Китайское имя | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конфуций, философ Китая или «Китайские знания, объясненные на латыни» (1687 г.), созданный командой иезуитов во главе с Филиппом Купетом. | |||||||||
Бай Инли | |||||||||
Традиционный китайский | 柏 應 理 | ||||||||
Упрощенный китайский | 柏 应 理 | ||||||||
| |||||||||
Филипп или Филипп Купет (1623–1693), известный в Китае как Бай Инли, был фламандцем Иезуит миссионер в Империю Цин. Он работал со своими товарищами-миссионерами над составлением влиятельного Конфуция, философа Китая, опубликованного в Париже в 1687 году. Поскольку его работы были на латыни, он также иногда известен как Куплет Филиппа .
Филипп Купе родился в Мехелен в Испанские Нидерланды (ныне Бельгия ) в 1623 году. Он вступил в Орден иезуитов в 1640 году.
Интерес Купета к Китаю был вызван лекцией Мартино Мартини, бывшего миссионера-иезуита. Куплет первоначально уехал в Китай в 1656 году в составе группы новобранцев-иезуитов во главе с Михалом Боймом, который возвращался в Китай с ответом Папы на Южный Мин Император Юнли умоляет о помощи. Куплет выполнял различные обязанности по всему Китаю, но ему пришлось укрыться в Кантоне во время преследований 1665–1670 годов.
Куплет тесно сотрудничал с Кандидой Сю (китайский : 徐 甘 第 大, Сюй Гандида; 1607–1680), внучка Сюй Гуанци и сама набожная христианка. Под ее патронажем он смог основать несколько новых церквей по всей территории Цзяннань.
Куплет был отправлен обратно в Европу в 1681 году как прокуратор китайских иезуитов в Риме. Его миссия состояла в том, чтобы получить согласие папы на исполнение литургии на китайском языке. Во время своего визита в Папскую область он подарил Папе библиотеку китайских переводов христианских книг. Находясь в Европе, его визит к Людовику XIV спровоцировал планы по отправке пяти математиков-иезуитов к китайскому двору.
По возвращении в Европу в 1685 году Куплет привез с собой двух обращенных китайцев, в том числе Майкл Шен (Шэнь Фуцзун), один из первых китайцев, посетивших Европу; они видели Италию, Францию и Англию. Вскоре после этого Куплет и Шен ответили на вопросы о природе китайского языка, заданные лингвистами в Оксфорде, Берлине и Вена.
В 1686 г. Куплет опубликовал в Париже Tabula chronologica monarchiae sinicae, «хронологическую таблицу китайской монархии», в попытке показать, что существует согласие между Септуагинтой и китайскими хронологическими записями. Чтобы доказать свою точку зрения, ему пришлось добавить 1400 лет к периоду времени, который существовал между Сотворением мира и рождением Авраама. Однако это не удовлетворило европейскую интеллигенцию и миссионеров в Китае. Тем не менее его работа оказала большое влияние на другие области европейской науки. Лейбниц, например, смог установить после общения с иезуитами, что двоичная система, которую он изобрел, также Существовал в Ицзин.
В 1687 году, ведущие Просперо Инторчетта, Христиан Вольфганг Хердтрих, и Куплет опубликовал Confucius Sinarum Philosophus («Конфуций, Философ Китая »), аннотированный перевод трех из Четырех книг конфуцианского канона. Работа - части которой ранее выходили отдельными, малоизвестными изданиями - построена на усилиях нескольких поколений миссионеров-иезуитов и была посвящена Людовику XIV. В предисловии к переводу очень хвалят труды Конфуция:
«Можно сказать, что моральная система этого философа бесконечно величественна, но в то же время она проста, разумна и основана на чистейших источниках естественной природы. разум... Никогда еще Разум, лишенный Божественного Откровения, не являлся настолько развитым и обладающим такой большой силой ".
— Предисловие к Confucius Sinarum Philosophus.Хотя он и хотел вернуться в Китай, ему пришлось ждать до начала спора между апостольскими викариями азиатских миссий (которым он дал присягу послушания) и португальской системой падроадо (его первоначальная опекунская организация) была решена. После того, как через восемь лет было достигнуто соглашение, Куплет наконец уехал в Китай. Однако, когда он был в пути, во время шторма в Аравийском море тяжелая грудь упала ему на голову, серьезно ранив семидесятилетнего иезуита. Он умер на следующий день, 16 мая 1693 года, когда его корабль собирался достичь Гоа.