Соната для фортепиано Жана Барраке, сочиненная между 1950 и 1952 гг., представляет собой значительную серийную композицию, относящуюся к периоду авангардной композиции во Франции вскоре после Второй мировой войны. Это большая пьеса, продолжительностью около сорока минут в зависимости от партитуры, но от 30 до 50 минут в записях с участием композитора. Он состоит из одного движения, разделенного на две соединенные части примерно равной длины.
Плотно диссонирующая полифоническая фактура произведения напоминает Вторую сонату для фортепиано из Пьера Булеза, произведение, хорошо известное Барраке. Однако в исполнении общее воздействие сильно отличается от всего, что есть в Булезе, и часто утверждается (например, Ходейром (1961)), что по духу сродни поздним сонатам Людвига ван Бетховена.
В свою очередь, Соната Барраке подтолкнула его ученика Билла Хопкинса к написанию цикла, в котором развиваются некоторые серийные приемы Барраке и его масштаб, но есть свои музыкальные особенности.
Пол Гриффитс писал о музыке сонаты: «контрасты тем или клавиш заменяются другими полярностями, в частности, между восприятием нот как звуков (контекстуально, как если бы они слышались). в одиночку) и как тоны (часть развертывания серийной формы), между свободой и фиксацией в регистровом размещении нот, между импульсным и безимпульсным ритмом и между звуком и тишиной. В своем предисловии к композиции Барраке обратил внимание на другое противопоставление между «свободным стилем» мотивов и аккордов в легком течении и «строгим стилем» интенсивного, квазиавтоматического процесса, признающего тотальный сериализм того времени. Принуждение, воплощенное в строгой музыке, может показаться, что в свободных отрывках протестуют. Но протест скомпрометирован тем, что его приходится озвучивать на одном языке, основанном на том же сериале ». Герберт Хенк также отметил: «Общая структура была основана на сопоставлении быстрого движения с медленным, имеющим равный вес. Но по мере нарастания быстрого движения все чаще вводились медленные части, а медленное движение содержало несколько быстрых, так что в работе в целом существовал баланс контрастов. Пьеса завершилась в унисон в посредственном темпе с двенадцатитонным рядом, основная форма которого определила тональную структуру всего произведения ».
Соната была коммерчески записана Ивонн Лориод между 28 и 30 октября 1957 года, выпущена в 1958 году. Эта запись была сделана в присутствии композитора и из рукописи, которая была исправлена и изменена композитором во время сессий. Его первое публичное исполнение было дано только 24 апреля 1967 года, когда датская пианистка Элизабет Кляйн сыграла его на концерте в Копенгагене, по-видимому, не подозревая, что она на самом деле дает мировую премьеру.
Соната была впоследствии исполнена. коммерчески записаны Клодом Хелффером в 1969 году и Роджером Вудвордом в 1972 году, оба также в присутствии композитора. Концертная запись 1972 года Франсуазы Тинат, подготовленная вместе с композитором, также выпущена на компакт-диске.
Новое критическое издание Сонаты было впервые исполнено по черновику в 2012 году в Берлине Николасом Ходжесом. В рамках концерта состоялась мировая премьера детских фортепианных произведений и песен Ходжеса Барраке. В новом издании свою первую запись подарили в 2018 году, выпуск 2019 (см. Дискографию).
Соната была опубликована Флоренс в 1966 году; права с тех пор перешли к Bärenreiter-Verlag из Кассель. Оригинальное издание изобилует нотными ошибками, и некоторые исполнители (в частности, Хенк) внесли значительные исправления. Однако в 2019 году издательство Bärenreiter опубликовало долгожданное критическое издание.
Вудворд много работал с Барраке до своей записи. Есть фотографии, некоторые из которых были воспроизведены в буклете компакт-диска Вудворда, на которых Баррак и Вудворд изображены в двух разных условиях: один работает вместе за столом, а другой вместе работает в студии звукозаписи с Вудвордом за клавиатурой и Барраке, стоящим рядом., говорим. Записи Вудворда к его записи очень подробно рассказывают историю.