Фонологическое развитие

редактировать
Приобретение языковых навыков в детстве

Фонологическое развитие относится к тому, как дети учатся преобразовывать звуки в значения или язык ( фонология ) на стадии своего развития.

Звук - это начало изучения языка. Дети должны научиться различать разные звуки и разбивать речевой поток, которому они подвергаются, на единицы - в конечном итоге на значимые единицы - чтобы усвоить слова и предложения. Одна из причин, по которой сегментация речи является сложной задачей, заключается в том, что, в отличие от печатных слов, между произнесенными словами нет пробелов. Таким образом, если младенец слышит звуковую последовательность «thisisacup», он должен научиться сегментировать этот поток на отдельные единицы «это», «is», «a» и «cup». Как только «чашка» может быть извлечена из речевого потока, ребенок должен придать этому слову значение. Кроме того, ребенок должен уметь отличать последовательность «чашка» от «детеныша», чтобы понять, что это два разных слова с разными значениями. Наконец, ребенок должен научиться произносить эти слова. Приобретение родного языка фонология начинается в утробе матери и не совсем по-взрослому до подросткового возраста. Перцептивные способности (например, способность разделить «thisisacup» на четыре отдельные словесные единицы) обычно предшествуют производству и, таким образом, помогают развитию речи.

Содержание

  • 1 Доязычное развитие (от рождения - 1 год)
    • 1.1 Восприятие
      • 1.1.1 1 месяц
        • 1.1.1.1 Категориальное восприятие
      • 1.1.2 4 месяца
      • 1.1. 3 5 месяцев
      • 1.1.4 6 месяцев
        • 1.1.4.1 Статистическое обучение
      • 1.1.5 7 месяцев
      • 1.1.6 8 месяцев
      • 1.1.7 9 месяцев
      • 1.1.8 10 -12 месяцев
    • 1.2 Производство
      • 1.2.1 Стадии предречевого вокального развития
        • 1.2.1.1 0-6 недель: Рефлексивные вокализации
        • 1.2.1.2 6-16 недель: Воркование и смех
        • 1.2.1.3 16-30 недель: вокальная игра
        • 1.2.1.4 6-10 месяцев: повторное лепетание (или каноническое лепетание)
        • 1.2.1.5 10-14 месяцев: неповторимое лепетание (или разноплановое лепетание)
  • 2 Развитие после установления речи (1 год и старше)
    • 2.1 Восприятие
      • 2.1.1 14 месяцев
      • 2.1.2 16 месяцев
      • 2.1.3 18-20 месяцев
        • 2.1.3.1 Пост -картинг
      • 2.1.4 2–6 лет
      • 2.1.5 12 лет
    • 2.2 Производство
      • 2.2.1 12-14 месяцев
      • 2.2.2 16 месяцев
      • 2.2.3 18 месяцев
        • 2.2.3.1 Целые текстовые процессы (до 3 или 4 лет)
        • 2.2.3.2 Segm процессы замещения (в младшие школьные годы)
      • 2.2.4 2 года
      • 2.2.5 4 года
      • 2.2.6 7 лет
  • 3 Биологические основы речевого развития младенцев
    • 3.1 Младенцы голосовой тракт
    • 3.2 Нервная система
  • 4 Ссылки

Прелингвистическое развитие (от рождения - 1 год)

Восприятие

Дети не произносят своих первых слов, пока не 1 год, но уже при рождении они могут отличить некоторые высказывания на родном языке от высказываний на языках с разными просодическими особенностями.

1 месяц

Категориальное восприятие

Младенцы в возрасте до 1 месяца воспринимают некоторые звуки речи как категории речи (они отображают категориальное восприятие речи). Например, звуки / b / и / p / различаются по степени дыхания, которое следует за открытием губ. Используя сгенерированный компьютером континуум дыхания между / b / и / p /, Eimas et al. (1971) показали, что младенцы, изучающие английский язык, обращали больше внимания на различия около границы между / b / и / p /, чем на различия одинаковой величины внутри / b / -категории или внутри / p / -категории. Их измерение, отслеживание скорости сосания младенцев, стало основным экспериментальным методом изучения восприятия речи младенцев .

Рис. 1. Скорость всасывания при изменении VOT на 20 мс через границу категории (слева), при изменении VOT на 20 мс внутри категории (в центре), без изменения VOT (справа). По данным Eimas et al. (1971).

Младенцы в возрасте до 10–12 месяцев могут различать не только родные звуки, но и неродные контрасты. Дети старшего возраста и взрослые теряют способность различать неродные контрасты. Таким образом, кажется, что знакомство с родным языком вызывает реструктуризацию системы восприятия. Реструктуризация отражает систему контрастов в родном языке.

4 месяца

В четыре месяца младенцы по-прежнему предпочитают речь, направляемую младенцем, речи, направляемой взрослыми. В то время как месячные дети проявляют это предпочтение только в том случае, если им воспроизводится полный речевой сигнал, 4-месячные младенцы предпочитают управляемую младенцами речь, даже когда воспроизводятся только контуры звука. Это показывает, что в возрасте от 1 до 4 месяцев младенцы улучшают отслеживание надсегментарной информации в обращенной к ним речи. К 4 месяцам младенцы, наконец, узнали, на какие особенности им следует обращать внимание на надсегментарном уровне.

5 месяцев

Младенцы предпочитают слышать собственное имя похожим по звучанию словам. Возможно, они связали значение «я» со своим именем, хотя также возможно, что они просто узнают форму из-за ее высокой частоты.

6 месяцев

С увеличением воздействия окружающего языка младенцы учатся не обращать внимания на звуковые различия, которые не имеют смысла в их родном языке, например, две акустически разные версии гласной / i / которые просто различаются из-за различий между говорящими. К 6 месяцам младенцы научились воспринимать акустически разные звуки, представляющие один и тот же звук category, например / i /, произносимое мужчиной и женщиной, как членов одной фонологической категории. /i/.

Статистическое обучение

Младенцы способны извлекать значимые различия в языке, с которым они сталкиваются, из статистических свойств этого языка. Например, если младенцы, изучающие английский язык, подвергаются воздействию от предвосхищения / d / до безголосого бездыхательного / t / континуума (аналогично / d / - / t / на испанском языке) с большинством маркеров, встречающихся вблизи конечных точек континуума, т. е. демонстрирующих экстремальное предварительное голосование по сравнению с длительным временем начала голоса (бимодальное распределение ), они лучше распознают эти звуки, чем младенцы, которые подвергаются воздействию токенов из центра континуума (унимодальное распределение).

Эти результаты показывают, что в возрасте 6 месяцев младенцы чувствительны к тому, как часто определенные звуки встречаются в языке, которому они подвергаются, и могут узнать, на какие сигналы важно обращать внимание, исходя из этих различий в частоте появления. При воздействии на естественный язык это означает, что типичные звуки на языке (например, предварительно озвученные / d / в испанском языке) встречаются часто, и младенцы могут выучить их, просто воздействуя на них в речи, которую они слышат. Все это происходит до того, как младенцы осознают значение любого из слов, которым они подвергаются, и поэтому феномен статистического обучения использовался для доказательства того факта, что младенцы могут изучать звуковые контрасты, не придавая им значения.

В 6 месяцев младенцы также могут использовать просодические особенности окружающего языка, чтобы разбить речевой поток, которому они подвергаются, на осмысленные единицы, например, они могут лучше понимать различать звуки, которые встречаются в подчеркнутом vs. безударные слоги. Это означает, что в возрасте 6 месяцев младенцы уже знакомы с паттернами стресса в речи, с которыми они сталкиваются, и узнали, что эти паттерны значимы.

7 месяцев

Было показано, что в 7,5 месяцев младенцы, изучающие английский язык, способны отделять слова от речи, которые показывают сильную-слабую (т. Е. хорея ) образец ударения, который является наиболее распространенным образцом ударения в английском языке, но они не смогли сегментировать слова, которые следуют шаблону слабый-сильный. Таким образом, в последовательности «гитара» эти младенцы слышали «тарис» как слово-единицу, потому что оно следует схеме «сильный-слабый». Процесс, который позволяет младенцам использовать просодические сигналы в речевом вводе, чтобы узнать о структуре языка, был назван «просодическим самонастройкой ”.

8 месяцев

В то время как дети обычно не понимают значения большинства отдельных слов, они понимают значение определенных фраз, которые часто слышат, таких как «Прекрати» или «Иди сюда».

9 месяцев

Младенцы могут различать родной из ввода на неродном языке с использованием только фонетических и фонотактических шаблонов, т. е. без помощи просодических сигналов. Похоже, они усвоили фонотактику своего родного языка, т. Е. Какие комбинации звуков возможны в языке.

10-12 месяцев

Младенцы теперь не могут различать большинство звуковых контрастов, не относящихся к одной и той же звуковой категории на их родном языке. Их система восприятия настроена на контрасты, характерные для их родного языка. Что касается понимания слов, Fenson et al. (1994) проверили размер словарного запаса детей в возрасте 10-11 месяцев и обнаружили диапазон от 11 до 154 слов. В этом возрасте дети обычно еще не начинают говорить и, следовательно, не имеют производственного словарного запаса. Итак, понятно, что словарный запас понимания развивается раньше, чем производственный словарный запас.

Производство

Этапы предречевого вокального развития

Даже если дети не произносят свои первые слова примерно до 12 месяцев, способность воспроизводить речевые звуки появляется развиваться в гораздо более молодом возрасте. Старк (1980) выделяет пять стадий раннего речевого развития:

0-6 недель: рефлексивные вокализации

Эти самые ранние вокализации включают плач и вегетативные звуки, такие как дыхание, сосание или чихание. Из-за этих вегетативных звуков голосовые связки младенцев вибрируют, и воздух проходит через их голосовой аппарат, таким образом знакомя младенцев с процессами, участвующими в более позднем производстве речи.

Файл: 3-месячный младенец ворковал в ответ на caregiver.ogv Воспроизвести мультимедиа 14-недельный ребенок ворковал во время взаимодействия с опекуном (51 секунда)
6-16 недель: воркование и смех

Младенцы издают воркование, когда они содержание. Воркование часто вызывается социальным взаимодействием с опекунами и похоже на воспроизведение гласных.

16–30 недель: вокальная игра

Младенцы издают множество звуков, похожих на гласные и согласные, которые они объединяют во все более длинные последовательности. Производство гласных звуков (уже в первые 2 месяца) предшествует производству согласных, причем первые задние согласные (например, [g], [k]) производятся вокруг 2–3 месяца, а передние согласные (например, [m], [n], [p]) начинают появляться примерно в 6-месячном возрасте. Что касается контуров звука в высказываниях младенцев, младенцы в возрасте от 3 до 9 месяцев имеют в основном плоские, нисходящие и восходящие-нисходящие контуры. Повышение контуров звука потребует от младенцев повышения субглоточного давления во время вокализации или увеличения длины или напряжения голосовых складок в конце вокализации, либо того и другого. В возрасте от 3 до 9 месяцев младенцы, похоже, еще не могут контролировать эти движения.

6-10 месяцев: повторяющееся лепетание (или каноническое лепетание)

повторяющееся лепет содержит согласный-гласный (CV) слоги, которые повторяются в повторяющихся сериях одинаковых согласных и гласных (например, [бабаба]). На этой стадии постановки младенцев гораздо больше напоминают речь по времени и вокальному поведению, чем на более ранних стадиях. Начиная примерно с 6 месяцев младенцы также проявляют влияние окружающего языка в своем лепете, то есть лепет младенцев звучит по-разному в зависимости от того, какие языки они слышат. Например, было обнаружено, что дети в возрасте 9–10 месяцев, изучающие французский язык, производят большую долю предварительно оплаченных остановок (которые существуют на французском языке, но не на английском) в их лепете, чем младенцы того же возраста, изучающие английский язык. Это явление лепета под влиянием усваиваемого языка было названо дрейфом лепета.

10–14 месяцев: нередуплицированный лепет (или разнообразный лепет)

Младенцы теперь объединяются разные гласные и согласные в слоговые строки. На этой стадии младенцы также вырабатывают различные образцы стресса и интонации. В течение этого переходного периода от лепетания к первому слову дети также производят «протослова», то есть придуманные слова, которые последовательно используются для выражения определенных значений, но не являются настоящими словами на целевом языке детей. В возрасте 12–14 месяцев дети произносят свое первое слово. Младенцы в возрасте около одного года способны производить нарастающие контуры высоты тона в дополнение к плоским, падающим и восходящим-падающим контурам высоты тона.

Развитие после того, как наступает речь (от 1 года и старше)

В возрасте 1 года дети только начинают говорить, а их высказывания еще совсем не похожи на взрослые. Перцептивные способности детей тоже все еще развиваются. Фактически, как производственные, так и способности восприятия продолжают развиваться и в школьные годы, при этом восприятие некоторых просодических черт не развивается полностью примерно до 12 лет.

Восприятие

14 месяцев

Дети могут различать недавно выученные «слова», связанные с объектами, если они не похожи по звучанию, такие как «лиф» и «ним». '. Однако они не могут различить похожие по звучанию недавно выученные слова, такие как «бих» и «ди». Таким образом, хотя дети в этом возрасте способны различать односложные минимальные пары на чисто фонологическом уровне, если задача распознавания сочетается со значением слова, дополнительная когнитивная нагрузка, необходимая для изучения значения слов не позволяют им тратить дополнительные усилия на различение схожей фонологии.

16 месяцев

Объем словарного запаса понимания детьми варьируется от 92 до 321 слова. Объем производственного словарного запаса в этом возрасте обычно составляет около 50 слов. Это показывает, что словарный запас понятной речи растет быстрее, чем словарный запас производственной.

18-20 месяцев

В 18-20 месяцев младенцы могут различать недавно выученные «слова », даже если они фонологически схожи, например «Бих» и «ди». Хотя младенцы способны различать подобные слоги уже вскоре после рождения, они могут различать их только сейчас, если они представлены им как значимые слова, а не просто последовательность звуков. Дети также могут обнаруживать такие неправильные произношения, как «vaby» вместо «ребенок». Было обнаружено, что неправильно произнесенные слова хуже распознаются, чем правильно произнесенные слова. Это говорит о том, что младенцы воспроизводят знакомые слова фонетически очень точно. Этот результат также был сделан, чтобы предположить, что младенцы переходят от фонологической системы, основанной на словах, к фонологической системе, основанной на сегментах, примерно в возрасте 18 месяцев.

Быстрое отображение

Конечно, детям нужно изучать звуковые различия своего языка, потому что тогда они также должны узнать значение, связанное с этими разными звуками. Маленькие дети обладают замечательной способностью запоминать значения слов, которые они извлекают из речи, которую они слышат, то есть отображать значение на звуках. Часто дети уже ассоциируют значение с новым словом после одного раза. Это называется «быстрое отображение ». В 20-месячном возрасте, когда им предъявляют три знакомых предмета (например, мяч, бутылку и чашку) и один незнакомый предмет (например, пирсинг для яиц), дети могут заключить, что в запросе «Могу ли я получить zib, zib должен относиться к незнакомому объекту, то есть к пирсингу яиц, даже если они никогда раньше не слышали это псевдослово. Дети в возрасте 15 месяцев могут успешно выполнить это задание, если эксперимент проводится с меньшим количеством предметов. Это задание показывает, что дети в возрасте от 15 до 20 месяцев могут придавать значение новому слову только после однократного воздействия. Быстрое отображение - это необходимая способность для детей усвоить количество слов, которые они должны выучить в течение первых нескольких лет жизни: дети усваивают в среднем девять слов в день в возрасте от 18 месяцев до 6 лет.

2–6 лет

В 2 года у младенцев появляются первые признаки фонологической осведомленности, т. Е. Они интересуются игрой слов, рифмами и аллитерациями. Фонологическая осведомленность продолжает развиваться до первых классов школы. Например, только около половины детей в возрасте 4 и 5 лет, протестированных Liberman et al. (1974) смогли выделить количество слогов в многосложных словах, но 90% 6-летних смогли это сделать. Большинство детей 3-4 лет способны разбивать простые согласные - гласные -согласные (CVC) слоги на их составные части (начало и иней ). начало слога состоит из всех согласных, предшествующих гласной слога, а рифм образуется вверх гласного и всех последующих согласных. Например, начало в слове «собака» - / d /, а начало - / og /. Дети в возрасте 3–4 лет могли сказать, что неслова / fol / и / fir / понравятся марионетке, чей любимый звук - / f /. Четырехлетние дети менее успешны в этом задании, если начало слога содержит группу согласных, например / fr / или / fl /. Liberman et al. обнаружил, что ни один четырехлетний ребенок и только 17% пятилетнего ребенка могли выделить количество фонем (отдельных звуков) в слове. 70% 6-летних смогли это сделать. Это может означать, что дети рано осознают слоги как единицы речи, в то время как они не проявляют осведомленности об отдельных фонемах до школьного возраста. Другое объяснение состоит в том, что отдельные звуки нелегко преобразовать в удары, поэтому хлопать в ладоши по отдельным фонемам намного сложнее, чем по слогам. Одна из причин, по которой понимание фонем становится намного лучше, когда дети пойдут в школу, заключается в том, что обучение чтению дает наглядное пособие о том, как разбивать слова на более мелкие составляющие.

12 лет

Хотя дети воспринимают ритмические образцы на родном языке в 7–8 месяцев, они не могут достоверно различать составные слова и фразы, которые различаются только ударением размещение, например, «горячая собака» или «горячая собака» примерно до 12 лет. В исследовании Фогеля и Рэйми (2002) детей попросили показать, какое из двух изображений (например, собаку или колбасу) было названо. Дети младше 12 лет обычно предпочитают составное чтение (например, колбасу) фразовому чтению (собака). Авторы пришли к выводу из этого, что дети начинают с лексической предвзятости, то есть они предпочитают интерпретировать подобные фразы как отдельные слова, и способность преодолевать эту предвзятость развивается до позднего детства.

Производство

12–14 месяцев

Младенцы обычно производят свое первое слово в возрасте 12–14 месяцев. Первые слова имеют простую структуру и содержат те же звуки, которые использовались в позднем лепете. Создаваемые ими лексические элементы, вероятно, хранятся как целые слова, а не как отдельные сегменты, которые собираются вместе в сети при их произнесении. На это указывает тот факт, что младенцы в этом возрасте могут по-разному воспроизводить одни и те же звуки в разных словах.

16 месяцев

Объем производственного словарного запаса детей в этом возрасте обычно составляет около 50 слов, хотя есть большой разброс в словарном запасе среди детей одной возрастной группы, с диапазоном от 0 до 160 слов для большинства детей.

18 месяцев

Детские постановки становятся более последовательными в этом возрасте от 18 месяцев. Когда их слова отличаются от взрослых форм, эти различия более систематичны, чем раньше. Эти систематические преобразования называются «фонологическими процессами» и часто напоминают процессы, которые обычно характерны для взрослых фонологий языков мира (ср. дублирование у взрослых ямайских креолов: «желто-желтый» = «очень желтый»). Некоторые общие фонологические процессы перечислены ниже.

Целые словесные процессы (до 3 или 4 лет)

- Слабое удаление слога: пропуск безударного слога в целевом слове, например, [nænæ] для «банана»

- Окончательное удаление согласного: пропуск последнего согласного в целевом слове, например [pikʌ] для « потому что '

- Редупликация : образование двух идентичных слогов на основе одного из слогов целевого слова, например, [баба] для «бутылки»

- Гармония согласных : согласный звук целевого слова приобретает черты другой согласный звук целевого слова, например, [ɡʌk] для 'утка'

- Сокращение кластера согласных: пропуск согласного в целевом кластере слов, например, [kæk] для 'взломщика'

Процессы замещения сегментов (в ранние школьные годы)

- Velar fronting: velar заменяется корональным звуком, например, [ti] для «ключа»

- Остановка: щелевой заменяется на остановка, например, [ti] для «море»

- Планирование: жидкость заменяется на скольжение, например, [wæbɪt] для 'кролика'

2 года

объем производственного словарного запаса составляет от 50 до 550 слов в возрасте 2 лет. Влияние на скорость усвоения слов и, следовательно, на широкий диапазон размеров словарного запаса детей одного возраста, включает объем речи, которой дети подвергаются опекунами, а также различия в том, насколько богат словарный запас в речи ребенка. слышит. Также кажется, что дети быстрее наращивают словарный запас, если речь, которую они слышат, чаще связана с их фокусом внимания. Так будет, если опекун будет говорить о мяче, на который в данный момент смотрит ребенок.

4 года

Исследование Gathercole и Baddeley (1989) показало важность звука для раннего значения слов. Они проверили фонологическую память 4-5-летних детей, то есть насколько хорошо эти дети могут запоминать последовательность незнакомых звуков. Они обнаружили, что дети с лучшей фонологической памятью также имели больший словарный запас в обоих возрастах. Более того, фонологическая память в возрасте 4 лет предсказывала словарный запас детей в возрасте 5 лет, даже с учетом более раннего словарного запаса и невербального интеллекта.

7 лет

Дети производят в основном взрослые сегменты. Их способность воспроизводить сложные звуковые последовательности и многосложные слова продолжает улучшаться в среднем детстве.

Биологические основы речевого развития младенцев

Изменения в развитии вокализации младенцев превышают первый год жизни зависит от физического развития в это время. Физический рост голосового тракта, развитие мозга и развитие неврологических структур, ответственных за вокализацию, являются факторами для развития вокальной продукции младенцев.

Голосовой тракт младенцев

Младенцы голосовые пути меньше по размеру и изначально имеют форму, отличную от голосовых трактов взрослых. Язык младенца заполняет весь рот, уменьшая таким образом диапазон движений. По мере роста лицевого скелета диапазон движений увеличивается, что, вероятно, способствует увеличению разнообразия звуков, которые начинают издавать младенцы. Развитие мышц и сенсорных рецепторов также дает младенцам больше контроля над производством звука. Ограниченное движение челюсти и рта младенца могло быть причиной типичного чередования согласных и гласных (CV) в лепете, и даже предполагалось, что преобладание слогов CV в языках мира может эволюционно были вызваны этим ограниченным диапазоном движений голосовых органов человека.

Различия между речевым трактом младенцев и взрослых можно увидеть на рисунке 3 (младенцы) и рисунке 4 (взрослые) ниже.

Фиг. 3. Голосовой тракт младенца: H = твердое небо, S = мягкое небо, T = язык, J = челюсть, E = надгортанник, G = голосовая щель; По Вихману (1996) Рис. 4. Голосовой тракт взрослого: H = твердое небо, S = мягкое небо, T = язык, J = челюсть, E = надгортанник, G = голосовая щель; По Вихману (1996)

Нервная система

Плач и вегетативные звуки контролируются стволом мозга, который созревает раньше, чем кора. Неврологическое развитие высших структур мозга совпадает с определенным развитием вокализации младенцев. Например, воркование начинается в возрасте 6-8 недель, когда начинают функционировать некоторые участки лимбической системы. Известно, что лимбическая система участвует в выражении эмоций, и воркование у младенцев связано с чувством удовлетворенности. Дальнейшее развитие лимбической системы может быть причиной появления смеха в возрасте около 16 недель. Наконец, моторная кора, которая развивается позже, чем вышеупомянутые структуры, может быть необходима для канонического лепета, который начинается в возрасте от 6 до 9 месяцев.

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-02 04:04:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте