Притча из фарисея и мытаря (или фарисея и мытаря) - это притча об Иисусе, которая встречается в Евангелии от Луки. В Луки 18 : 9-14 самоправедный фарисей, одержимый своей добродетелью, противопоставляется сборщик налогов, который смиренно просит у Бога милосердия.
Эта притча в первую очередь показывает учение Иисуса о том, что оправдание может быть дано по милости Божьей независимо от предыдущей жизни получателя, и что, наоборот, самоправедность может запретить оправдание. Далее, как это происходит в разделе учения о молитве, он демонстрирует необходимость молиться смиренно. Это сразу следует за притчей о несправедливом судье, которая также о молитве.
В Восточной Православной Церкви Воскресенье Мытаря и Фарисея отмечает эту притчу и начинается трехнедельный предпостный период.
Он также рассказал эту притчу некоторым людям, которые были убеждены в своей праведности и презирали всех остальных. «Двое мужчин вошли в храм помолиться; один был фарисей, а другой - сборщиком налогов. Фарисей стоял и молился себе так:« Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как остальные люди »., воры, грабители, прелюбодеи или даже такие, как этот сборщик налогов. Я постюсь два раза в неделю. Я отдаю десятую часть своего дохода ». Но сборщик налогов, стоя вдали, даже глаз не возводил к небу, а бил себя в грудь, говоря: «Боже, помилуй меня, грешника!» Говорю вам, этот человек пошел в свой дом оправданным, а не другой; ибо все, кто возвышает себя, будут унижены, а кто смиряет себя, будет возвышен ".
Новый Завет часто изображает фарисеев как проявление неукоснительного соблюдения еврейского закона. Фарисей, изображенный в этой притче, пошел дальше своих собратьев, постился чаще, чем требовалось, и давал десятину на все, что он получил, даже в тех случаях, когда религиозные правила не требовали этого.. Уверенный в своей религиозности, фарисей ни о чем не просит Бога и, таким образом, ничего не получает.
Фрагмент витража притчи, Янскерк (Гауда).С другой стороны, мытари презираемые евреи, сотрудничавшие с Римской империей. Поскольку они были наиболее известны сбором пошлин или налогов (см. сбор налогов ), их обычно называют сборщиками налогов. Притча, однако, не осуждает занятие мытаря (ср. Луки 3: 12–13 ), но описывает мытаря как человека, который «признает свое недостойное положение перед Богом и признает свою потребность в примирении». Приходя к Богу в смирении, мытарь получает милость и примирение, о которых просит.
В Восточной Православной Церкви притча читается как часть подготовительного периода, предшествующего Великому посту. Это пример смирения, которое следует проявлять в период Великого поста. Воскресенье Мытаря и фарисея начинается с трехнедельного предпостного периода и первого использования литургического Триодиона (хотя неделя, следующая за этим воскресеньем, свободна от поста). Это воскресенье включает гимн, вдохновленный притчей:
Давайте убежим от гордости фарисея!. И научись смирению на слезах мытаря!. Взываем к нашему Спасителю,. Помилуй нас,. Милосердный!
Английский писатель и проповедник Джон Буньян написал книгу по этой притче в 1685 году.
Притча была изображена в различных религиозных искусство, особенно значимое в православной иконографии. Есть работы по этой притче таких художников, как Джеймс Тиссо, Джон Эверетт Милле, Ганс Гольбейн Младший и Гюстав Доре.
На Викискладе есть материалы, связанные с Фарисеем и мытаря. |