Фантасмагория

редактировать
Форма театра, включающая использование волшебных фонарей Интерпретация фантасмагории Робертсона из «Оптики» Ф. Мариона (1867)

Фантасмагория (Об этом звуке американское произношение, также фантасмагория, фантасмагория ) была разновидностью театра ужасов театра, который (среди другие техники) использовали один или несколько волшебных фонарей для проецирования пугающих изображений, таких как скелеты, демоны и призраки, на стены, дым или полупрозрачные экраны, обычно с использованием обратной проекции, чтобы фонарь не попадал в поле зрения. Использовались мобильные или портативные проекторы, позволяющие проецируемому изображению перемещаться и изменять размер на экране, а несколько устройств для проецирования позволяли быстро переключать разные изображения. Во многих шоу ключевыми элементами были также использование жутких декораций, полной темноты, (авто) внушающей вербальной презентации и звуковых эффектов. Некоторые шоу добавляли все виды сенсорной стимуляции, включая запахи и удары током. Даже обязательное голодание, переутомление (поздние выступления) и наркотики были упомянуты как методы, позволяющие убедить зрителей в том, что они видели. Шоу начинались под видом реальных сеансов в Германии в конце 18 века и приобрели популярность в большей части Европы (включая Великобританию) на протяжении всего 19 века.

Слово «фантасмагория» также часто использовалось для обозначения смены последовательности или сочетания фантастических, причудливых или воображаемых образов.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История
    • 2.1 Прелюдия ( до 1750 г.)
    • 2.2 Конец XVIII века
    • 2.3 Иоганн Георг Шрепфер
    • 2.4 Физик Филидор
    • 2.5 Робертсон
    • 2.6 США
    • 2.7 Дальнейшая история
  • 3 В других СМИ
  • 4 В наше время
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Этимология

Из французской фантасмагории, от древнегреческого φάντασμα (phántasma, «призрак»). ») + Возможно либо αγορά (агора,« собрание, собирание ») + суффикс -ia, либо ἀγορεύω (agoreúō,« говорить публично »).

Поль Филидор объявил о своем шоу призрачных явлений и воскрешении теней известных людей как Phantasmagorie в парижском периодическом издании Affiches, annonces et avis divers от 16 декабря 1792 года. Примерно двумя неделями ранее этот термин был названием письма некоего "ALM", опубликованного в Magazin Encyclopédique. Письмо также рекламировало шоу Филидора. Филидор ранее рекламировал свое шоу как Phantasmorasi в Вене в марте 1790 года.

Английская вариация Phantasmagoria была представлена ​​как название шоу оптических иллюзий и механических произведений искусства М. Де Филипстала в Лондоне в 1801 году. De Philipsthal и Филидор, как полагают, были одним и тем же человеком.

История

Прелюдия (до 1750 года)

Рисунок Джованни Фонтана, сделанный примерно в 1420 году, на котором изображена фигура с фонарем, излучающим крылатого демона

Считается, что некоторые древние наблюдения богов и духов имели были вызваны с помощью (вогнутых) зеркал, камеры-обскуры или проекций волшебных фонарей. К XVI веку некромантические церемонии и колдовство призрачных явлений шарлатанами «магами» и «ведьмами» казались обычным делом

. В версии 1589 года Magia Naturalis, Джамбаттиста делла Порта описал, как пугать людей проецируемым изображением. Изображение всего, что может напугать смотрящего, должно быть помещено перед отверстием камеры-обскуры, с несколькими факелами вокруг него. Изображение должно быть спроецировано на лист, висящий в центре зарождающейся темной камеры, где зрители не заметят лист, а только увидят проецируемое изображение, висящее в воздухе.

В его книге 1613 года Opticorum Libri Sex Бельгийский иезуитский математик, физик и архитектор Франсуа д'Агилон описал, как некоторые шарлатаны выманивали у людей их деньги, утверждая, что они знают некромантию, и поднимут призраков дьявола из ада и покажут это публике в темной комнате. Изображение помощника с маской дьявола проецировалось через объектив в темную комнату, пугая необразованных зрителей.

Самые ранние изображения, которые, как известно, проецировались с фонарями, были Смерть, ад и монстры:

  • На рисунке Джованни Фонтаны 1420 года был изображен фонарь, излучающий крылатую женщину-демона.
  • Афанасий Кирхер предупреждал в своем издании 1646 года Ars Magna Lucis et Umbrae, что нечестивые люди могут злоупотреблять его стенографией система зеркальной проекции, рисуя изображение дьявола на зеркале и проецируя его в темное место, чтобы заставить людей совершать злые дела. Его ученик Гаспар Шотт позже превратил это понятие в идею, что его можно легко использовать, чтобы удержать безбожников от совершения многих грехов, если нарисовать изображение дьявола на зеркале и бросить в темное место. 189>Эскизы Гюйгенса 1659 года для проекции Смерти, отрывающей голову
  • В 1659 году голландский изобретатель Христиан Гюйгенс нарисовал несколько фаз Смерти, снимая свой череп с шеи и возвращая его обратно, которые были эскизами предназначен для проекции с «выпуклыми линзами и лампой». Эта лампа позже стала известна как волшебный фонарь, и ее рисунки составляют старейшую из сохранившихся документов об этом изобретении.
  • Один из знакомых Христиана Гюйгенса написал ему в 1660 году: «Добрый Кирхер всегда творит трюки с магнит на галерее Collegium Romanum ; если бы он узнал об изобретении Фонаря, он бы наверняка напугал кардиналов призраками ».
  • Выставка фонаря Томаса Расмуссена Вальгенстена в 1664 году побудила Пьера Пети называть устройство «Laterne de peur» (фонарь страха). В 1670 году Вальгенстен спроектировал образ Смерти при дворе короля Дании Фридриха III.
  • . В 1668 Роберт Гук писал о типе установки волшебного фонаря: «Она производит не только очень восхитительные эффекты., но для тех, кто не знает, что это замысел, очень замечательный; так что зрители, не очень разбирающиеся в оптике, которые должны видеть различные явления и исчезновения, движения, изменения и действия, которые могут быть представлены таким образом, с готовностью поверили бы в их сверхъестественность. и чудесно ".
  • Во втором издании 1671 г. Кирхера" Ars Magna Lucis et Umbrae ". волшебный фонарь был проиллюстрирован проекциями Смерти и человека в чистилище или адском огне. Кирхер действительно предположил в своей книге, что аудитория была бы больше удивлена ​​внезапным появлением изображений, если бы фонарь был спрятан в отдельной комнате, поэтому аудитория не знала бы причины их появления. Согласно легенде Кирхер тайно использовал фонарь ночью, чтобы проецировать изображение Смерти на окна отступников, чтобы напугать их обратно в церковь, но это, вероятно, основано на предположении Гаспара Шотта (см. Выше).
  • В 1672 году французы врач и нумизмат Чарльз Патен был очень впечатлен шоу фонарей, которое «месье Грундлер» (Грендел) устроил для него в Нюрнберге: «Он даже шевелит тени по своему усмотрению, без помощи подземного мира»....) Мое уважение к его знаниям не могло предотвратить мой испуг, я верил, что никогда не было более великого волшебника, чем он в мире. Я испытал рай, я испытал ад, я испытал призраки. У меня есть некоторая постоянство, но я хотел бы охотно отдал одну половину, чтобы спасти другую ". После этих явлений Грендел показал другие предметы в этом представлении, включая птиц, дворец, деревенскую свадьбу и мифические сцены. Подробное описание Патина раннего шоу фонарей, кажется, является самым старым, содержащим больше, чем пугающие картинки.

Хотя сохранившиеся слайды и описания фонарных шоу последующих десятилетий включали всевозможные сюжеты, страшные картинки оставались популярными.

Конец 18 века

Последние десятилетия 18 века ознаменовались подъемом эпохи романтизма. Была одержимость странным и сверхъестественным. Это движение имело элементы причудливого и иррационального, включая подъем готического романа. Популярный интерес к таким темам объяснил рост и, в частности, успех фантасмагории в будущих постановках.

Волшебный фонарь был хорошим средством для проецирования фантазий, поскольку его образы были не такими осязаемыми, как в других СМИ. Поскольку демоны считались бестелесными, волшебный фонарь мог производить очень подходящие изображения.

Иллюстрация скрытой проекции волшебного фонаря на дым в «Новых размышлениях о телах и математике» (1770).

Когда маги начали использовать волшебный фонарь в шоу, были придуманы какие-то спецэффекты. Французский врач, изобретатель и производитель колдовских аппаратов и научных инструментов Эдме-Жиль Гийо описал несколько техник в своей книге 1770 года Nouvelles récréations Physiques et mathématiques, включая проецирование призраков на дым.

Иоганн. Георг Шрепфер

В начале 1770-х гг. В Лейпциге, Германия, владелец кофейни, шарлатан, некромант и лидер независимой масонской ложи Иоганн Георг Шрепфер (или Шрёпфер) проводил сеансы воскрешения призраков и некромантии. эксперименты для его масонской ложи. Для типичной некромантской деятельности его последователей попросили поститься в течение 24 часов и подали салат (возможно, с наркотиками) и много пунша перед полуночным началом сеансов в затемненной комнате с задрапированным черным алтарем. Облаченный в мантию Шрепфер выполнил ритуалы и потребовал, чтобы его последователи оставались сидеть за столом, иначе им грозит ужасная опасность.

Он использовал смесь масонской, католической и каббалистической символики, включая черепа, меловой круг на полу, святую воду, ладан и распятия. Говорят, что духи, которых он поднял, были отчетливо видны, парящие в воздухе, парообразные и иногда ужасно кричащие. Кульминационным моментом его карьеры был спиритический сеанс во дворце Дрездена в начале лета 1774 года. Это событие было достаточно впечатляющим, чтобы его все еще описывали более века спустя в Германии и Великобритании.

Явления, которые, как сообщается, создавались Шрепфером на протяжении многих лет, включали курфюрста Саксонии Фридриха III, обезглавленных датских «предателей» Иоганна Фридриха Струэнзее и Эневольда Брандта с их головами в руках, и последний Великий Магистр Тамплиеров Жак де Моле. Во время сеанса в Дрездене Шрепфер приказал духу Де Моле отнести письмо своему товарищу во Франкфурт. Де Моле повиновался и вернулся через полчаса с ответом, подписанным собеседником во Франкфурте. Другой дух появился охваченный пламенем, умоляя Шрепфера не мучить его так.

Ранним утром 8 октября 1774 года Шрепфер, как сообщается, покончил жизнь самоубийством из пистолета в парке в присутствии пяти друзей. Согласно легенде, он стал жертвой заблуждений по поводу своих некромантических способностей и был убежден, что впоследствии сможет воскресить себя. Однако есть несколько указаний на то, что он действительно мог быть убит.

Большинство зрителей сеансов Шрепфера были убеждены, что видения, которые они видели, были реальными. Никаких явных доказательств обмана, кажется, никогда не было обнаружено, но критики описали несколько подозрений. Техники, которые Шрепфер, как сообщается, использовал для своих сложных эффектов, включали актеров, играющих в роли призраков, чревовещание, скрытые говорящие трубки, звуки стеклянной гармоники, ароматический дым, проекции камеры-обскуры и / или проекции волшебных фонарей на дым, вогнутые зеркала проекции и постановочный гром.

Шрепфер дружил с фармацевтом и масоном Иоганном Генрихом Линком Младшим и регулярно проводил собрания лож в садовом домике Линка.. Линк мог помогать Шрепферу с лекарствами и химикатами, а также знал о работе оптических и акустических устройств. У Линка был волшебный фонарь, украшенный распятием и черепом с крыльями.

Вскоре после смерти Шрепфера произошел бум публикаций, критикующих или защищающих его предполагаемые способности вызывать призраков, что способствовало распространению известности Шрепфера по всей Европе. Несколько публикаций включали объяснения техник, которые он мог использовать для вызова видений, которые вдохновили нескольких людей на воссоздание сеансов Шрепфера. Кристлиб Бенедикт Функ, профессор физики в Лейпцигском университете, возможно, был первым, кто публично воссоздал такие демонстрации призраков; однако, власти университета приказали ему остановиться.

Физик Филидор

Маг «физик» Филидор, также известный как «Пол Филидорт» и, вероятно, такой же, как Поль де Филипсталь, создал то, что могло быть первым настоящим шоу фантасмагории в 1790 году. После того, как первая сессия по сбору призраков в Берлине в 1789 году привела к обвинениям в мошенничестве и изгнанию из Пруссии, Филидор начал продавать свои некромантические шоу как искусство, показывающее, как шарлатаны обманывают свою аудиторию. Его улучшенное шоу, возможно с использованием недавно изобретенной лампы Argand, имело успех в Вене с 1790 по 1792 год. Филидор рекламировал эти шоу как «Schröpferischen, und Cagliostoischen Geister-Erscheinungen» (Schröpfer-esque и Cagiostro -esque Ghost Apparitions) и как "Phantasmorasi".

Считается, что известный немецкий шоумен Иоганн Карл Энслен (1759-1848) купил оборудование Филидора, когда Филидор покинул Вену в 1792 году. Он представил свои собственные фантасмагориальные шоу в Берлине, с королем Пруссии, посетившим представление 23 июня 1796 года. Энслен переместил фонарь, чтобы создать иллюзию движущихся призраков, и использовал несколько фонарей для эффектов трансформации. По стопам Филидора пошли и другие шоумены, в том числе «физик» фон Хальбриттер, который даже адаптировал название шоу Филидора как «Phantasmorasie - Die natürliche Geister-Erscheinung nach der Schröpferischen Erfindung».

С декабря 1792 года по июль. 1793 г. «Поль Филидорт» представил свою «Фантасмагорию» в Париже, вероятно, впервые употребив этот термин. Предполагается, что Этьен-Гаспар Робертсон посетил одно из этих представлений и несколько лет спустя был вдохновлен на представление своих собственных спектаклей «Фантасмагория».

В октябре 1801 года в лондонском театре открылась постановка фантасмагории Поля де Филипстала. Lyceum Theatre в Strand, где он стал настоящим хитом.

Робертсон

фантасмагория Роберта на Кур де Капуцинов в 1797 году

Этьен-Гаспар «Робертсон» Роберт, бельгийский изобретатель и физик из Льежа, стал лучшим известный шоумен фантасмагория. Ему приписывают создание слова «фантаскоп», и этим термином он будет называть все свои волшебные фонари. Фантаскоп не был волшебным фонарем, который можно было держать в руке, вместо этого требовалось, чтобы кто-то встал рядом с ним и физически переместил весь фантаскоп ближе или дальше к экрану. Он часто отключал все источники света во время своих шоу, чтобы на несколько минут погрузить публику в полную темноту. Робертсон также запирал двери в театр, чтобы ни один из зрителей не мог покинуть шоу после его начала. Он также был известен тем, что включил в свое шоу несколько звуковых эффектов, таких как гром в ладоши, звон колоколов и призрачные крики. Робертсон пропускал свои стеклянные предметные стекла сквозь слой дыма, пока они находились в его фантаскопе, чтобы создать изображение, которое выглядело не в фокусе. Наряду с дымом, он также очень быстро перемещал большую часть своих стеклянных слайдов через свой фантаскоп, чтобы создать иллюзию того, что изображения на самом деле движутся по экрану.

Первая «Фантасмагория» Робертсона была представлена ​​в 1797 г. Павильон де л'Эшикье в Париже. Мрачная атмосфера постреволюционного города идеально подходила для готической феерии Робертсона, дополненной изысканными творениями и редклиффским декором.

Обнаружив, что он может поставить волшебный фонарь на колеса, чтобы создать либо движущееся изображение, либо изображение, которое увеличивается и уменьшается в размере, Робертсон переместил свое шоу. Он устроил свое развлечение в заброшенной монастырской кухне монастыря капуцинов (которую он украсил, чтобы напоминать подземную часовню) недалеко от Вандомской площади. Он устраивал призраки, используя несколько фонарей, специальные звуковые эффекты и жуткую атмосферу гробницы. Это шоу длилось шесть лет, главным образом из-за того, что сверхъестественное привлекало парижан, столкнувшихся с потрясениями, вызванными Французской революцией. Робертсон в основном использовал образы, окруженные черным, чтобы создать иллюзию парящих в воздухе призраков. Он также использовал несколько проекторов, установленных в разных местах по всему залу, чтобы размещать призраков в окружающей среде. Например, в одном из его первых шоу-фантасмагорий было изображено залитое молниями небо, в котором призраки и скелеты удалялись и приближались к аудитории. Чтобы добавить к этому ужасу, Робертсон и его помощники иногда создавали голоса для фантомов. Часто публика забывала, что это были уловки, и была полностью напугана:

Я удовлетворен, только если мои дрожащие и дрожащие зрители поднимают руки или закрывают глаза из страха перед призраками и дьяволы устремляются к ним.

— Этьен-Гаспар Робер

На самом деле, многие люди были настолько убеждены в реальности его шоу, что полиция временно приостановила разбирательство, полагая, что Робертсон имеет право возбудить Людовик XVI вернулся к жизни. Когда шоу возобновилось, Робертсон снова предстал перед законом, на этот раз в форме судебного процесса против его бывших помощников, которые начали свои собственные шоу фантасмагории, используя его техники. Именно в этом судебном процессе 1799 года Робертсон был обязан раскрыть свои секреты публике, и вскоре после этого по всей Европе и в Соединенных Штатах стали появляться шоу волшебных фонарей, хотя многие из них были не такими сложными, как у Робертсона.

United Штаты

Фантасмагория прибыла в Соединенные Штаты в мае 1803 года в Маунт-Вернон-Гарден, Нью-Йорк. Подобно тому, как Французская революция вызвала интерес к фантасмагории во Франции, расширение границ в Соединенных Штатах создало атмосферу неуверенности и страха, которая была идеальной для шоу-фантасмагорий. Многие другие создавали шоу-фантасмагории в Соединенных Штатах в течение следующих нескольких лет, в том числе Мартин Оби, один из бывших помощников Робертсона.

Дальнейшая история

Томас Янг предложил систему, которая могла удерживать проецируемое изображение в фокусе для фонаря на небольшой тележке со стержнями, регулирующими положение линзы, когда тележка катится ближе или дальше подальше от экрана.

Джон Эвелин Барлас был английским поэтом, написавшим для нескольких фантасмагорийных шоу в конце 1880-х годов. Он использовал псевдоним Эвелин Дуглас для большинства работ, написанных для фантасмагории. Он написал несколько разных работ, большинство из которых посвящено идее снов и кошмаров. Некоторые из его работ включают Dreamland, Dream of China и Dream Music. Его работы известны тем, что включают в себя экстравагантные описания настроек с использованием нескольких цветов. В большинстве работ Барласа также упоминаются пламя и огонь. Пламя призвано олицетворять горение эмоций, пронизывающих стихи Барласа, и хорошо вписывается в царство фантасмагории.

К 1840-м годам фантасмагория уже устарела, хотя использование проекций все еще использовалось, только в разных сферах:

... хотя фантасмагория была по существу живой формой развлечения, в этих шоу также использовались проекторы в способов, которые предвосхитили движения кинокамеры 20-го века - «зум», «растворение», «отслеживающий кадр» и наложение.

В других медиа

До появления фантасмагории интерес к фантастическим было очевидно в рассказах о привидениях. Это можно увидеть во многих примерах историй о привидениях, напечатанных в 18 веке, включая призрак адмирала Вернона; являясь полностью правдивым и конкретным Повествованием о том, как на прошлой неделе воинственное привидение явилось Автору, одетое во все алое, и рассуждало ему о нынешнем положении дел (1758 г.). В этой сказке реакция автора на привидение, которого он видит, очень похожа на реакцию зрителей на представлениях фантасмагории. Он говорит, что он «поражен громом», и что «меня охватило изумление. Мои кости дрожали внутри меня. Моя плоть дрожала надо мной. Мои губы дрожали. Мой рот открылся. Мои руки расширились. Мои колени сбились. Моя кровь стала холодной, и я замер от ужаса ».

Французские художники того времени, в том числе Энгр и Жироде, заимствовали идеи для картин из фантасмагории, и ее влияние распространилось на как J. М. В. Тернер.

Вальтер Бенджамин был очарован фантасмагорией и использовал его как термин для описания опыта аркад в Париже. В своих эссе он связывал фантасмагорию с товарной культурой и ее опытом материальных и интеллектуальных продуктов. Таким образом, Бенджамин расширил утверждение Маркса о фантасмагорических силах товара.

Ранние фильмы-трюки с остановкой, разработанные Жоржем Мельесом, наиболее явно соответствуют ранним формам фантасмагории. Трюковые фильмы включают трансформации, наложения, исчезновения, обратные проекции, а также частое появление призраков и очевидное обезглавливание. В современных фильмах ужасов часто используются многие приемы и мотивы, характерные для стоп-трюковых фильмов, и считается, что фантасмагория сохранилась в этой новой форме.

Мария Джейн Джудсбери выпустила том под названием Phantasmagoria, или Очерки жизни и литературы, опубликованный Hurst Robinson Co в 1825 году. Он состоит из ряда эссе на различные темы вместе с поэзией. Все посвящено Уильяму Вордсворту.

«Фантасмагория» - это также название стихотворения из семи песен Льюиса Кэрролла, опубликованного Macmillan Sons в Лондоне в 1869 году, о котором Кэрролл много говорил. Он предпочел, чтобы название тома было на обратной стороне, сказав в переписке с Макмилланом: «Это живописно и фантастично - но это единственное, что мне нравится…» Он также пожелал, чтобы том стоил меньше, думая что 6 шиллингов были примерно на 1 шиллинг слишком дорого, чтобы взимать плату.

Влияние Фантасмагории на Дисней можно найти в бесчисленных эффектах на тематических территориях и аттракционах в тематических парках, но, скорее всего, они запоминающийся в практических и проекционных эффектах Особняк с привидениямиДиснейленд, Мир Уолта Диснея и Токийский Диснейленд) и Поместье Призраков (в Диснейленде в Париже), а также прямые трансляции, такие как FantasmicDisneyland и Disney's Hollywood Studios ), в которых показ фильмов / видеопроекций на водных экранах.

Серия фотографий, сделанных с 1977 по 1987 год фотографом и моделью Синди Шерман, описывается как изображающая фантасмагорию женского тела. На ее фотографиях она изображена в качестве модели, а развитие сериала в целом представляет фантасмагорическое пространство, проецируемое как на женское тело, так и в него.

Видеоигра ужаса выживания 1995 года Phantasmagoria частично основан на этих представлениях. В игре показано несколько ретроспективных кадров вымышленных фантасмагорий в исполнении фокусника «Карно». Однако, в отличие от настоящих шоу, его характер гораздо более наглядный и жестокий.

В наше время

Несколько современных театральных трупп в США и Великобритании устраивают проекционные представления фантасмагории, особенно на Хэллоуин.

С 15 февраля по 1 мая 2006 г. Тейт Британия поставила «Фантасмагорию» как компонент своего шоу «Готические кошмары: Фузели, Блейк и романтическое воображение». Он воссоздал содержание презентаций XVIII и XIX веков и успешно пробудил их вкус к ужасам и фэнтези.

В 2006 году Дэвид Дж. Джонс обнаружил точное место проведения шоу Робертсона в монастыре капуцинов. См. Дэвид Дж. Джонс, «Готическая машина: текстуальности, докинематографические средства массовой информации и кино в популярной визуальной культуре», 1670–1910 (Кардифф: Университет Уэльса).

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Castle, Terry (1995). Женский термометр: культура XVIII века и изобретение сверхъестественного. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-508097-1.
  • Грау, Оливер (2007). «Помните Фантасмагорию! Политика иллюзий восемнадцатого века и ее мультимедийная загробная жизнь», Оливер Грау (ред.): Истории искусства СМИ, MIT Press / Leonardo Books, 2007.
  • Гайо, Эдме-Жиль (1755). Nouvelles Recréations Physiques et Mathématiques переведена доктором У. Хупером в Лондоне (1-е изд. 1755 г.)
  • «Робертсон» (Роберт, Этьен-Гаспар ) (1830–34). Mémoires récréatifs, scientifiques et anecdotiques d'un Physicien-aéronaute.
  • Дэвид Дж. Джонс (2011). 'Gothic Machine: Textualities, Pre-Cinematic Media and Film in Popular Visual Culture, 1670-1910', Cardiff: University of Wales Press ISBN 978-0708324073
  • Дэвид Джонс (2014). «Сексуальность и готический волшебный фонарь, желание, эротизм и литературные возможности от Байрона до Брэма Стокера», Пэлгрейв Макмиллан, ISBN 9781137298911.
  • Дуглас, Эвелин. Фантасмагория. 1-е изд. Vol. 1. Chelmsford: J. H. Clarke, 1887. Print.
  • Barber, Theodore. Phantasmagorical Wonders: The Magic Lantern Ghost Show в Америке девятнадцатого века. 2-е изд. Vol. 3. Np: Indiana UP, 1989. Print.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-01 11:48:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте