Музыкальные партитуры временно отключены. |
Знаменитое процветающее вступление к концерту. |
Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 16, сочиненный Эдвардом Григом в 1868 году, был единственным концертом Григом, завершенным. Это одно из его самых популярных произведений и одно из самых популярных из всех фортепианных концертов.
Музыкальные партитуры временно отключены. |
Основная тема allegro molto moderato. |
Концерт состоит из трех частей:
Время исполнения всего концерта обычно составляет чуть менее 30 минут.
Григ записал концерт для соло фортепиано, 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета (в A и B ♭), 2 фагота, 2 рожка в E и E ♭, 2 трубы в C и B ♭, 2 тромбона, туба, литавры и струнные (скрипки, альты, виолончели и контрабасы ). Позже он добавил 2 рожка и заменил тубу третьим тромбоном.
Это произведение входит в число самых ранних важных произведений Грига, написанных 24-летним композитором в 1868 году в Сёллерёд, Дания, во время одного из своих визитов туда, чтобы воспользоваться климатом.
Концерт часто сравнивают с фортепианным концертом Роберта Шумана : он в той же тональности ; начальный нисходящий росчерк на фортепиано аналогичен; и общий стиль считается ближе к Шуману, чем к любому другому композитору-одиночке. Кстати, оба композитора написали только один концерт для фортепиано. Григ слышал концерт Шумана, исполненный Кларой Шуман в Лейпциге в 1858 году, и на него сильно повлиял стиль Шумана в целом, поскольку его научил играть на фортепиано друг Шумана Эрнст Фердинанд Венцель.
Концерт Грига свидетельствует о его интересе к норвежской народной музыке ; вступительный штрих основан на мотиве падающей минорной секунды (см. интервал ), за которой следует падающая мажорная треть, что типично для народной музыки родной страны Грига. Этот специфический мотив встречается и в других произведениях Грига, включая Струнный квартет № 1. В последней части концерта обнаружено сходство с залом (норвежский народный танец) и имитацией скрипки Хардангера (норвежская народная скрипка).
Музыкальные партитуры временно отключены. |
Тема третьей части концерта, на которую повлиял норвежский танец Halling. |
Премьера произведения Эдмунд Нойперт на 3 апреля 1869 г. в Копенгагене, дирижер Хольгер Саймон Паулли. Некоторые источники говорят, что предполагаемым солистом был сам Григ, отличный пианист, но он не смог присутствовать на премьере из-за обязательств с оркестром в Христиании (ныне Осло ). На премьере присутствовали датский композитор Нильс Гаде и русский пианист Антон Рубинштейн, предоставившие для этого случая собственное пианино. Неуперт был также посвящен второй редакции концерта (Рикард Нордраак был первоначальным посвященным), а Джеймс Хунекер сказал, что он сам сочинил каденцию первой части.
Норвежская премьера в Христиании последовала 7 августа 1869 года, а позже пьеса была услышана в Германии в 1872 году и в Англии в 1874 году. Во время визита Грига к Ференцу Листу в Риме в 1870 году Лист сыграл ноты. Prima vista (на вид) перед аудиторией музыкантов и дал очень хорошие комментарии о работе Грига, которые впоследствии повлияли на него. Произведение было впервые опубликовано в Лейпциге в 1872 году, но только после того, как Йохан Свендсен выступил от имени Грига.
Концерт - первый концерт для фортепиано, когда-либо записанный пианистом Вильгельмом Бакхаусом в 1909 году. Из-за технологий того времени он был сильно сокращен и длился всего шесть минут.
Григ пересматривал работу по крайней мере семь раз, обычно тонкими способами, но количество исправлений составило более 300 отличий от оригинальной оркестровки. В одном из этих исправлений он отменил предложение Листа отдать вторую тему первой части (а также первую тему второй) трубе, а не виолончели. Финальная версия концерта была завершена всего за несколько недель до смерти Грига, и именно эта версия получила мировую популярность. Оригинальная версия 1868 года была записана Лав Дервингер с Норрчёпингским Симфоническим оркестром под управлением Дзюнъити Хироками.
Григ работал над транскрипцией концерта для двух сольных фортепиано. завершен Кароли Терн. Премьерная запись этой версии была сделана британским фортепианным дуэтом Энтони Голдстоуном и Кэролайн Клеммоу. 2 апреля 1951 года американский пианист, родившийся в России, Саймон Барер потерял сознание, играя несколько первых тактов концерта в исполнении с дирижером Юджином Орманди и Филадельфией. Оркестр в Карнеги-холл в Нью-Йорке. Вскоре после этого он умер за кулисами. Это должно было быть первое исполнение произведения Барре.
В 1882 и 1883 годах Григ работал над вторым фортепианным концертом си минор, но он так и не был завершен. Эскизы к концерту записал пианист Эйнар Стин-Нёклеберг. В 1997 году Общество Грига Осло провело свой Третий Международный конкурс композиторов на тему: «Переосмыслить» второй концерт Грига. Один из участников конкурса, бельгийский композитор Лоран Бекманс, разработал полный фортепианный концерт по эскизам, который впервые был исполнен в Лондоне 3 мая 2003 года.
Еще одна доработка эскизов Грига была завершена норвежским композитором и была записано этикеткой Naxos. Среди других конкурсантов румынский Шербан Никифор (Концерт GRIEGoriano), россиянин Владимир Беляев (Второй фортепианный концерт), шотландский Каллум Кенмюр (Рапсодия на темы Грига), американец Дэниел Пауэрс (Концерт-реликварий), немец Клаус Милинг (Концертная фантазия си минор), новозеландка Элисон Эдгар (Фантазия си минор), австралиец Дэвид Морган (Норвежская фантазия). Первое место занял итальянец Альберто Колла (Концерт для фортепиано № 1).
Непреходящая популярность фортепианного концерта Грига обеспечила его использование в самых разных контекстах.
Следующее выступление выполнено симфоническим оркестром Вашингтонского университета под управлением Питера Эроса. пианист - Нил О'Доан.
Следующее выступление - оркестр Скидмор-колледжа. Это любезно предоставлено Мусопен.