Фестский диск | |
---|---|
Фестский диск, сторона A (вверху) и сторона B (внизу) | |
Материал | Глина |
Создано | 2 тысячелетие до нашей эры |
Обнаружено | 3 июля 1908 года. Фест, Крит |
Обнаружил | Луиджи Пернье |
нынешнее местонахождение | Археологический музей Ираклиона, Крит |
Фестский диск ( также пишется Фестский диск, Фестский диск ) - это диск из обожженной глины из минойского дворца Феста на острове Крит, возможно, относящийся к среднему или позднему минойскому бронзовому веку (второе тысячелетие до нашей эры ). Диск имеет диаметр около 15 см (5,9 дюйма) и покрыт с обеих сторон спиралью с нанесенными на него символами. Его назначение и первоначальное место изготовления остаются спорными. Сейчас он выставлен в археологическом музее в Ираклионе.
Диск был обнаружен в 1908 году итальянским археологом Луиджи Пернье в минойском дворце-поселении Фест. и включает в себя 241 жетон, состоящий из 45 различных знаков, которые, по-видимому, были сделаны путем вдавливания иероглифических «печатей» в диск из мягкой глины по часовой стрелке, закручивающейся в центр диска.
Фестский диск захватил воображение любителей и профессиональных археологов, и было сделано много попыток расшифровать код, стоящий за знаками диска. Хотя неясно, является ли это скриптом, большинство попыток расшифровки предполагают, что это так; наиболее дополнительно предполагают слоговое письмо, другие - алфавит или логографию. Обычно считается, что попытки дешифровки не увенчаются успехом, если не будет найдено больше примеров знаков, поскольку общепризнано, что для содержательного анализа недостаточно контекста.
Хотя археологи в целом признают Фестский диск подлинным, некоторые ученые считают, что этот диск является подделкой или мистификацией.
Фестский диск был обнаружен в минойском году. кружевной городок Фест, около Святой Триады, на южном побережье Крита ; в частности, диск был найден в подвале комнаты 8 в здании 101 группы зданий к северо-востоку от главного дворца. Эта группа из четырех комнат также служила формальным входом во дворцовый комплекс. Итальянский археолог Луиджи Пернье 3 июля 1908 г. обнаружил неповрежденную «тарелку» диаметром около 15 см (5,9 дюйма) и равномерно толщиной чуть более 1 см (0,39 дюйма). во время его раскопок первого минойского дворца.
Обнаружен в главной камере подземного «храмового хранилища». Эти подвальные камеры, доступные только сверху, были аккуратно покрыты слоем тонкой штукатурки. В них мало драгоценных артефактов, но много чернозема и золы, смешанных с обожженными бычьими костями. В северной части основной камеры, в том же черном слое, в нескольких сантиметрах к юго-востоку от диска и примерно в 50 см (20 дюймов) над полом, также была обнаружена линейная диаграмма A таблетка PH 1.. По всей видимости, это место обрушилось в результате землетрясения , возможно, связанного с извержением вулкана Санторини, которое затронуло большую часть острова в середине второго тысячелетия до нашей эры.
Фестский диск обычно считается подлинным археологами. Предположение о подлинности основано на записях раскопок Луиджи Пернье. Это предположение подтверждается более поздним обнаружением Топора Аркалохори с похожими, но не идентичными глифами.
Возможность того, что диск является подделкой 1908 года или мистификацией, была поднят двумя учеными. Согласно сообщению, опубликованному в The Times, дата изготовления никогда не была установлена методом термолюминесценции. В своем обзоре 2008 года Робинсон не поддерживает аргументы о подделке, но утверждает, что «термолюминесцентный тест для Фестского диска является обязательным. Он либо подтвердит, что за новыми находками стоит охотиться, либо остановит зря ученых».
Золотое перстень с печаткой из Кносса (кольцо Мавро Спилио), обнаруженное в 1926 году, содержит надпись линейным письмом А, нанесенную в поле, обозначенное спиралью - подобно Фестскому диску. Найденная в 1955 году печать показывает единственную известную параллель знаку 21 (𐇤, «гребень») Фестского диска. Это считается доказательством того, что Фестский диск является подлинным Миноанским артефактом.
Ив Дуу (1977) датирует диск периодом между 1850 г. до н. Э. и 1600 г. до н. э. (MMIII ) на основе отчета Луиджи Пернье, в котором говорится, что Диск находился в спокойном среднеминойском контексте. Джеппесен (1963) датирует его 1400 годом (LMII-III ). Сомневаясь в жизнеспособности отчета Пернье, Луи Годар (1990) смиряется с признанием того, что археологически диск может быть датирован где-нибудь в средние или поздние минойские времена (MMI-LMIII, период, охватывающий большую часть второе тысячелетие до нашей эры ). Дж. Бест предполагает дату первой половины XIV века до н. Э. (LMIIIA) на основе датировки таблички PH 1.
Надпись, очевидно, была сделана путем вдавливания иероглифических «печатей» в мягкую глину по часовой стрелке, спиралевидной к центру диск. Затем его обожгли при высокой температуре. Уникальный характер Фестского диска проистекает из того факта, что весь текст был начертан таким образом, воспроизводя основной текст с многоразовыми символами.
Немецкий наборщик и лингвист Герберт Брекле в своей статье «Типографский принцип» в Gutenberg-Jahrbuch утверждает, что Фестский диск является одним из первых документов подвижный шрифт печать, поскольку она соответствует основному критерию типографской печати, а именно идентичности типа:
Ранним явным поводом для реализации типографского принципа является пресловутый Фестский диск (ок. 1800–1600 гг. до н.э.). Если диск, как предполагается, представляет собой текстовое представление, мы действительно имеем дело с «печатным» текстом, который удовлетворяет всем критериям определения типографского принципа. Спиральная последовательность графематических единиц, то, что они отпечатаны на глиняном диске (слепая печать!), А не отпечатаны, - всего лишь возможные технологические варианты текстового изображения. Решающим фактором является то, что доказано, что «типы» материала многократно воспроизводятся на глиняном диске.
В качестве средневекового примера той же техники он продолжает цитировать дарственную надпись Prüfening.
в своей работе при расшифровке Бенджамин Шварц также называет Фестский диск «первым подвижным шрифтом».
В своей научно-популярной книге Guns, Micros and Steel, Jared Diamond описывает диск как пример технологического прогресса, который не получил широкого распространения, потому что он был сделан не в то время в истории, и противопоставляет его печатному станку Гутенберга .
Сторона A (оригинал) | Сторона B (оригинал) |
На диске 242 токена, состоящих из 45 различных знаков. Многие из этих 45 знаков представляют собой легко узнаваемые повседневные вещи. В дополнение к этому, есть небольшая диагональная линия, которая встречается под последним знаком в группе в общей сложности 18 раз. На диске в нескольких местах видны следы исправлений, сделанных писцом. 45 символов были пронумерованы Артуром Эвансом от 01 до 45, и эта нумерация стала общепринятой ссылкой, используемой большинством исследователей. Некоторые символы сравнивались с символами линейного письма A Нэмом, Тиммом и другими. Другие ученые (Дж. Бест, С. Дэвис) указали на сходные сходства с анатолийскими иероглифами или с египетскими иероглифами (А. Куни). В приведенной ниже таблице «имена» персонажей, данные Луи Годаром (1995), даны в верхнем регистре; если применяется другое описание или уточнение, они даются строчными буквами.
Нет. | Знак | UCS | Знак Фестского диска (Годарт и название UCS) | Описание | Счетчик | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
01 | 𐇐 | ПЕШЕХОД | марширующая фигура человека | 11 | ||
02 | 𐇑 | СТИНОВАЯ ГОЛОВА | голова человека в гребенчатом шлеме | 19 | наиболее часто встречающийся символ, всегда начинающийся словом (если направление - внутрь) | |
03 | 𐇒 | ТАТУИРОВАННАЯ ГОЛОВА | лысая человеческая голова в профиль, с татуировкой или украшениями на щеке | 2 | только на стороне A | |
04 | 𐇓 | Пленник | стоящая человеческая фигура со связанными руками | 1 | ||
05 | 𐇔 | ДЕТСКИЙ | 1 | |||
06 | 𐇕 | ЖЕНЩИНА | 4 | |||
07 | 𐇖 | ШЛЕМ | колоколообразный символ | 18 | ||
08 | 𐇗 | РУЧКА | кулак с цестусом | 5 | ||
09 | 𐇘 | TIARA | 2 | на только сторона B | ||
10 | 𐇙 | СТРЕЛКА | 4 | только на стороне A | ||
11 | 𐇚 | BOW | 1 | |||
12 | 𐇛 | SHIELD | 17 | 12 раз в группе 02 -12 | ||
13 | 𐇜 | КЛУБ | 6 | |||
14 | 𐇝 | ЛЮБИМЫЙ | плоские вершины двух выступов на этом рисунке, а также прорези в t Основание является характерным элементом наручников, при этом прорези предназначены для крепления ремешков | 2 | с обеих сторон | |
15 | 𐇞 | MATTOCK | 1 | |||
16 | 𐇟 | SAW | нож | 2 | только на стороне B | |
17 | 𐇠 | LID | инструмент для резки кожи | 1 | ||
18 | 𐇡 | BOOMERANG | столярный угол | 12 | ||
19 | 𐇢 | СТРОИТЕЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ | Y-образная форма | 3 | только на стороне A | |
20 | 𐇣 | DOLIUM | ваза с ручкой | 2 | только на стороне B | |
21 | 𐇤 | COMB | возможно план этажа дворца | 2 | только на стороне A | |
22 | 𐇥 | SLING | двойная труба | 5 | только на стороне B | |
23 | 𐇦 | КОЛОННА | молоток с квадратной головкой | 11 | ||
24 | 𐇧 | УЛЕЙ | здание в виде пагоды | 6 | ||
25 | 𐇨 | КОРАБЛЬ | вертикальный символ корабля | 7 | ||
26 | 𐇩 | РОГ | быка | 6 | ||
27 | 𐇪 | HIDE | животного, вероятно, быка | 15 | ||
28 | 𐇫 | БЫЧЬЯ НОГА | бычья нога | 2 | только на стороне A | |
29 | 𐇬 | КОШКА | голова животного семейства кошачьих | 11 | ||
30 | 𐇭 | RAM | голова рогатого барана | 1 | ||
31 | 𐇮 | EAGLE | летающая птица | 5 | только на стороне A | |
32 | 𐇯 | DOVE | сидящий голубь | 3 | ||
33 | 𐇰 | ТАННИ | рыба (макрель или обыкновенный тунец, Thunnus thynnus ) | 6 | ||
34 | 𐇱 | BEE | насекомое, возможно, пчела | 3 | ||
35 | 𐇲 | САМОЛЕТ | знак растения или дерева; восточная плоскость (Platanus orientalis) | 11 | ||
36 | 𐇳 | VINE | оливковая ветвь | 4 | только на стороне B | |
37 | 𐇴 | ПАПИРУС | растение с веерообразным цветком | 4 | ||
38 | 𐇵 | РОЗЕТТА | магерит или звездчатый - анемон ; восьмилепестковый цветок | 4 | ||
39 | 𐇶 | ЛИЛИЯ | шафран цветок Ψ формы | 4 | ||
40 | 𐇷 | БЫЧАЯ СПИНКА | 6 | |||
41 | 𐇸 | ФЛЕЙТА | 2 | только на стороне А | ||
42 | 𐇹 | РЕШЕТКА | 1 | |||
43 | 𐇺 | ФИЛЬТР | треугольник с внутренней грануляцией | 1 | ||
44 | 𐇻 | МАЛЕНЬКАЯ ТОПОР | 1 | |||
45 | 𐇼 | ВОЛНОВАЯ ПОЛОСА | вода | 6 |
Распределение частот знаков Фестского диска:
Экземпляры | 19 | 18 | 17 | 16 | 15 | 14 | 13 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Частота | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 6 | 3 | 6 | 3 | 8 | 9 | Всего = 45 знаков | ||||||
Умноженное | 19 | 18 | 17 | 15 | 12 | 44 | 7 | 36 | 15 | 24 | 9 | 16 | 9 | Всего = 241 жетон |
Девять гапаксов, т.е. встречаются только один раз, это 04 (A5), 05 (B3), 11 (A13), 15 (B8), 17 (A24), 30 (B27), 42 (B9), 43 (B4), 44 (A7). Из восьми дважды встречающихся символов четыре (03, 21, 28, 41) встречаются только на стороне A, три (09, 16, 20) только на стороне B и только один (14) на обеих сторонах.
Есть ряд знаков, отмеченных косой чертой; штрихи не отпечатываются, а вырезаются вручную и прикрепляются к первому или последнему знаку «слова» в зависимости от выбранного направления чтения. Их значение является предметом обсуждения. Одна из гипотез, поддержанная Эвансом, Дууксом, Оленротом и другими, заключается в том, что они использовались для разделения текста на параграфы, но другие ученые предложили альтернативные значения.
Эванс в какой-то момент опубликовал утверждение, что диск был записан и должен быть прочитан от центра; потому что проще всего было бы сначала разместить надпись, а затем размер диска по размеру текста. По общему мнению, он ошибался, и сам Эванс позже изменил свое мнение: надпись была сделана и должна читаться снаружи внутрь к центру. Центры спиралей находятся не в центре диска, а некоторые символы рядом с центром заполнены множеством людей, как будто создателю не хватает места. Одна пара символов установлена сверху вниз, поэтому трудно сказать, в каком порядке они должны быть. За исключением тесной секции, когда есть перекрытия, внутренний символ перекрывает внешний символ. Жан Фаукунау предложил реконструкцию движений писца, которая также потребовала бы направления внутрь; Ив Дюу говорит, что любое прочтение наружу можно отбросить. Несмотря на этот консенсус, все еще есть несколько попыток дешифрования (см. Заявления о дешифровке Фестского диска ).
В дополнение к вопросу о направленности текста на самом диске, существуют разные точки зрения на то, как символы Фестского диска должны отображаться при преобразовании в текст. Сам диск, вероятно, имеет направленность справа налево, если чтение идет извне к центру; это означает, что направление чтения - в лица людей и животных, как в египетском и анатолийском языках. В этой статье символы Фестского диска показаны слева направо, при этом глифы отражены по сравнению с их ориентацией на диске; что также является типичной практикой для редактируемых египетских и анатолийских иероглифических текстов.
Ниже приведено отображение надписи Фестского диска с использованием символов Unicode (текст будет отображаться правильно, только если шрифт поддерживает символы Unicode Phaistos Disc, например, Noto Sans Symbols или установлен Everson Mono ):
Сторона A
¦ 𐇑𐇛𐇜𐇐𐇡𐇽 | 𐇧𐇷𐇛 | 𐇬𐇼𐇖𐇽 | 𐇬𐇬𐇱 | 𐇑𐇛𐇓𐇷𐇰 | 𐇪𐇼𐇖𐇛 | 𐇪𐇻𐇗 | 𐇑𐇛𐇕𐇡 [.] | 𐇮𐇩𐇲 | 𐇑𐇛𐇸𐇢𐇲 | 𐇐𐇸𐇷𐇖 | 𐇑𐇛𐇯𐇦𐇵𐇽 | 𐇶𐇚 | 𐇑𐇪𐇨𐇙𐇦𐇡 | 𐇫𐇐𐇽 | 𐇑𐇛𐇮𐇩𐇽 | 𐇑𐇛𐇪𐇪𐇲𐇴𐇤 | 𐇰𐇦 | 𐇑𐇛𐇮𐇩𐇽 | 𐇑𐇪𐇨𐇙𐇦𐇡 | 𐇫𐇐𐇽 | 𐇑𐇛𐇮𐇩𐇽 | 𐇑𐇛𐇪𐇝𐇯𐇡𐇪 | 𐇕𐇡𐇠𐇢 | 𐇮𐇩𐇛 | 𐇑𐇛𐇜𐇐 | 𐇦𐇢𐇲𐇽 | 𐇙𐇒𐇵 | 𐇑𐇛𐇪𐇪𐇲𐇴𐇤 | 𐇜𐇐 | 𐇙𐇒𐇵 |
Сторона B
¦ 𐇑𐇛𐇥𐇷𐇖 | 𐇪𐇼𐇖𐇲 | 𐇑𐇴𐇦𐇔𐇽 | 𐇥𐇨𐇪 | 𐇰𐇧𐇣𐇛 | 𐇟𐇦𐇡𐇺𐇽 | 𐇜𐇐𐇶𐇰 | 𐇞𐇖𐇜𐇐𐇡 | 𐇥𐇴𐇹𐇨 | 𐇖𐇧𐇷𐇲 | 𐇑𐇩𐇳𐇷 | 𐇪𐇨𐇵𐇐 | 𐇬𐇧𐇧𐇣𐇲 | 𐇟𐇝𐇡 | 𐇬𐇰𐇐 | 𐇕𐇲𐇯𐇶𐇰 | 𐇑𐇘𐇪𐇐 | 𐇬𐇳𐇖𐇗𐇽 | 𐇬𐇗𐇜 | 𐇬𐇼𐇖𐇽 | 𐇥𐇬𐇳𐇖𐇗𐇽 | 𐇪𐇱𐇦𐇨 | 𐇖𐇡𐇲 | 𐇖𐇼𐇖𐇽 | 𐇖𐇦𐇡𐇧 | 𐇥𐇬𐇳𐇖𐇗𐇽 | 𐇘𐇭𐇶𐇡𐇖 | 𐇑𐇕𐇲𐇦𐇖 | 𐇬𐇱𐇦𐇨 | 𐇼𐇖𐇽 |
Изображение транскрипции для тех, у кого не установлены соответствующие шрифты. Нумерация полей Луи Годаром61 «слово», 31 на стороне A и 30 на стороне B (пронумерованные от A1 до A31 и от B1 до B30, снаружи внутрь), здесь читается снаружи внутрь (поставив «голова с плюмажем», обозначив слово - сначала, а штрихами - слово - наконец). Самые короткие слова - это два символа, самые длинные - семь символов. Штрихи здесь транскрибируются как диагональные штрихи (/). Транскрипция начинается с вертикальной линии из пяти точек, один раз оборачивающей край диска по часовой стрелке (13 слов на A, 12 слов на B), а затем по спирали к центру (еще 18 слов с каждой стороны). На A8 есть один стертый знак в конце слова, который Годарт (1995: 101) отмечает как похожий на знак 3 или 20; или менее вероятно 8 или 44. Эванс считал сторону А лицевой стороной, но с тех пор были выдвинуты технические аргументы в пользу стороны В в качестве лицевой стороны.
Знаки в транскрипции ниже расположены с ориентацией слева направо, и читатель может прочитать на лицах фигур людей и животных (как при чтении египетских и анатолийских иероглифов):
(A1) | (A2) | (A3) | (A4) |
(A5) | (A6) | (A7) | (A8) [.] |
(A9) | (A10) | (A11) | (A12) |
(A13) | (A14) | (A15) | (A16) |
(A17) | (A18) | (A19) | (A20) |
(A21) | (A22) | (A23) | (A24) |
(A25) | (A26) | (A27) | (A28) |
(A29) | (A30) | (A31) | |
(B1) | (B2) | (B3) | (B4) |
(B5) | (B6) | (B7) | (B8) |
(B9) | (B10) | (B11) | (B12) |
(B13) | (B14) | (B15) | (B16) |
(B17) | (B18) | (B19) | (B20) |
(B21) | (B22) | (B23) | (B24) |
(B25) | (B26) | (B27) | (B28) |
(B29) | (B30) |
В цифровой транскрипции:
Сторона A:
Сторона B:
«Голова с плюмажем» (02) всегда встречается только в слове-первоначально, в 13 случаях за которым следует «щит» (12, которое в некоторых случаях также встречается в слове-finally). Каждое из шести слов встречается дважды: последовательность из трех слов 02-27-25-10-23-18 28-01 / 02-12-31-26 / встречается дважды (A14-16, A20-22). 02-12-31-26 / повторяется в третий раз (A19). Дважды встречаются еще четыре слова: 02-12-27-27-35-37-21 (A17, A29), 10-03-38 (A28, A31), 22-29-36-07-08 / (B21, B26) и 29-45-07 / (A3, B20).
Как отмечалось выше, исправления были внесены. Вывески были стерты и перепечатаны другими знаками.
Годарт (1995: 99-107) описывает эти исправления словом. Они встречаются в следующих словах: A1 (знаки 02-12-13-01), A4 (29-29-34) вместе с A5 (02-12-04), A8 (12), A10 (02-41-19). ? -35), A12 (12), A16 (12-31-26?), A17 (второй 27?), A29 (второй 27?), B1 (12-22), B3 (37?), B4 (22 -25 отпечатано поверх того же), B10 (07? -24? -40?), B13 (рядом 29?). Знаки вопроса указывают на неуверенность в том, что этот конкретный знак является результатом исправления.
Кроме того, границы слова B28 были расширены, чтобы освободить место для знака 02. См. Duhoux (1977: 34-35) и Godart (1995: 107).
Два знака 27 (Скрыть) в слове A29 повернуты на 180 градусов по сравнению со всеми другими вхождениями этого знака: «голова вниз» против «головой вверх». Эта ротация может быть мотивирована нехваткой места в A29; см. Duhoux (1977), стр.24 (раздел 6A-8).
Вращения знаков 29 (Кот) и 31 (Орел) не имеют недостатка в пространстве. Определив знак 29 в словах B19, B20 и B21 как «голова направо», мы имеем: голову вниз в B29; двигайтесь налево на A3 и B15; поднимитесь в B18 и B26; идите между верхом и левым в B13; голова между правой и нижней полосой A4 (дважды). Направление разворота знака 31 следующее: направо на A16, вверх на A9 и A25 и налево на A22.
Знак 02 (Голова с перьями) в слове A29 повернут на 90 градусов вправо по сравнению со всеми другими случаями этого знака. Это вполне могло быть из-за нехватки места; слово переполнено и беспорядочно, знак 12 (Щит) отодвинут в сторону.
Знак 28 (нога быка) не поворачивается по сравнению друг с другом. Скорее, способ, которым этот знак показан в литературе (включая Unicode), с ногой вниз, поворачивается по сравнению со знаком на диске, с ногой вверх.
Если предположить, что вращения распределены полностью случайным образом, то вероятность того, что они закончатся только двумя (или тремя) знаками, очень мала. Это говорит о том, что эти повороты могли быть преднамеренными.
На стороне A есть несколько случаев, когда один и тот же знак находится в двух местах рядом друг с другом в соседних витках спирали. Например, рассмотрим Перьяную голову (знак 02) в слове A1 и Пернатую голову в слове A14. Были идентифицированы три модели таких случаев. Компьютерный анализ одного из них (включая большинство знаков с перьями на стороне A) был выполнен с заключением, что вероятность совпадения этого рисунка мала. Наличие двух других шаблонов дополнительно снижает вероятность совпадения.
Несколько случаев вызваны коррекцией. Также, кажется, имеет значение ориентация знаков: две шкуры (знак 27) в слове A29 перевернуты, а «головы» указывают на знак Hide в соседней обмотке в слове A23.
Если это действительно не случайно, то надпись не является одномерным текстом. Конечно, это не дает нам дешифровки; скорее это сужает потенциальные расшифровки.
В течение двадцатого века вокруг диска возникло множество предположений. Фестский диск захватил воображение археологов-любителей. Было предпринято много попыток расшифровать код, стоящий за знаками диска. Исторически сложилось так, что предлагалось почти все, включая молитвы, повествование или приключенческий рассказ, «псалтырь », призыв к оружию, настольную игру и геометрическую Теорема. Некоторые из наиболее причудливых интерпретаций его значения являются классическими примерами псевдоархеологии.
Большинство лингвистических интерпретаций предполагают слоговое письмо, основанное на соотношении 45 символов в тексте из 241 символа, типичного для этого типа. сценария; некоторые предполагают наличие слогового письма с вкраплениями логографических символов, свойства каждого известного слогового письма Древнего Ближнего Востока (Линейное письмо B, а также клинопись и иероглифическое письмо). Однако существуют также буквенные и чисто логографические интерпретации.
Хотя энтузиасты по-прежнему верят, что загадка может быть разгадана, считается, что научные попытки расшифровать будут маловероятными, если где-то не появятся новые примеры знаков, поскольку обычно считается, что для этого недостаточно контекста. содержательный анализ. Любая дешифровка без внешнего подтверждения, такая как успешное сравнение с другими надписями, вряд ли будет считаться окончательной.
Существует несколько основных теорий происхождения знаков. В течение первых нескольких десятилетий после его открытия большинство ученых категорически возражали против местного происхождения артефакта. Эванс (1909: 24f.) Писал, что
, когда доходит до подробного сравнения цифр с цифрами минойского иероглифического знака, наблюдается очень большое расхождение... Из сорока пяти отдельных знаков на Фестском диске, не более десяти, более или менее напоминающих критские иероглифические формы... Человеческие фигуры по их очертаниям и костюму не являются минойскими... Изображение корабля также отличается от всех подобных рисунков, встречающихся среди иероглифические или линейные документы Крита.
Глотц (1925: 381) утверждал, что глина не с Крита. Ипсен (1929: 15) пришел к выводу, что Диск определенно был откуда-то с Эгейского моря. Из-за его отличий от линейного письма A или B, Ипсен счел заманчивым предположить, как и Эванс, некритское происхождение Диска. Однако он отмечает, что, поскольку линейное письмо А было обычным эгейским письмом, такое предположение не решит проблему множественности.
Топор Аркалохори и другие находки сделали критское происхождение более популярным: женские изображения с отвисшей грудью также были найдены в Малии и Фесте. (Годарт 1995: 125). Duhoux утверждает критское происхождение диска; в своем обзоре текущих исследований Траут (1990: 154) заключает, что «Крит как [источник] Диска больше не может подвергаться сомнению». Эндрю Робинсон (2008) в обзоре в Nature написал: «Большинство современных ученых, в том числе Дуукса, считают, что диск был изготовлен на Крите - правдоподобная рабочая гипотеза».
Ипсен (1929: 11) также выступает против полностью независимого происхождения скриптов, утверждая, что его изобретатели не перескочили от незнания письма к слоговому письму с этими элегантными знаками. Он продолжает цитировать Иероглифический лувийский язык как «идеальную параллель» (Ipsen 1929: 17) оригинальному письму, вдохновленному прямым влиянием других письменностей (его значения символов вдохновлены клинописью, его формы по египетским иероглифам )
Шварц (1956: 108) утверждает генетическую связь между сценарием Фестского диска и линейными письменностями Крита.
Среди известных сценариев есть три основных кандидата на будучи связанными с письмом Диска, все они частично слоговые, частично логографические: линейное письмо A, анатолийские иероглифы и египетские иероглифы. Более отдаленные возможности - сравнение с финикийским абджадом или слоговое письмо Библа.
Некоторые знаки достаточно близки к линейному письму A и линейному письму B, так что они могут иметь одинаковые фонетические значения, такие как 12 = qe, 43 = ta 2 или 31 = ku. Но это мнение разделяют не все специалисты по Aegean Scripts. Недавняя система Эматическое сравнение с линейным письмом A проведено Торстеном Тиммом, 2004. На основе шаблонов распределения символов линейного письма A, собранных Факкетти, Тимм приходит к выводу, что язык надписи на Диске такой же, как язык линейного письма A. Тимм отождествляет 20 из 45 символов с линейными знаками, присваивая фонетические значения Linear B 16.
Achterberg et al. (2004) представили систематическое сравнение с анатолийскими иероглифами, что привело к заявлению о полной расшифровке (см. Ниже). В частности, они считают штриховой символ родственным символу лувийца r (a / i), но присваивают ему значение -ti. Штрих на A3 идентифицируется как определяющий личное имя. 01 сравнивается с логограммой SARU, идущего человека или шагающих ног в Лувии. 02 сравнивается со словом-инициалом a 2, головой с короной в лувийском. «Лук» 11 идентифицируется как логограмма sol suus, крылатое солнце, известное по лувийским королевским печатям. «Щит» 12 сравнивается с почти идентичной лувийской логограммой TURPI «хлеб» и присваивается значение tu. 39 они читаются как «молния », логограмма Тархунта, на лувийском - W-образный иероглиф.
Перечисленные требования о расшифровке подразделяются на лингвистические расшифровки, определяющие язык надписи, и нелингвистические расшифровки. Чисто логографическое прочтение не является лингвистическим в строгом смысле слова: хотя оно может раскрыть значение надписи, оно не позволит идентифицировать основной язык.
Нет | Знак | Линейное письмо A | Аркалохори Топор | Лувийские иероглифы |
01 | SARU | |||
02 | 04,07,10 | A2 | ||
03 | ||||
04 | ||||
05 | ||||
06 | ||||
07 | ||||
08 | ||||
09 | ||||
10 | AB79 ZU | |||
11 | SOL SUUS | |||
12 | AB78 QE | TURPI | ||
13 | ||||
14 | ||||
15 | A364 B232 | |||
16 | AB74 ZE? | |||
17 | A322 | |||
18 | AB37 TI | |||
19 | AB31 SA | 11 | ||
20 | ||||
21 | ||||
22 | A318 | |||
23 | AB05 TO или AB06 NA | 13 | ||
24 | AB54 WA | |||
25 | AB86 [5] | |||
26 | ||||
27 | ||||
28 | ||||
29 | AB80 MA | 08 | ||
30 | AB13 ME, AB85? | |||
31 | AB81 KU | |||
32 | ||||
33 | ||||
34 | AB39 PI | |||
35 | AB04 TE | 09 | ||
36 | AB30 NI | |||
37 | ||||
38 | ||||
39 | AB28 I | 02 | TARHUNT | |
40 | AB26 RU или AB27 RE | |||
41 | ||||
42 | ||||
43 | AB66 TA2 | |||
44 | ||||
45 | AB76 RA2 |
Набор из 46 символов Phaistos Disc, состоящий из 45 знаков и одного комбинированного косого черта, был закодирован в Unicode с апреля 2008 года (версия Unicode 5.1). Они назначаются диапазону 101D0–101FF в плоскости 1 (дополнительная многоязычная плоскость ). Символы Фестского диска были закодированы с сильной направленностью слева направо , поэтому в таблицах кода и тексте (например, где-либо еще на этой странице) глифы отражаются в том виде, в котором они отображаются на самом диске.
Phaistos Disc. Таблица кодов официального консорциума Unicode (PDF) | ||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F | |
U + 101Dx | 𐇐 | 𐇑 | 𐇒 | 𐇓 | 𐇔 | 𐇕 | 𐇖 | 𐇗 | 𐇘 | 𐇙 | 𐇚 | 𐇛 | 𐇜 | 𐇝 | 𐇞 | 𐇟 |
U + 101Ex | 𐇠 | 𐇡 | 𐇢 | 𐇣 | 𐇤 | 𐇥 | 𐇦 | 𐇧 | 𐇨 | 𐇩 | 𐇪 | 𐇫 | 𐇬 | 𐇭 | 𐇮 | 𐇯 |
U + 101Fx | 𐇰 | 𐇱 | 𐇲 | 𐇳 | 𐇴 | 𐇵 | 𐇶 | 𐇷 | 𐇸 | 𐇹 | 𐇺 | 𐇻 | 𐇼 | 𐇽 | ||
Примечания
|
Сторона A Фестского диска используется в качестве логотипа FORTH, одного из крупнейших исследовательских центров Греции.
На Викискладе есть материалы, связанные с Phaistos Disc. |
Этот список содержит автономные отчеты о различных дешифровках.