Обложка первого издания | |
Автор | Морис Мерло-Понти |
---|---|
Оригинальное название | Phénoménologie de la perception |
Переводчик | Колин Смит (1-й английский перевод). Дональд Ландес (2-й английский перевод) |
Страна | Франция |
Язык | Французский |
Тема | Восприятие |
Издатель | Издания Gallimard, Routledge Kegan Paul |
Дата публикации | 1945 |
Опубликовано на английском языке | 1962 |
Тип носителя | Печать (Твердая обложка и Мягкая обложка ) |
Страницы | 466 (выпуск 1965 г.) |
ISBN | 978-0415834339 (выпуск 2012 г.) |
Феноменология восприятия (французский : Phénoménologie de la perception) книга 1945 года о восприятии французского философа Мориса Мерло-Понти, в которой автор излагает свой тезис о «первичности восприятия на". Работа сделала Мерло-Понти выдающимся философом тела и считается основным утверждением французского экзистенциализма.
Мерло-Понти пытается дать определение феноменологии, которая, по его словам, еще не получила надлежащего определения. Он утверждает, что феноменология содержит ряд очевидных противоречий, в том числе тот факт, что она пытается создать философию, которая была бы строгой наукой, а также предлагала учет пространства, времени и мир, каким их воспринимают люди. Мерло-Понти отрицает, что такие противоречия могут быть разрешены путем различения взглядов философа Эдмунда Гуссерля и философа Мартина Хайдеггера, комментируя, что Хайдеггера Бытие и время (1927) "происходит из указания, данного Гуссерлем, и представляет собой не более чем явное описание 'natürlicher Weltbegriff' или 'Lebenswelt ', которые Гуссерль к концу своей жизни идентифицировал как центральная тема феноменологии, в результате чего противоречие проявляется в собственной философии Гуссерля ».
Следуя Гуссерлю, Мерло-Понти пытается раскрыть феноменологическую структуру восприятия. Он пишет, что, хотя «понятие ощущения... кажется немедленным и очевидным», на самом деле оно запутано. Мерло-Понти утверждает, что, поскольку «традиционные анализы» приняли это, они «упустили феномен восприятия». Мерло-Понти утверждает, что, хотя ощущение можно понимать как означающее «способ воздействия на меня и переживание состояния самого себя», в опыте нет ничего, соответствующего «чистому ощущению» или «атому чувства». Он пишет, что «предполагаемое самоочевидность ощущений основывается не на каких-либо свидетельствах сознания, а на широко распространенных предрассудках». Центральный тезис Мерло-Понти - это «первичность восприятия». Он критикует картезианскую позицию «cogito ergo sum » и излагает иную концепцию сознания. Декартов дуализм разума и тела ставится под сомнение как основной способ существования в мире и в конечном итоге отвергается в пользу интерсубъективной концепции или диалектической и намеренное понятие сознания. Тело занимает центральное место в представлении Мерло-Понти о восприятии. По его мнению, способность размышлять происходит от предрефлексивной основы, которая служит основой для размышлений над действиями.
Рассказ Мерло-Понти о теле помогает ему опровергнуть давнюю концепцию сознания, основанную на различении между для себя (субъектом) и в себе (объект), который играет центральную роль в философии Жан-Поля Сартра, чей Бытие и Ничто был выпущен в 1943 году. Тело стоит между этим фундаментальным различием между субъектом и объектом., неоднозначно существующие как оба. В обсуждении человеческой сексуальности Мерло-Понти обсуждает психоанализ. Мерло-Понти предполагает, что тело «может символизировать существование, потому что оно порождает его и актуализирует».
Феноменология восприятия была впервые опубликована в 1945 году издательством Éditions Gallimard. В 1962 году английский перевод Колина Смита был опубликован издательством Routledge Kegan Paul. В 2013 году Routledge опубликовал английский перевод Дональда Ландеса.
Философ А. Дж. Айер подверг критике аргументы Мерло-Понти против теории чувственных данных восприятия, сочтя их неубедительными. Он считал включение главы о сексуальности Мерло-Понти удивительным, предполагая, что Мерло-Понти включил ее, чтобы дать ему возможность вернуться к гегелевской диалектике господина и раба. Он сравнил взгляды Мерло-Понти на секс с взглядами Сартра в «Бытии и ничто». Социолог Мюррей С. Дэвис отметил, что точка зрения Мерло-Понти, что аспекты психоанализа, например, его атрибуции смысл всех действий человека и рассеивающий сексуальности на протяжении всего человеческого существования, подобны феноменологии является спорным, и что другие авторы рассматривал бы психоанализ как «материалистический и механический».
Гельмут Р. Вагнер описал феноменологию восприятия как важный вклад в феноменологию. Рианнон Голдторп назвала книгу главной работой Мерло-Понти, отметив, что обсуждение в ней таких вопросов, как отношение тела к пространственному опыту и сексуальность, выходит за рамки «номинального диапазона его названия». Философ Дэвид Абрам заметил, что, хотя «чувственная вещь» «обычно считается нашей философской традицией пассивной и инертной», Мерло-Понти последовательно описывает ее активным голосом в «Феноменологии восприятия». Он отверг идею о том, что «анимистический» язык Мерло-Понти был результатом поэтической вольности, утверждая, что он «пишет о воспринимаемых вещах как сущностях, о чувственных качествах как силах и о самом чувственном как поле одушевленных присутствий в чтобы признать и подчеркнуть их активный, динамичный вклад в восприятие ».
Американский вице-президент Эл Гор в интервью 1999 года критику Луи Менанду в Житель Нью-Йорка упомянул «Феноменологию восприятия» как источник вдохновения. Философ Стивен Прист заметил, что после публикации книги Мерло-Понти решил, что в ней он принял «субъектно-объектный дуализм как феноменологически примитивный» и «использовал сравнительно поверхностный психологический словарь», который он хотел заменить. Философ Роберт Бернаскони заметил, что книга провозгласила Мерло-Понти выдающимся философом тела и, наряду с другими трудами Мерло-Понти, нашла более восприимчивую аудиторию среди аналитических философов, чем работы других феноменологов.
Г. Б. Мэдисон заметил, что книга была признана одним из основных утверждений французского экзистенциализма и наиболее известна центральным тезисом Мерло-Понти о «первичности восприятия». По словам Мэдисона, Мерло-Понти в своей более поздней работе стремился ответить на обвинение в том, что, обосновывая все интеллектуальные и культурные достижения в дорефлексивной и доперсональной жизни тела, он продвигал редукционизм и антипатию. -интеллектуализм и подрыв идеалов разума и истины. Мэдисон далее заявил, что некоторые комментаторы полагали, что мысли Мерло-Понти приняли значительно иное направление в его позднем, незаконченном труде «Видимое и невидимое», отредактированном философом Клодом Лефортом, в то время как другие подчеркивали преемственность его взглядов. работа, и этот вопрос получил "много научных дискуссий".