Святой Петр Канисиус | |
---|---|
Священник, духовник и проповедник церкви | |
Родился | 8 мая 1521 г.. Неймеген, Герцогство Гелдерс, Габсбург, Нидерланды |
Умер | 21 декабря 1597 г. 21) (76 лет). Фрибург, Швейцария |
Почитается в | Католической церкви |
Беатифицирован | 1864, Рим Папой Пием IX |
Канонизирован | 21 мая 1925 г., Рим Папа Пий XI |
Майор храм | Колледж Святого Михаила. Фрибург, Швейцария |
Праздник | 21 декабря; 27 апреля (Общий римский календарь, 1926–1969) |
Патронаж | Католическая пресса, Германия |
Петер Канисиус SJ (Голландец : Питер Канис, 8 мая 1521 - 21 декабря 1597) был известным голландцем Иезуит католический священник. Он стал известен своей решительной поддержкой католической веры во время протестантской Реформации в Германии, Австрии, Богемии, Моравии., Швейцария и Соединенное Королевство. Восстановление католической церкви в Германии после протестантской Реформации в значительной степени связано с работой там Общества Иисуса, которым он руководил. почитается в католической церкви как святой и доктор церкви.
Он родился в 1521 году в Неймегене в Герцогстве Гельдерс, которое до 1549 года входило в Габсбургские Нидерланды в пределах Священная Римская Империя, а теперь Нидерланды. Его отцом был богатый бургермейстер Яков Канис. Его мать, Эгидия ван Хувенинген, умерла вскоре после рождения Петра. Его отправили учиться в Кельнский университет, где он получил степень магистра в 1540 году в возрасте 19 лет.
Там он встретил Питер Фабер, один из основателей Общества Иисуса. Благодаря ему Канисиус стал первым голландцем, присоединившимся к недавно основанному Обществу Иисуса в 1543 году. Благодаря своим проповедям и писаниям Петр Канисиус стал одним из самых влиятельных католиков своего времени. Он руководил созданием и поддержанием первых немецкоязычных иезуитских колледжей, часто с небольшими ресурсами. В то же время он проповедовал в городе и его окрестностях, дискутировал и преподавал в университете. Из-за его частых путешествий между колледжами, утомительного и опасного занятия в то время, он стал известен как Второй апостол Германии.
Канисиус также оказал сильное влияние на императора Фердинанда I. Старший сын царя (позднее Максимилиан II ) назначил женатого священника Фаузера на должность придворного проповедника. Канисиус устно и письменно предупреждал Фердинанда I и выступал против Фаузера в публичных диспутах. Максимилиан был вынужден уволить Фаузера и по этой причине всю оставшуюся жизнь затаил обиду на Каниси.
В 1547 году он посетил несколько заседаний Трентского совета. Канисиус был влиятельным учителем и проповедником, особенно благодаря его «Немецкому катехизису », книге, которая определила основные принципы католицизма на немецком языке и сделала их более доступными для читателей в немецкоязычных странах. Ему предложили должность епископа Вены в 1554 году, но он отказался, чтобы продолжить свои путешествия и учение. Однако он служил администратором Венской епархии в течение одного года, пока для нее не был назначен новый епископ.
Он переехал в Германию, где был одним из главных Католические богословы на Коллоквиуме в Вормсе в 1557 г., а позже в качестве главного проповедника в соборе Аугсбурга с 1559 по 1568 год, где он убедительно свидетельствовал его вера три или четыре раза в неделю. Канисиус был известен как популярный проповедник. В 1562 году он основал то, что должно было стать Университетом Инсбрука.
. В книге Анны В. Кэрролл «Христос, король-властитель истории» говорится: «Протестантизм добился больших успехов в Германии, потому что многие интеллектуалы приняли Это, сделав католицизм религией невежественных. Своими дебатами, писаниями и учениями Петр показал, что католицизм был полностью рациональным, а протестантские аргументы неубедительными ».
«Своими усилиями Петр вернул католической церкви Баварию (южная Германия) и Рейнская область (центральная Германия). Он также привлек новообращенных в Австрия, Венгрия, Богемия и Польша. Польша стала в значительной степени протестантской, но благодаря усилиям Петра и других иезуитов она вернулась в церковь и по сей день остается католической, несмотря на преследования коммунистов ».
К тому времени, как он покинул Германию, Общество Иисуса в Германии превратилось из небольшой группы священников в мощный инструмент Контрреформации. Канисиус провел последние двадцать лет своей жизни во Фрибурге, где он основал иезуитский Коллеж Сен-Мишель, который готовил поколения молодых людей к карьере и будущей учебе в университете.
В 1591 году, в возрасте 70 лет, Канисиус перенес инсульт, в результате которого он был частично парализован, но он продолжал проповедовать и писать с помощью секретаря до самой смерти во Фрибурге.
Первоначально он был похоронен в церкви Святого Николая. Его останки позже были перенесены в церковь иезуитского колледжа, который он основал и где он провел последний год своей жизни, и погребен перед главным алтарем церкви; комната, которую он занимал в те последние месяцы, теперь является часовней, открытой для поклонения верующих.
Канисиус жил в разгар протестантской Реформации и посвятил большую часть своей работы разъяснению католической веры в свете появления новых протестантских доктрин. Его неизменный вклад - три его катехизиса, которые он опубликовал на латинском и немецком языках, которые стали широко распространены и популярны в католических регионах. В своей борьбе с немецким протестантизмом он требовал от Рима большей гибкости, утверждая:
Если вы будете относиться к ним правильно, немцы дадут вам все. Многие ошибаются в вопросах веры, но без высокомерия. Они ошибаются по-немецки, в основном честные, немного простодушные, но очень открытые ко всему лютеранскому. Честное объяснение веры было бы намного эффективнее, чем полемическая атака против реформаторов.
Он отверг нападки на Жана Кальвина и Меланхтона : С такими словами мы не поступаем. «лечить пациентов, мы делаем их неизлечимыми».
Канисиус учил, что, хотя есть много дорог, ведущих к Иисусу Христу, для него почитание Пресвятая Дева Мария лучшая. Его проповеди и письма свидетельствуют о явной озабоченности почитанием Мариан. Под заголовком «молитва» он объясняет Ave Maria (Радуйся, Мария) как основу католического Марианского благочестия. Менее известны его марианские книги, в которых он опубликовал молитвы и созерцательные тексты. Ему приписывают добавление к Богородице фразу: Пресвятая Мария, Богородица, молись за нас, грешников. Одиннадцать лет спустя он был включен в Катехизис Трентского Собора 1566 года.
Канисиус опубликовал прикладную мариологию для проповедников, в которой Мария описана в нежных и теплых словах. Он активно продвигал ассоциации Богоматери и Розарий.
Теологически Канисиус защищал католическую мариологию в своей книге 1577 года De Maria Virgine Incomparabili et Dei Genitrice Sacrosancta Libri Quinque. Книга была заказана Папой Пием V, чтобы представить фактическое представление католических учений Марии в Библии, ранних христиан, отцов церкви и современного богословия. Канисиус объясняет и документирует учения Церкви на протяжении веков относительно личности и характера Марии, ее добродетелей и молодости. Он прослеживает исторические документы о вечной девственности Марии и ее свободе от греха. Он объясняет догмат «Богородицы» многочисленными цитатами отцов после Эфесского собора. Он показывает, что церковное учение не изменилось. Он отвечает на аргументы протестантов sola scriptura, анализируя библейские основы мариологии. В пятой книге объясняется, что католики считали предположение живой верой на протяжении веков и поддерживались наиболее выдающимися церковными писателями. Вдобавок он оправдывает культ Марии в католической церкви.
С сегодняшней точки зрения, Канисиус явно ошибся в некоторых своих источниках, но, из-за его фактического анализа первоисточников, он считается одним из лучшие богословские достижения 16 века.
Канисиус был беатифицирован Папой Пием IX в 1864 году, а позже канонизирован и объявлен Доктором Церкви 21 мая 1925 г. Папой Пием XI. Его праздник был включен в Общий римский календарь в 1926 году и отмечался 27 апреля. В литургической реформе 1969 года он был перенесен на 21 декабря, годовщину его смерти, обычный день для празднования входа святого на небеса (хотя Общество Иисуса по-прежнему отмечает его 27 апреля.).
В знак признания ранней работы Канисиуса в создании иезуитского образования, в его честь названо несколько учебных заведений. Среди них Колледж Канисиуса для семинаристов в Вене, Австрия, первое учреждение, названное в его честь, а также Колледж Канисиуса, иезуитская средняя школа в его родном городе Неймегене и alma mater из Питера Ганса Колвенбаха, недавнего генерального настоятеля Общества Иисуса. Другой Колледж Канисиуса, университет, и Средняя школа Канисиуса, средняя школа, расположены в Буффало, Нью-Йорк. Кроме того, иезуитский Canisius Kolleg находится в Берлине, Германия. Есть также две средние школы, названные в честь Канисиуса, Колесе Канисиус (Collegium Canisianum или Canisius College), в Джакарте, Индонезия, и римско-католическая школа Canisianum HS в регионе Омусати в Намибии, Африка..
Кроме того, есть начальная школа: Basisschool Petrus Canisius в Пут Лимбург, Нидерланды. В 1850 году на углу Хаутмаркт и Пауэлстрат в Неймегене была основана больница Канисиус. В 1974 году он объединился с больницей Вильгельмина, расположенной у ворот Йонкербоса в Неймегене, и превратился в больницу Канисиус-Вильхемина.
Апологетический веренигинг Святого Петра Канисиуса (Ассоциация Святого Петра Канисиуса для апологетики ) была основана в Нидерландах в 1904 году для защиты Римско-католической церкви от социализма и либерализма.
С середины XIX века немецкими церковниками, в том числе Кардиналом Майклом фон Фаульхабером (1869–1952), считал Канисиуса новым «апостолом Германии», преемником святого Бонифация за его значение для немецкого христианства.
Расширенная версия (с цитатами из авторитетных источников):
В дополнение к перечисленным учреждениям по всему миру, есть колледж Питера Канисиуса в Сиднее, Австралия (пригород Пимбла на улице Мона Вейл, 102).
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Петрусом Канисиусом. |