Фестский диск

редактировать
глиняный диск с надписью, найденный на Крите

Фестский диск
Δίσκος της Φαιστού πλευρά Α 6380.JPG Фестский диск, сторона A (вверху) и сторона B (внизу)
Δίσκος της Φαιστού πλευρά B 6381.JPG
МатериалГлина
Создано2 тысячелетие до нашей эры
Обнаружено3 июля 1908 года. Фест, Крит
ОбнаружилЛуиджи Пернье
нынешнее местонахождениеАрхеологический музей Ираклиона, Крит
Дворцовый комплекс в Фест

Фестский диск ( также пишется Фестский диск, Фестский диск ) - это диск из обожженной глины из минойского дворца Феста на острове Крит, возможно, относящийся к среднему или позднему минойскому бронзовому веку (второе тысячелетие до нашей эры ). Диск имеет диаметр около 15 см (5,9 дюйма) и покрыт с обеих сторон спиралью с нанесенными на него символами. Его назначение и первоначальное место изготовления остаются спорными. Сейчас он выставлен в археологическом музее в Ираклионе.

Диск был обнаружен в 1908 году итальянским археологом Луиджи Пернье в минойском дворце-поселении Фест. и включает в себя 241 жетон, состоящий из 45 различных знаков, которые, по-видимому, были сделаны путем вдавливания иероглифических «печатей» в диск из мягкой глины по часовой стрелке, закручивающейся в центр диска.

Фестский диск захватил воображение любителей и профессиональных археологов, и было сделано много попыток расшифровать код, стоящий за знаками диска. Хотя неясно, является ли это скриптом, большинство попыток расшифровки предполагают, что это так; наиболее дополнительно предполагают слоговое письмо, другие - алфавит или логографию. Обычно считается, что попытки дешифровки не увенчаются успехом, если не будет найдено больше примеров знаков, поскольку общепризнано, что для содержательного анализа недостаточно контекста.

Хотя археологи в целом признают Фестский диск подлинным, некоторые ученые считают, что этот диск является подделкой или мистификацией.

Содержание
  • 1 Открытие
    • 1.1 Подлинность
  • 2 Датирование
  • 3 Типографика
  • 4 Надпись
    • 4.1 Знаки
    • 4.2 Знаки косой черты
    • 4.3 Направленность
    • 4.4 Текст надписи
    • 4.5 Исправления
    • 4.6 Вращения
    • 4.7 Знаки в соседних обмотках
  • 5 Попытки расшифровки
    • 5.1 Происхождение письма
      • 5.1.1 Критское или иностранное происхождение?
      • 5.1.2 Оригинальное изобретение или происхождение?
      • 5.1.3 Линейное письмо A
      • 5.1.4 Анатолийские иероглифы
    • 5.2 Список заявлений о расшифровке
      • 5.2.1 Лингвистический
      • 5.2.2 Нелингвистический или логографический
    • 5.3 Сравнение с другими шрифтами
  • 6 Юникод
  • 7 Современное использование
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
    • 10.1 Общие
    • 10.2 Попытки расшифровки
  • 11 Внешние ссылки
Discovery
Tablet PH -1

Фестский диск был обнаружен в минойском году. кружевной городок Фест, около Святой Триады, на южном побережье Крита ; в частности, диск был найден в подвале комнаты 8 в здании 101 группы зданий к северо-востоку от главного дворца. Эта группа из четырех комнат также служила формальным входом во дворцовый комплекс. Итальянский археолог Луиджи Пернье 3 июля 1908 г. обнаружил неповрежденную «тарелку» диаметром около 15 см (5,9 дюйма) и равномерно толщиной чуть более 1 см (0,39 дюйма). во время его раскопок первого минойского дворца.

Обнаружен в главной камере подземного «храмового хранилища». Эти подвальные камеры, доступные только сверху, были аккуратно покрыты слоем тонкой штукатурки. В них мало драгоценных артефактов, но много чернозема и золы, смешанных с обожженными бычьими костями. В северной части основной камеры, в том же черном слое, в нескольких сантиметрах к юго-востоку от диска и примерно в 50 см (20 дюймов) над полом, также была обнаружена линейная диаграмма A таблетка PH 1.. По всей видимости, это место обрушилось в результате землетрясения , возможно, связанного с извержением вулкана Санторини, которое затронуло большую часть острова в середине второго тысячелетия до нашей эры.

Подлинность

Фестский диск обычно считается подлинным археологами. Предположение о подлинности основано на записях раскопок Луиджи Пернье. Это предположение подтверждается более поздним обнаружением Топора Аркалохори с похожими, но не идентичными глифами.

Возможность того, что диск является подделкой 1908 года или мистификацией, была поднят двумя учеными. Согласно сообщению, опубликованному в The Times, дата изготовления никогда не была установлена ​​методом термолюминесценции. В своем обзоре 2008 года Робинсон не поддерживает аргументы о подделке, но утверждает, что «термолюминесцентный тест для Фестского диска является обязательным. Он либо подтвердит, что за новыми находками стоит охотиться, либо остановит зря ученых».

Золотое перстень с печаткой из Кносса (кольцо Мавро Спилио), обнаруженное в 1926 году, содержит надпись линейным письмом А, нанесенную в поле, обозначенное спиралью - подобно Фестскому диску. Найденная в 1955 году печать показывает единственную известную параллель знаку 21 (𐇤, «гребень») Фестского диска. Это считается доказательством того, что Фестский диск является подлинным Миноанским артефактом.

Датировка

Ив Дуу (1977) датирует диск периодом между 1850 г. до н. Э. и 1600 г. до н. э. (MMIII ) на основе отчета Луиджи Пернье, в котором говорится, что Диск находился в спокойном среднеминойском контексте. Джеппесен (1963) датирует его 1400 годом (LMII-III ). Сомневаясь в жизнеспособности отчета Пернье, Луи Годар (1990) смиряется с признанием того, что археологически диск может быть датирован где-нибудь в средние или поздние минойские времена (MMI-LMIII, период, охватывающий большую часть второе тысячелетие до нашей эры ). Дж. Бест предполагает дату первой половины XIV века до н. Э. (LMIIIA) на основе датировки таблички PH 1.

Типография

Надпись, очевидно, была сделана путем вдавливания иероглифических «печатей» в мягкую глину по часовой стрелке, спиралевидной к центру диск. Затем его обожгли при высокой температуре. Уникальный характер Фестского диска проистекает из того факта, что весь текст был начертан таким образом, воспроизводя основной текст с многоразовыми символами.

Немецкий наборщик и лингвист Герберт Брекле в своей статье «Типографский принцип» в Gutenberg-Jahrbuch утверждает, что Фестский диск является одним из первых документов подвижный шрифт печать, поскольку она соответствует основному критерию типографской печати, а именно идентичности типа:

Ранним явным поводом для реализации типографского принципа является пресловутый Фестский диск (ок. 1800–1600 гг. до н.э.). Если диск, как предполагается, представляет собой текстовое представление, мы действительно имеем дело с «печатным» текстом, который удовлетворяет всем критериям определения типографского принципа. Спиральная последовательность графематических единиц, то, что они отпечатаны на глиняном диске (слепая печать!), А не отпечатаны, - всего лишь возможные технологические варианты текстового изображения. Решающим фактором является то, что доказано, что «типы» материала многократно воспроизводятся на глиняном диске.

В качестве средневекового примера той же техники он продолжает цитировать дарственную надпись Prüfening.

в своей работе при расшифровке Бенджамин Шварц также называет Фестский диск «первым подвижным шрифтом».

В своей научно-популярной книге Guns, Micros and Steel, Jared Diamond описывает диск как пример технологического прогресса, который не получил широкого распространения, потому что он был сделан не в то время в истории, и противопоставляет его печатному станку Гутенберга .

Надпись
Сторона A (оригинал) Сторона B (оригинал)

Знаки

На диске 242 токена, состоящих из 45 различных знаков. Многие из этих 45 знаков представляют собой легко узнаваемые повседневные вещи. В дополнение к этому, есть небольшая диагональная линия, которая встречается под последним знаком в группе в общей сложности 18 раз. На диске в нескольких местах видны следы исправлений, сделанных писцом. 45 символов были пронумерованы Артуром Эвансом от 01 до 45, и эта нумерация стала общепринятой ссылкой, используемой большинством исследователей. Некоторые символы сравнивались с символами линейного письма A Нэмом, Тиммом и другими. Другие ученые (Дж. Бест, С. Дэвис) указали на сходные сходства с анатолийскими иероглифами или с египетскими иероглифами (А. Куни). В приведенной ниже таблице «имена» персонажей, данные Луи Годаром (1995), даны в верхнем регистре; если применяется другое описание или уточнение, они даются строчными буквами.

Нет.ЗнакUCS Знак Фестского диска (Годарт и название UCS)ОписаниеСчетчикПримечания
0101 𐇐ПЕШЕХОДмарширующая фигура человека11
0202 𐇑СТИНОВАЯ ГОЛОВАголова человека в гребенчатом шлеме19наиболее часто встречающийся символ, всегда начинающийся словом (если направление - внутрь)
0303 𐇒ТАТУИРОВАННАЯ ГОЛОВАлысая человеческая голова в профиль, с татуировкой или украшениями на щеке2только на стороне A
0404 𐇓Пленникстоящая человеческая фигура со связанными руками1
0505 𐇔ДЕТСКИЙ1
0606 𐇕ЖЕНЩИНА4
0707 𐇖ШЛЕМколоколообразный символ18
0808 𐇗РУЧКАкулак с цестусом 5
0909 𐇘TIARA2на только сторона B
1010 𐇙СТРЕЛКА4только на стороне A
1111 𐇚BOW1
1212 𐇛SHIELD1712 раз в группе 02 -12
1313 𐇜КЛУБ6
1414 𐇝ЛЮБИМЫЙплоские вершины двух выступов на этом рисунке, а также прорези в t Основание является характерным элементом наручников, при этом прорези предназначены для крепления ремешков2с обеих сторон
1515 𐇞MATTOCK1
1616 𐇟SAWнож2только на стороне B
1717 𐇠LIDинструмент для резки кожи1
1818 𐇡BOOMERANGстолярный угол12
1919 𐇢СТРОИТЕЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬY-образная форма3только на стороне A
2020 𐇣DOLIUMваза с ручкой2только на стороне B
2121 𐇤COMBвозможно план этажа дворца2только на стороне A
2222 𐇥SLINGдвойная труба5только на стороне B
2323 𐇦КОЛОННАмолоток с квадратной головкой11
2424 𐇧УЛЕЙздание в виде пагоды6
2525 𐇨КОРАБЛЬвертикальный символ корабля7
2626 𐇩РОГбыка6
2727 𐇪HIDEживотного, вероятно, быка15
2828 𐇫БЫЧЬЯ НОГАбычья нога2только на стороне A
2929 𐇬КОШКАголова животного семейства кошачьих11
3030 𐇭RAMголова рогатого барана1
3131 𐇮EAGLEлетающая птица5только на стороне A
3232 𐇯DOVEсидящий голубь3
3333 𐇰ТАННИрыба (макрель или обыкновенный тунец, Thunnus thynnus )6
3434 𐇱BEEнасекомое, возможно, пчела3
3535 𐇲САМОЛЕТзнак растения или дерева; восточная плоскость (Platanus orientalis)11
3636 𐇳VINEоливковая ветвь4только на стороне B
3737 𐇴ПАПИРУС растение с веерообразным цветком4
3838 𐇵РОЗЕТТАмагерит или звездчатый - анемон ; восьмилепестковый цветок4
3939 𐇶ЛИЛИЯшафран цветок Ψ формы4
4040 𐇷БЫЧАЯ СПИНКА6
4141 𐇸ФЛЕЙТА2только на стороне А
4242 𐇹РЕШЕТКА1
4343 𐇺ФИЛЬТРтреугольник с внутренней грануляцией1
4444 𐇻МАЛЕНЬКАЯ ТОПОР1
4545 𐇼ВОЛНОВАЯ ПОЛОСАвода6

Распределение частот знаков Фестского диска:

Экземпляры19181716151413121110987654321
Частота1111141636389Всего = 45 знаков
Умноженное19181715124473615249169Всего = 241 жетон

Девять гапаксов, т.е. встречаются только один раз, это 04 (A5), 05 (B3), 11 (A13), 15 (B8), 17 (A24), 30 (B27), 42 (B9), 43 (B4), 44 (A7). Из восьми дважды встречающихся символов четыре (03, 21, 28, 41) встречаются только на стороне A, три (09, 16, 20) только на стороне B и только один (14) на обеих сторонах.

Знаки косой черты

Есть ряд знаков, отмеченных косой чертой; штрихи не отпечатываются, а вырезаются вручную и прикрепляются к первому или последнему знаку «слова» в зависимости от выбранного направления чтения. Их значение является предметом обсуждения. Одна из гипотез, поддержанная Эвансом, Дууксом, Оленротом и другими, заключается в том, что они использовались для разделения текста на параграфы, но другие ученые предложили альтернативные значения.

Directionality

Эванс в какой-то момент опубликовал утверждение, что диск был записан и должен быть прочитан от центра; потому что проще всего было бы сначала разместить надпись, а затем размер диска по размеру текста. По общему мнению, он ошибался, и сам Эванс позже изменил свое мнение: надпись была сделана и должна читаться снаружи внутрь к центру. Центры спиралей находятся не в центре диска, а некоторые символы рядом с центром заполнены множеством людей, как будто создателю не хватает места. Одна пара символов установлена ​​сверху вниз, поэтому трудно сказать, в каком порядке они должны быть. За исключением тесной секции, когда есть перекрытия, внутренний символ перекрывает внешний символ. Жан Фаукунау предложил реконструкцию движений писца, которая также потребовала бы направления внутрь; Ив Дюу говорит, что любое прочтение наружу можно отбросить. Несмотря на этот консенсус, все еще есть несколько попыток дешифрования (см. Заявления о дешифровке Фестского диска ).

В дополнение к вопросу о направленности текста на самом диске, существуют разные точки зрения на то, как символы Фестского диска должны отображаться при преобразовании в текст. Сам диск, вероятно, имеет направленность справа налево, если чтение идет извне к центру; это означает, что направление чтения - в лица людей и животных, как в египетском и анатолийском языках. В этой статье символы Фестского диска показаны слева направо, при этом глифы отражены по сравнению с их ориентацией на диске; что также является типичной практикой для редактируемых египетских и анатолийских иероглифических текстов.

Текст надписи

Ниже приведено отображение надписи Фестского диска с использованием символов Unicode (текст будет отображаться правильно, только если шрифт поддерживает символы Unicode Phaistos Disc, например, Noto Sans Symbols или установлен Everson Mono ):

Сторона A

¦ 𐇑𐇛𐇜𐇐𐇡𐇽 | 𐇧𐇷𐇛 | 𐇬𐇼𐇖𐇽 | 𐇬𐇬𐇱 | 𐇑𐇛𐇓𐇷𐇰 | 𐇪𐇼𐇖𐇛 | 𐇪𐇻𐇗 | 𐇑𐇛𐇕𐇡 [.] | 𐇮𐇩𐇲 | 𐇑𐇛𐇸𐇢𐇲 | 𐇐𐇸𐇷𐇖 | 𐇑𐇛𐇯𐇦𐇵𐇽 | 𐇶𐇚 | 𐇑𐇪𐇨𐇙𐇦𐇡 | 𐇫𐇐𐇽 | 𐇑𐇛𐇮𐇩𐇽 | 𐇑𐇛𐇪𐇪𐇲𐇴𐇤 | 𐇰𐇦 | 𐇑𐇛𐇮𐇩𐇽 | 𐇑𐇪𐇨𐇙𐇦𐇡 | 𐇫𐇐𐇽 | 𐇑𐇛𐇮𐇩𐇽 | 𐇑𐇛𐇪𐇝𐇯𐇡𐇪 | 𐇕𐇡𐇠𐇢 | 𐇮𐇩𐇛 | 𐇑𐇛𐇜𐇐 | 𐇦𐇢𐇲𐇽 | 𐇙𐇒𐇵 | 𐇑𐇛𐇪𐇪𐇲𐇴𐇤 | 𐇜𐇐 | 𐇙𐇒𐇵 |

Сторона B

¦ 𐇑𐇛𐇥𐇷𐇖 | 𐇪𐇼𐇖𐇲 | 𐇑𐇴𐇦𐇔𐇽 | 𐇥𐇨𐇪 | 𐇰𐇧𐇣𐇛 | 𐇟𐇦𐇡𐇺𐇽 | 𐇜𐇐𐇶𐇰 | 𐇞𐇖𐇜𐇐𐇡 | 𐇥𐇴𐇹𐇨 | 𐇖𐇧𐇷𐇲 | 𐇑𐇩𐇳𐇷 | 𐇪𐇨𐇵𐇐 | 𐇬𐇧𐇧𐇣𐇲 | 𐇟𐇝𐇡 | 𐇬𐇰𐇐 | 𐇕𐇲𐇯𐇶𐇰 | 𐇑𐇘𐇪𐇐 | 𐇬𐇳𐇖𐇗𐇽 | 𐇬𐇗𐇜 | 𐇬𐇼𐇖𐇽 | 𐇥𐇬𐇳𐇖𐇗𐇽 | 𐇪𐇱𐇦𐇨 | 𐇖𐇡𐇲 | 𐇖𐇼𐇖𐇽 | 𐇖𐇦𐇡𐇧 | 𐇥𐇬𐇳𐇖𐇗𐇽 | 𐇘𐇭𐇶𐇡𐇖 | 𐇑𐇕𐇲𐇦𐇖 | 𐇬𐇱𐇦𐇨 | 𐇼𐇖𐇽 |

Изображение транскрипции для тех, у кого не установлены соответствующие шрифты. Нумерация полей Луи Годаром

61 «слово», 31 на стороне A и 30 на стороне B (пронумерованные от A1 до A31 и от B1 до B30, снаружи внутрь), здесь читается снаружи внутрь (поставив «голова с плюмажем», обозначив слово - сначала, а штрихами - слово - наконец). Самые короткие слова - это два символа, самые длинные - семь символов. Штрихи здесь транскрибируются как диагональные штрихи (/). Транскрипция начинается с вертикальной линии из пяти точек, один раз оборачивающей край диска по часовой стрелке (13 слов на A, 12 слов на B), а затем по спирали к центру (еще 18 слов с каждой стороны). На A8 есть один стертый знак в конце слова, который Годарт (1995: 101) отмечает как похожий на знак 3 или 20; или менее вероятно 8 или 44. Эванс считал сторону А лицевой стороной, но с тех пор были выдвинуты технические аргументы в пользу стороны В в качестве лицевой стороны.

Знаки в транскрипции ниже расположены с ориентацией слева направо, и читатель может прочитать на лицах фигур людей и животных (как при чтении египетских и анатолийских иероглифов):

(A1) 02 12 13 01 18 46 (A2) 24 40 12 (A3) 29 45 07 46 (A4) 29 29 34
(A5) 02 12 04 40 33 (A6) 27 45 07 12 (A7) 27 44 08 (A8) 02 12 06 18 [.]
(A9) 31 26 35 (A10) 02 12 41 19 35 (A11) 01 41 40 07 (A12) 02 12 32 23 38 46
(A13) 39 11 (A14) 02 27 25 10 23 18 (A15) 28 01 46 (A16) 02 12 31 26 46
(A17) 02 12 27 27 35 37 21 (A18) 33 23 46 (A19) 02 12 31 26 46 (A20) 02 27 25 10 23 18
(A21) 28 01 46 (A22) 02 12 31 26 46 (A23) 02 12 27 14 32 18 27 (A24) 06 18 17 19 46
(A25) 31 26 12 (A26) 02 12 13 01 (A27) 23 19 35 46 (A28) 10 03 38
(A29) 02 12 27 27 35 37 21 (A30) 13 01 (A31) 10 03 38
(B1) 02 12 22 40 07 (B2) 27 45 07 35 (B3) 02 37 23 05 46 (B4) 22 25 27
(B5) 33 24 20 12 (B6) 16 23 18 43 46 (B7) 13 01 39 33 (B8) 15 07 13 01 18
(B9) 22 37 42 25 (B10) 07 24 40 35 (B11) 02 26 36 40 (B12) 27 25 38 01
(B13) 29 24 24 20 35 (B14) 16 14 18 (B15) 29 33 01 (B16) 06 35 32 39 33
(B17) 02 09 27 01 (B18) 29 36 07 08 46 (B19) 29 08 13 (B20) 29 45 07 46
(B21) 22 29 36 07 08 46 (B22) 27 34 23 25 (B23) 07 18 35 (B24) 07 45 07 46
(B25) 07 24 18 24 (B26) 22 29 36 07 08 46 (B27) 09 30 39 18 07 (B28) 02 06 35 23 07
(B29) 29 34 23 25 (B30) 45 07 46

В цифровой транскрипции:

Сторона A:

02-12-13-01-18 / 24-40- 12 29-45-07 / 29-29-34 02-12-04-40-33 27-45-07-12 27-44- 08 02-12-06-18-? 31-26-35 02-12-41-19-35 01-41-40-07 02-12-32-23-38 / 39-11
02-27-25-10-23- 18 28-01 / 02-12-31-26 / 02-12-27-27-35-37-21 33-23 02-12-31-26 / 02-27-25-10-23-18 28- 01 / 02-12-31-26 / 02-12-27-14-32-18-27 06-18-17-19 31-26-12 02-12-13-01 23-19-35 / 10- 03-38 02-12-27-27-35-37-21 13-01 10-03-38

Сторона B:

02-12-22-40-07 27-45-07-35 02 -37-23-05 / 22-25-27 33-24-20-12 16-23-18-43 / 13-01-39-33 15-07-13-01-18 22-37-42-25 07-24-40-35 02-26-36-40 27-25-38-01
29-24-24-20-35 16-14-18 29-33-01 06-35- 32-39-33 02-09-27-01 29-36-07-08 / 29-08-13 29-45-07 / 22-29-36-07-08 / 27-34-23-25 ​​07- 18-35 07-45-07 / 07-23-18-24 22-29-36-07-08 / 09-30-39-18-07 02-06-35-23-07 29-34-23- 25 45-07 /

«Голова с плюмажем» (02) всегда встречается только в слове-первоначально, в 13 случаях за которым следует «щит» (12, которое в некоторых случаях также встречается в слове-finally). Каждое из шести слов встречается дважды: последовательность из трех слов 02-27-25-10-23-18 28-01 / 02-12-31-26 / встречается дважды (A14-16, A20-22). 02-12-31-26 / повторяется в третий раз (A19). Дважды встречаются еще четыре слова: 02-12-27-27-35-37-21 (A17, A29), 10-03-38 (A28, A31), 22-29-36-07-08 / (B21, B26) и 29-45-07 / (A3, B20).

Исправления

Как отмечалось выше, исправления были внесены. Вывески были стерты и перепечатаны другими знаками.

Годарт (1995: 99-107) описывает эти исправления словом. Они встречаются в следующих словах: A1 (знаки 02-12-13-01), A4 (29-29-34) вместе с A5 (02-12-04), A8 (12), A10 (02-41-19). ? -35), A12 (12), A16 (12-31-26?), A17 (второй 27?), A29 (второй 27?), B1 (12-22), B3 (37?), B4 (22 -25 отпечатано поверх того же), B10 (07? -24? -40?), B13 (рядом 29?). Знаки вопроса указывают на неуверенность в том, что этот конкретный знак является результатом исправления.

Кроме того, границы слова B28 были расширены, чтобы освободить место для знака 02. См. Duhoux (1977: 34-35) и Godart (1995: 107).

Вращение

Два знака 27 (Скрыть) в слове A29 повернуты на 180 градусов по сравнению со всеми другими вхождениями этого знака: «голова вниз» против «головой вверх». Эта ротация может быть мотивирована нехваткой места в A29; см. Duhoux (1977), стр.24 (раздел 6A-8).

Вращения знаков 29 (Кот) и 31 (Орел) не имеют недостатка в пространстве. Определив знак 29 в словах B19, B20 и B21 как «голова направо», мы имеем: голову вниз в B29; двигайтесь налево на A3 и B15; поднимитесь в B18 и B26; идите между верхом и левым в B13; голова между правой и нижней полосой A4 (дважды). Направление разворота знака 31 следующее: направо на A16, вверх на A9 и A25 и налево на A22.

Знак 02 (Голова с перьями) в слове A29 повернут на 90 градусов вправо по сравнению со всеми другими случаями этого знака. Это вполне могло быть из-за нехватки места; слово переполнено и беспорядочно, знак 12 (Щит) отодвинут в сторону.

Знак 28 (нога быка) не поворачивается по сравнению друг с другом. Скорее, способ, которым этот знак показан в литературе (включая Unicode), с ногой вниз, поворачивается по сравнению со знаком на диске, с ногой вверх.

Если предположить, что вращения распределены полностью случайным образом, то вероятность того, что они закончатся только двумя (или тремя) знаками, очень мала. Это говорит о том, что эти повороты могли быть преднамеренными.

Знаки в соседних обмотках

На стороне A есть несколько случаев, когда один и тот же знак находится в двух местах рядом друг с другом в соседних витках спирали. Например, рассмотрим Перьяную голову (знак 02) в слове A1 и Пернатую голову в слове A14. Были идентифицированы три модели таких случаев. Компьютерный анализ одного из них (включая большинство знаков с перьями на стороне A) был выполнен с заключением, что вероятность совпадения этого рисунка мала. Наличие двух других шаблонов дополнительно снижает вероятность совпадения.

Несколько случаев вызваны коррекцией. Также, кажется, имеет значение ориентация знаков: две шкуры (знак 27) в слове A29 перевернуты, а «головы» указывают на знак Hide в соседней обмотке в слове A23.

Если это действительно не случайно, то надпись не является одномерным текстом. Конечно, это не дает нам дешифровки; скорее это сужает потенциальные расшифровки.

Попытки расшифровки

В течение двадцатого века вокруг диска возникло множество предположений. Фестский диск захватил воображение археологов-любителей. Было предпринято много попыток расшифровать код, стоящий за знаками диска. Исторически сложилось так, что предлагалось почти все, включая молитвы, повествование или приключенческий рассказ, «псалтырь », призыв к оружию, настольную игру и геометрическую Теорема. Некоторые из наиболее причудливых интерпретаций его значения являются классическими примерами псевдоархеологии.

Большинство лингвистических интерпретаций предполагают слоговое письмо, основанное на соотношении 45 символов в тексте из 241 символа, типичного для этого типа. сценария; некоторые предполагают наличие слогового письма с вкраплениями логографических символов, свойства каждого известного слогового письма Древнего Ближнего Востока (Линейное письмо B, а также клинопись и иероглифическое письмо). Однако существуют также буквенные и чисто логографические интерпретации.

Хотя энтузиасты по-прежнему верят, что загадка может быть разгадана, считается, что научные попытки расшифровать будут маловероятными, если где-то не появятся новые примеры знаков, поскольку обычно считается, что для этого недостаточно контекста. содержательный анализ. Любая дешифровка без внешнего подтверждения, такая как успешное сравнение с другими надписями, вряд ли будет считаться окончательной.

Происхождение письменности

Критское или иностранное происхождение?

Существует несколько основных теорий происхождения знаков. В течение первых нескольких десятилетий после его открытия большинство ученых категорически возражали против местного происхождения артефакта. Эванс (1909: 24f.) Писал, что

, когда доходит до подробного сравнения цифр с цифрами минойского иероглифического знака, наблюдается очень большое расхождение... Из сорока пяти отдельных знаков на Фестском диске, не более десяти, более или менее напоминающих критские иероглифические формы... Человеческие фигуры по их очертаниям и костюму не являются минойскими... Изображение корабля также отличается от всех подобных рисунков, встречающихся среди иероглифические или линейные документы Крита.

Глотц (1925: 381) утверждал, что глина не с Крита. Ипсен (1929: 15) пришел к выводу, что Диск определенно был откуда-то с Эгейского моря. Из-за его отличий от линейного письма A или B, Ипсен счел заманчивым предположить, как и Эванс, некритское происхождение Диска. Однако он отмечает, что, поскольку линейное письмо А было обычным эгейским письмом, такое предположение не решит проблему множественности.

Топор Аркалохори и другие находки сделали критское происхождение более популярным: женские изображения с отвисшей грудью также были найдены в Малии и Фесте. (Годарт 1995: 125). Duhoux утверждает критское происхождение диска; в своем обзоре текущих исследований Траут (1990: 154) заключает, что «Крит как [источник] Диска больше не может подвергаться сомнению». Эндрю Робинсон (2008) в обзоре в Nature написал: «Большинство современных ученых, в том числе Дуукса, считают, что диск был изготовлен на Крите - правдоподобная рабочая гипотеза».

Оригинальное изобретение или происхождение?

Ипсен (1929: 11) также выступает против полностью независимого происхождения скриптов, утверждая, что его изобретатели не перескочили от незнания письма к слоговому письму с этими элегантными знаками. Он продолжает цитировать Иероглифический лувийский язык как «идеальную параллель» (Ipsen 1929: 17) оригинальному письму, вдохновленному прямым влиянием других письменностей (его значения символов вдохновлены клинописью, его формы по египетским иероглифам )

Шварц (1956: 108) утверждает генетическую связь между сценарием Фестского диска и линейными письменностями Крита.

Среди известных сценариев есть три основных кандидата на будучи связанными с письмом Диска, все они частично слоговые, частично логографические: линейное письмо A, анатолийские иероглифы и египетские иероглифы. Более отдаленные возможности - сравнение с финикийским абджадом или слоговое письмо Библа.

линейное письмо A

Некоторые знаки достаточно близки к линейному письму A и линейному письму B, так что они могут иметь одинаковые фонетические значения, такие как 12 12 = qe, 43 43 = ta 2 или 31 31 = ku. Но это мнение разделяют не все специалисты по Aegean Scripts. Недавняя система Эматическое сравнение с линейным письмом A проведено Торстеном Тиммом, 2004. На основе шаблонов распределения символов линейного письма A, собранных Факкетти, Тимм приходит к выводу, что язык надписи на Диске такой же, как язык линейного письма A. Тимм отождествляет 20 из 45 символов с линейными знаками, присваивая фонетические значения Linear B 16.

анатолийские иероглифы

Achterberg et al. (2004) представили систематическое сравнение с анатолийскими иероглифами, что привело к заявлению о полной расшифровке (см. Ниже). В частности, они считают штриховой символ родственным символу лувийца r (a / i), но присваивают ему значение -ti. Штрих на A3 идентифицируется как определяющий личное имя. 01 01 сравнивается с логограммой SARU, идущего человека или шагающих ног в Лувии. 02 02 сравнивается со словом-инициалом a 2, головой с короной в лувийском. «Лук» 11 11 идентифицируется как логограмма sol suus, крылатое солнце, известное по лувийским королевским печатям. «Щит» 12 12 сравнивается с почти идентичной лувийской логограммой TURPI «хлеб» и присваивается значение tu. 39 39 они читаются как «молния », логограмма Тархунта, на лувийском - W-образный иероглиф.

Список заявлений о расшифровке

Перечисленные требования о расшифровке подразделяются на лингвистические расшифровки, определяющие язык надписи, и нелингвистические расшифровки. Чисто логографическое прочтение не является лингвистическим в строгом смысле слова: хотя оно может раскрыть значение надписи, оно не позволит идентифицировать основной язык.

Лингвистический

  • , 1911 (интерпретация как ионный греческий, слоговое письмо); Сначала сторона A; чтение внутрь;
  • Флоренс Ставелл, 1911 (интерпретация как гомеровский греческий, слоговое письмо); Сторона B первая; чтение внутрь;
  • Альберт Куни, 1914 (интерпретация как древний египетский документ, слогово-логографическое письмо);
  • , 1959 (интерпретация как микенский греческий, слоговое письмо, сравнение с линейным письмом B); Сначала сторона A; чтение внутрь;
  • Жан Фаукунау, 1975, (интерпретация как "протоионический " греческий, слоговое письмо [1] ; сначала сторона А; чтение внутрь;
  • Владимир И. Георгиев, 1976 (интерпретация как хеттский язык, слоговое письмо); сначала сторона А; чтение вовне;
  • Стивен Р. Фишер, 1988 (интерпретация как греческий диалект, слоговое письмо); сначала сторона А; чтение внутрь;
  • Кьель Аартун, 1992 (интерпретация как семитский язык, слоговое письмо); сначала сторона А; чтение наружу;
  • , 1996 (интерпретация как греческий диалект, алфавитное письмо); сначала сторона А; чтение вовне; многочисленные гомофонические знаки;
  • Адам Мартин, 2000 (интерпретация как греко-минойский двуязычный текст, алфавитное письмо); чтение наружу, сторона A как греческий, сторона B как минойский
  • Achterberg et al., 2004 (интерпретируется как лувийский ); сначала сторона A; чтение внутрь ;
  • , 2005 (слоговое письмо, сравнение с линейным письмом A [2] ) Первая сторона B ; чтение внутрь;
  • Гарет Алан Оуэнс, 2007 (интерпретация как индоевропейская, слоговое письмо, сравнение с линейным письмом A [3] ) Первая сторона А; чтение внутрь;

нелингвистический или логографический

Сравнение с другими сценариями

НетЗнакЛинейное письмо A Аркалохори Топор Лувийские иероглифы
0101 SARU
0202 04,07,10 04 A2
0303
0404
0505
0606
0707
0808
0909
1010 AB79 01 ZU
1111 SOL SUUS
1212 AB78 01 QETURPI
1313
1414
1515 A364 01 B232
1616 AB74 01 ZE?
1717 A322 01
1818 AB37 01 TI
1919 AB31 01 SA11 11
2020
2121
2222 A318 01
2323 AB05 01 TO или AB06 01 NA13 13
2424 AB54 01 WA
2525 AB86 01 [5]
2626
2727
2828
2929 AB80 01 MA08 08
3030 AB13 01 ME, AB85?
3131 AB81 01 KU
3232
3333
3434 AB39 01 PI
3535 AB04 01 TE09 09
3636 AB30 01 NI
3737
3838
3939 AB28 01 I02 02 TARHUNT
4040 AB26 01 RU или AB27 01 RE
4141
4242
4343 AB66 01 TA2
4444
4545 AB76 01 RA2
Unicode

Набор из 46 символов Phaistos Disc, состоящий из 45 знаков и одного комбинированного косого черта, был закодирован в Unicode с апреля 2008 года (версия Unicode 5.1). Они назначаются диапазону 101D0–101FF в плоскости 1 (дополнительная многоязычная плоскость ). Символы Фестского диска были закодированы с сильной направленностью слева направо , поэтому в таблицах кода и тексте (например, где-либо еще на этой странице) глифы отражаются в том виде, в котором они отображаются на самом диске.

Phaistos Disc. Таблица кодов официального консорциума Unicode (PDF)
0123456789ABCDEF
U + 101Dx𐇐𐇑𐇒𐇓𐇔𐇕𐇖𐇗𐇘𐇙𐇚𐇛𐇜𐇝𐇞𐇟
U + 101Ex𐇠𐇡𐇢𐇣𐇤𐇥𐇦𐇧𐇨𐇩𐇪𐇫𐇬𐇭𐇮𐇯
U + 101Fx𐇰𐇱𐇲𐇳𐇴𐇵𐇶𐇷𐇸𐇹𐇺𐇻𐇼𐇽
Примечания
1.^Начиная с версии Unicode 13.0
2.^Серые области обозначают неназначенные кодовые точки
Современное использование

Сторона A Фестского диска используется в качестве логотипа FORTH, одного из крупнейших исследовательских центров Греции.

См. Также
На Викискладе есть материалы, связанные с Phaistos Disc.
Ссылки
Дополнительная литература

Генерал

  • Балистье, Томас. Фестский диск - отчет о неразгаданной тайне, Verlag Thomas Balistier, 2000.
  • Беннетт, Эммет Л. (1996) - Aegean Scripts, (в The World's Writing Systems, Питер Т. Дэниэлс и Уильям Брайт ( Ред.) Оксфорд: University Press. ISBN 0-19-507993-0
  • Чедвик, Джон. Расшифровка линейного письма B, Cambridge University Press, 1958.
  • Duhoux, Yves. Le disque de phaestos, Leuven, 1977.
  • Duhoux, Yves. Как не расшифровать Фестский диск, Американский журнал археологии, том 104, №. 3 (2000), pp. 597–600.
  • Эванс, AJ, Scripta Minoa, письменные документы минойского Крита, со специальной ссылкой на архивы Кносса, Classic Books (1909), ISBN 0-7426-4005-1.
  • Фор, P. "Tourne disque", l'énigme du disque de Phaistos, Notre Histoire n ° 213, октябрь 2003 г. (PDF 0,7 Мб ).
  • Гаур, Альбертина.1984 - История письма - Сыновья Чарльза Скрибнера.
  • Глотц, Густав ; Марриэт Росс Доби, Э.М. Райли, Эгейская цивилизация "А. А. Кнопф, 1925
  • Годарт, Луи. Фестский диск - загадка эгейского письма, ITANOS Publications, 1995.
  • Кобер, Алиса. Минойские письменности: факты и теория, Американский журнал археологии, т. 52, No. 1 (1948), pp. 82–103.
  • Робинсон, Эндрю (2008). «Фестский кодекс: только запись». Природа. 453 (7198): 990–991. Bibcode : 2008Natur.453..990R. doi : 10.1038 / 453990a. PMID 18563139.
  • Сорниг, Карл (2006). «Окончательная оценка». Grazer Linguistische Studien (65): 151–155.
  • Тимм, Торстен (2004). "Der Diskos von Phaistos - Anmerkungen zur Deutung und Textstruktur". Indogermanische Forschungen (109): 204–231. (PDF 0.5 Mb )
  • Траут, Майкл. Фестский диск и адвокат дьявола. Об апориях древней темы исследования. 1990, Glottometrika 12, pp. 151 - 173.
  • Международная конференция Phaistos Disk Conference 2008, спонсор. рефераты

Попытки дешифровки

Этот список содержит автономные отчеты о различных дешифровках.

  • Aartun, Kjell, 'Der Diskos von Phaistos; Die beschriftete Bronzeaxt; Die Inschrift der Taragona-tafel 'в Die minoische Schrift: Sprache und Texte vol. 1, Wiesbaden, Harrassowitz (1992) ISBN 3-447-03273-1
  • Achterberg, Winfried; Best, Ян; Энцлер, Киз; Ритвельд, Лия; Вудхуизен, Фред, Фестский диск: лувийское письмо Нестору, Публикации Фонда Генри Франкфурта, том XIII, Голландское археологическое и историческое общество, Амстердам, 2004 г.
  • Бал Истье, Томас, Фестский диск - отчет о неразгаданной тайне, Verlag Thomas Balistier, 2000 (см. выше); описывает расшифровки Аартена и Оленрота.
  • Эфрон, Генри Д., (1962), «Тарсо и Иаон: Фестский диск, Гарвардские исследования в классической филологии, том 66 (1962), С. 1–91. JSTOR URL
  • Faucounau, Jean, Le déchiffrement du Disque de Phaistos Les Proto-Ioniens: histoire d'un peuple oublié, Париж, 1999 и 2001 гг.
  • Фишер, Стивен Р., Свидетельства наличия эллинского диалекта в Фестском диске, Герберт Ланг (1988), ISBN 3-261-03703-2
  • Гордон, FG 1931. С баскского на минойский: транслитерации и переводы минойских табличек. Лондон: Oxford University Press.
  • Hausmann, Axel, Der Diskus von Phaistos. Ein Dokument aus Atlantis, BoD GmbH (2002), ISBN 3-8311-4548-2.
  • Хемпл, Джордж. «Решение древней загадки: ионный греческий язык до Гомера». Ежемесячный журнал Harper's (том 122, № 728). (Январь 1911 г.)): 187–198.
  • Мартин, Адам, Der Diskos von Phaistos - Ein zweisprachiges Dokument geschrieben in ei ner frühgriechischen Alphabetschrift, Людвиг Ауэр Верлаг (2000), ISBN 3-9807169-1-0.
  • Ohlenroth, Derk, Das Abaton des lykäischen Zeus und der Hain der Elaia: Zum Diskos von Phaistos und zur frühen griechischen Schriftkultur, M. Niemeyer (1996), ISBN 3-484-80008-9.
  • Polygiannakis, Δισκοςληλη Φαιστο ιλά диск говорит по-гречески), Георгиадис, Афины (2000).
  • Померанс, Леон, Фестский диск: интерпретация астрономических символов, Поль Астромс форлаг, Гетеборг (1976). обзор Д. Х. Келли в Журнале археоастрономии (Том II, номер 3, лето 1979 г.)
  • Рецко, Вольфганг (2009). «Анализ и датировка структуры Фестского диска». Археологические и антропологические науки. 1 (4): 241–245. doi : 10.1007 / s12520-009-0015-2.
  • Шварц, Бенджамин. "Фестский диск". Журнал ближневосточных исследований (том 18, № 2 (1959)): 105–112.
  • Ставелл, Ф. Мелиан (апрель 1911). «Толкование Фестского диска». Журнал Burlington для ценителей. 19 (97): 23–29, 32–38. JSTOR 858643.
  • Уиттакер, Хелен (2005). «Социальные и символические аспекты минойской письменности». Европейский журнал археологии. 8 (1): 29–41. doi : 10.1177 / 1461957105058207.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 11:39:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте