Фило Вэнс | |
---|---|
Первое появление | Дело об убийстве Бенсона |
Последнее появление | Дело об убийстве зимой |
Создано | С. С. Ван Дайн |
Сыграл | Уильям Пауэлл. Бэзил Рэтбоун. Уоррен Уильям. Пол Лукас. Эдмунд Лоу. Уилфрид Хайд-Уайт. Грант Ричардс. Джеймс Стивенсон. Уильям Райт. Алан Кертис. Хосе Феррер. Джон Эмери. Джексон Бек. Джорджио Альбертацци |
Информация во вселенной | |
Пол | Мужской |
Род занятий | Частный детектив |
Национальность | Американец |
Фило Вэнс - вымышленный персонаж, фигурирующий в 12 детективных романах, написанных С. С. Ван Дайн (псевдоним Уилларда Хантингтона Райта), опубликованный в 1920-х и 1930-х годах. В то время Вэнс был чрезвычайно популярен в книгах, фильмах и на радио. Его изображали стильным, даже пижонским денди; Бон виван из Нью-Йорка, обладающий высокоинтеллектуальными наклонностями. Роман вел хронику его друга Ван Дайна (который появляется в книгах как своего рода доктор Ватсон, а также является автором).
В ранних романах Ван Дайн утверждал, что «Фило Вэнс» был псевдонимом, и что подробности о сыщике приключения были изменены, чтобы защитить его истинную личность, даже если «теперь он уехал жить в Италию». Это утверждение было удобно забыто по мере развития сериала. (Несколько лет спустя тот же процесс произошел с другим вымышленным детективом, Эллери Куин, авторы которого признали вдохновение Ван Дайна.)
Как Ван Дайн описал персонажа Вэнса в первом из романов, Дело об убийстве Бенсона :
Вэнс был тем, кого многие назвали бы дилетантом, но это звание делает его несправедливым. Он был человеком необычной культуры и таланта. Аристократ по происхождению и инстинктам, он строго держался в стороне от обычного мира людей. В его манере было невыразимое презрение к всякой неполноценности. Подавляющее большинство тех, с кем он контактировал, считали его снобом. И все же в его снисходительности и презрении не было и следа фальши. Его снобизм был не только социальным, но и интеллектуальным. Думаю, он ненавидел глупость даже больше, чем пошлость или безвкусицу. Я слышал, как он несколько раз цитировал знаменитую фразу Фуше: C’est plus qu’un Crime; c'est une faute. И он имел в виду это буквально.
Вэнс был откровенно циником, но редко бывал жестоким; это был легкомысленный ювенальский цинизм. Возможно, его лучше всего описать как скучающего и высокомерного, но очень сознательного и проницательного зрителя жизни. Его очень интересовали все человеческие реакции; но это был интерес ученого, а не гуманитарного.
Знание Вэнса в психологии было действительно сверхъестественным. Он был одарен инстинктивно точным суждением о людях, и его изучение и чтение в удивительной степени координировали и рационализировали этот дар. Он был хорошо основан на академических принципах психологии, и все его курсы в колледже были либо сосредоточены на этом предмете, либо были подчинены ему...
Он исследовал всю область культурных усилий. У него были курсы по истории религий, греческой классике, биологии, гражданскому праву и политической экономии, философии, антропологии, литературе, теоретической и экспериментальной психологии, а также древним и современным языкам. Но, я думаю, больше всего его интересовали его курсы под руководством Мюнстерберга и Уильяма Джеймса.
Мысли Вэнса были в основном философскими, то есть философскими в более общем смысле. Будучи необычайно свободным от обычных сентиментальностей и нынешних суеверий, он мог заглядывать под поверхность человеческих поступков в поисках побуждений и мотивов. Более того, он был решителен как в своем избегании любого отношения, которое отдавало легковерностью, так и в своей приверженности холодной логической точности в своих умственных процессах.
В той же книге Ван Дайн подробно описал физические особенности Вэнса:
Он был необычайно красив, хотя его рот был аскетичным и жестоким... в приподнятых бровях было слегка насмешливое высокомерие... Его лоб был пухлым и покатым - это был лоб художника, а не ученого. Его холодные серые глаза были широко расставлены. Его нос был прямым и тонким, а подбородок узким, но выпуклым, с необычно глубокой расщелиной... Вэнс был чуть ниже шести футов, изящный, производил впечатление мускулистой силы и нервной выносливости.
Во втором приключении, Дело об убийстве канарейки (действие происходит в 1927 году), Ван Дайн говорит, что Вэнсу «еще не было тридцати пяти... Его лицо было тонким и подвижным; но было суровое, сардоническое выражение его лица, которое служило преградой между ним и его товарищами ».
Вэнс был высококвалифицированным во многих вещах: «опытный фехтовальщик», гольфист с тремя гандикапом, заводчик и множество чистокровных собак, талантливый игрок в поло, мастерский игрок в покер, побеждающий гандикап скаковых лошадей, опыт стрельбы из лука («немного горшков в Оксфорде», как он это называл), покровитель классической музыки, ценитель прекрасной еды и напитков, хорошо разбирающийся в шахматах, а также несколько иностранных языков. Он также был экспертом по китайской керамике, психологии, истории преступлений, древнему Египту, искусству эпохи Возрождения и множеству других непонятных предметов. В «Дело о похищении», где Вэнс использует пистолет, Ван Дайн описывает Вэнса как хорошего стрелка и награжденного ветерана Первой мировой войны.
Ван Дайн говорит, что «единственная страсть Вэнса» - это искусство. «Он был авторитетом в японских и китайских гравюрах; он знал гобелены и керамику; и однажды я услышал, как он устроил импровизированную пьесу нескольким гостям на фигурках Танагры...» (Дело об убийстве Бенсона)
Его интерес к собакам показан в Дело об убийстве в питомнике (в этом случае также упоминается его игра в поло), его навыки игры в покер в «Дело об убийстве канарейки», его способность ставить скаковые лошади в гандикап в Дело об убийстве в саду, его знание шахмат и стрельбы из лука в Дело об убийстве епископа и египтологии в Дело об убийстве Скарабея. Его навыки игры в гольф и фехтование не имеют значения ни в одном из случаев.
Вэнс часто носил монокль, одет безупречно (обычно выходил в замшевых перчатках), и его речь часто была причудливой:
Он также был заядлым курильщиком, закуривая и пыхтя своим Реги на протяжении всей жизни.
По мнению некоторых современных критиков, эти манеры Вэнса были притворством, из-за чего он выглядел пижонским денди, позером (критику см. ниже). Есть некоторые признаки того, что Ван Дайн желал читателю чтобы поставить под сомнение сексуальность Вэнса. В «Дело об убийстве Бенсона» другой персонаж назвал Вэнса «неженкой», и в начале книги, когда он одевается, его друг Маркхэм спрашивает, планирует ли он носить зеленую гвоздику, символ гомосексуализм в конце 19 - начале 20 веков.
Первые три детективных романа Ван Дайна были необычны для детективной фантастики, потому что он планировал их как трилогию, но планировал и писал их в краткой форме, более или менее одновременно. После того, как их принял в группу знаменитый редактор Максвелл Перкинс, Ван Дайн расширил их до полнометражных романов. Все 12 названий книг имеют форму «Дело об убийстве X», где «X» всегда представляет собой слово из шести букв (за исключением «Дело об убийстве Грейси Аллен», которое изначально было просто «Грейси»).
Хотя Ван Дайн был одним из самых образованных и космополитических писателей-детективов своего времени, в своих эссе он отверг идею мистической истории как серьезной литературы. Он настаивал на том, что детективный роман должен быть в основном интеллектуальной головоломкой, которая следует строгим правилам и не уходит слишком далеко от своей центральной темы. Он следовал своим собственным рецептам, и некоторые критики считают, что этот шаблонный подход сделал романы Вэнса неестественными и заставил их устареть за относительно несколько лет.
Все дела, кроме Дело об убийстве зимой, в основном происходят в районе Манхэттен города Нью-Йорка. В некоторых случаях Вэнс и Ван Дайн (обычно в сопровождении Маркхема и Хита) ненадолго путешествуют в Бронкс, Вестчестер и Нью-Джерси в рамках курса своих исследований. В «Дело об убийстве Грина» Вэнс рассказывает, после своего прибытия в Нью-Йорк, что он поехал поездом в Новый Орлеан, чтобы собрать информацию по делу.
Последнее дело Вэнса, Дело о зимнем убийстве, заметно отличается от предыдущих 11 дел тем, что место действия находится далеко от Нью-Йорка (Беркширские горы на западе Массачусетса), а также Вэнса и Ван Дайн окружен практически совершенно другим составом персонажей (только Маркхэм ненадолго появляется в самом начале). Райт только что закончил писать это дело, когда внезапно скончался в Нью-Йорке 11 апреля 1939 года.
Большинство приключений имеют в начале «Персонажи книги», как в пьесах Шекспира.
Вэнс, Ван Дайн, Джон Ф.-Икс Маркхэм, Эрнест Хит, доктор Эмануэль Дормус и Карри - все они появляются в 11 из 12 рассказов; последнее, «Дело о зимнем убийстве», включает только Вэнса, Ван Дайна и краткое появление Маркхэма в самом начале.
Я часто восхищался дружбой этих двух противоположных людей... Маркхэм был прямолинейным, резким, а иногда и властным, отнимая жизнь с мрачным и серьезным беспокойством... Вэнс, с другой стороны,, был непостоянным, приветливым и одержимым вечным ювенальским цинизмом…
— Дело об убийстве ГринаСреди других лиц, которые часто появляются, включая Фрэнсиса Свакера, секретаря-мужчину Маркхэма, и Гилфойла, Хеннесси, Сниткин и Берк - все детективы Хита в Бюро убийств.
Персонаж Вэнса, изображенный в романах, может показаться многим современным читателям высокомерным, вызывающе трогательным и очень раздражающим. Этим он поражал и некоторых современников. На пике популярности Фило Вэнса, поэт-комик Огден Нэш писал:
Филон Вэнс. нуждается в пинке.
Знаменитый автор жестких детективов Рэймонд Чендлер назвал Вэнса в своем эссе «Простое искусство убийства» «самым глупым персонажем детективной литературы». В романе Чендлера Дама в озере Марлоу кратко использует Фило Вэнса как ироничный псевдоним. Критика «фальшивого английского акцента» Вэнса также появляется в книге Чендлера Прощай, моя любимая. В романе Чендлера Большой сон Марлоу говорит, что он «не Шерлок Холмс или Фило Вэнс», и объясняет, что его метод больше связан с суждением о характере, чем с поиском улик, упущенных полицией.
Джулиан Саймонс в своей истории детективной литературы «Кровавое убийство» говорит: «Уменьшение количества последних шести книг Вэнса настолько круто, что критик, назвавший девятую из них, лишним стежком в своей литературной пелене. преувеличивая значение дела ».
В A Catalog of Crime, Жак Барзун и Венделл Хертиг Тейлор критикуют«… фальшивые сноски, фальшивый английский акцент Фило Вэнса, и общая апатия детективной системы во всех этих книгах… », во всех романах Вэнса. Они просматривают только семь из 12 романов, панорамируя все, кроме первого и последнего: Дело об убийстве Бенсона, которое они называют «Первое и лучшее…», и Дело об убийстве зимой, о котором они пишут: «Фактически, это короткое книгу приятно читать… »
Что касается якобы фальшивого акцента Вэнса, Ван Дайн обратился к этому вопросу заранее. В «Дело об убийстве Грина», одном из трех оригинальных романов, он писал, что внешне британская манера говорить Вэнса была результатом его долгого образования в Европе, а не притворством. Он описал Вэнса, как безразличного к тому, что люди думают о нем, и как не заинтересованного в том, чтобы произвести на них впечатление.
Фильмы о Вэнсе снимались с конца 1920-х до конца 1940-х годов, причем некоторые из них более верны литературному персонажу, чем другие. Вымышленный рассказчик С.С.Ван Дайн, который выступает в роли пассивного свидетеля событий в романах, в фильмах не появляется. Среди нескольких актеров, сыгравших на экране Фило Вэнса, были Уильям Пауэлл, Уоррен Уильям и Бэзил Рэтбоун, и все они имели большой успех, играя других детективов в фильмах.. Фильм Дело об убийстве канарейки известен спором по контракту, который в конечном итоге помешал карьере звезды Луизы Брукс.
Романы Фило Вэнса особенно хорошо подходили для фильмов, где более неприятно затронутые аспекты главного героя можно было бы смягчить, а сложным сюжетам придать большее значение. Один из этих фильмов, Дело об убийстве в питомнике, был назван шедевром известного историка кино Уильям К. Эверсон.
Сюжеты последних трех фильмов не имеют никакого отношения ни к одному из романов и очень мало связаны с персонажем романов Фило Вэнсом.
Фило Вэнс (Уильям Пауэлл ) также появляется в комиксе «Убийство не будет» в эпизоде Paramount on Parade (1930), где Вэнс и сержант. Хит (Юджин Паллетт ) вместе с другим детективом Шерлоком Холмсом (Клайв Брук ) выступают против Фу Маньчжурия (Уорнер Оланд ). В то время Холмс и Фу Маньчжу были представлены в своих собственных сериалах на Paramount.
Вэнс упоминается в Украденные Джулсы, короткометражном фильме, снятом Paramount в 1931 году для содействия сбору средств для Национального санатория художников водевиля по борьбе с туберкулезом, но не появляется.
В трейлере к первому фильму Тонкий человек в 1934 году Пауэлл играет Вэнса и Ника Чарльза на разделенном экране, когда Чарльз рассказывает Вэнсу о загадке, которую он решает в фильме. В то время студия Тонкого Человека, Метро-Голдвин-Майер, не производила фильмы Фило Вэнса с 1930 года, и собственность в то время была передана по контракту Warner Bros. MGM вернула себе права на фильм «Дело об убийстве в казино» 1935 года, но Пауэлл в этом фильме не появлялся.
Вэнс также упоминается в Леди Ева (1941).
Были созданы три радиопостановки с Фило Вэнсом в качестве главного героя. В первом сериале, транслированном NBC в 1945 году, в главной роли Хосе Феррер. В летнем сериале 1946 года Джон Эмери сыграл Вэнса. Самый известный сериал (и один из эпизодов которого сохранился) проходил с 1948 по 1950 год в синдикации Фредерика Зива и в главной роли Джексон Бек. «К счастью, радиосериал использует только имя и делает Фило вполне нормальным, хотя и очень умным и чрезвычайно вежливым парнем. Джоан Александер - Эллен Диринг, секретарь и правая рука Вэнса».
В итальянском телесериале 1974 года под названием Philo Vance Джорджио Альбертацци сыграл Фило Вэнса. Сериал состоит из трех эпизодов, основанных на первых трех сериях Van. Обедайте романы. Сценарии были очень точны к оригиналам.