Петко Стайнов

редактировать
Болгарский композитор и пианист

Петко Стайнов (Болгарский : Петко Стайнов; 1 декабря, 1896 г. в Казанлык - 25 июня 1977 г.) был болгарским композитором и пианистом. Он обогатил болгарскую музыкальную культуру и внес значительный вклад в ее развитие. Композитор с большим творческим талантом, широкой музыкальной и общей культурой, обладающий острым чутьем актуальных идей современности, он посвятил всю свою жизнь и все свои способности болгарской музыке и музыкальной культуре, а также Болгарской академии. наук.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Работы
  • 3 Государственные учреждения
  • 4 Внешние ссылки

Жизнь

В возрасте шести лет Стайнов повредил один глаз; в результате был инфицирован и другой глаз. В 11 лет он полностью потерял зрение. Окончил Институт для слепых в Софии (1915), где впервые проявился его музыкальный талант. Позже он изучал музыку у Андрея Стоянова и делал первые попытки сочинения. В 1920 году он уехал в Германию на год обучения в Частном музыкальном лицее в Брауншвейге. В 1923 году окончил Дрезденскую Музыкальную консерваторию по классу композиции у Александра Вольфа и по классу фортепиано у Эрнста Мунка. Вернувшись в Казанлык в 1925 году, он создал свое первое крупное произведение - симфоническую сюиту «Фракийские танцы» в трех частях. Позже он добавил к сюите дополнительную часть - Мечкарско (Танец медвежьего надзирателя, 1926).

В 1927 году он переехал в Софию и начал преподавать фортепиано в Институте для слепых. Петко Стайнов работал в основном в жанрах симфонической и хоровой музыки. Обладая одинаковым талантом в обоих направлениях, он обобщил некоторые направления болгарского музыкального творчества и открыл новые возможности для его развития. Он адаптировал европейскую музыкальную традицию к болгарскому мышлению, к способностям как исполнителей, так и слушателей, к естественному процессу развития национальной музыки. Из европейской музыки Стайнов перенял выразительные приемы и формы, ресурсы симфонического оркестра, построение хорошо продуманной конструкции. Что характеризует его как ярко выраженного болгарского музыкального творческого артиста, так это введение собственного болгарского музыкального стиля. Этот стиль наиболее полно выразился в совершенно самостоятельной мелодии (без прямого цитирования народной музыки) и гармоническом языке его творчества. Идея его композиций проясняется в текстах его хоровых песен и баллад, а также в программных названиях большинства его симфонических произведений.

Произведения

Симфоническая продукция Стайнова включает сюиты Фракийские Танцы (1925, 1926) и Сказку (1930), симфонические стихи «Легенда» (1927) и Фракия. (1937), Симфоническое скерцо (1930), увертюры к концерту «Балканы» и «Молодежная увертюра» (1936 и 1953), две симфонии (1945 и 1949). Они раскрывают красоту родной земли, задор народных танцев, вызывают в памяти сказочные образы. Две его симфонии отмечены глубоко прочувствованными философскими обобщениями.

Симфонические произведения Стайнова дышат мощными философскими внушениями, а некоторые из них, как, например, «Фракийские танцы» и «Фракия», стали знаковыми для болгарской музыки. В хоровых песнях Петко Стайнова раскрываются черты характера болгарского народа (Елка наклоняется; Солнце яркое взошло; Эй, Иван; Играй мелодию, Димо; Ой, этот человек Димо; Эй, Димо). До начала 1930-х гг. Он следовал традициям хорового искусства, заложенным первыми композиторами этого жанра, одновременно привнося элементы собственного стиля.

Своими хоровыми балладами Стайнов заложил фундамент совершенно нового направления в болгарской музыке. В них он воссоздал в основном драматические события из древней и новой истории Болгарии и таким образом добился звучания национальной баллады (например, «Тайна реки Струма», 1931; Урвич для смешанного хора на стихи Н. Ракитина, 1933; Всадники, 1932; «Сто двадцать человек» для мужского хора на стихи П.П. Славейкова, 1935; «Девичий плач» для смешанного хора на стихи Т. Кунева.1936; товарищ Антон для смешанного хора на стихи И. Радоева, 1954; Крестный отец Герман для смешанного хора на стихи Д. Пантелеева, 1955). В своих балладах композитор использовал элементы национального интонационного фонда, но строго народное звучание сдерживало бы его творческий задор в достижении эффектного драматического повествования. Баллады Стайнова создают технические трудности для их исполнителей и до сих пор остаются пробным камнем исполнительского мастерства болгарских хоров.

Его общая работа как в симфоническом, так и в хоровом жанрах способствовала некоторым заброшенным этапам в развитии болгарской музыки и, таким образом, еще больше укрепила его статус выдающегося деятеля болгарской музыкальной культуры.

Государственные должности

Петко Стайнов был председателем Союза народных хоров Болгарии (Болгарский певческий союз) и Ассоциации болгарских композиторов современной музыки (1933–44) и работал в качестве директора Национальной оперы (1941–44). В 1941 году он был избран постоянным членом (академиком) Болгарской академии наук, а в 1948 году он стал директором только что основанного Института музыки с музеем (позже Институт музыковедения) при Академии; занимал эту должность до конца своих дней. Он также был членом президиума Болгарской академии наук. Академик-секретарь Отделения искусств и культуры Болгарской академии наук был среди других должностей, которые он занимал. Под его мудрым и компетентным руководством эти институты, союзы, ассоциации и другие организации достигли высочайшего уровня своих достижений.

Идеи Петко Стайнова о социальных функциях музыки, о значении народной музыки для творчества болгарских композиторов, о создании болгарского музыкального стиля, хоровом пении, хорах, школьном музыкальном образовании, композиторах и их Творчество, исполнители и события музыкальной жизни страны отражены в многочисленных статьях, большинство из которых опубликовано в сборнике «Петко Стайнов: О болгарской музыкальной культуре, 1967».

Петко Стайнов - обладатель множества высоких государственных наград. Умер 25 июня 1977 года.

Могила Петко Стайнова на Центральном Софийском кладбище

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-01 11:11:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте