Фортепианный квинтет (Шуман)

редактировать
Роберт Шуман, литография Йозефа Крихубера, 1839 год, за три года до сочинение Фортепианного квинтета ми-бемоль мажор, соч. 44.

Фортепианный квинтет ми-бемоль мажор, соч. 44 Роберта Шумана был составлен в 1842 г. получил свое первое публичное исполнение в следующем году. Фортепианный квинтет Шумана, известный своим «экстравертированным, ярким» характером, считается одним из его лучших сочинений и главным произведением камерной музыки девятнадцатого века . Написанное для фортепиано и струнного квартета, произведение произвело революцию в инструментарии и музыкальном характере фортепианного квинтета и утвердило его как типичный романтический жанр.

Содержание

  • 1 Композиция и исполнение
  • 2 Инструментарий и жанр
  • 3 Анализ
    • 3.1 I. Allegro brillante
    • 3.2 II. В modo d'una marcia. Un poco largamente
    • 3.3 III. Скерцо: Molto vivace
    • 3.4 IV. Allegro ma non troppo
  • 4 Восприятие и влияние
  • 5 Использование в более позднем искусстве и музыке
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки

Композиция и исполнение

Клара Шуман (урожденная Вик) в 1838 году. Роберт Шуман посвятил фортепианный квинтет Кларе, и она исполнила фортепианную партию в первом публичном исполнении произведения в 1843 году.

Шуман написал свой фортепианный квинтет всего за несколько недель в сентябре и октябре 1842 года в театре курс его так называемого «Года камерной музыки». До 1842 года Шуман вообще не закончил камерную музыку, за исключением раннего фортепианного квартета (1829 г.). Однако, в течение года своей сосредоточенности на камерной музыке он написал три струнных квартета, соч. 41; за ним следует фортепианный квинтет, соч. 44; фортепианный квартет, соч. 47; и Phantasiestücke для фортепианного трио, соч. 88.

Шуман начал свою карьеру в первую очередь как композитор для клавишных, и после того, как он начал писать для струнного квартета, по словам Джоан Чизелл, его «воссоединение с фортепиано» в создании фортепианного квинтета дало «его творческое воображение... новая жизнь ».

Джон Даверио утверждал, что фортепианный квинтет Шумана находился под влиянием Франца Шуберта Фортепианное трио № 2 в E- бемоль мажор, произведение, которым восхищался Шуман. Обе работы написаны в тональности ми-бемоль, содержат похоронный марш во второй части и завершаются финалами, которые резко воскрешают более ранний тематический материал.

Шуман посвятил фортепианный квинтет своей жене, великой пианистке Клара Шуман. Она должна была исполнить фортепианную партию на первом частном исполнении квинтета 6 декабря 1842 года. Однако она заболела, и Феликс Мендельсон вмешался, читая с листа «дьявольскую» фортепианную партию. Предложения Мендельсона Шуману после этого выступления побудили композитора внести изменения во внутренние движения, включая добавление второго трио к третьей части.

Клара Шуман сыграла партию фортепиано на первом публичном исполнении фортепианный квинтет 8 января 1843 г. в Лейпцигском Гевандхаусе. Клара назвала произведение «великолепным, полным энергии и свежести». Она часто выполняла работу на протяжении всей своей жизни. Однако однажды Роберт Шуман попросил пианиста-мужчину заменить Клару в исполнении квинтета, отметив, что «мужчина понимает это лучше».

Инструменты и жанр

Фортепианный квинтет Шумана оценивается для фортепиано и струнного квартета (две скрипки, альт и виолончель ).

Выбор Шумана сочетать фортепиано со стандартным набором струнных квартетов отражает изменение технических возможностей и культурной значимости, соответственно, этих инструментов. К 1842 году струнный квартет стал считаться самым значительным и престижным ансамблем камерной музыки, а достижения в дизайне фортепиано увеличили его мощность и динамический диапазон. Фортепианный квинтет Шумана, объединяющий фортепиано и струнный квартет, в полной мере использует выразительные возможности этих сил в сочетании, чередуя разговорные пассажи между пятью инструментами с пассажирами Concertante, в которых объединены объединенные силы струн. против фортепиано. В то время, когда камерная музыка перемещалась из салона в общественные концертные залы, Шуман переосмысливает фортепианный квинтет как музыкальный жанр, «подвешенный между частной и общественной сферами», чередующийся между «квазисимфоническими и, точнее, камерными элементами».

Анализ

Произведение содержит четыре части в стандартной схеме быстро-медленно- скерцо -быстро:

  1. блестящее аллегро
  2. In modo d 'una marcia. Un poco largamente
  3. Scherzo: Molto vivace
  4. Allegro ma non troppo

I. Allegro brillante

Часть 1, партия фортепиано, мм. 1-8

Темповая маркировка первой части - Allegro brillante. Итальянское прилагательное brillante означает «сверкающий» или «искрящийся». Энергичная главная тема характеризуется широкими скачкообразными интервалами. Контрастная вторая тема , отмеченная dolce, достигается после переходной части, отмеченной взглядами на более удаленные плоские клавиши. Он представлен как дуэт виолончели и альта, и его «плавно-романтический» характер типичен для горячего вдохновения Шумана в этом квинтете.

Центральное развитие состоит в основном из виртуозной фигурки на фортепиано, основанной на уменьшении третьего и четвертого тактов вступительной темы, которая модулируется между двумя энергичными высказываниями последнего в A -плоский и фа минор. Фигурация более или менее точно переносится на тон при втором появлении, чтобы вернуться к тонической тональности. После стандартного перепросмотра основных тем короткая энергичная кода завершает движение. Хотя Шумана часто критикуют за его дискурсивный, повторяющийся подход к сонатной форме, ему в значительной степени удается сохранить это вступительное Аллегро компактно и не слишком длинным.

II. В modo d'una marcia. Un poco largamente

Сравнение отрывков из Части 1 (A) и Части 2 (B) фортепианного квинтета Шумана

Основная тема (A) этой части - похоронный марш до минор. Он чередуется с двумя контрастирующими эпизодами: один - лирическая тема (B), которую несет первая скрипка и виолончель, второй (C), Agitato, переносимое фортепиано под струнный аккомпанемент, что является трансформацией основной темы, замаскированной изменениями в ритм и темп. Целое образует семичастное рондо :

A (до минор)
B (до мажор)
A (до минор)
C (вариант ля, фа минор)
A ′ (до минор)
B ′ (фа мажор)
A (до минор)

Переход между похоронным маршем и второй (взволнованный) эпизод повторно использует нисходящие октавы в фортепиано (удвоенные скрипкой) из второго окончания экспозиции первой части (см. рисунок). Это один из нескольких моментов в квинтете, где Шуман создает единство движений, тонко повторно используя тематический материал. А, похоронный марш, по возвращении после раздела агитато меняется с быстрыми тройками на фортепиано и контрапунктом, напоминающими предыдущий эпизод в первой скрипке и виолончели, а во втором появлении си фа мажор также идет с обогащенным фортепианным сопровождением.

III. Скерцо: Molto vivace

Часть 3, партия фортепиано, мм. 1-6

Основная часть этой живой части почти полностью построена на восходящей и нисходящей гаммах. Есть две тройки. Трио I соль-бемоль мажор - лирический канон для скрипки и альта. Trio II, добавленное по предложению Мендельсона, представляет собой moto perpetuo с сильным акцентом, его. 4метр и беспокойно модулирующая, в основном минорная тональность резко контрастируют с. 8и относительная стабильность остальных. После третьего и последнего появления скерцо краткая кода, основанная на гаммах, завершает движение, переходя в воспоминание о Трио I в последних тактах.

IV. Allegro ma non troppo

Шуман: Фортепианный квинтет, финал, партия фортепиано, мм.1-4 (Тема A1)

Финал начинается соль минор, аккордом до минор, а не тоник. Движение в целом отлито в необычной форме, которая частично отражает, но в конечном итоге побеждает частые трудности Шумана с традиционной формой сонаты в его крупномасштабных инструментальных движениях. Оригинальное обращение как с формой, так и с тональностью резко контрастирует с в значительной степени традиционной формальной организацией предыдущих трех движений.

Ниже приводится краткое изложение основных тем и ключевых областей:

m. 1 : соль минор тема A 1
м. 21 : ми-бемоль мажор тема A 2
м. 29 : ре минор A 1
м. 37 : си-бемоль мажор A 2
м. 43 : G мажор тема B (с важным мотивом B ', впервые введенным альтом в 54), B сам по себе является уменьшенной версией А 2.
м. 77 : си минор-мажор A1
м. 114 : ми мажор-соль-диез минор тема C (в сопровождении B ')
m. 136 : соль-диез минор A1
мин. 148 : ре-диез минор A 1
мин. 156 : си мажор A 2
м. 164 : си-бемоль минор A 1
м. 172 : соль-бемоль мажор A 2
m. 178 : ми-бемоль мажор B перепросмотр
м. 212 : соль минор A1
м. 224 : ми-бемоль мажор тема D
м. 248 : фугато на А 1
м. 274 : ми-бемоль мажор C (B ’) повторяет
мин. 319 : ми-бемоль мажор, фугато на A 1 в сочетании с вступительной темой первой части, Allegro brillante
m. 378 : ми-бемоль мажор ре-капитулировал
м. 402: Coda

Основные темы, A 1, A 2, B и C, представлены в первых 135 тактах, что делает это вступление примерно эквивалентным сонате экспозиция. Тоническая тональность, однако, почти полностью отсутствует, музыка в основном остается в соль минор / мажор до появления лирической темы C в удаленной тональности ми мажор в m. 114. Музыка модулирует до соль-диез минор, чтобы начать то, что по сути является перепросмотром в m. 136, где B возвращается в ми-бемоль, чтобы, наконец, установить истинный тоник в m. 178, очень поздно в длинном движении.

Осталось развернуться более 200 полосок, но почти полностью в тонике. Во время их курса Шуман вводит еще одну тему, синкопированное D, переходит к резюмированию лирической темы C в тонике и развивает музыку дальше с помощью двух пассажей фугато, второй неожиданно и впечатляюще включает основную тему вступительного Allegro brillante. и комбинируя его с вступительной темой A 1, наконец, услышанной в тонике.

Этот переворот, возможно, был вдохновлен схожим слиянием тем в квартете ми-бемоль Мендельсона op. 12. Это также, вероятно, намеренно, вызывает кульминационные контрапункциональные финалы таких произведений, как Моцарт Симфония Юпитера. Движение в целом можно отметить по подобным рондо повторным появлением вводной темы A 1, которая последовательно избегает тонической тональности до финального фугато; за его новаторскую схему тональности, которая сочетает в себе беспокойные модуляции традиционной сонатной разработки с идеей перепросмотра в тонике; и за его успешную интеграцию контрапункта в неконтрапунктную формальную структуру.

Прием и влияние

Фортепианный квинтет Шумана получил широкое признание и получил множество подражаний. Его успех прочно утвердил фортепианный квинтет как значительный и типично романтический жанр камерной музыки. Фортепианный квинтет фа минор, соч. 34 из Иоганнес Брамс, переработанная из более ранней сонаты для двух фортепиано (сама по себе переработка более раннего струнного квинтета) по настоянию Клары Шуман, была одним из многих значительных романтических фортепианных квинтетов, которые показывают Шумана. влиять и перенимать его выбор инструментов.

Фортепианный квинтет Шумана не понравился по крайней мере одному разборчивому слушателю: Ференц Лист услышал произведение, исполненное в доме Шумана, и отклонил его как «слишком Лейпцигеришский», отсылку к консервативной музыке композиторов из Лейпцига, особенно Феликс Мендельсон.

Использование в более позднем искусстве и музыке

Тема похоронного марша из второй части широко используется в качестве основной темы фильма Фанни и Александр Ингмар Бергман, и играется на скрипке персонажем Рутгера Хауэра Лотосом, в то время как Баффи убивает вампира, изображаемого Полом Рубенсом в фильме 1992 года Баффи - истребительница вампиров. Он также занимает видное место в классическом саундтреке к знаменитому фильму ужасов 1934 года The Black Cat. Он несколько раз используется в Йоргосе Лантимосе '2018 года. Любимый.

Ссылки

Библиография

  • Фортепианный квинтет Шумана был впервые опубликован в 1843 году. Брейткопф и Хартель в Werke Serie V (1881) Роберта Шумана.
  • Бергер, Мелвин. "Путеводитель по камерной музыке", Довер, 2001, 404-405.
  • Чиселл, Джоан (1979). Шуман. Лондон: Дж. М. Дент и сыновья. ISBN 9780460125888.
  • Даверио, Джон (2002). Пути пересечения: Шуберт, Шуман и Брамс. Oxford: Oxford University Press.
  • Даверио, Джон. Роберт Шуман: вестник «новой поэтической эпохи». (1997, Оксфорд)
  • Даверио, Джон. «'Красивые и заумные разговоры': Камерная музыка Шумана». Камерная музыка XIX века. Эд. Стивен Э. Хефлинг. Нью-Йорк: Ширмер, 1998: 208–41.
  • Нельсон, Дж. К. «Прогрессивная тональность в финале фортепианного квинтета, соч.44 Роберта Шумана». Indiana Theory Review, xiii / 1 (1992): 41–51.
  • Поттер, Талли. Примечания к вкладышу. ШУМАНН: Фортепианный квинтет, соч. 44 / BRAHMS: Фортепианный квартет № 2 (Керзон, Будапештский квартет) (1951–1952)
  • Райх, Нэнси (2001). Клара Шуман: Художник и женщина. Итака, штат Нью-Йорк: издательство Корнельского университета.
  • Смоллмен, Бэзил. Фортепианный квартет и квинтет: стиль, структура и оценка.
  • Стоуэлл, Робин. Кембриджский компаньон струнного квартета.
  • Волленберг, Сьюзен. «Фортепианный квинтет Шумана ми-бемоль: наследие Баха», The Music Review, lii (1991): 299–305.
  • Веструп, Дж. «Эскиз для фортепианного квинтета Шумана op.44», Convivium musicorum : Festschrift Wolfgang Boetticher. Эд. Х. Хюшен, Д.-Р. Мозер. Берлин, 1974: 367–71.
  • Тови, Д.Ф. Очерки музыкального анализа: Камерная музыка. Лондон: Оксфорд, 1944: 149–54.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-02 04:51:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте