Концерт для фортепиано до мажор | |
---|---|
No. 1 | |
by Людвиг ван Бетховен | |
Бетховен в 1803 году, через шесть лет после того, как он закончил фортепианный концерт, его третья попытка в жанре | |
Каталог | Op. 15 |
Стиль | Классика период |
Посвящение | принцессы Анны Луизы Барбары Одескальки |
Выполнено | 18 декабря 1795 (1795-12-18): Вена |
Опубликовано | 1801 ( 1801) |
Движения |
|
Счет |
|
Людвиг Концерт для фортепиано с оркестром №1 до мажор до мажор, соч. 15 ван Бетховена был написан в 1795 году, затем переработан в 1800 году. Спектакль состоялся 18 декабря 1795 года в Вене с самим Бетховеном в качестве солиста. Впервые он был опубликован в 1801 году в Вене при посвящении его ученице принцессе Анне Луизе Барбаре Одескальки (урожденная графиня фон Кеглевич ), известной своим друзьям как «Бабетта».
Хотя это был Бетховен. первый фортепианный концерт, который будет опубликован, фактически это была его третья попытка жанра после неопубликованного фортепианного концерта ми-бемоль мажор 1784 года (не для следует путать с более известным концертом "Император" Бетховена, также в ми-бемоль) и Концертом для фортепиано с оркестром № 2. Последний был опубликован в 1801 году в Лейпциге после фортепианного концерта № 1, но сочинялся в течение многих лет, возможно, начиная с ок. 1788. Его первое исполнение состоялось 29 марта 1795 года, за несколько месяцев до концерта, который теперь обычно называют «№ 1».
Как и Фортепианный концерт № 2, этот концерт до мажор отражает ассимиляцию Бетховеном стилей Моцарта и Гайдна, в то время как его резкая гармоника Смены демонстрируют музыкальную индивидуальность Бетховена. Он соответствует концертному варианту сонаты и рассчитан для фортепиано соло и оркестра, состоящего из флейты, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 фагота, 2 рожка, 2 трубы, литавры и струнные. Флейта, гобои, трубы и литавры тасет во время второй части.
Темп: = 144
Первая часть в форме сонаты, но с добавлением оркестровой экспозиции, каденции и код. В нем много раз повторяется главная тема и есть несколько второстепенных тем. Оркестровая экспозиция много раз меняет тональность, но вторая экспозиция в основном в соль мажор. Развитие начинается с ми-бемоль мажор, затем модулируется до до минор, который заканчивается октавным глиссандо. Перепросмотр до мажор.
Есть три варианта каденции к этой части, которые различаются по длине и сложности. Коду играет только оркестр. Спектакли различаются по продолжительности от четырнадцати до восемнадцати минут.
Вторая часть находится в тональности ля-бемоль мажор, в этом контексте тональность, относительно далекая от вступительной тональности концерта до мажор. Если бы движение придерживалось традиционной формы, его тональность была бы фа мажор, клавиша субдоминанта или, в соль мажор, доминанта ключ. Кларнетам отводится необычно заметная роль в этом движении, поскольку они имеют мелодию так же часто, как и скрипки.
Как и многие медленные движения, это движение имеет тройную (ABA) форму. Его открывающая секция A представляет несколько тем, которые затем развиваются в средней секции B.
Типичные выступления длятся более десяти минут.
Третья часть - это семичастная соната рондо (ABACABA), традиционная форма третьей части в классических концертах. Фортепиано излагает основную тему, которую затем повторяет оркестр. Две секции B (второстепенные темы) - соль мажор и до мажор соответственно. Средняя часть находится в ля минор.
Две короткие каденции указаны Бетховеном в этой части, одна перед окончательным возвращением к основной теме, а другая - непосредственно перед концом части, которая заканчивается поразительный динамический контраст; пианино играет мелодию тихо, но затем оркестр с силой завершает движение.
Обычно движение длится от восьми до девяти минут.
Немецкий пианист Вильгельм Кемпфф написал свои собственные каденции для первой и последней частей и сыграл их в своих различных записях произведения. Канадский пианист Гленн Гулд также написал свою собственную каденцию, которая была опубликована Баргером и Баркли и записана для EMI в 1996 году Ларсом Фогтом с Симфонический оркестр Бирмингема под Саймон Рэттл
Год | Солист | Дирижер | Оркестр | Лейбл | Каталожный номер |
---|---|---|---|---|---|
1958 | Гленн Гулд | Владимир Гольшманн | Колумбийский симфонический оркестр | Columbia Masterworks | |
1959 | Вильгельм Бакхаус | Ганс Шмидт-Иссертедт | Венский филармонический оркестр | Decca | |
1968 | Артур Рубинштейн | Эрих Лейнсдорф | Бостонский симфонический оркестр | RCA Victor Red Seal | |
2019 | Борис Гильтбург | Василий Петренко | Наксос | ||
2020 | Элизабет Сомбарт | Пьер Валле | Королевский филармонический оркестр | Сигнум | SIGCD614 |
2020 | Андраш Шифф | Бернард Хейтинк | Государственная капелла Дрездена | Warner Classics | 9029531753 |
2020 | Стюарт Гудиер | Эндрю Константин | Национальный оркестр Уэльса BBC | Orchid Classics | ORC100127 |