Фонологическая осведомленность - это осведомленность человека о фонологической структуре или звуковой структуре слов. Фонологическая осведомленность является важным и надежным предиктором более поздних способностей к чтению и поэтому была предметом многих исследований.
Фонологическая осведомленность включает в себя обнаружение звуков и управление ими на три уровня звуковой структуры: (1) слоги, (2) начала и римы и (3) фонемы. Осведомленность об этих звуках демонстрируется с помощью различных заданий (см. Ниже). Доступные опубликованные тесты фонологической осведомленности (например, PhAB2) часто используются учителями, психологами и логопедами, чтобы помочь понять трудности в этом аспекте языка и грамотности. Хотя задачи различаются, они разделяют основное требование, согласно которому со звуками должны выполняться некоторые операции (например, идентификация, сравнение, разделение, комбинирование, генерация). Предполагается, что человек, выполняющий эти задачи, должен иметь представление о единицах звука, чтобы выполнить операцию.
Фонологическая осведомленность - это один из компонентов более крупной системы фонологической обработки, используемой для разговора и слушания. Фонологическая осведомленность отличается от других фонологических способностей тем, что это металингвистический навык, требующий осознанного понимания и размышления о структуре языка. Другие фонологические способности: такие как внимание к речи, различение звуков, сохранение звуков в памяти: могут выполняться без сознательного размышления. Однако эти другие фонологические способности являются предпосылкой для развития фонологической осведомленности. Таким образом, общие навыки аудирования часто входят в число тех, которые включены в обучение фонологической осведомленности.
Термины фонематическая осведомленность и фонетическая осведомленность часто используются как синонимы фонологической осведомленности. Однако эти термины имеют разное значение. Фонематическая осведомленность - это подмножество фонологической осведомленности, которая сосредоточена конкретно на распознавании и управлении фонемами, мельчайшими единицами звука. Фонетика требует, чтобы студенты знали и сопоставляли буквы или шаблоны букв со звуками, выучили правила написания и использовали эту информацию для декодирования (чтения) и кодирования (записи) слов. Фонематическая осведомленность относится только к речевым звукам, а не к буквам алфавита или звуковому написанию, поэтому учащимся не обязательно владеть алфавитом, чтобы развить базовую фонематическую осведомленность о языке.
Задачи фонологической осведомленности (адаптировано из Департамента образования Вирджинии (1998): и Гиллон (2004)
Способность обращать внимание на звуки окружающей среды и звуки речи и отличать их друг от друга
Хотя некоторые двухлетние дети демонстрируют фонологическую осведомленность, у большинства детей фонологическая осведомленность появляется на третьем году с ускоренным ростом через четвертый и пятый годы. Навыки фонологической осведомленности развиваются по предсказуемой схеме, аналогичной для разных языков: от более крупных звуковых единиц к более мелким (то есть от слов к слогам к началу и от слогов к фонемам). Задания, используемые для демонстрации понимания этих звуков, имеют свою собственную последовательность развития. Например, задачи, связанные с обнаружением похожих или несходных звуков (например, необычные задачи), осваиваются перед задачами, требующими манипулирования звуками (например, задачи удаления), а задачи наложения осваиваются перед задачами сегментации. Приобретение навыков фонологической осведомленности не происходит в линейной последовательности; скорее, дети продолжают совершенствовать приобретенные навыки, одновременно осваивая новые.
Развитие фонологической осведомленности тесно связано с общим языком и развитием речи. Размер словарного запаса, а также другие показатели рецептивной и экспрессивной семантики, синтаксиса и морфологии являются последовательными параллельными и продольными предикторами фонологической осведомленности. В соответствии с этим выводом, дети с коммуникативными расстройствами часто имеют плохую фонологическую осведомленность.
Фонологическое развитие и точность артикуляции часто коррелируют с навыками фонологической осведомленности, как у детей с типичной речью, так и у детей с нарушениями речи. Помимо основных этапов развития речи и языка, способности к обработке речи и языка также связаны с фонологической осведомленностью: как восприятие речи, так и вербальная кратковременная память одновременно и предсказуемо коррелировали со способностями фонологической осведомленности.
Фонологическая осведомленность является важным фактором успеха в обучении чтению и правописанию. Для большинства детей сильные читатели обладают сильной фонологической осведомленностью, а плохие читатели имеют плохие фонологические навыки. Навыки фонологической осведомленности в дошкольном и детском саду также сильно предсказывают, насколько хорошо ребенок будет читать в школьные годы. Кроме того, меры по улучшению фонологической осведомленности приводят к значительному улучшению навыков чтения. Обучение фонологической осведомленности улучшает навыки чтения и правописания, но верно и обратное: обучение грамотности улучшает навыки фонологической осведомленности. Взаимосвязь между фонологической осведомленностью и способностями к чтению со временем меняется. Все уровни фонологической осведомленности (слог, начало рифмы и фонема) способствуют развитию навыков чтения в детском саду до второго класса. Однако за пределами второго класса способности на уровне фонем играют более важную роль.
Фонологическая осведомленность и грамотность часто объясняются декодированием и кодированием. При чтении декодирование относится к процессу соотнесения письменного представления слова с его вербальным представлением. Декодирование, особенно на ранних стадиях чтения, включает сопоставление букв в слове с соответствующими звуками, а затем объединение этих звуков в словесное слово. Кодирование: процесс, используемый при написании: аналогичен, хотя процесс идет в противоположном направлении, при этом словесное представление слова кодируется в письменной форме. Опять же, особенно на ранних стадиях чтения, кодирование включает определение звуков в словесном слове, а затем сопоставление этих звуков с последовательностью букв, чтобы разобрать написанное слово. Как при кодировании, так и при декодировании требуется фонологическая осведомленность, потому что ребенок должен знать звуки в словах, чтобы связать их со звуками букв.
Фонологическая осведомленность - это слуховой навык, который развивается посредством различных действий, которые знакомят учащихся со звуковой структурой языка и учат их распознавать, идентифицировать и манипулировать ею. Навыки аудирования - важная основа для развития фонологической осведомленности, и они обычно развиваются в первую очередь. Таким образом, объем и последовательность обучения в программе обучения грамоте в раннем детстве обычно начинается с упора на слушание, поскольку учителя инструктируют детей обращать внимание на звуки, в том числе звуки окружающей среды и звуки речи, и различать их. Раннее обучение фонологической осведомленности также включает в себя использование песен, детских стишков и игр, чтобы помочь учащимся осознавать звуки и ритмы речи, а не значения, в том числе рифма, аллитерация, звукоподражания и просодия. В то время как знакомство с различными звуковыми паттернами в песнях и стихотворениях является началом развития фонологической осведомленности, одного воздействия недостаточно, потому что традиционные действия, которые сопровождаются песнями и детскими стишками, обычно сосредоточены на том, чтобы помочь учащимся понять значения слов, а не обратите внимание на звуки. Поэтому необходимо применять различные стратегии, чтобы помочь учащимся вместо этого стать внимательными к звукам. Конкретные действия, которые вовлекают учащихся в проявление внимания к звукам языка и демонстрацию их распознавания, включают в себя размахивание руками, когда слышны рифмы, топание ногами вместе с аллитерациями, хлопанье по слогам в именах и медленное вытягивание рук при сегментации слов. Фонологическая осведомленность технически касается только звуков, и учащимся не нужно знать буквы алфавита, чтобы иметь возможность развить фонологическую осведомленность.
Учащиеся начальной школы иногда изучают фонологическую осведомленность в контексте мероприятий по обучению грамоте, особенно фонематической осведомленности. Некоторые исследования показывают, что, по крайней мере, для детей старшего возраста может быть полезно расширить развитие навыков фонологической осведомленности в контексте действий, связанных с буквами и правописанием. Ряд ученых работали над этим подходом.