Соната для фортепиано си-бемоль мажор | |
---|---|
No. 13 | |
автора W. А. Моцарт | |
Молодой композитор, копия утраченной картины 1777 года | |
Ключ | си-бемоль мажор |
Каталог | K. 333 / 315c |
Стиль | Классический период |
Составленный | 1783 (1783) |
Опубликованный | 1784 |
Движения | Три (Allegro, Andante cantabile, Allegretto grazioso) |
Соната для фортепиано № 13 в си-бемоль мажор, K. 333 / 315c, написанная Вольфгангом Амадеем Моцартом в Линц в конце 1783 года.
Нет сомнений в том, что эта соната была впервые опубликована 21 апреля 1784 года в Вене (вместе с K. 284 и K. 454, как op. 7). Однако действительную дату составления установить оказалось труднее. Поскольку рукопись написана не на нотной бумаге, которую, как известно, Моцарт использовал в Вене, ученые полагали, что произведение было написано до того, как Моцарт переехал в этот город. Так, Кехель в первом издании своего каталога Моцарта (1862 г.) дал гипотетическую дату 1779 г., позже уточненную Жоржем де Сен-Фуа (1936) «Зальцбургом., начало января – марта 1779 г. " Однако Альфред Эйнштейн в третьем издании каталога Кехеля (1937) сказал, что он был составлен «в конце лета 1778 года в Париже ». Эта дата сохранялась даже до шестого издания каталога Köchel (1964).
Совсем недавно эта дата была признана недействительной из-за находок Вольфганга Плат и Алана Тайсона. На основе сценария Моцарта Плат относит произведение ко времени около 1783/84 года, «вероятно, незадолго до появления первого отпечатка». Более того, Тайсон убедительно демонстрирует на бумажных тестах, что произведение было написано в конце 1783 года, вероятно, в ноябре, примерно в то же время, что и «Линцская симфония», К. 425, когда чета Моцарта сделала остановку в Линце на обратном пути в Вену из Зальцбурга. Эта новая датировка также соответствует стилистическим критериям.
Произведение представляет собой сонату в трех частях:
Типичное представление занимает около 23 минут.
Первая часть в сонатной форме и обычно носит живой характер. Он начинается в тональности B ♭ мажор и, в конечном итоге, переходит в ноты доминанты фа мажор. Раздел развития начинается с фа мажор и модулируется несколькими тональностями перед повторением тоники.
Вторая часть помечена как «Andante cantabile» и тоже находится в форме сонаты, но в субдоминанте ми мажор. Движение начинается с третей в правой руке, переходящей к более лиричной теме движения, сопровождаемой плавными ломаными трезвучиями в левой руке. Вскоре он модулируется до B ♭ мажор для раздела, похожего на менуэт. После этого движение начинает модулироваться обратно до E ♭ мажор для повторения экспозиции. Однако после первого повтора, когда он, кажется, снова устанавливается в E ♭ мажор, часть развития начинается в фа минор. Затем он модулируется до минор, ля мажор, фа минор, затем D минор и, наконец, обратно в тонику, ми ♭ мажор, после чего происходит перепросмотр. Во второй части присутствует хроматизм, который иногда вызывает легкое чувство диссонанса.
Третья часть, соната-рондо, очень похожа на первую по образцу аккордов и музыкальным фразам. Первая часть начинается просто, но игриво. Тема повторяется, но с рваными аккордами, сопровождающими мелодию. Настроение постепенно смягчается, но быстро устанавливается сложная мелодия. Он нарастает и заканчивается кульминацией.
Во второй части первая часть повторяется до тех пор, пока ее курс не изменится на минорную тональность. Затем он воспроизводит две фразы, которые будут повторяться в разных тональностях. Третья часть приходит быстро и неожиданно. Это доходит до раздела, где основные и второстепенные клавиши переключаются каждые несколько тактов. Он медленно возвращается к мажорной тональности, где повторяет вступительную тему во второй раз. Он продолжается фразами, адаптированными из первой части. Затем следует серия арпеджио, которая приводит к короткой паузе, предшествующей финальному повторению первой темы с вариациями аккомпанемента, завершая пьесу.
Первая часть была исполнена в Royal Albert Hall в 1969 году исполнителем Фрэнка Заппы «Матери». Изобретения в сопровождении «гротескной пародии на искусство балетного танца» в исполнении участников коллектива. Хотя это и не было прямым результатом этой пьесы, позже Заппе запретили выступать в этом месте.
Третья часть этого произведения часто используется для удержания музыки при звонке в службу поддержки.