Филибер де л'Орм ( произносится [filibɛːʁ də lɔʁm] ) (3–9 июня 1514–8 января 1570 г.) был французским архитектором и писателем и одним из великих мастеров архитектуры французского Возрождения. Его фамилия также пишется De l'Orme, de L'Orme или Delorme.
Филбер де л'Орм родился между 3 и 9 июня 1514 года в Лионе. Его отцом был Жан де Л'Орм, каменщик и предприниматель, который в 1530-х годах нанял триста рабочих и построил престижные здания для элиты города. Когда Филибер было девятнадцать, он уехал из Лиона в Италию, где оставался в течение трех лет, работая над строительными проектами для Папы Павла III. В Риме его познакомили с кардиналом Жаном дю Белле, послом короля Франсуа I в Ватикане, который стал его защитником и клиентом. Дю Белле был также покровителем своего друга Франсуа Рабле. Примерно в 1540 году де л'Орм переехал в Париж и вскоре занялся королевскими проектами.
3 апреля 1548 года он был назван архитектором короля Генрихом II. В течение одиннадцати лет он курировал все архитектурные проекты короля, за исключением изменений в Лувре, которые планировал другой королевский архитектор, Пьер Леско. Его главные проекты включали Шато де Сен-Мор-де-Фосе, Шато д'Ане, Шато де Шенонсо в долине Луары ; королевский замок Мадрид в Булонском лесу ; Шато - де - Венсен, и основные изменения в дворец Фонтенбло.
Он также заработал репутацию писателя и теоретика и новатора в строительных технологиях. Он изобрел новую систему изготовления основных деревянных каркасов для строительства каменных зданий, названную "Charpente a petit bois", которая была быстрее и дешевле, чем предыдущие методы, и использовала гораздо меньше древесины. Он продемонстрировал ее королю в 1555 году и представил ее. работать на строительстве новых королевских замков в Монсо и Ла Муэтт.
Смерть Генриха II Франции 10 июля 1559 года внезапно оставила его без покровителя и во власти конкурирующих архитекторов, которые возмущались его успехом и его стилем. Два дня спустя, 10 июля, он был уволен с официальных постов и заменен итальянским художником и архитектором Франческо Приматиччо, работы которого были в моде. Он присоединился к религиозному ордену и решил обратить свое внимание на медитацию, науку и письмо. Он совершил еще одну поездку в Рим, чтобы осмотреть новые работы Микеланджело. Начиная с 1565 г. написал первый том сочинения по теории архитектуры, которое было научно-философским. Он был опубликован в 1567 году, а после его смерти в 1576, 1626 и 1648 годах последовали новые издания.
При Карле IX и Екатерине Медичи он вернулся к королевской милости. Он работал над расширением замка Сен-Мор (1563 г.) и вместе с Жаном Булланом над пристройкой дворца Тюильри (1564 г.). Он умер в Париже в 1570 году, когда этот проект был в стадии реализации.
В 17 веке, в период стиля Людовика XIV, последовавший за его смертью, его репутация пострадала. Грандиозная лестница, которую он построил во дворце Тюильри, была снесена в 1664 году, как и его замок Сен-Леже в 1668 году, чтобы освободить место для классических построек. В 1683 году Ф. Блондель из Королевской академии осудил его за «злодейские готические орнаменты» и «мелкие манеры». Тем не менее, две его основные теоретические работы по строительству и дизайну продолжали оставаться важными учебниками, которые регулярно переиздавались и читались..
Его репутация снова возросла в 18 веке благодаря трудам Дезалье д'Аргенвиля, который в 1787 году написал, что он «отказался от готического покрытия, чтобы восстановить французскую архитектуру в стиле Древней Греции». Д'Аргенвиль написал первую биографию и каталог произведений. Хотя немногие из его зданий сохранились и нуждаются в тщательном изучении, более поздние важные академические работы об Орме были написаны в XIX и XX веках историками искусства, в том числе Х. Клузо и Энтони Блант.
Одним из основных достижений Де л'Орма было изменение способа обучения и обучения архитекторов. Он настаивал на том, что архитекторам необходимо формальное образование в классической архитектуре, а также в геометрии, астрономии и естественных науках, но также необходимо иметь практический опыт в строительстве. Сам он был опытным знатоком древнегреческой и римской архитектуры, а также ученым-гуманистом. Он утверждал, что архитекторам необходимо иметь возможность спроектировать и управлять каждым аспектом здания, от объемов до ламбризов, до суммирования стоимости, создания подробных трехмерных чертежей хранилищ, оценки того, достаточно ли сухая древесина, и знания о том, что нужно останавливаться. рытье фундамента при попадании первого песка. Он с презрением относился к тем архитекторам, которые могли спроектировать фасад, но ничего не знали о строительстве. Его противники презирали его за то, что он был сыном каменщика. Бернар Палисси называл его «богом каменщиков», что глубоко его оскорбило.
Другим его большим достижением было сопротивление тенденции простого копирования итальянских архитектурных стилей; он путешествовал и учился в Италии, много заимствовал, но всегда добавлял отчетливо французский вид в каждый из своих проектов.
Придворный фасад Шато д'Ане (ныне фасад часовни Национальной школы изящных искусств в Париже)
Мост через Луару в замке Шенонсо был спроектирован и построен де л'Ормом (рисунок Жака Андруэ дю Серсо )
Фасады крыла де л'Орм дворца Тюильри (рисунок Жака Андруэ дю Серсо)
Первым крупным зданием де л'Орм был замок Сен-Мор (1541 г.), построенный для кардинала Жана дю Белле, с которым де л'Орм познакомился во время своего пребывания в Риме. Его план показал влияние итальянских вилл; и, как и итальянские постройки, он был украшен фресками.
Большая часть его работ исчезла, но его слава осталась. Он был страстным гуманистом и исследователем античности, но при этом решительно защищал французскую традицию в противовес итальянским тенденциям; он был человеком независимого ума и энергичной оригинальности. Его шедевром был Шато д'Ане (1552–1559), построенный для Дайан де Пуатье, планы которого сохранились в « Плюс превосходных башен Франции» Жака Андруэ дю Серсо, хотя часть здания сохранилась; и его проекты для Тюильри (также представленные Андруэ дю Серсо), начатые Екатериной Медичи в 1565 году, были великолепны. Его работы также можно увидеть в Шенонсо и других знаменитых замках ; и его могила Франциска I в базилике Сен-Дени остается прекрасным образцом его искусства.
Самая легко просматриваемая работа де л'Орма в Париже - это придворный фасад Шато д'Ане, который был перенесен в Париж после сноса большей части замка, чтобы проиллюстрировать для студентов основные произведения французского Возрождения. Он прикреплен к передней стене часовни Ecole des Beaux-Arts и виден с улицы Бонапарт.