Петр Эбен

редактировать
Петр Эбен
Родился(1929-01-22) 22 января 1929 г.. Чамберк, Чехословакия
ПроисхождениеЧех
Умер24 октября 2007 (2007-10-24) (78 лет). Прага, Чехия
Жанрыклассика, современная классика, современная классика
Род занятийКомпозитор
Инструментыорганист, пианист, виолончелист, хормейстер
Годы деятельности1950–2007 гг.

Петр Эбен (22 января 1929 - 24 октября 2007) был чешским композитором современной и современной классической музыки, органистом и хормейстером.

Содержание

  • 1 Его жизнь
  • 2 Работы
  • 3 Записи
  • 4 Композиции
  • 5 Библиография
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Его жизнь

Эбен родился в Ламберке на северо-востоке Богемии. Большую часть своего детства и ранней юности Эбен провел в Чески-Крумлов на юге Чехии. Там он изучал фортепиано, а позже виолончель и орган. Годы Великой Отечественной войны были особенно тяжелыми для молодого человека. Хотя Эбен был воспитан в католической семье, его отец был евреем и, таким образом, попал в ссору с национал-социалистическими захватчиками его родины. В 1943 году в возрасте 14 лет Эбен был схвачен нацистами и заключен в тюрьму в Бухенвальде, оставаясь там на время войны.

После освобождения он был принят в Пражскую музыкальную академию, где изучал фортепиано у Франтишека Рауха и композиции у Павел Боржковец. Он окончил его в 1954 году. Начиная с 1955 года, Эбен много лет преподавал на факультете истории музыки в Карловом университете в Праге. С 1977 по 1978 год он был профессором композиции в Королевском северном музыкальном колледже, Манчестер. В 1990 году он стал профессором композиции в Академии исполнительских искусств в Праге и президентом Пражской весны.

Эбен отказался вступать в Коммунистическую партию Чехии и продолжал открыто посещать церковь, таким образом лишившись много карьерных успехов до 1989 года. Однако после того, как коммунистическое правительство рухнуло, он получил несколько важных назначений и наград, в том числе президентство на Фестивале Пражской весны (1989) и Медаль за заслуги перед ним (2002). Среди наиболее важных поздних произведений Эбена - его оратория 1992–1993 годов "Posvátná znamení" (Священные символы). Несмотря на ухудшение здоровья в результате инсульта в последние годы жизни, Эбен оставался занятым, сочиняя в основном органные и хоровые произведения. Он умер в Праге 24 октября 2007 года.

Композиции Эбена часто исполняются как в Европе, так и за рубежом, особенно в США, Канаде, Японии и Австралии. В 1991 году Эбену было присвоено звание рыцаря французского Министерства культуры, искусств и литературы. Двумя годами ранее он стал почетным президентом Общества духовной музыки. Международный органный конкурс, носящий его имя, проводится с 2004 года в Опаве.

. В его честь назван Международный конкурс органистов им. Петра Эбена, проводимый в Опаве, Чешская Республика.

Его сын Дэвид Эбен является основателем и руководителем Schola Gregoriana Pragensis, a cappella мужского голосового хора.

Работы

Более чем за полвека Эбен написал много музыки в самых разных жанрах. Среди его первых крупных произведений - Первый органный концерт 1954 года (Второй - в 1984 году) и Концерт для фортепиано с оркестром (1960–1961). Он написал множество вокальных, хоровых, симфонических, фортепианных и камерных произведений, но именно органная музыка оставалась его самой большой любовью и в которой он был наиболее плодовит.

Среди крупнейших проектов Эбена были оратория «Апология Сократа», балет «Проклятие и благословение», написанный для Голландского фестиваля 1983 г., оркестровые произведения «Часы ночи» (Noční hodiny) и Пражский ноктюрн (Pražské nokturno) для Венской филармонии, Органный концерт № 2 в честь открытия нового органа для Венского радио, массовая Missa cum populo для Авиньонского фестиваля, оратория «Святые символы» (Posvátná znamení) для Зальцбургского собора и опера «Иеремия» (предназначенная для церковного, а не театрального представления). Он также написал детские песни, такие как Sníh, песня о снеге, получившая награду за лучшую детскую хоровую песню в Иллинойсе.

Эбен считался мастером импровизации на орган и фортепиано, но композиция оставалась его основной областью интересов. Однако многие из его органных произведений, в частности, были основаны на его публичных импровизациях. Эти импровизации легли в основу «Двух хоровых фантазий», «Пейзажи Патмоса» и «Иов». Эбен импровизировал и разработал цикл движений органа в период с 1991 по 2003 год на основе отрывков из знаменитой книги Иоанна Коменского, Лабиринт мира и рай сердца, которая стала опубликованная работа, получившая положительный отклик.

Его музыка широко исполнялась и записывалась примерно с 1980 года, и его популярность, очевидно, все еще растет. Стилистически его музыкальный язык можно во многом назвать «неоэкспрессионистским», однако в некоторых произведениях мы можем услышать какие-то новые формы импрессионистических тенденций. Его часто сравнивают с Оливье Мессианом (сравнение справедливо до некоторой степени, поскольку оба мужчины написали много органной музыки, и довольно часто примеры их органной музыки включаются в одни и те же сольные концерты), но в целом его стиль менее экспериментален и сладострастен, чем стиль Мессиана.

Записи

Большинство работ Эбена издано чешским лейблом Supraphon. Некоторые записи его органных пьес были выполнены им самим. Норвежский органист Халгейр Шиагер записал пять компакт-дисков органной музыки Петра Эбена на Hyperion Records. Немецкий органист Гюнтер Рост записал на лейбле Motette 6 дисков органной музыки Петра Эбена. На интерпретацию, записанную на этой серии CD-SACD, во многом повлияли личные предложения и комментарии композитора. В серию вошли все сочинения Эбена для сольного органа, которые были опубликованы к настоящему времени, в которых Гюнтер Рост играет на различных современных инструментах. В обоих циклах, «Иов» (т. I) и «Лабиринт мира и рай сердца» (т. V, опубликовано в 2008 г.), выступает Герт Вестфаль, один из важнейших современников Германии. чтецов. На некоторых из его компакт-дисков есть работы Зиглинде Аренс. "Moto Ostinato" Петра Эбена из "Sunday Music" играет английский органист Джиллиан Вейр в ее серии "Король инструментов" (PRDVD 7001 от Priory Records). Канадский органист Филип Крозье, играющий на органе Фульдского собора, также записал ряд произведений Эбена на лейбле Azimuth.

Композиции

  • Missa adventus et quadragesimae, 1952
  • Органный концерт № 1, 1954
  • Sunday Music, орган, 1957–59
  • Hořká hlína (Горькая земля), кантата, 1959–60
  • Концерт для фортепиано с оркестром, 1960–61
  • Laudes, орган, 1964
  • Ordinarium missae, 1966
  • Apologia Socratus, oratorio, 1967
  • Truvérská mše (Trouvere Mass), 1968–69
  • Vox clamantis, 1969
  • Десять прелюдий на хоралы богемских братьев, орган, 1971–73
  • Pragensia, кантата, 1972
  • Noční hodiny (Часы ночи), симфония, 1975
  • Фауст, эпизодическая музыка, 1976
  • Гамлет, эпизодическая музыка, 1976–77
  • Pocta Karlu IV., кантата, 1978
  • Мутации, орган, 1980
  • Rorate coeli, Фантазия для альта и органа, 1982
  • Missa cum populo, 1982
  • Kletby a dobrořečení (Проклятия и благословения), балет, 1983
  • Hommage à Dietrich Buxtehude, орган, 1987
  • Иов, орган, 1987
  • Праздничное волонтерство: Вариации на тему «Добрый король Вацлав», o rgan, 1987
  • Two Invocations (для тромбона и органа), 1988
  • Органный концерт № 2, 1988
  • Prague Te Deum, 1989 (для смешанного хора, 4 духовых инструменты, литавры и ударные или орган)
  • Библейские танцы, орган, 1990–91
  • Posvátná znamení (Священные символы), оратория, 1992–93
  • Proprium festivum monasteriense, гимн, 1993
  • Amen - es werde wahr: Choralphantasie für Orgel, орган, 1994
  • Momenti d'organo, орган, 1994
  • Hommage à Henry Purcell, орган, 1994 –95
  • Иеремия, опера, 1996–97
  • Campanae gloriosae, орган, 1999
  • Лабиринт мира и рай сердца, орган и динамик, 2002

Библиография

  • К. Vondrovicová, Petr Eben, Praha 1993

Ссылки

Внешние ссылки

  • Петр Эбен, сообщение о его смерти из Чешского музыкального информационного центра

.

Последняя правка сделана 2021-06-01 11:12:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте