Концерт для фортепиано № 2 (Лист)

редактировать

Ференц Лист написал черновики своего Концерта для фортепиано с оркестром № 2 в Майор, S.125, во время своего виртуозного периода, с 1839 по 1840 год. Затем он отложил рукопись на десять лет. Вернувшись к концерту, он неоднократно пересматривал и исследовал его. Четвертый и последний период пересмотра закончился в 1861 году. Лист посвятил произведение своему ученику Гансу фон Бронсарту, который дал первое выступление под дирижером Листа в Веймаре 7 января. 1857.

Типичное исполнение этого концерта длится около 25 минут.

Содержание

  • 1 Инструменты
  • 2 Форма
  • 3 Обзор
    • 3.1 Симфонический концерт
    • 3.2 Экстремальный уровень
    • 3.3 Версия
  • 4 История исполнения
  • 5 Библиография
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Инструменты

Концерт записан для соло фортепиано, трех флейт (одно удвоение пикколо ), два гобоя, два кларнета в A, два фагота, два рожка в E, два трубы ми, три тромбона (два тенора, бас), туба, литавры ре и ля, тарелки и струны.

Форма

Этот концерт представляет собой одну длинную часть, разделенную на шесть частей, связанных трансформациями нескольких тем:

  • Adagio sostenuto assai
    Ключевая музыкальная идея этого концерта впервые звучит в первом кларнете, сопровождаемом не более чем четырьмя другими деревянными духовыми инструментами: последовательность из двух аккордов - мажорный аккорд с C ♯ сверху, затем доминанта s eventh на F ♮. Одна нота соединяет два аккорда - A.
  • Allegro agitato assai
    Технически это скерцо пьесы. Он начинается с B ♭ минор и заканчивается C♯ минор.
  • Allegro moderato
    Вступительная тема исполняется соло виолончелью в сопровождении фортепиано, показывая влияние итальянского бельканто на творчество Листа.
  • Allegro deciso
  • Marziale un poco meno allegro
    Еще одна трансформация нежной вводной темы, это движение также почти всегда подвергалось критике как пошлость и предательство как исходного характера этой темы, так и концерта в целом. Американский музыковед Роберт Винтер не согласился. Он назвал марш «мастерским ходом, демонстрирующим весь эмоциональный диапазон тематических трансформаций». Марш содержит в себе силу и вес, необходимые для восстановления тональности ля мажора, от которого музыка отошла довольно далеко с момента открытия концерта.
  • Allegro animato

Обзор

Второй концерт, будучи менее виртуозным, чем Первый фортепианный концерт, демонстрирует гораздо больше оригинальности по форме. В этом отношении он обнаруживает более тесную связь с более известными симфоническими поэмами Листа как по стилю, так и по структуре. Кроме того, в то время как окончательная версия Первого концерта может считаться образцом для солиста, во Второй показано, как Лист пытается подтвердить свой композиторский талант, дистанцируясь от своего виртуозного исполнительского происхождения. Лист менее щедр на технические приемы для солиста, такие как гаммы в октавах и встречные движения ; вместо властного виртуоза пианист часто становится аккомпаниатором деревянных духовых и струнных. Солист не доминирует в тематическом материале - фактически, после открытия пианист никогда не имеет темы в ее первоначальном виде. Вместо этого их роль заключается в создании или, по крайней мере, в создании изобретательных вариаций, которые проводят слушателя через серию тематических преобразований. Различные паузы и паузы не предназначены для прерывания музыкального потока, а скорее как переходы в музыкальном дискурсе. «Органическое единство» придает структуру всему произведению.

Concerto symphonique

Лист назвал это произведение Concerto symphonique в рукописи. Это название было заимствовано из Симфонических концертов Генри Литольфа. Листу нравилось не только название Литольфа, но и идея, которую он воплощал. Эта концепция была одной из тематических метаморфоз - объединение самых разных тем из одного мелодического источника. Это была концепция, с которой Лист был уже знаком из своего исследования Франца Шуберта Фантазия странника. Бетховен также использовал такое устройство в своей Девятой симфонии, преобразовав тему «Оды радости» в заключительной части. Однако у Листа тематическая трансформация стала бы композиционным приемом, к которому он возвращался снова и снова - в симфонических поэмах, Фаусте и Симфониях Данте и B минорная соната для фортепиано.

Это использование тематической трансформации также изменило отношение Листа к композиционной форме. По сравнению со своими современниками, которые все еще использовали сонатную форму более или менее условно, Лист иногда радикально отходил от этой формы. Темы перетасовываются в новые и неожиданные последовательности, различные метаморфозы которых демонстрируют калейдоскопические контрасты.

Перепросмотр стал сокращенным. Коды принимают пропорции развития. Трех- и четырехходовые конструкции свернуты в одно. Оправдание Листа, как он выразился, было следующим: «Новое вино требует новых бутылок».

Экстремальный уровень

В своем втором фортепианном концерте Лист довел практику создания крупномасштабной композиционной структуры от одних только метаморфоз до экстремального уровня. Его вступительная лирическая мелодия становится маршей-темой финала. Эта тема, в свою очередь, к концу концерта превращается в страстную. Тема, с которой начинается скерцо, снова появляется в конце этого раздела, замаскированная под совершенно другую мелодию в другой тональности. Это последнее преобразование настолько завершено, что связь легко не узнать. Тональность, режим, размер, темп и тональный цвет были преобразованы. То, что Лист так радикально изменил нотную запись музыки, оставаясь верным основной идее, стоящей за ней, демонстрирует с его стороны огромное количество изобретательности.

Озвучивание, материал и оформление Второго фортепианного концерта также предполагают влияние Вебера Konzertstück фа минор для фортепиано с оркестром. Лист был хорошо знаком с этой работой. Он часто играл ее во время своих гастролей, начиная с 1833 года. Он также сделал аранжировку пьесы для фортепиано соло, а также исправленную версию сольной партии (которую сам никогда не играл в исполнении). Его знание структуры этого одночастного концерта имело такое же большое значение для его музыкального развития, как и его изучение Шуберта Фантазии странника.

Подобно Первому фортепианному концерту, композиционное структура постоянно раскрывается по мере продвижения работы. В Первом фортепианном концерте эта структура довольно четко предполагает многодетальный формат. Этого не происходит во Втором фортепианном концерте. Она также не соответствует одной длинной части, основанной на форме первой части сонаты, в отличие от фортепианной сонаты си минор. Некоторые утверждали, что Лист, возможно, стремился к структурному промежуточному звену между этими двумя полюсами. Вот почему, объясняют они, Второй фортепианный концерт может показаться структурно неоднозначным.

Это потенциальное чувство двусмысленности становится двояким. Во-первых, по мере того, как музыка разворачивается, она превращается в произведение множества отдельных эпизодов, быстро следующих один за другим. Это может привести к ощущению структурной фрагментации без очевидного органического единства. Во-вторых, гармонический диапазон становится шире. Музыка остается в одной тональности ровно столько, чтобы сменить на другую клавишу. В своем эссе «Неправильное понимание Листа» Альфред Брендель комментирует эту технику:

В работах Листа есть что-то отрывочное; его музыкальный аргумент, возможно, по своей природе, часто не завершается. Но разве фрагмент не является самой чистой и законной формой романтизма? Когда утопия становится основной целью, когда делается попытка сдержать безграничное, тогда форма должна оставаться «открытой», чтобы могло войти безграничное. Задача переводчика - показать нам, как общая пауза может соединять, а не разделять два абзаца, как переход может загадочным образом трансформировать музыкальный аргумент. Это волшебное искусство. Посредством какого-то процесса, непостижимого для интеллекта, устанавливается органическое единство, «открытая форма» приходит к своим выводам в бесконечности.

Любой, кто не знает обаяния фрагментарного, останется чуждым большей части музыки Листа, и, возможно, к романтизму в целом.

Редакция

Как и в Первом фортепианном концерте, Лист значительно переработал фортепианную партию. В своих исправлениях Лист достиг такого же или большего эффекта, чем его первоначальная концепция, для многих отрывков, используя более простые средства. Одной из важных особенностей была замена пассажей в ломаных октавах пассажами для чередования рук. Лист выполнил аналогичные упрощения с Трансцендентальными этюдами и Большими этюдами Паганини.

История исполнения

Лист осторожно относился к исполнению Второго фортепианного концерта. В основном это было связано с его желанием защитить своих учеников от чрезмерного гнева критиков. Например, он написал Иоганн фон Хербек, тогдашний директор Венской филармонии: «В случае, если [пианист Ганс фон] Бюлов появится на концерте филармонии, он будет на моем совет: не играйте мой Концерт ля мажор (или любое другое мое сочинение), а просто один из концертов Баха или Бетховена. Мои близкие друзья прекрасно знают, что это не мое желание вовлекать себя в какую-либо концертную программу ».

Эта осторожность не всегда была жестким правилом. Тогдашний 17-летний Карл Таузиг сыграл это произведение в Праге 11 марта 1858 года. Таусиг повторил его в Веймаре 8 августа 1860 года к всеобщему признанию. Это было после инцидента в этом городе с Петром Корнелиусом Багдадским цирюльником, и незадолго до того, как Лист ушел с поста музыкального руководителя там.

Библиография

  • Колле, Роберт, изд. Алан Уокер, Ференц Лист: Человек и его музыка (Лондон: Барри и Дженкинс, 1976, 1970). ISBN 0-214-20345-X.
    Колле предлагает подробный анализ этого и нескольких других произведений Листа для фортепиано с оркестром.
  • изд. Гамильтон, Кеннет, Кембриджский компаньон Листа (Кембридж и Нью-Йорк: Cambridge University Press, 2005). ISBN 0-521-64462-3 (мягкая обложка).
    • Селенца, Анна, "Концерты для фортепиано с оркестром" Листа
  • Уокер, Алан, Ференц Лист: Том второй, Веймарские годы, 1848-1861 (Нью-Йорк: Альфред А Кнопф, 1989). ISBN 0-394-52540-X.
    Прослеживает историю произведения и развитие тем с его помощью, хотя и не в таких деталях, как Колле.
  • Стейнберг, Майкл, Концерт (Нью-Йорк и Оксфорд: Oxford University Press, 1998). ISBN 0-19-510330-0.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-02 04:50:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте