Петрус Кристус

редактировать
Ritratto d'uomo con falcone Благовещение, ок. 1450, Метрополитен-музей

Петрус Кристус (c.1410/1420 - 1475/1476) был ранним голландским художником, работавшим в Брюгге с 1444 г., где, вместе с Гансом Мемлингом он стал ведущим художником после смерти Яна ван Эйка. На него повлияли ван Эйк и Рогир ван дер Вейден, и он известен своими нововведениями с линейной перспективой и тщательной техникой, которая, кажется, заимствована из миниатюр и подсветки рукописей. Сегодня ему уверенно приписывают около 30 работ. Наиболее известны: Портрет картезианца (1446) и Портрет молодой девушки (c.1470); оба новатора в представлении рисунка на детализированном, а не плоском фоне.

Христос был анонимной фигурой на протяжении веков, его значение не было установлено до работ историков современного искусства. Джорджо Вазари почти не упоминает его в своих биографиях художников, написанных в Ренессансе, а почти современные записи просто перечисляют его среди многих других. В начале и середине девятнадцатого века Густав Вааген (который идентифицировал его на франкофильском языке как «Пьер Кристофсен») и Иоганн Давид Пассаван сыграли важную роль в установлении биографических деталей Кристуса и приписывании работает на него.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Работы
  • 3 Галерея
  • 4 Примечания
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки
Жизнь
Изабель Португальская со св. Елизаветой, 1457–1460 гг. Groeningemuseum, Брюгге

Кристус родился в Баарле, недалеко от Антверпена и Бреды. Долгое время считавшийся учеником и преемником Яна ван Эйка, его картины иногда путали с картинами ван Эйка. Считается, что после смерти ван Эйка в 1441 году Кристус занял мастерскую своего хозяина. Христос приобрел гражданство Брюгге в 1444 году, ровно через три года после смерти ван Эйка, воспользовавшись указом Филиппа Доброго, разрешившего принимать людей, которым он задолжал после восстания в Брюгге 1436–1438 годов. Если бы он был активным учеником в мастерской ван Эйка в Брюгге в 1441 году, он получил бы свое гражданство автоматически после обычного периода в один год и один день. Христос, возможно, был преемником ван Эйка в школе Брюгге, но, возможно, не его учеником. Недавние исследования показывают, что Кристус, которого долгое время видел только в свете своего предшественника, был независимым художником, чьи работы показывают такое же большое влияние, в частности, Дирка Баутса, Роберта Кампина и Рогир ван дер Вейден.

Неизвестно, посетил ли Кристус Италию и принес ли он стиль и технические достижения североевропейских художников непосредственно Антонелло да Мессина и другим итальянским художникам, но известно, что его картины были куплены итальянцами. Документ, свидетельствующий о присутствии в Милане «Пьеро да Бруджиа» (Петрус из Брюгге?), Может предполагать, что он посетил этот город одновременно с Антонелло, и эти два художника могли даже встретиться. Возможно, этим объясняется поразительное сходство между Портретом мужчины, приписываемым Кристусу в Музее искусств округа Лос-Анджелес, и многими портретами Антонелло, включая предполагаемый автопортрет в Национальной галерее в Лондоне. Это также объясняет, как итальянские художники узнали о масляной живописи и как северные художники узнали о линейной перспективе. Антонелло вместе с Джованни Беллини был одним из первых итальянских художников, которые использовали масляную краску, как и его нидерландские современники. Кроме того, «Мадонна с младенцем на троне со святыми Франциском и Иеронимом во Франкфурте», датированная, по-видимому, 1457 годом (третья цифра неразборчива), является первой известной северной картиной, демонстрирующей точную линейную перспективу.

В 1462 году Христос и его жена Гаудицина записались в Братство Сухого Дерева, от которого его Мадонна Сухого Дерева может получить свое название. Его сделали членом гильдии Святого Луки и назначили деканом гильдии в 1471 году. Брюгге перечислил его мертвым в 1473 году, хотя в Метрополитен-музей говорится, что он умер в 1475 году. или 1476.

Плач, ок. 1455–60. Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель

Ганс Мемлинг сменил Кристуса как следующего великого художника Брюгге.

Работы
Портрет молодой девушки, около 1470 года. Gemäldegalerie, Berlin

Кристус создал не менее шести подписанных и датированных работ, которые служат основанием для любых других указаний на ему. Это: Портрет Эдварда Гриместона (предоставлен Национальной галерее, Лондон, 1446 г.), Портрет картезианца (Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, 1446 г.), так называемый собор Св. Элигиус в своей лавке (Метрополитен-музей Коллекция Роберта Лемана, Нью-Йорк, 1449), Богородица, кормящая ребенка (сейчас находится в Конинклийском музее для Шоне Кунстен, Антверпен, 1449), так называемые «Берлинские алтарные крылья» с Благовещением, Рождеством и Страшным судом (Gemäldegalerie, Staatliche Museen zu Berlin, 1452) и Богородица с младенцем на троне со святыми Иеронимом и Франциском (Stadelsches Kunstinstitut, Франкфурт-на-Майне, 1457?). Кроме того, на паре панелей в Groeningemuseum в Брюгге (с изображением Благовещения и Рождества Христова) указана дата 1452 года, но ее подлинность вызывает сомнения.

Композиция Плач, находящаяся сейчас в Метрополитен-музее, кажется, так тесно связана с мраморным рельефом Антонелло Гагини в собор в Палермо, что было высказано предположение, что картина могла быть написана для итальянского клиента.

Поздняя работа, зарезервированный Портрет молодой девушки ( ок. 1470, Берлин) принадлежит к шедеврам ранней нидерландской живописи, знаменующим новое развитие нидерландской портретной живописи. Он больше не показывает сидящего на нейтральном фоне, а в конкретном пространстве, определяемом фоновыми стеновыми панелями. Христос уже усовершенствовал этот формат в своих двух портретах 1446 года. Неизвестная женщина, чья изысканная одежда предполагает, что она могла быть из Франции, излучает ауру благоразумия и благородства, хотя в элегантной стилизации своей формы она выглядит немного нереальной. 60>

Галерея
Примечания
Дополнительная литература
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Петрус Christus.
Последняя правка сделана 2021-06-01 11:24:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте