Petite messe solennelle | |
---|---|
Mass от Gioachino Rossini | |
Начало работы с ostinato фортепиано и контрапункт фисгармонии | |
Форма | Missa solemnis |
Текст | |
Язык | Латинский |
Посвящение | Луиза, графиня Пиллет-Уилл |
Выполнено | 14 марта 1864 г. (1864-03-14). Париж |
Движения | 14 |
Вокал |
|
Инструментальная |
|
Petite messe solennelle | |
---|---|
Оркестровая версия | |
Исполняется | 24 февраля 1869 (1869-02-24) Théâtre-Italien, Paris |
Vocal |
|
Инструментальный | оркестр |
Книга Джоакино Россини Petite messe solennelle (Маленькая торжественная месса) была написана в 1863 году, возможно, по просьбе графа Алексиса Пилле-Уилла для его жены Луизы. кому это посвящено. Композитор, который более 30 лет назад отказался от написания опер, описал ее как "последний из моих péchés de vieillesse " (грехов старости).
Расширенная работа - это a missa solemnis, но Россини не без иронии назвал ее petite (немного). Первоначально он записал ее для двенадцати певцов, из них четырех солистов, двух фортепиано и фисгармонии. Впервые месса была проведена 14 марта 1864 года в новом доме пары в Париже. Позже Россини выпустил оркестровую версию, включающую дополнительную часть , постановку гимна «O salutaris hostia » в качестве арии сопрано. Эта версия мессы не проводилась при его жизни, потому что он не мог получить разрешение на ее исполнение с певицами в церкви. Впервые он был исполнен через три месяца после его смерти в Salle Ventadour в Париже труппой Théâtre-Italien 24 февраля 1869 года.
Когда начались публикации В том же году первое критическое издание вышло только в 1980 году, за ним последовали новые издания в 1992 году, к 200-летию со дня рождения композитора.
Россини написал Petite messe solennelle в 1863 году, 34 года спустя после написания своей последней оперы в Пасси, где он провел последние десятилетия своей жизни. Россини и его жена развлекались в кругу друзей, устраивая самеди-суары, для которых он сочинил несколько камерных произведений, часто вокальных, которые композитор называл своими péchés de vieillesse (грехи старости). Возможно, месса была заказана графом Алексисом Пиллет-Уиллом для его жены Луизы, которой она посвящена, но музыковед Нэнси П. Флеминг указывает, что у Россини, возможно, были собственные причины, чтобы сочинить ее, и посвятил это постановке первого выступления.
Месса структурирована в несколько расширенных частей в традициях missa solemnis, но композитор с долей иронии назвал ее petite. На последней странице рукописи он написал:
«Дорогой Господь, вот и кончено, эта бедная маленькая месса. Неужели я только что написал духовную музыку или, скорее, святотатственную музыку? Я родился для оперы-буффа, как и вы Знаю. Не много техники, немного сердца, вот и все. Благословения тебе и даруй мне Рай ".
Необычная партитура для голосов, двух фортепиано и фисгармонии соответствует неаполитанской традиции клавесина. 18 век. Россини указал на второй странице своей рукописи всего двенадцать певцов, отметив на титульном листе: «Двенадцать певцов трех полов, мужчин, женщин и кастратов будут достаточно для его исполнения: то есть восемь для хора - четыре солиста, всего двенадцать херувимов ».
Впервые месса была проведена 14 марта 1864 года в новой резиденции супругов в Париже, в отеле Луизы графини де Пилле-Виль. Графиня посвятила это изысканное и элегантное произведение, которое избегает сентиментальной роскоши большинства современных литургических произведений, таких как произведения Шарля Гуно. Альбер Лавиньяк, восемнадцати лет, дирижировал фисгармонией. Солистками были сестры Карлотта и Барбара Маркизио, Итало Гардони и Луиджи Агнеси. Сестры Маркизио и раньше вместе исполняли произведения Россини, например, главные партии влюбленных в его опере Семирамида. Россини, который помогал подготовиться к выступлению, перелистывал страницы первого пианиста Жоржа Матиаса и отмечал темп, кивая головой. Среди первых слушателей были Джакомо Мейербер, Даниэль Обер и Амбруаз Томас. Спектакль был повторен на следующий день для большей аудитории, в которую входили представители прессы.
В 1867 году, через три года после первого выступления, Россини осторожно организовал Petite messe solennelle, отчасти из опасения, что это сделают другие. это все равно после его смерти. Так как ему не нравился звук хора мальчиков в соборе, он попросил разрешения у папы исполнить произведение женскими голосами в церкви. Когда его просьба была отклонена, он потребовал, чтобы оркестровая версия была исполнена только после его смерти. Композитор все равно предпочел камерную версию.
Габриэль Краусс, сопрано в первом публичном исполнении Мариетта Альбони, контральтоПервое исполнение оркестровой версии, которая также была первое публичное исполнение произведения состоялось 24 февраля 1869 года, когда Россини исполнилось бы семьдесят седьмой день рождения. Он был исполнен в Salle Ventadour в Париже труппой Théâtre-Italien с солистами Габриэль Краусс, Мариетта Альбони, Эрнест Николас и Луиджи Агнеси.
В 1869 году были опубликованы и фортепианная, и оркестровая версии. Первое издание было фортепианной версией от Brandis Dufour, которая сделала ее доступной в день премьеры, основанной на фортепианной версии Россини, но уменьшенной до одного фортепиано с сокращенными отрывками. Вскоре за ним последовали выпуски Chappell в Лондоне, Ricordi в Милане и Oliver Ditson в Бостоне, несколько позже Б. Шоттс Сёне. Общее у этих четырех гравюр то, что они были настройками для фисгармонии и только одного фортепиано. Рикорди опубликовал фортепианную редукцию оркестровой партитуры вместо оригинальной фортепианной версии Россини. В некоторых версиях не упоминалось, что Россини намеревался сопровождать сочинение двумя фортепиано.
Критическое издание появилось только в 1980 году, когда Edizioni Musicali Otos во Флоренции опубликовала версию, верную намерениям композитора, под редакцией Анджело Коан. К 200-летию Россини в 1992 г. были подготовлены три новых издания фортепианной версии: два критических издания Oxford и Carus-Verlag и одно Novello с только одна партия фортепиано.
Прием произведения разделили. Музыкальный критик Филиппо Филиппи в La Perseveranza отмечал: «На этот раз Россини превзошел самого себя, потому что никто не может сказать, что преобладает, наука и вдохновение. Фуга достойна Баха за эрудицию.. " Рецензент L'Illustration писал:
С первых же мер можно было почувствовать могущественный дух, который вдохновлял этого художника тридцать лет назад в то время, когда он решил положить конец своей славной карьере. в своей кульминационной точке. Композитор Вильгельма Телля гордо стоит перед вами в своем величии, и вы с изумлением понимаете, что ни время, ни бездействие не привели к потере ума, которым он так чудесно наделен. Та же легкость изобретательства, такое же мелодичное изобилие, такое же благородство стиля и та же элегантность, те же повороты романа, такое же богатство гармонии, та же смелость и удачный выбор модуляции, та же сила концепции и выражения, та же легкость написания частей и расположения голосов, такое же мастерское и авторитетное мастерство в общей схеме произведения, а также в структуре каждой части...
Однако Джузеппе Верди был гораздо менее восторжен, поскольку он писал графу Оппрандино Арривабене 3 апреля 1864 года: «В последнее время Россини добился успехов и учился! Что изучал? Лично я бы посоветовал ему разучиться музыке и написать еще одну. Барбер ".
В первоначальной версии для массового выступления требовалось четыре солиста (сопрано, контральто, тенор и бас s ), смешанный хор, в идеале состоящий из двенадцати певцов, включая солистов, два фортепиано и фисгармонию, которую иногда можно было заменить аккордеоном, согласно первой идее Россини, но считался слишком «популярным» для религиозных рамок во время создания. Такое небольшое количество исполнителей контрастирует с масштабами ансамблей, которые в то время использовались для интерпретации великих произведений духовной музыки. Это то, что принесло этой массе прилагательное petite.
В 1867 году Россини оркестровал свою массу для инструментальных сил гораздо большего размера: три флейты, два гобоя, два кларнета, три фагота, четыре рожка, четыре трубы, три тромбона, офиклеид, два корнета, литавры, две арфы, орган и струнные.
Суждения по поводу двух версий расходятся. Некоторые музыковеды утверждают, что оркестрованная версия сегодня предпочтительнее оригинала, в то время как другие объясняют, что пианино возвращает свой «вкус» исходной версии, которую предпочитал композитор.
Масса построен в соответствии с пятью частями литургического текста, с тройным Kyrie, Gloria в шести частях, Credo, разделенным на четыре части, Sanctus (включая Осанну и Бенедикт) и Agnus Dei. Россини добавил две более ранние композиции, используя инструментальную пьесу в виде прелюдии и фуги для оффертория, и вставив в оркестровую версию арию сопрано, сеттинг «O salutaris hostia ". Как указывает Флеминг, вставка инструментального предложения и / или мотета, такого как «O salutaris hostia», упоминалась в [fr ] в обзорах современной массовой обстановки. Kyrie и Gloria образуют Часть I, остальные механизмы объединены в Часть II.
В следующей таблице движений, обозначений, клавиш и тактовых размеров взяты из хоровой партитуры Рикорди с использованием символа общего времени (4/4). Таблица отражает исходную оценку, но включает добавленное движение «O Salutaris». В движениях без нот голоса аккомпанируют и фортепиано (и), и фисгармонии.
Деталь | No. | Начало | Маркировка | Голоса | Ключ | Время | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть I | |||||||
Kyrie | 1 | Kyrie Eleison | Andante maestoso | SATB | несовершеннолетний | ||
Christe Eleison | Andantino moderato | до минор | 4/2 | a cappella | |||
Kyrie Eleison | Andante maestoso | до минор | |||||
Gloria | 2 | Gloria in excelsis Deo | Allegro maestoso | SATB | Ф мажор | ||
Et in terra pax | Andantino mosso | SATB SATB | 2/4 | ||||
3 | Gratias agimus tibi | Andante grazioso | ATB | Майор | 2/4 | ||
4 | Domine Deus | Allegro giusto | T | Ре мажор | |||
5 | Qui tollis peccata mundi | Андантино mosso | SA | F minor | |||
6 | Quoniam tu solus sanctus | Adagio · Allegro moderato | B | A Major | |||
7 | Cum Sancto Spiritu | Allegro a capella | SATB | F major | |||
Часть II | |||||||
Credo | 8 | Credo in unum Deum | Allegro Cristiano | SATB SATB | Ми мажор | ||
9 | Распятие | Анда ntino sostenuto | S | A-бемоль мажор | |||
10 | Et resurrexit | Allegro | SATB SATB | E major | |||
Preludio Religioso | 11 | Andante maestoso | Фа-диез минор | фортепиано | |||
Andantino mosso | 3/4 | фортепиано или фисгармония | |||||
Ritornello | Andante | до мажор | 6/8 | фисгармония | |||
Sanctus | 12 | Andantino mosso | SATB SATB | до мажор | 6/8 | a cappella | |
O Salutaris | 13 | O salutaris hostia | Andante | S | G major | ||
Agnus Dei | 14 | Andante sostenuto | A SATB | E minor | 3/4 |
Флеминг сравнивает мессу с операми Россини и ранними мессами и находит сдержанные вокальные партии даже в мелизмах Agnus Dei, но замечает его " пристрастие к пряным гармоническим нотам ». Она резюмирует его «оптимистичную и глубоко прочувствованную веру. Роберт Кинг, дирижер The King's Consort, отмечает:« Это, конечно же, solennelle, поскольку это искреннее религиозное произведение, которое демонстрирует необычайные композиционные возможности этого удивительного человек театра: он полон драмы, пафоса, красок и интенсивности. "
Структура Кирие, следующая за тремя литургическими названиями," Кириэ элисон. Christe Eleison. Kyrie eleison "(Господь, помилуй. Христос,...), является троичным, в форме A – B – A '.
Произведение начинается ля минор, с двумя аккордами, отмеченными pppp, очень мягко. Затем начинается фортепиано мотив остинато , который присутствует на протяжении всего движения. Непрерывный поток шестнадцатого появляется в паттерне первой, третьей и четвертой, проигрываемом в октавах левой рука, в то время как вторая появляется как синкопированный аккорд в правой руке. Фисгармония вводит мотивы, повторяемые припевом. Голоса подбирают медленно восходящую строку на слове «Kyrie», отмеченную sotto voce, в имитации : сначала тенор и бас, затем такт альт, такт позже сопрано. Слово «элисон» появляется в противопоставлении гомофонических аккордов, отмеченных forte, но smorzando и piano для повторов слова. Второе наименование начинается с такта 18 до мажор, обозначенного pppp для «Kyrie», но с еще одним внезапным форте и decrescendo для «eleison».
Начало a cappella " Christe Eleison "Средняя часть," Christe Eleison ", представляет собой двойной канон в архаизирующем стиле. Обозначенный "tutto sotto voce e legato", он остается на одном динамическом уровне, отличном от динамических контрастов первой части. Эта музыка была сочинена другом Россини Луи Нидермейером как "Et incarnatus" торжественной мессы и включена Россини, "возможно, как личная дань уважения", как указывает музыковед Дэвид Гурвиц
.Второй «Кайри» возвращается к первому темпу и темам, но через тонально инвертированный путь: до минор вместо ля минор, затем мажор вместо до мажор. После второй экспозиции финал проходит через цепочку удивительных гармоний (такты от 75 до 80), ведущих к финальной каденции.
Gloria подразделяется на шесть частей. (семь разделов), похожие на мессы в стиле барокко, такие как короткие мессы Баха.
Отмечено Allegro maestoso ( = 120), первая строка начинается двумя последовательности трех аккордовых мотивов, разделенных долей тишины. По словам Клэр Деламарш, они представляют собой тройку переворотов, возвещающих о подъеме занавеса в традиции французского театра. Одни только сопрано поют первую строчку «Слава Богу в высшем», повторенную в четырехчастной гармонизации.
После четырех тактов фортепианной интерлюдии, бас-солист мягко начинает текст «И мир на земле», к которому позже присоединяются остальные солисты. Наконец, все четыре части припева мягко повторяют одну за другой «adoramus te» (мы молимся вам) и завершаем раздел омофоническим пением «glorificamus te» (мы прославляем вас), снова отмеченный sotto voce.
Вторая часть Глории - это трио для альта, тенора и баса. Он устанавливает «Gratias agimus tibi propter magnam gloriam tuam» (Мы благодарим вас за вашу великую славу). Помеченный Andante grazioso ( = 76) в 2/4, он состоит из:
Настройка для трех голосов иллюстрирует «Мы благодарим вас».
Третья часть Gloria - это ария тенора, устанавливающая «Domine Deus rex celestis» (Господь Бог, Царь Небес). Помеченное как Allegro giusto и fortissimo ( = 120) в одно время, оно представлено маршевой темой с рисунком синкопированной длинной акцентированной ноты на доле 2 большинства тактов, которую улавливает тенор. Вторая мысль «Domine Deus Agnus Dei» (Господь Бог, Агнец Божий) представлена в контрастном тройном пианино и ровном ритме. Третий аспект, «Domine Deus Filius Patris» (Господь Бог, Сын Отца), является сильным и ровным аккомпанементом в тройняшках. Своей музыкой энергичных синкопов, пунктирных ритмов и прыжков ария представляет собой образ величественного небесного царя.
Четвертая часть Gloria - это дуэт двух солисток. выражая «Qui tollis peccati mundi, miserere nobis» (Ты, несущий грехи мира, помилуй). Отмеченный Андантино Моссо ( = 76) в обычное время, он имеет два голоса, часто в параллелях третей и шестых.
Пятая часть «Глория» - басовая ария на тему «Quoniam tu solus sanctus» («Ты один свят»). Краткое вступление, помеченное как Adagio, ведет к расширенной фортепианной части, отмеченной Allegro moderato ( = 76) с контрастами в динамике.
Заключительная часть Gloria - припев на словах «Cum Sancto Spiritu в Gloria Dei Patris». (Со Святым Духом в Славе Божьей.) Аминь ". Они представлены сначала, как в начале Глории, возвращаясь к начальному ключу. Затем, отмеченные Allegro a capella, они расширяются до длинной фуги с демонстрацией контрапункта. Незадолго до конца открытие Глории повторяется на первых словах, еще больше объединяя движение.
В отличие от Глории, текста Символа веры в основном в одном и том же персонаже, прерванном только коротким соло сопрано "Распятие" (Распятый) и эпизодом "Et resurrexit" (И воскресший), завершающимся другой фугой. Слово "Кредо" (я полагаю) первым поет теноров, затем сопрано, снова хора. Это утверждение веры повторяется несколько раз на протяжении всего движения, структурируя и объединяя его таким образом, что Никколо Джоммелли, Моцарт и Бетховен, использовавшийся ранее, среди прочего.
Отмечено Аллегро Криштиану ( = 120), сильное начало контрастирует с мягким y, выражающее «in unum Deum» (в едином Боге), начинающееся тем же тоном, напоминающее литургический тон чтения. Затем в том же настроении солисты с началом альта и тенора поют отрывок Et incarnatus est (И родился). Женские голоса хора объявляют в в унисон : «Et homo factus est» (и был сделан человеком), повторяются мужскими голосами, затем фортепиано играет последовательность коротких мотивов, прерываемых множеством пауз.
Распятие иллюстрируется сольным сопрано, помеченным Andantino sostenuto ( = 80), под мягкий остинато.
Воскресение - это объявляется сопрано, сначала в одиночку, затем сильным аккордом в инструментах, который меняет ми-бемоль, которую они поют до ре-диеза мажорного аккорда си, в котором присоединяются другие голоса. После этого сюрприза новый текст поется на темы из первого раздела, завершенного «Кредо». Другая фуга расширяет текст «Et vitam venturi saeculi. (И жизнь будущего мира). Аминь». Он заканчивается оперным стреттой, медленно замедляющейся строкой всех солистов, наконец, последним «Кредо».
Для литургического офферентария Россини вставил созданную им ранее инструментальную пьесу, комбинацию прелюдии и фуги. прелюдия, шестнадцать тактов 4/4 Andante maestoso ( = 92), написана для фортепиано и требует динамики в диапазоне от двойной форте до двойного фортепиано una corda. Он объявляет одновременно тональность F♯ и модулирующий характер движения аккордами, заимствованными из отдаленных клавиш. Торжественный ритмический стиль ( .. ) не будет повторяться до четырехмерного постлюдия фуги.
Тема фуги, (17–21)Россини указывает, что фуга (без постлуда, явно написанного для фортепиано) можно одинаково играть на фортепиано или фисгармонии. В 3/4, Andantino mosso ( = 76) с обычным ритмом восьмых нот, фуга имеет тему в форме поворота, как и мотив Баха, который имеет то же хроматическое начало, что и знаменитая тема Фантазии и фуги на тему BACH Ференца Листа. Россини доказывает как свою изобретательность (особенно на уровне управления тональностью, которая часто превращается в далекие ключи), так и его впечатляющую способность преодолевать противоречия.
Классическая структура начинается с фуги на экспозиция объекта предмет последовательно тремя голосами в динамике фортепиано. Мотив поворота в F♯ минор повторяется четыре раза в интервале восходящей трети (C♯, E♯, G♯ и B♯) с последующим развитием последовательностью арпеджио в убывающей трети. Мелодическая линия переходит к доминанте, чтобы сопровождать изложение предмета вторым голосом, с серией восьмых нот, расположенных с постоянным интервалом третьей или шестой с предметом. Эта аранжировка повторяется во время экспозиции субъекта в третьем голосе в фа минор.
следует длинный эпизод из 29 тактов, в котором множество модуляций. Например, последовательность, основанная на трех первых нотах поворотной темы, повторяется восемь раз подряд, начиная с такта 47. В партитуре отмечены многочисленные динамики: фортепиано, форте, крещендо и декрещендо. Этот эпизод заканчивается динамическим двойным forte decrescendo на совершенной каденции G♯ (доминантный седьмой D♯ → G♯ мажор), дважды идентично повторенным. Мажорный аккорд G♯ становится доминантой тональности второй экспозиции.
Вторая экспозиция объекта начинается с такта 70 в левой руке, до минор, затем в правая рука в G♯ минор в такте 78. Слушаются те же 29 эпизодических тактов, что и раньше, но транспонированы, а затем расширены на 26 тактов новой разработки, всегда с использованием многочисленных последовательностей.
Полная такта отдых (такт 140) предшествует каденции в F♯ минор, затем F♯ мажор, из которых A♯ трансформируется в тонику тональности B ♭ минор для постлюдии, затем доминанту каденции в E ♭ минор, за которым следует мажорный аккорд E ♭, и завершение без перехода на мажорный аккорд F♯.
Россини написал краткий инструментальный отрывок, вероятно, чтобы установить тональность до мажор и настроение для следующий Sanctus. «Ritornello» и «Sanctus», следующие за ним, действуют в одной тональности до мажор (оба в 6/8).
восклицание «Sanctus» (Святой) появляется три раза в исполнении хора, каждый раз более интенсивно, чем раньше. «Pleni sunt coeli et terra» («Полны небо и земля») начинается как канон хоровых голосов, начиная с форте и заканчивая мягким концом. «Осанна в высшем» («Осанна в высшем») поется парами солистов в унисон. Для "Benedictus qui venit in nomine Domine" (Благословенный, идущий во имя Господа) хор исполняет мягкую мелодию в тройках. Последовательность повторяется в разном гармоническом развитии и с солистами, занимающими секцию "Benedictus". Движение завершается сильным восьмичастным утверждением «in excelsis».
Эта часть не была частью оригинальной версии Россини для двух фортепиано и фисгармонии, но он вставил ее в свою версию для оркестр. Он транспонировал более раннюю композицию, которая изначально была в ми мажоре для альта, однако, поскольку солист альта впоследствии должен был петь Agnus Dei, она была перенесена на сопрано. Стало обычным включать его даже в перформансы и редакции с фортепиано (ами).
Гимн Фомы Аквинского «O salutaris hostia» использовался в массовых мероприятиях, близких к Agnus Dei из эпохи Возрождения. Он был положен на музыку в 18 веке Гийомом-Габриэлем Ниверсом, Анри Маденом и Жан-Полем-Эгидом Мартини и Францем. Лист в 19 веке. Россини использует первые четыре строчки (из восьми). Мелодическая линия солиста-сопрано начинается с ломанного вверх септаккорда.
Эта часть 3/4 в темпе Andantino sostenuto ( = 88) имеет следующую структуру:
Тема и ее сломанный септаккорд ( GBDF♯), которые характеризуют это движение, сначала указывается как мажорная седьмая часть в двух первых пассажах первой части A со сдержанным аккомпанементом. В завершение этого раздела тема арпеджио воспроизводит доминирующую седьмую. Во втором разделе A тема сначала повторяет мажорную седьмую, а затем превращается в минорную седьмую с минорной третью во втором отрывке (GB ♭ -DF ♮).
Мелодическая линия части B контрастирует в как его статический характер и страстность фортепианного аккомпанемента, так и динамика двойной форте, а также динамика двойной форте, которая придает брутальный характер, и использование секвенций (сначала ми мажор, затем си мажор, Соль мажор, ми мажор и т. Д.). Этот раздел заканчивается хроматическим спуском в аккомпанементе в четверной фортепианной динамике до доминирующей седьмой соль мажор, чтобы подготовить возврат второй части A в исходной тональности.
Повторение первых мер вступления использует только текст «Bella premunt» («Войска преследуют нас»). В то время как фортепиано идентично повторяет вступление, сопрано удваивает его несколько раз для одного или двух тактов, перемежающихся тишиной.
Остальное (часть A ') в основном состоит из секвенций. Раздел B 'использует наиболее статичную часть темы B в другой последовательности. Возврат к тональности раздела A ', повторенный идентично, действует на энгармонической эквивалентности (G ♭ → F♯), как и везде в работе.
Заключительный движение массы начинается с вступления, которое аналогично «Распятию». Затем фортепьяно начинает другой образец остинато в качестве основы для выразительных мелодий солиста контральто, многократно повторяя «Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, miserere nobis» (Агнец Божий, ты забираешь грехи мира, помилуй). После расширенной каденции хор поет a capella, дважды и очень просто: "Dona nobis pacem" (Дай нам покой). Этот процесс повторяется в разной гармонии и еще раз в мажорной тональности, что приводит к острой просьбе солиста и хора о мире вместе. Затем движение возвращается к вступлению с его мягкими аккордами, прерываемыми паузами, и заканчивается несколькими сильными молотковыми аккордами.
Общие источники
Книги
Журналы
Газеты
Интернет-источники
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Petite messe solennelle. |