Философия и литература

редактировать

Философия и литература включает литературное рассмотрение философов и философские темы (философская литература) и философское рассмотрение вопросов, поднимаемых литературой (философия литературы).

Облака Аристофан представил Сократа как комическую фигуру.

Содержание

  • 1 Философия литературы
    • 1.1 Литература и язык
    • 1.2 Истина художественной литературы
  • 2 Философская литература
    • 2.1 Философские стихи
    • 2.2 Философская фантастика
    • 2.3 Философское письмо как литература
  • 3 Философия в литературе
    • 3.1 Философы в литературе
    • 3.2 Вымышленные философы
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Философия литературы

Строго говоря, философия литературы - это ветвь эстетики, раздел философии, который занимается вопросом «что такое искусство »? Большая часть эстетической философии традиционно сосредоточивалась на пластических искусствах или музыке, однако, в ущерб словесным искусствам. Фактически, многие традиционные дискуссии об эстетической философии стремятся установить критерии художественного качества, которые безразличны к изображаемому предмету. Поскольку все литературные произведения почти по определению содержат смысловое содержание, эстетические теории, основанные на чисто формальных качествах, обычно не обращают внимания на литературу.

Само существование повествования поднимает философские вопросы. В повествовании создатель может воплотить, а читатели могут представить себе вымышленных персонажей и даже фантастических существ или технологий. Способность человеческого разума воображать и даже сопереживать этим вымышленным персонажам сама по себе раскрывает природу человеческого разума. Некоторые художественные произведения можно рассматривать как своего рода мысленный эксперимент в этике : они описывают вымышленных персонажей, их мотивы, их действия и последствия их действия. Именно в этом свете некоторые философы выбрали различные формы повествования для преподавания своей философии (см. Ниже).

Литература и язык

Платон, например, считал, что литературная культура и даже тексты популярной музыки оказали сильное влияние на этические нормы. мировоззрение своих потребителей. В Республике Платон демонстрирует резкую враждебность к содержанию y-культуры своего периода и предлагает жесткую цензуру популярной литературы в своей утопии.

Еще Однако в последнее время философы разных мастей заняли разные и менее враждебные подходы к литературе. Начиная с работ британских эмпириков и Иммануила Канта в конце восемнадцатого века, западная философия была занята фундаментальным вопросом эпистемологии : вопросом отношения между идеями в человеческом разуме и миром, существующим вне разума, если на самом деле такой мир существует. В последние годы эти эпистемологические вопросы превратились вместо расширенного обсуждения слов и их значения: может ли язык на самом деле преодолеть барьер между умами? Этот блок вопросов, касающихся значения языка и «произведений », иногда называется лингвистическим поворотом.

. Таким образом, методы и инструменты, разработанные для литературной критики и теория литературы приобрела большую известность в западной философии конца двадцатого века. Философы разных мастей уделяли литературе больше внимания, чем их предшественники. Некоторые стремились изучить вопрос о том, действительно ли возможно общаться с помощью слов, возможно ли передать читателю задуманное автором значение. Другие стремились использовать литературные произведения в качестве примеров современной культуры и стремились выявить бессознательные установки, которые, по их мнению, присутствовали в этих произведениях, с целью социальной критики.

Вымышленная правда

Литературные произведения также ставят вопросы, касающиеся истины и философии языка. По крайней мере, согласно образованному мнению, обычно считается правдой, что Шерлок Холмс жил в Лондоне. (см. «Истину в художественной литературе» Дэвида Льюиса, American Philosophical Quarterly, том 15. № 1, январь 1978 г.) Также считается правдой, что Сэмюэл Пепис жил в Лондоне. И все же Шерлок Холмс вообще нигде не жил; он вымышленный персонаж. Сэмюэл Пепис, напротив, считается реальным человеком. Современный интерес к Холмсу и Пепи сильно схож; единственная причина, по которой кто-то знает их имена, - это постоянный интерес к чтению их предполагаемых дел и слов. Эти два утверждения, казалось бы, принадлежат к двум разным уровням истины. Дальнейшие проблемы возникают в отношении истинности утверждений о вымышленных мирах и персонажах, которые могут подразумеваться, но нигде явно не указаны в источниках наших знаний о них, например, у Шерлока Холмса была только одна голова или у Шерлока Холмса никогда не было. отправился на Луну.

Философская литература

Философские стихи

Ряд поэтов написали стихи на философские темы, а некоторые важные философы выразили свою философию в стих. космогония из Гесиода и De Rerum Natura из Лукреция - важные философские стихи. Жанр эпической поэзии также использовался для преподавания философии. Вьяса рассказал древний индийский эпос Махабхарата, чтобы преподавать индийскую философию и индуистскую философию. Гомер также представил некоторые философские учения в своей Одиссее.

. Многие из восточных философов разрабатывали свои мысли в поэтической манере. Некоторые из важных имен включают:

Известные западные философские поэты включают:

Философская фантастика

Некоторые философы взялись писать философию в форме художественной литературы, включая романы и рассказы (см. Отдельную статью о философская фантастика ). Это очевидно на ранних этапах философской литературы, где такие философы, как Платон, писали диалоги, в которых вымышленные или выдуманные персонажи обсуждают философские темы; Сократ часто выступает в качестве главного героя в диалогах Платона, и эти диалоги являются одним из основных источников знаний об учении Сократа, хотя при таком удалении иногда трудно отличить настоящие позиции Сократа от собственных позиций Платона. Многочисленные раннехристианские писатели, в том числе Августин, Боэций и Питер Абеляр, создавали диалоги; несколько философов раннего нового времени, такие как Джордж Беркли и Дэвид Хьюм, иногда писали в этом жанре.

Другие философы прибегали к повествованию, чтобы донести свои учения. Классический исламский философ 12 века, Абубасер (Ибн Туфаил) написал вымышленное арабское повествование Philosophus Autodidactus в ответ на Аль-Газали Непоследовательность философов, а затем 13 век исламский теолог -философ Ибн ан-Нафис также написал вымышленную нарратив Theologus Autodidactus как ответ на Philosophus Autodidactus Абубасера. Немецкий философ Фридрих Ницше часто формулировал свои идеи в литературных формах, особенно в Так говорил Заратустра, переосмысленном изложении учения Зороастра. Маркиз де Сад и Айн Рэнд писали романы, в которых персонажи служили выразителями философских позиций и действовали в соответствии с ними в сюжете. Джордж Сантаяна также был философом, писавшим романы и стихи; отношения между персонажами Сантаяны и его убеждениями более сложны. экзистенциалисты включают в свое число важных французских авторов, которые использовали художественную литературу для выражения своих философских взглядов; к ним относятся роман Жан-Поля Сартра Тошнота и пьеса No Exit и Альбер Камю Незнакомец. Все художественные произведения Мориса Бланшо, названия которых включают и, среди прочего, составляют незаменимый корпус для рассмотрения отношений между философией и литературой. То же самое и Жака Деррида Открытка: От Сократа до Фрейда и далее.

Ряд философов оказали большое влияние на литературу. Артур Шопенгауэр, во многом благодаря его системе эстетики, возможно, самый влиятельный философ в современной литературе; Более поздние романы Томаса Харди часто ссылаются на шопенгауэровские темы, особенно в Иуде Неизвестном. Шопенгауэр также оказал большое влияние на Джозефа Конрада. Шопенгауэр также имел менее специфическое, но более широко распространенное влияние на символистское движение в европейской литературе. Лайонел Джонсон также обращается к эстетике Шопенгауэра в своем эссе «Культурный фавн». Все творчество Жака Деррида оказало огромное влияние на так называемую континентальную философию и понимание роли литературы в современности.

Другие художественные произведения, которые, как считается, имеют философское содержание, включают:

Философские произведения как литература

Ряд философов читают за литературные достоинства их работ, помимо их философского содержания. Философия римского императора Марка Аврелия неоригинальна стоицизм, но «Размышления» по-прежнему читаются из-за их литературных достоинств и понимания, которое они дают в работы разума императора.

Философия Артура Шопенгауэра отличается качеством и удобочитаемостью прозы, как и некоторые работы британских эмпириков, таких как Локк и Хьюм. Стиль Сорена Кьеркегора часто рассматривается как поэтический артистизм, а также философский, особенно в Страх и трепет и Либо / Или. Произведения Фридриха Ницше, такие как Так говорил Заратустра, часто напоминают поэзию в прозе и содержат образы и аллюзии вместо аргументов.

Философия в литературе

Философы в литературе

Сократ появляется в сильно вымышленном обличье, как комическая фигура и объект насмешек, в Облака пользователя Аристофан. В пьесе Сократ появляется висящим на корзине, где он произносит такие оракулы, как:

Я бы никогда не придумал ничего. о небесных явлениях,., если бы я не отвлекся наверх,. смешивать мои тонкие мысли с тем, что на них похоже -. воздухом. Если бы я обратил свое внимание на возвышенные вещи,. но оставался на земле, я бы никогда не сделал. ни малейшего открытия. Видите ли, земля. насильно втягивает в себя влажные мысли -. тот же процесс происходит с водяным кресс-салатом.

Ранний даосский философ Чжуан Чжоу выразил свои идеи прежде всего через короткие литературные анекдоты и басни типа «Сон бабочки». Другие основные философы того времени появляются как персонажи в этих историях, что позволяет Чжуанцзы в игровой форме исследовать их идеи и противопоставлять их своим собственным, как он это делает с Лаоцзы, Лиези, Хуэй Ши и многие другие. Наиболее заметно в его работах присутствие Конфуция и его выдающихся учеников, которых иногда используют, чтобы подорвать общепринятые представления о конфуцианской философии или укрепить собственное понимание Чжуанцзы того, как человек живет в соответствии с Дао.

Хорхе Луис Борхес, пожалуй, выдающийся автор философской фантастики двадцатого века. Он написал рассказ, в котором философ Аверроэс является главным героем, Поисками Аверроэса. Многие сюжетные моменты в его рассказах перефразируют мысли философов, в том числе Джордж Беркли, Артур Шопенгауэр и Бертран Рассел ; он также приписывает различные мнения фигурам, в том числе Джордж Дальгарно.

Ключевой сюжетный момент в романе Умберто Эко Имя розы обращается к открытию таинственного книга, в которой оказалась утерянная рукопись Аристотеля. Поздний роман Эко Маятник Фуко стал предтечей серии триллеров или детективов, в которых разбросаны изученные аллюзии и имена исторических мыслителей; более свежие примеры включают Дэна Брауна Код да Винчи и Правило четырех от Иана Колдуэлла и Дастина Томасона.

Кроме того, Филип К. Дик, которого часто сравнивают с Борхесом, поднимает значительное количество философских вопросов в своих романах, от проблемы солипсизма до многих вопросов. восприятия и реальности.

Вымышленные философы

Хорхе Луис Борхес вводит множество философских тем и ряд вымышленных философов в своих рассказах. Вымышленное философское движение является частью предпосылки его рассказа Тлен, Укбар, Орбис Тертиус, и неназванный рассказчик его рассказа Вавилонская библиотека также может быть назван вымышленным философом. Вымышленный теолог является предметом его рассказа Три версии Иуды.

Вымышленные философы иногда встречаются в работах Роберта А. Хайнлайна и Рэя Брэдбери. Незнакомец в чужой стране Хайнлайна содержит длинные отрывки, которые можно рассматривать как преемники беллетризованных философских диалогов древнего мира, действие которых происходит внутри сюжета.

Джаннина Браски United В «Банановых государствах» философ Заратустра выполняет миссию с актером Гамлетом и поэтом Джанниной по освобождению пуэрториканского узника Сегисмундо из-под юбки Статуи Свободы, где он был заключен в тюрьму с рождения за преступление, связанное с рождением. Это латинское произведение политической философии и драматической художественной литературы, относящееся к разным жанрам, исследует темы суверенитета, долга, экономики, расизма и «боязнь».

См. Также

  • Философский портал
  • Литературный портал

Ссылки

  • Oxford Companion to Philosophy, Тед Хондерич, изд. (Oxford University Press, 1995) ISBN 0-19- 866132-0
  • Борхес, Хорхе Луис, Сборник художественных произведений, 1998. Перевод Эндрю Херли. ISBN 0-14-028680-2.
  • Маги, Брайан, Философия Шопенгауэра (Oxford University Press, исправленное издание, 1977 г.) ISBN 0-19-823722-7.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-02 03:46:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте