Философия и экономика, а также философия экономики, изучает такие темы, как рациональное выбор, оценка экономических результатов, институты и процессы, а также онтология экономических явлений и возможности получения знаний о них.
Таким образом полезно разделить философию экономики на три предмета, которые можно рассматривать, соответственно, как ветви теории действия, этики (или нормативных социальных и политическая философия) и философия науки. Экономические теории рациональности, благосостояния и социального выбора защищают основные философские тезисы, часто подкрепляемые соответствующей философской литературой и представляющие очевидный интерес для тех, кто интересуется теорией действия, философской психология, социальная и политическая философия.
Экономика представляет особый интерес для тех, кто интересуется эпистемологией и философией науки, как из-за ее подробных особенностей, так и из-за того, что она имеет многие явные черты естественных наук, а его объект состоит из социальных явлений.
Вопрос, который обычно решается в любом подразделе философии (философия X) такое "что такое X?" Философский подход к вопросу «что такое экономика?» вряд ли даст ответ, чем даст обзор дефиниций и территориальных трудностей и противоречий. Аналогичные соображения применяются в качестве пролога к дальнейшему обсуждению методологии в предмете. Определения экономики со временем менялись от современного происхождения предмета, отражая программные проблемы и различия толкователей.
Онтологические вопросы продолжаются дальнейшими вопросами «что есть...», которые рассматриваются на фундаментальные экономические явления, такие как «что такое (экономическая) стоимость?» или «что такое рынок?». Хотя на такие вопросы можно ответить реальными словесными определениями, философская ценность постановки таких вопросов на самом деле направлена на изменение всей точки зрения на природу основ экономики. В тех редких случаях, когда попытки онтологических сдвигов получают широкое признание, их волновые эффекты могут распространяться на всю область экономики.
эпистемология имеет дело с тем, как мы знаем вещи. В философии экономики это означает постановку таких вопросов, как: какое «утверждение истины » делается экономическими теориями - например, заявляем ли мы, что теории относятся к реальности или восприятия? Как мы можем или должны доказывать экономические теории - например, должна ли каждая экономическая теория быть эмпирически проверяемой? Насколько точны экономические теории и могут ли они претендовать на статус точной науки - например, являются ли экономические прогнозы такими же надежными, как прогнозы в естественных науках, и почему или почему нет? Другой способ выразить эту проблему - спросить, могут ли экономические теории устанавливать «законы». Философы науки и экономисты интенсивно изучали эти вопросы, начиная с работ Александра Розенберга и Дэниела М. Хаусмана, датируемых 3 десятилетиями назад.
Философские подходы в теории принятия решений сосредоточены на основополагающих концепциях теории принятия решений - например, на природе выбора или предпочтения, рациональности, риск и неопределенность и экономические агенты. Теория игр разделяется между несколькими дисциплинами, но особенно математикой, экономикой и философией. Теория игр все еще широко обсуждается в рамках философии экономики. Теория игр тесно связана с теорией принятия решений и строится на ней, а также в значительной степени междисциплинарна.
Этика экономических систем имеет дело с такими вопросами, как то, насколько она правильная (просто, ярмарка) для хранения или распространения хозяйственных товаров. Экономические системы как продукт коллективной деятельности позволяют изучить их этические последствия для всех их участников. Этика и экономика связывает этические исследования с экономикой благосостояния. Утверждалось, что более тесная связь между экономикой благосостояния и современными этическими исследованиями может обогатить обе области, включая даже предсказательную и описательную экономику в отношении рациональности поведения с учетом социальной взаимозависимости.
Этика и справедливость пересекаются между дисциплинами по-разному.. Подходы считаются более философскими, когда они изучают основы - например, Джон Ролз 'Теория справедливости (1971) и Роберт Нозик Анархия, государство и утопия (1974). «Справедливость» в экономике - это подкатегория экономики благосостояния, где модели часто представляют этико-социальные требования данной теории. «Практические» вопросы включают такие предметы, как закон и анализ затрат и выгод
Утилитаризм, одна из этических методологий, истоки которой неразрывно связаны с появлением современных экономическая мысль. Сегодня утилитаризм распространился по прикладной этике как один из многих подходов. Неутилитарные подходы в прикладной этике теперь также используются при сомнении этики экономических систем - например, подходы, основанные на правах (деонтологические ).
Многие политические идеологии были непосредственным результатом размышлений об этике экономических систем. Маркс, например, обычно рассматривается в первую очередь как философ, и его самая известная работа посвящена философии экономики. Однако экономическая критика капитализма Марксом не зависела от этики, справедливости или какой-либо формы морали, а вместо этого фокусировалась на внутренних противоречиях капитализма через призму процесса, который сегодня называется диалектическим материализмом.
Философия экономики определяет себя как включающую в себя сомнение в основах или допущениях экономической науки. Основы и допущения экономической теории подвергались сомнению с точки зрения заслуживающих внимания, но обычно недостаточно представленных групп. Следовательно, эти области должны быть включены в философию экономики.
Этика экономических систем - это область пересечения между деловой этикой и философией экономики. Люди, пишущие об этике экономических систем, с большей вероятностью назовут себя политическими философами, чем специалистами по деловой этике или экономическими философами. Существует значительное совпадение теоретических вопросов в экономике и философии экономики. Поскольку общепринято считать, что экономика берет свое начало в философии, история экономики пересекается с философией экономики.
Некоторые университеты предлагают совместные степени, сочетающие философию, политику и экономику. Эти степени охватывают многие проблемы, которые обсуждаются в философии и экономике, но имеют более широкое толкование. Небольшое количество университетов, в частности Лондонская школа экономики, Университет Эразма в Роттердаме, Копенгагенская школа бизнеса, Венский университет и Университет Байройта предлагают программы магистратуры по философии и экономике.