Петрушка | |
---|---|
Нижинский в роли Петрушки | |
Хореограф | Мишель Фокин |
Музыка | Игорь Стравинский |
Либретто | Игорь Стравинский. Александр Бенуа |
По материалам | Русский народный материал |
Премьера | 13 июня 1911 г.. Театр Шатле. Париж |
Оригинальная балетная труппа | Русские балеты |
Персонажи | Петрушка. Балерина. Мавр. Шарлатан |
Дизайн | Александр Бенуа |
Сеттинг | Адмиралтейская площадь. Санкт-Петербург. Масленица, 1830 |
Создан для | Вацлава Нижинского |
Жанр | Балетный бурлеск |
Петрушка (французский : Pétrouchka; русский : Петрушка) - балетно-оркестровое концертное произведение русского композитора Игорь Стравинский. Он был написан для сезона 1911 года в Париже труппы Сергея Дягилева Ballets Russes ; оригинальную хореографию поставил Мишель Фокин, а сценические декорации и костюмы - Александр Бенуа, помогавший Стравинскому с либретто. Премьера балета состоялась 13 июня 1911 года в Théâtre du Châtelet с Вацлавом Нижинским в роли Петрушка, Тамара Карсавина в роли ведущей балерины Александра Орлов в роли мавра и Энрико Чеккетти шарлатан.
Петрушка рассказывает историю любви и ревности трех марионеток. Все трое оживлены Шарлатаном во время Масленичной Ярмарки (Масленица ) 1830 года в Санкт-Петербурге, Россия. Петрушка любит Балерину, но она его отвергает. Она предпочитает мавра. Петрушка сердится и обижается и бросает вызов мавру. Мавр убивает его своим ятаганом. С наступлением ночи призрак Петрушки поднимается над кукольным театром. Он грозит шарлатану кулаком, затем падает после второй смерти.
Петрушка объединяет музыку, танец и дизайн в единое целое. Это одна из самых популярных постановок «Русского балета». Сегодня его обычно исполняют с использованием оригинальных дизайнов и хореографии. В 1946 году Грейс Роберт писала: «Хотя с момента первого представления« Петрушки »прошло более тридцати лет, его положение как одного из величайших балетов остается неизменным. В нем идеальное сочетание музыки, хореографии и декора с его темой - вневременной трагедией театра. человеческий дух - объединяйтесь, чтобы сделать его призыв универсальным ».
Петрушка это марионетка. Он персонаж, известный в Европе под разными именами: Панч в Англии, Полихинель во Франции, Пульчинелла в Италии, Касперле в Германии., и Петрушка в России. Как бы его ни звали, он мошенник, бунтарь и избивает жену. Он навязывает моральную справедливость своей дубинкой, говорит высоким скрипучим голосом и спорит с дьяволом. Его пьесы были шаблонными и подрывными. Они повторяли ключевые сцены из одной пьесы в другую. Пьесы обычно заканчивались собакой, милиционером или дьяволом, уводящим его.
Императрица Анна Ивановна в XVIII веке привозила в Россию марионеток. Эти марионетки были развлечением для аристократии. Стержневые марионетки были завезены из Азии. Они ставили религиозные пьесы, в основном на Рождество. Петрушка же был марионеткой. Его любили простые люди. Он выступал в уличных театрах и других площадках под открытым небом в небольших переносных кабинках или за ширмами, которые можно было легко собрать и так же легко разобрать. После русской революции советские власти загнали Петрушку в дом. Они хотели иметь возможность лучше контролировать его подрывную деятельность.
Вынашивание Петрушки не было удачным. прямое дело. Весной 1910 года во время завершения «Жар-птицы» Стравинскому было «видение» торжественного языческого обряда: мудрецы-старейшины сидели в кругу и смотрели, как молодая девушка танцует до смерти. Они приносили ее в жертву, чтобы умилостивить бога весны. Такова была тема Весны священной. Сразу после ошеломляющего успеха «Жар-птицы» в июне 1910 года Дягилев обратился к Стравинскому с предложением о новом балете; композитор предложил тему обряда. Дягилев в принципе согласился и предположил, что премьера может состояться во время парижского сезона Ballets Russes весной 1912 года.
В конце сентября 1910 года Дягилев поехал к Стравинскому. в Кларансе, Швейцария, где он жил в то время. Ожидая обсуждения нового балета, Дягилев был удивлен, обнаружив, что Стравинский усердно работает над совершенно другим проектом. У Стравинского, похоже, было другое видение: «Я увидел человека в вечернем платье с длинными волосами, музыканта или поэта романтической традиции. Он поместил несколько гетероклитовых предметов на клавиатуру и покатал их вверх и вниз. оркестр разразился самыми яростными протестами - ударами молота, по сути… »
Позже Стравинский писал:« [В] сочиняя музыку, у меня в голове возникла отчетливая картина марионетки, внезапно наделенная жизни, раздражая терпение оркестра дьявольскими каскадами арпеджио. Оркестр, в свою очередь, отвечает грозными трубами ". Хотя Стравинский задумывал музыку как чисто концертное произведение - Konzertstück, Дягилев сразу же осознал ее театральный потенциал. Представление о марионетке напомнило Дягилеву о Петрушке, русской версии кукольного театра Панч и Джуди, которая была традиционной частью предпостных карнавальных гуляний в Санкт-Петербурге 1830-х годов..
Стравинский сочинил музыку зимой 1910–1911 гг. Для Дягилева Русские балеты. Премьера состоялась 13 июня 1911 г. в Париже в Театре Шатле под управлением Пьера Монтё, хореография Мишеля Фокина и декорации Александра Бенуа.. Заглавную партию исполнил Вацлав Нижинский. Для произведения характерен так называемый аккорд Петрушки (состоящий из трезвучий до мажор и мажор F♯, играемых вместе), прием битональности, возвещающий о внешности главного героя.
Оригинальная версия Петрушки 1911 года написана для следующего оркестра.
|
|
Музыка Стравинского 1946 года предназначена для небольшого оркестра:
|
По сравнению с версией 1911 года, версия 1946 года (дана в 1947 году) требует на 1 флейту меньше; На 2 гобоя меньше, но зато есть отдельный игрок на рожке вместо одного, которого удвоил четвертый гобой; На 1 кларнет меньше; На 2 фагота меньше, зато есть контрафагот; ни 2 корнета, а дополнительная труба; На 1 малый барабан меньше и без тенорового барабана, что позволяет убрать инструменты вне сцены; нет глокеншпиля; и на 1 арфу меньше.
Хотя первоначальная идея принадлежала Стравинскому, Александр Бенуа представил этнографические детали Масленичной ярмарки и традиции русской марионетки. театр. И хотя Петрушку часто приводят в качестве примера полной интеграции либретто, музыки, хореографии и сценического дизайна, Стравинский сочинил значительную часть музыки (в основном, Вторую Таблицу) до того, как Бенуа подключился к проекту.
Петрушка начинается с праздничного оркестрового вступления, частично основанного на криках исторических русских уличных торговцев. Поднимается занавес, открывая Св. Адмиралтейская площадь Петербурга в 1830-е гг. На декорациях (тоже Бенуа) изображены несколько киосков торгашей, колесо обозрения, карусель и (за сценой в центре) кукольный театр. Толпа собралась на Масленицу Ярмарку (известную как Масленица ), карнавал (аналог Марди Гра ), предшествующий Великому посту.
у Фокина. оригинальной хореографии, из толпы выходит группа пьяных гуляк, танцующих под экранизацию Стравинского народной мелодии «Песня о Волочобниках» («Далалин 'Далалин'» из оперы Римского-Корсакова, соч. 24 № 47).
Внезапно праздничную музыку прерывает резкий звук духовых, возвещающий о появлении церемониймейстера на балконе своей будки. Эквивалент карнавального «зазывал», он хвастается достопримечательностями, которые можно увидеть внутри.
Слышен писк шарманки (кларнетов и флейт), когда из толпы выходят шарманщик и танцующая девушка, которая сначала не обращает внимания на то, как лающий продолжает кричать. Танцовщица спускается со сцены и начинает танцевать под еще одну русскую народную песню «К вечеру дождливой осенью», играя на треугольнике.
На другом конце сцены появляется вторая Танцующая Девушка в сопровождении музыкальной шкатулки (предложенная в оркестре челестой). Две танцующие девушки соревнуются за внимание публики под грубую песню французского мюзик-холла о женщине с деревянной ногой: "Une Jambe de bois". Обе мелодии повторяются.
Пьяные гуляки возвращаются (снова в «Песню о Волочобниках»), несколько раз прерванных хвастовством Баркера. Снова раздаются крики уличных торговцев самого открытия.
Внезапно двое барабанщиков с оглушительной барабанной дробью вызывают толпу в кукольный театр. Маг (иногда называемый «шарлатаном») появляется под мистические стоны из фагота и контрафагота. Когда к нему все внимание, он играет на флейте и начинает играть длинную импровизационную мелодию. Занавес кукольного театра поднимается, и на стене висят три куклы: Мавр, Балерина и Петрушка. Когда Волшебник прикасается к ним своей флейтой (щебечет в оркестре), они, кажется, просыпаются.
Изумленная толпа наблюдает, как по взмаху руки Волшебника три куклы начинают энергичный русский танец (на основе еще двух русских народных мелодий: «Липа в поле» и «Песня» на канун Св. Иоанна ").
В мастерской хореографии Фокина они сначала начинают двигать ногами (при этом все еще висит на стене), затем вырвался из кукольного театра в гущу толпы. Мавр (великолепный в тюрбане и преувеличенных панталонах) - безрассудство. Балерина постоянно танцует на пуантах. Петрушка же деревянный и неуклюжий. Становится очевидным, что Петрушка любит балерину; но она смотрит только на мавра. Маг останавливает танец; занавес быстро падает.
Комната Петрушки от Александра Бенуа.Хотя комната Петрушки находится внутри кукольного театра, дизайн Бенуа фантастичен, изображает ночное небо со звездами с половиной- Луна; абстрактные айсберги (или заснеженные горы) и выдающийся портрет Мага.
Барабаны объявляют о начале Второй Таблицы. Без вступления музыка начинается угрожающе. «Нога пинает его на сцене; Петрушка падает...»
По мере того, как Петрушка постепенно берет себя в руки, мы слышим странное арпеджио в кларнетах: это знаменитый «Петрушка аккорд "(состоящий из сопоставленных триад до мажор и фа мажор). Петрушка поднимается на ноги (хотя и шатко) под аккомпанемент волн арпеджио из фортепьяно (раскрывая происхождение музыки в «Концертстюке» Стравинского). Возвращается «Петрушкин аккорд», ныне жестко оцененный для труб, отмеченный в партитуре «Проклятия Петрушки», направленной на портрет Волшебника.
Музыка становится лирической, когда Петрушка падает на колени и изображает (в свою очередь) его жалость к себе, любовь к Балерине и ненависть к Волшебнику.
Балерина (все еще на пуантах) пробирается в комнату Петрушки, сначала незамеченная. Как только Петрушка видит ее, он начинает маниакально-спортивную демонстрацию прыжков и бешеных жестов (хотя до ее прихода он еле стоял). Испугавшись его ликования, Балерина убегает. Петрушка падает на пол под насмешки кларнетов.
Другой отрывок арпеджио для фортепиано перерастает во второй раунд проклятий, направленных на Мага, снова представленный в музыкальном плане «Петрушкинским аккордом», на этот раз записанный для всего оркестра.
В этот момент Петрушка выглядывает из своей комнаты на толпу, собравшуюся на Адмиралтейской площади (Стравинский вкратце отсылает к «музыке толпы» Первой сцены). Затем Петрушка падает, когда мы слышим издевательскую репризу кларнетов, играющих «Петрушкинский аккорд», за которым следует странный звук трубы, сигнализирующий «затемнение, занавес».
Комната мавра, БенуаКак и прежде, барабанная дробь связывает Третью Таблицу с ее предшественницей (в партитуре 1911 года Стравинский указывает, что эту барабанную дробь не следует использовать в концертном исполнении). Яркие цвета рисунка Бенуа для Комнаты Мавра, резко контрастирующие с темнотой Комнаты Петрушки, напоминают романтизированную пустыню: пальмы, экзотические цветы, песок.
В хореографии Фокина Мавр возлежит на диване, играя с кокосом. Затем он вскакивает на ноги и пытается разрезать его ятаганом. Когда он терпит неудачу, он считает, что кокосовый орех должен быть богом, и молится ему.
Шарлатан помещает Балерину в комнату Мавра. Балерину привлекает красивый внешний вид мавра. Она играет дерзкую мелодию на игрушечной трубе (представленной корнетом в оригинальной оркестровке 1911 года), а затем танцует с мавром в вальсе (темы взяты из Joseph Ланнера, оп. 165 № 1 и оп. 200 № 1).
Петрушка наконец вырывается из камеры; он прерывает соблазнение Балерины. Петрушка нападает на мавра, но вскоре понимает, что он слишком мал и слаб. Мавр бьет Петрушку. Балерина теряет сознание. Клоун-марионетка спасается бегством, а мавр преследует его и убегает из комнаты.
Четвертая и последняя сцена возвращается к карнавалу. Прошло какое-то время; сейчас ранний вечер. Оркестр представляет череду красочных танцев, когда ряд явно не связанных между собой персонажей приходят и уходят по сцене, когда начинает падать снег. Первый и самый заметный - «Танец кормилиц», исполняемый на мотив народной песни «По Петерской дороге». Затем идет крестьянин со своим танцующим медведем, за ним по очереди идет группа цыган, кучеров, женихов и маскарадов.
Когда веселье достигает пика, из кукольного театра раздается крик. Петрушка внезапно бежит через сцену, за ним по горячим следам мавр, размахивая мечом, и испуганная Балерина, преследующая мавра, опасаясь того, что он может сделать. Толпа в ужасе, когда Мавр догоняет Петрушку и убивает его одним ударом клинка.
Полиция допрашивает Шарлатана. Шарлатан пытается восстановить спокойствие, держа «труп» над головой и встряхивая его, чтобы напомнить всем, что Петрушка всего лишь марионетка.
Когда наступает ночь и толпа расходится, Шарлатан уходит, неся обмякшее тело Петрушки. Вдруг на крыше маленького театра появляется призрак Петрушки, его крик теперь принимает форму гневного неповиновения. Дух Петрушки ткнул носом в своего мучителя из-за дерева и соломы его туши.
Теперь совершенно одинокий Шарлатан ужасно боится увидеть злобное привидение Петрушки. Он убегает, позволяя себе испуганно взглянуть через плечо. Сцена замолкает, оставляя зрителей гадать, кто «настоящий», а кто нет.
Работа разделена на четыре картины (сцены). Счет также указывает на следующие эпизоды:
Во время репетиции премьеры 1911 года Стравинский и другие пианисты, включая русского композитора Николая Черепнин использовал фортепианную версию партитуры. Это никогда не было опубликовано, хотя Пол Джейкобс и Урсула Оппенс, среди других пианистов, сыграли его вместе.
В 1921 году Стравинский создал виртуозную пьесу и прославил ее. фортепианная аранжировка для Артура Рубинштейна, Trois mouvements de Petrouchka, которую композитор признал, что не мог сыграть сам из-за отсутствия адекватной техники левой руки.
Герберт Стотхарт, сочинивший партитуру для Волшебник страны Оз, был посещен Стравинским в MGM в 1936 году. Стравинский подарил Стотхарту личную подписанную копию Петрушки. Когда главные герои фильма бегут по Маковому полю, можно ненадолго услышать начало четвертой картины.
В 1946 году он уменьшил количество очков в балете отчасти потому, что оригинал не везде был защищен авторским правом. Быстрые непрерывные ноты литавры и малого барабана, связывающие каждую сцену, необязательные в 1911 году, являются обязательными в этой версии, опубликованной в 1947 году. Мелодия балерины приписывается трубе в 1946 году вместо корнет, а версия 1946 года предоставляет необязательный fff (fortississimo ) рядом с заключением фортепиано. Стравинский также удалил некоторые сложные метрические модуляции в Первой таблице.
Отдельно Стравинский создал сюиту для концертного исполнения, почти полную версию балета, но вырезав последние три части.
В 1956 году анимированная версия балета появилась в рамках канала NBC Sol Hurok Music Hour. Его лично провел сам Стравинский, и это было первое подобное сотрудничество. Этот фильм был снят аниматором Джоном Дэвидом Уилсоном совместно с Fine Arts Films и был отмечен как первый специальный анимационный фильм, который когда-либо транслировался по телевидению.
В 1988 году Маддалена Фагандини поставила версию Петрушки вместе с Спящей красавицей (Чайковский ), Щелкунчиком (и Мышиным королем) (Чайковский ) и Коппелия (Делиб ) в кукольном фильме BBC Musical Tales, который был выпущен на видеокассете VHS.
Бэзил Твист дебютировал со своей кукольной версией Петрушки в Линкольн-центре в 2001 году; он также был исполнен в New York City Center 2009 г. Fall for Dance Festival.
Полная транскрипция версии 1911 года для симфонического духового ансамбля в оригинальном ключе был сделан Доном Паттерсоном.
Темы из Петрушки играются на банджо в треке "Russian Folk Themes and Yodel" из альбома Пита Сигера Goofing-Off Suite, выпущенного в 1955 году. Folkways Records.