Людвиг ван Бетховен написал свою Сонату для фортепиано № 12 ля мажор, соч. 26, в 1800–1801 годах, примерно в то же время, когда он закончил свою Первую симфонию. Он посвятил сонату князю Карлу фон Лихновскому, который был его покровителем с 1792 года.
Состоящая из четырех частей, соната берет около 20–22 минут на выполнение.
Структура сонаты нетрадиционна в том смысле, что произведение открывается относительно медленным движением в формате темы и вариаций. Третья часть включает похоронный марш, явно предвосхищая водораздел Героической симфонии, написанной Бетховеном в 1803–1804 годах. Это единственная часть из его сонат, которую Бетховен аранжировал для оркестра, и которая была сыграна во время траурной процессии самого Бетховена в 1827 году.
Эта соната также необычна тем, что ни одна из ее четырех частей не входит в сонату. форма allegro.
В большинстве четырехчастных сонат Бетховена третья часть имеет. 4и тройную форму, а вторая часть медленная и отличается от других частей тональностью. В этой сонате вторая и третья части поменялись ролями, где вторая часть - это тернарное скерцо и трио, а третья часть - это медленная часть в тоническом миноре.
Часть состоит из темы Бетховена и пяти вариаций. Третий вариант был назван Андрасом Шиффом во время его лекции о сонате «предвосхищением» движения похоронного марша. Эта часть также необычна в том смысле, что она представлена не в форме сонаты, а скорее как набор вариаций на тему.
В некоторых изданиях нет обозначений темпа, только «Marcia Funebre, sulla morte d'un Eroe» («Похоронный марш, связанный со смертью героя»)
Бетховен переписал это движение для оркестра как часть сюиты случайной музыки к пьесе Иоганна Дункера Леонора Прохаска, имеющую каталожный номер WoO 96.
Основная тема Шуберта Экспромт ля мажор, соч. 142 № 2 поразительно похожа на тему первой части сонаты Бетховена. Фразы с четырьмя тактами, открывающие эти пьесы, почти идентичны в большинстве музыкальных аспектов: тональности, гармонии, вокале, регистре, а также базовом и гармоническом ритме. Другая, менее непосредственная связь существует с основной темой, также ля мажор, движения Адажио в фортепианной сонате Шуберта до минор, D. 958. В самом деле, Шуберт мог заимствовать эти темы у Бетховена, как он часто делал это в своих композициях.
Этой сонатой очень восхищался Шопен, который повторил основную последовательность скерцо, похоронный марш с трио и финал вечного движения в своей собственной Сонате для фортепиано си минор. Его первая часть, однако, также является одушевленной и сонатной, в отличие от Andante con variazioni Бетховена.
На Викискладе есть материалы, связанные с Сонатой для фортепиано № 12 (Бетховен). |