июля 2005 года в церкви Св. Данстана, Мэйфилд, Англия. Запись SACD, 2 диска: цифровой 4¾ дюйма, мульти / гибрид. Avie AV2081. [Базель]: Pert Beratungs AG, 2006.
  • Пять сонат: Эрнесто Хальфтер, Джордж Энеску, Игорь Стравинский, Леош Яначек. Эндрю Рэнджелл, фортепиано. Bridge 9205. 2006.
  • Джордж Энеску: Соната для фортепиано № 1; Сюита № 2; Хоровой; Карильон ноктюрн. Матей Варга, фортепиано. Запись CD, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Naxos 8.572120. Naxos, 2010.
  • Джордж Энеску: Полное собрание сочинений для фортепиано соло. Ралука Стирбат, фортепиано. Соната записала Universität für Musik und darstellende Kunst Wien, апрель или июнь 2015 года. Запись CD, 3 диска: цифровой, 4 дюйма, стерео. Hänssler Classic 98.060. Holzgerlingen: Hänssler Classic im SCM-Verlag GmbH Co. KG, 2015. Включает раннюю версию (1912 г.) первой части Сонаты № 1.
  • Джордж Энеску, Бела Барток, Эркки-Свен Тюр. Михкель Полл, фортепиано. Записано в Sello Hall в Эспоо, Финляндия, 12–13 октября и 2–3 ноября 2014 г. Запись на компакт-диск, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Dux 1256. Варшава: Dux Recording Publishers, 2015.
  • Париж [Музыка Равеля, Дебюсси и Энеску]. Элизабет Леонская, фортепиано. Записано в Берлине, Мейстерзал, 14–15 июля 2013 года. Запись CD, 1 диск: цифровой, 4 дюйма, стерео. EAS 29237. Берлин: EaSonus, 2015.
  • Энеску: Полное собрание сочинений для фортепиано, Vol. 1. Жозу де Солаун, фортепиано. Запись CD, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Рояль GP705. [Коулун, Гонконг]: HNH International Limited, 2016.
Ссылки
  • Бентойу, Паскаль. 2010. Шедевры Джорджа Энеску: Детальный анализ, перевод Лори Уоллфиш. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-7665-1 (ткань) ISBN 978-0-8108-7690-3 (электронная книга).
  • Фирка, Клеманса Лилиана. 1997. "O versiune necunoscută a primei părți din Sonata pentru pian op. 24 nr. 1, în fa diez minor". Музика, нет. 2: 4–9. Перепечатано в Firca, Enescu: Relevanța 'secundarului', 47–54. Бухарест: Editura Institutului Cultural Român, 2005. ISBN 973-577-453-4.
  • Фодор, Симона. 2017. "Интервью: Соединяя точки: румынский пианист Ралука Штирбэц о счастливых музыкальных находках ". Romania-Insider.com (31 августа; по состоянию на 23 сентября 2017 г.)
  • Гавоти, Бернар. 1952. Entretiens avec Georges Enesco 1: L’Enfance. Радио Франции (первая передача 25 января). Первый из двадцати программ, записанных в 1951–52. Архивные записи в Национальном институте аудиовизуализации, Национальная библиотека Франции. Ссылка: MC 8655–8674.
  • Малькольм, Ноэль. 1990. Джордж Энеску: Его жизнь и музыка, с предисловием сэра Иегуди Менухина. Лондон: Toccata Press. ISBN 0-907689-32-9.
  • Хоффман, Альфред и Мириам Марб. 1971. «Лимпезири (1919–1926)». В Джордж Энеску: Монография, 2 тома, под редакцией Мирчи Войкана, 459–562. Бухарест: Editura Academiei Republicii Socialiste România.
  • [ro ]. 1924. "Джордж Энеску vorbește Rampei". Рампа (Бухарест) 8, вып. 2111 (7 ноября).
Дополнительная литература
  • Бугичи, Думитру. 1964. "Соната pentru pian în fa diez minor de George Enescu". Музика 15, вып. 5 (May): 19ff.
  • Bughici, Dumitru. 1967. "Trăsături specificice ale formei în sonatele lui Джордж Энеску". Музика 17, вып. 8 (август): 8–13. Перепечатано в Studii de muzicologie 4, 379–96. Бухарест: Editură Muzicală, 1968. Перепечатано в Simpozion George Enescucentenaire de George Enescu 1881–1981, symposium de musicologie, Бухарест, 17–19 сентября 1981 г., под редакцией Михаэлы Роуцу. Бухарест: Editură Muzicală, 1984.
  • Bughici, Dumitru. 1967. "Партикаритаци национале эль формелор музикале на сонате луй Джорджа Энеску". В Naţional şi universal ĭn muzică: Lucrările sesiunii Ştiiţifice a cadrelor didactice, 235–48. Бухарест: Conservatorul Ciprian Porumbescu, 1967.
  • Bughici, Dumitru. 1982. Repere arhitectonice în creația muzicală românească contemporană. București: Editura Muzicală, 1982. Антология статей, включая три предыдущих пункта.
  • Gherman, Sergiu. 2003. «Румынский этос, выраженный в сонате для фортепиано фа-диез минор Джорджа Энеску, соч. 24, № 1, и других его фортепианных произведениях». DMA дисс. Филадельфия: Университет Темпл.
  • Петра-Басакополь, Кармен. 1971. "Соната in fa diez minor pentru pian де Джорджа Энеску - considérations esthétiques et stylistiques". Музика 21, вып. 1 (январь): 17–19.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 04:52:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте