Философия в Советском Союзе

редактировать

Философия в Советском Союзе официально ограничивалась марксистско-ленинским мышлением, которое теоретически был основой объективной и окончательной философской истины. В течение 20-30-х годов прошлого века были подавлены и другие направления русской мысли (многие философы эмигрировали, другие были изгнаны). Иосиф Сталин издал указ в 1931 году, отождествляющий диалектический материализм с марксизмом-ленинизмом, что сделало его официальной философией, которая будет применяться во всех коммунистических государствах и через Коминтерн, в большинстве коммунистических партий. Следуя традиционному использованию в Втором Интернационале, противники будут отмечены как «ревизионисты ».

С самого начала большевистского режима целью официальной советской философии (которая преподавалась в качестве обязательного предмета для каждого курса) было теоретическое обоснование коммунистических идей. По этой причине «советологи », среди которых наиболее известными были Юзеф Мария Бохенский, профессор философии Папского университета св. Фомы Аквинского и часто утверждали, что советская философия была близка ни к чему, кроме догмы.

. Начиная с 1917 года Октябрьской революции, она была отмечена как философской, так и политической борьбой, которая ставит под сомнение любое монолитное прочтение. Эвальд Васильевич Ильенков был одним из главных философов 1960-х годов, который пересмотрел дискуссию 1920-х между «механиками» и «диалектиками» в ленинской диалектике и метафизике позитивизма (1979). В течение 1960-х и 1970-х годов западные философии, включая аналитическую философию и логический позитивизм, начали оставлять след в советской мысли.

Содержание
  • 1 Философская и политическая борьба в Советском Союзе
  • 2 После XX съезда КПСС
  • 3 Прочее
  • 4 Публикации и пропаганда
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Философская и политическая борьба в Советском Союзе

Диалектический материализм первоначально был изложен Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом ; одна из ранних работ на эту тему - полемика Энгеля 1878 года Анти-Дюринг. Он был разработан Владимиром Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) по трем осям: «материалистическая инверсия» гегелевской диалектики ; историчность этических принципов, предписанных классовой борьбой ; и конвергенция «законов эволюции » в физике (Гельмгольц ), биологии (Дарвин ) и политической экономии (Маркс). Таким образом, Ленин занял позицию между историцистским марксизмом (Лабриола ) и детерминистским марксизмом, близким к тому, что позже было названо «социальным дарвинизмом ». (Каутский ). Наиболее важным философским соперником Ленина был Александр Богданов (1873–1928), который пытался синтезировать марксизм с философиями Эрнста Маха, Вильгельма Оствальда и Ричард Авенариус (которые подверглись резкой критике в ленинских «Материализмах и эмпириокритицизме»). Бодганов написал трактат по «тектологии » и был одним из основоположников Пролеткульта после Первой мировой войны.

После революции 1917 г. Октябрьской революции советская философия разделилась на «диалектиков» (Деборин ) и «механистов » (Бухарин, который подробно изложил тезис Сталина, подтвержденный в 1924 году о «социализме в одной стране », сам по себе не был «механистом», но считался его союзником.) Механисты (А.К. Тимартизев, Тимианский, Аксельрод, Степанов...), происходившие в основном из научных кругов, утверждали, что марксистская философия находит свою основу в причинном объяснении природы. Они придерживались позитивистской интерпретации марксизма, согласно которой марксистская философия должна следовать за естественными науками. Таким образом, Степанов написал статью под прямым названием «Диалектическое понимание природы есть понимание механистическое». Напротив, «диалектики», гегелевцы по образованию, настаивали на том, что диалектику нельзя свести к простому механизму. Основываясь главным образом на «Анти-Дюринге» Энгельса и Диалектике природы, они утверждали, что законы диалектики можно найти в природе. Получив поддержку со стороны теории относительности и квантовой механики, они ответили, что концепция природы механистов слишком ограничена и узка. Деборин, ученик Георгия Плеханова, «отца русского марксизма», также не соглашался с механиками относительно места Баруха Спинозы. Последний утверждал, что он идеалист-метафизик, а Деборин, вслед за Плехановым, видел в Спинозе материалиста и диалектика. Механизм был окончательно осужден за подрыв диалектического материализма и вульгарный эволюционизм на заседании Второй Всесоюзной конференции марксистско-ленинских научных учреждений в 1929 году. Два года спустя Сталин приказом урегулировал спор между механистическими и диалектическими тенденциями, издав указ, в котором диалектический материализм определен как философская основа марксизма-ленинизма. Отныне возможности для философских исследований, независимых от официальной догматики, практически исчезли, а лысенковщина была усилена в научных областях (в 1948 г. генетика была объявлена ​​"буржуазная лженаука "). Однако этот спор между «механистами» и «диалектиками» сохранял свою актуальность еще долго после 1920-х годов.

В противном случае Давид Рязанов был назначен директором Института Маркса-Энгельса, который он основал в 1920 году. Затем он создал МЕГА (Маркс-Энгельс- Gesamt-Ausgabe), который должен был редактировать полное собрание сочинений Маркса и Энгельса. Он также публиковал авторов-авторов, таких как Дидро, Фейербах или Гегель. Однако в 1921 году Рязанов был отстранен от любых политических функций за защиту автономии профсоюзов.

На Пятом Коминтерновом Конгрессе Григорий Зиновьев осудил за «ревизионизм» работы Георга Лукача «История и классовое сознание» (1923). и Карл Корш, Марксизм и философия. Автор книги «История и классовое сознание» отрекся от нее, сделав свою самокритикой по политическим причинам (он считал, что для революционера приоритетом было участие в партии). Однако он стал ведущим источником западного марксизма, начиная с Франкфуртской школы, и даже оказал влияние на хайдеггера Sein und Zeit ( 1927). Затем Лукач в начале 1930-х годов отправился в Москву, где продолжил свои философские исследования, и вернулся в Венгрию после Второй мировой войны. Затем он принял участие в правительстве Имре Надя в 1956, и впоследствии за ним внимательно наблюдали.

Исследования Льва Выготского (1896–1934) по психологии развития, противопоставлявшиеся работам Ивана Павлова, будут расширены в теория деятельности разработана Алексеем Николаевичем Леонтьевым, Петром Зинченко (член Харьковской школы психологии ) и Александром Луриа, нейропсихолог, создавший первый детектор лжи.

После ХХ съезда КПСС

Тем не менее, условия для творческой философской работы стали складываться в середине -1950-е гг., После 20-го съезда КПСС в 1956 г., правда, только на «окраинах» философии: философия естествознания (,), теория восприятия и гносеология (, М. Мамардашвили, Э. Ильенков ), история философии (В. Асмус, А. Лосев,), этика (), эстетика (, Л. Столович ), логика (Г. Щедровицкий, А.Зиновьев ) и полу otics и системные теории (Ю. Лотман, основавший журнал Sign Systems Studies, старейшее семиотическое периодическое издание;). Работы молодого Маркса, такие как Экономические и философские рукописи 1844, которые были впервые опубликованы в 1932 году, но закрыты при Сталине из-за их неполного разрыва с немецким идеализмом, также начали обсуждаться.

Другое

1) Василий Налимов (1910–1997) интересовался в основном философией вероятности и ее биологическими, математическими и лингвистическими проявлениями. Он также изучал роль гностицизма и мистицизма в науке. Налимову обычно приписывают идею концепции индекса цитирования.

2) Так называемая «коммунистическая мораль» была важной частью философии Советского Союза. По мнению Ленина и Сталина, мораль должна быть подчинена идеологии пролетарской революции. Отрицая справедливость религиозной морали, они писали: то, что нам (советским людям) полезно, морально, то, что нам вредно, аморально. Нравственность - это оружие классовой борьбы. Члены партии и комсомольцы были приучены принимать эту позицию и действовать соответственно.

Публикации и пропаганда

В СССР публиковались объемные материалы для распространения своих философских идеалов и обоснований. Они имели форму академических или профессиональных журналов или заметок в виде рецензируемых материалов. Например, в приведенной ниже книге оспаривается идея медицинской деонтологии или этики, основанной на моральных правилах, в сравнении с этикой, основанной на утилитарных правилах, определяющих наилучший результат для наибольшего числа людей.

См. Также
  • Философский портал
Литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 03:46:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте