Петрус Кампер | |
---|---|
Петрус Кампер | |
Родился | 11 мая 1722 (1722-05-11). Лейден |
Умер | 7 апреля 1789 (1789-04-08) (66 лет). Гаага |
Гражданство | Голландец |
Alma mater | Лейденский университет, Оксфордский колледж |
Известен тем, что | изобрел термин «вымершие » вместе с Жоржем Кювье для описания мамонт |
Научная карьера | |
Филдс | анатом. физиолог. философ. хирург (вскрытие). рисовальщик |
Учреждения | Университет Франекера, Amsterdamse Atheneum, Университет Гронингена |
Докторанты | Мартин ван Марум |
Петрус Кампер FRS (11 мая 1722 - 7 Апрель 1789 г.), был голландский врач, анатом, физиолог, акушерка, зоолог, антрополог, палеонтолог и натуралист в эпоху Просвещения. Он был одним из первых, кто заинтересовался сравнительной анатомией, палеонтологией и лицевым углом. Он был одним из первых, кто выделил «антропологию», которую он отличил от естествознания. Он изучал орангутана, яванского носорога и череп мозазавра, который, как он считал, был китом. Кампер был знаменитостью в Европе и стал членом Королевского общества (1750), Геттингена (1779) и Российской академии наук (1778)., Эдинбургское королевское общество (1783 г.), Французское (1786 г.) и Прусская академия наук (1788 г.). Он разработал и сконструировал инструменты для своих пациентов и для хирургических операций. Он был рисовальщиком-любителем, скульптором, меценатом и консервативным политиком-роялистом. Кампер опубликовал несколько лекций, в которых излагались его краниометрические методы. Они положили начало всей последующей работе.
Петрус Кампер был сыном зажиточного министра, который fortune Батавия, Голландская Ост-Индия и вернулся с (молодым?) маринованным борнейским орангутаном в банке. Блестящий выпускник, он изучал медицину и философию в Университете Лейдена и получил степень по обоим наукам в один и тот же день в возрасте 24 лет. После смерти обоих родителей Кампер отправился в Англию (где он встретился с Уильямом Смелли ), во Францию (где он встретился с Жоржем де Бюффоном ) и Женеву. Тем временем он был назначен профессором философии, анатомии и хирургии в Университете Франекера, и Кампер отправился во Фрисландию.
. В 1756 году Кампер женился на вдове Джоанне Бурбум, дочери бургомистр Леувардена, с которой он познакомился, когда лечил ее мужа, бургомистра из Харлингена.
В 1755 году он переехал в Амстердам, где занял кафедру анатомии и хирургии в Athenaeum Illustre, позже дополненную кафедрой медицины. Он исследовал паховую грыжу, надколенник и лучшую форму обуви. Он ушел пять лет спустя, чтобы посвятить себя научным исследованиям, живя в поместье своей жены «Кляйн Ланкум» недалеко от Франекера. В своей прощальной речи он упомянул, что публично вскрыл более 50 тел, в том числе двенадцатилетнего чернокожего ангольского мальчика. Его опыт привел к публикации Demonstrationum anatomico-patologicarum (1760-1762). В 1762 году он стал политически активным и продвигал такие вопросы общественного здравоохранения, как вакцинация против оспы.
. В 1763 году он принял кафедру анатомии, хирургии и ботаники в Университете Гронингена. Он рисовал рисунки, чтобы проиллюстрировать свои красноречивые лекции, и число студентов росло.
Его основное внимание было уделено анатомии, зоологии и его коллекции минералов и окаменелостей. Среди своих многочисленных работ он изучал остеологию птиц и обнаружил наличие воздуха во внутренних полостях скелетов птиц. Он исследовал анатомию восьми молодых орангутанов, опровергая теории современных ученых, и установил, что это особый вид, отличный от человека, как четвероногих. «Кампер прояснил большую путаницу, когда отличил орангутанга от шимпанзе ». Петрус Кампер опубликовал трактаты о слухе рыб и лягушачьих ушах. Он изучал болезни чумы крупного рогатого скота и бешенства (1768-1770). У Кампера была хирургическая клиника. Перед уходом в отставку в 1773 году он представил несколько новых инструментов и процедур для хирургии и акушерства. Вернувшись во Франекер, он вскрыл слона и яванского носорога после того, как они умерли в зверинце, принадлежащем штатхолдеру. В 1782 году он опубликовал свое последнее исследование, трактат, в котором не соглашался с Карлом Линнеем и Де Бюффоном по систематике обезьян.
Один из первых, кто изучал сравнительную анатомию, Петрус Кампер продемонстрировал принцип корреляции во всех организмах путем «метаморфозы ». В своей лекции 1778 года «О сходстве между человеческими видами, четвероногими, птицами и рыбами; с помощью правил рисования, основанных на этом сходстве», он превратил лошадь в человека, таким образом показывающий сходство между всеми позвоночными. Этьен Жоффруа Сен-Илер теоретизировал это в 1795 году как «единство органической композиции», влияние которой заметно во всех его последующих работах; Природа, как он заметил, представляет нам только один план построения, одинаковый в принципе, но различный в своих дополнительных частях. Метаморфозы Кампера, продемонстрировавшие это «единство Плана», очень впечатлили Дидро и Гете. В 1923 и 1939 годах некоторые голландские авторы предположили, что Кампер предвосхитил знаменитую идею Гете о «типе » - некотором общем структурном паттерне
Петрус Кампер известен своей теорией лицевого угла (Прогнатизм ). Он определил, что у людей углы лица между 70 ° и 80 °, африканские и азиатские углы ближе к 70 °, а европейские углы ближе к 80. Согласно его новой технике портретной живописи, угол формируется путем рисования двух линий: одной горизонтально от ноздря к уху, а другая перпендикулярно от выступающей части верхней челюстной кости к наиболее выступающей части лба. Он утверждал, что античные греко-римские статуи представляли угол 100 ° -95 °, европейцы - 80 °, «восточные» - 70 °, чернокожие - 70 ° и орангутанг - 42–58 °. Он заявил, что африканцы из всех рас более всего далеки от классического представления об идеальной красоте. Эти результаты позже были использованы как научный расизм, исследования продолжили Этьен Жоффруа Сен-Илер и Поль Брока.
Кампер, однако, согласились с Буффоном в резком изложении линия между человеком и животными (хотя его неверно истолковал Дидро, заявивший, что он был сторонником теории Великой Цепи Бытия ). Кампер подтвердил разделение видов на Линне.
Он интересовался архитектурой, математикой, изготовлением мебели, рисованием и иллюстрировал свои собственные лекции. Четыре раза он читал лекции в Амстердаме студентам-искусствоведам, например. по красоте и портретной живописи. Он не согласился с тем, что художники нарисовали черного Мага (в Рождестве ) с кавказским лицом. В 1780 году он брал уроки у Этьена Мориса Фальконе. В своих представлениях об искусстве Кампер находился под влиянием Иоганна Иоахима Винкельмана. Он нарисовал дольмен около Нордларена. Он был членом отборочной комиссии конкурса призов на дизайн новой ратуши в Гронингене, который был вручен его другу Якобу Оттену Хусли.
Жорж Кювье хвалил его за «гениальность», но хвалил его » простые зарисовки. Он произнес панегирик в его честь, составленный Николя де Кондорсе и Феликсом Вик-д'Азиром. Кампер оказал влияние на Луи-Жан-Мари Добентона.
Его сын Адриан Жиль Кампер опубликовал большую часть неопубликованных исследований своего отца в дополнение к его биографии.
Голландский автор Томас Розенбум использовал Петруса Кампера в качестве персонажа в своем романе Gewassen vlees (1994).
| title =
()На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Петрус Кампер. |
Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года о Питере Кампере. |