Культура Ирана

редактировать

Культура Ирана (Персидская : فرهنگ ایران), также известная как Культура Персии - одна из самых влиятельных культур в мире. Иран считается одной из колыбелей цивилизации, и благодаря своему доминирующему геополитическому положению и культуре в мире Иран оказал сильное влияние на культуры и народы даже в Италия, Македония и Греция на западе, Россия и Восточная Европа на севере, Аравийский полуостров на юге, Индийский субконтинент и Восточная Азия на восток. Богатая история Ирана оказала значительное влияние на мир через искусство, архитектуру, поэзию, науку и технологии, медицину, философию и инженерию.

Эклектическая культурная эластичность считается одной из ключевых определяющих характеристик иранской идентичности и ключом к ее историческому долголетию. Первое предложение книги известного иранолога Ричарда Нельсона Фрая об Иране гласит:

«Слава Ирана всегда была его культурой».

Кроме того, культура Ирана проявлялась в нескольких аспектах на протяжении истории Ирана, а также Южного Кавказа, Центральной Азии, Анатолии. и Месопотамия.

Содержание

  • 1 Искусство
    • 1.1 Язык
    • 1.2 Литература
    • 1.3 Музыка
    • 1.4 Танец
    • 1.5 Архитектура
  • 2 Религия в Иране
  • 3 Праздники в Иране
  • 4 Свадебные церемонии
  • 5 Персидские ковры
  • 6 Современная культура
    • 6,1 Кино
    • 6,2 Современное искусство
    • 6,3 Музыка
    • 6,4 Архитектура
    • 6,5 Кухня
  • 7 Спорт
  • 8 Женщины в персидской культуре
  • 9 Традиционные праздники / праздники
  • 10 Традиционные культурные наследники старой Персии
  • 11 Вклад человечества в древнюю историю
  • 12 См. Также
  • 13 Ссылки
  • 14 Дополнительная литература
  • 15 Внешние ссылки

Искусство

Иран имеет одно из старейших, богатейших и влиятельных произведений искусства в мире, которое включает многие дисциплины, в том числе литература, музыка, да NCE, архитектура, живопись, ткачество, керамика, каллиграфия, металлообработка и каменная кладка.

Сложное каменное искусство Персеполя

Иранское искусство прошло через множество этапов, о чем свидетельствует уникальная эстетика Ирана. От эламита Чога Занбил до мидианного и ахеменидского рельефа Персеполя до мозаик из Бишапур.

Золотой век ислама внес радикальные изменения в стили и практику искусства. Тем не менее, у каждой иранской династии были свои особые фокусы, основанные на предыдущих династиях, которые в свое время оказали большое влияние на формирование культур мира тогда и сегодня.

Язык

Карта этнических групп и языков Ирана

В Иране говорят на нескольких языках. Языки из иранских, тюркских и семитских языковых семей распространены по всему Ирану. Согласно Справочнику ЦРУ, 78% иранцев говорят на иранском языке как на родном языке, 18% говорят на тюркском языке как на родном языке и 2% говорят на семитском языке как на родном языке, а остальные 2 % говорят на языках различных других групп. Следует отметить, что, хотя азербайджанцы говорят на тюркском языке, из-за своей культуры, истории и генетики, они часто связаны с иранскими народами.

Преобладающим языком и национальным языком Ирана является персидский, на котором свободно говорят по всей стране. азербайджанский в основном и широко используется на северо-западе, курдский и лури используются в основном на западе, мазандарани и гилаки говорят в регионах вдоль Каспийского моря, арабский в основном в прибрежных районах Персидского залива, белуджи в основном на юго-востоке и туркмены преимущественно в северных приграничных районах. Меньшие языки, распространенные в других регионах, в частности, включают талышский, грузинский, армянский, ассирийский и черкесский, среди прочих другие.

Ethnologue оценивает, что существует 86 иранских языков, крупнейшими из которых являются персидский, пушту и континуум курдского диалекта с оценкой 150-200 миллионов носителей иранских языков по всему миру. На диалектах персидского языка время от времени говорят по всему региону от Китая до Сирии и России, хотя в основном на Иранском нагорье.

Литература

Бехистунские надписи, рельефы Могила Саади в Шираз, Иран

Литература Ирана - одна из старейших и наиболее известных литератур в мире, насчитывающая более 2500 лет от множества ахеменидских надписей, таких как Бехистунская надпись, до знаменитые иранские поэты золотого века ислама и современного Ирана. Иранская литература была описана как одна из величайших литератур человечества и одна из четырех основных частей мировой литературы. Заслуженный профессор Л.П. Элвелл-Саттон описал литературу персидского языка как «одну из самых богатых поэтических литератур мира»

Очень мало литературных произведений доисламского Ирана сохранились, частично из-за разрушения библиотек Персеполя Александром Македонским в эпоху Ахеменидов и последующего вторжения Ирана арабами в 641, которые стремились искоренить все не- коранические тексты. В результате были разрушены все иранские библиотеки, книги были сожжены или брошены в реки. Единственный способ, которым иранцы могли защитить эти книги, - это закопать их, но многие тексты со временем были забыты. Как только позволяли обстоятельства, иранцы писали книги и собирали библиотеки.

Гробница Фирдоуси в Тусе, Иран

Иранская литература охватывает разнообразную литературу на языках, используемых в Иране. Современная иранская литература включает персидскую литературу, азербайджанскую литературу, курдскую литературу и литературу остальных языков меньшинств. Персидский - преобладающий и официальный язык Ирана, и на протяжении всей истории Ирана он был самым влиятельным литературным языком страны. Персидский язык часто называют самым достойным языком в мире, который служит проводником поэзии. Азербайджанская литература также оказала глубокое влияние на литературу Ирана: она получила большое развитие после первого за 800 лет воссоединения Ирана под властью Империи Сефевидов, правители которой сами писали стихи. Осталось несколько литературных произведений на исчезнувшем иранском языке древнего азербайджанского, который использовался в Азербайджане до лингвистической тюркизации жителей региона. Курдская литература также оказал глубокое влияние на литературу Ирана, включив в него различные курдские диалекты, на которых говорят на Ближнем Востоке. Самыми ранними произведениями курдской литературы являются произведения поэта XVI века Малайе Джазири.

. Среди выдающихся деятелей иранской поэзии, имевших большое мировое влияние, есть такие, как Фирдоуси, Са 'ди, Хафиз, Аттар, Незами, Руми и Омар Хайям. Эти поэты вдохновляли таких, как Гете, Ральф Уолдо Эмерсон и многих других.

Современная иранская литература находится под влиянием классической персидской поэзии, но также отражает особенности современного Ирана благодаря таким писателям, как Хушанг Моради-Кермани, наиболее переводимый современный иранский автор, и поэт Ахмад Шамлоу.

Музыка

Иранская музыка оказала непосредственное влияние на культуры Западной Азии, Центральной Азии, Европы и Южная Азия. Он в основном повлиял и сформировал большую часть музыкальной терминологии соседних тюркских и арабских культур и достиг Индии в 16 веке Персианат Империя Великих Моголов, двор которой продвигал новые музыкальные формы привезя иранских музыкантов.

Иран является местом происхождения сложных инструментов, датируемых третьим тысячелетием до нашей эры. В восточном Иране было найдено несколько труб из серебра, золота и меди, которые относятся к цивилизации Окса и датируются периодом между 2200 и 1750 годами до нашей эры. Использование как вертикальных, так и горизонтальных угловых арф было зарегистрировано на археологических раскопках Мадакту (650 г. до н.э.) и Кул-е-Фара (900–600 гг. До н.э.), с самой большой коллекцией из эламитских инструментов, зарегистрированных в Кул-е-Фара. Множественные изображения горизонтальных арф также были созданы в ассирийских дворцах, относящихся к 865–650 гг. До н.э.

Правление сасанидского правителя Хосрова II считается «золотым веком» иранской музыки. Сасанидская музыка - это то место, откуда многие музыкальные культуры мира прослеживают свое далекое происхождение. При дворе Хосрова II находились несколько выдающихся музыкантов, в том числе Азад, Бамшад, Барбад, Нагиса, Рамтин и Саркаш. Среди этих засвидетельствованных имен Барбад упоминается во многих документах и ​​был отмечен как исключительно высококвалифицированный. Он был поэтом-музыкантом, который разработал модальную музыку, возможно, изобрел лютню и музыкальную традицию, которая должна была трансформироваться в формы дастгях и макам. Ему приписывают создание музыкальной системы, состоящей из семи «царских ладов» (xosrovāni), 30 производных ладов (нава) и 360 мелодий (дастан).

Академическая классическая музыка Ирана, помимо сохранения типов мелодий, которые часто приписываются сасанидским музыкантам, он основан на теориях звуковой эстетики, изложенных иранскими музыкальными теоретиками в первые века после Завоевание мусульманами Сасанидской империи, в первую очередь Авиценна, Фараби, Котб-ад-Дин Ширази и Сафи-эд- Дин Урмави.

Танец

Иран имеет богатую и древнюю танцевальную культуру, которая простирается до шестого тысячелетия до нашей эры. Танцы из древних артефактов, найденных на археологических раскопках доисторических мест Ирана, изображают яркую культуру, сочетающую в себе различные формы танцев на все случаи жизни. В сочетании с музыкой на артефактах изображены актеры, танцоры и обычные люди, танцующие в пьесах, драмах, праздниках, трауре и религиозных ритуалах с таким оборудованием, как костюмы животных или растений, маски и окружающие предметы. Со временем эта культура танца начала развиваться и процветать.

Иран - многонациональная нация. Хотя культуры его этнических групп очень похожи и в большинстве районов почти идентичны, у каждой есть свой особый стиль танца. В Иране существует четыре категории танцев: групповые танцы, сольные импровизационные танцы, боевые или боевые танцы и духовные танцы.

Как правило, групповые танцы часто уникальны и названы в честь региона или этнических групп, с которыми они связаны. Эти танцы могут быть чередующимися танцами с участием группы или более распространенными групповыми танцами, которые в основном исполняются по праздникам, таким как свадьбы и Норуз торжества, которые в меньшей степени сосредоточены на общих линейных или хороводных танцах и больше на формах сольной импровизации с каждым танцором. интерпретирует музыку по-своему, но в рамках определенного диапазона танцевального словаря, иногда смешивая другие танцевальные стили или элементы.

Сольные танцы обычно являются реконструкцией исторических и придворных танцев различных танцев. Иранские династии на протяжении всей истории, с наиболее распространенными типами династий Сефевидов и Каджаров, поскольку они относительно новы. Часто это импровизационные танцы, в которых используются тонкие, изящные движения кистей и кистей рук, такие как круги запястьями.

Боевые или боевые танцы имитируют бой или помогают обучать воина. Можно утверждать, что мужчины из Зурхане («Дом Силы») и их ритуализированные борцовские тренировочные движения известны как тип танца под названием «Рагс-э-Па» с танцами и действиями. исполняется в Зурхане, также напоминающем боевое искусство.

. Духовные танцы в Иране известны как «сама». Существуют различные типы этих духовных танцев, которые используются для духовных целей, например, для избавления тела от дурных предзнаменований и злых духов. Эти танцы включают транс, музыку и сложные движения. Примером такого танца является танец белуджи под названием «ле'б говати», который исполняется, чтобы избавить предположительно одержимого человека от одержимого духа. В языке белуджей термин «говати» относится к психологически больным пациентам, выздоровевшим благодаря музыке и танцам.

Самым ранним исследованным танцем из Ирана является танец поклонения Митре, зороастрийское ангельское божество завета, свет и клятва, которые обычно использовались римским культом Митры. Одна из культовых церемоний заключалась в принесении в жертву быка с последующим танцем, который способствовал бодрости жизни. Культ Митры действовал с 1-го века до 4-го века нашей эры и поклонялся мистической религии, вдохновленной иранским поклонением Митре. Он был соперником христианства в Римской империи и в конечном итоге был подавлен в 4 веке н.э. римскими властями в пользу христианства. Это было сделано, чтобы противостоять большему культурному влиянию Ирана, которое распространялось по всей Римской империи. Культ очень почитался и почитался на всей территории Римской империи с центром в Риме, и был популярен в западной половине империи, на юге до Римской Африки и Нумидия, на севере до Римской Британии и в меньшей степени в Римской Сирии на востоке.

Архитектура

История иранской архитектуры восходит как минимум к 5000 г. до н.э. с характерными примерами, расположенными на обширной территории от Турции и Ирака до Узбекистана и Таджикистан на Южный Кавказ и Занзибар. В настоящее время существует 19 объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, спроектированных и построенных иранцами, причем 11 из них расположены за пределами Ирана. Иранская архитектура демонстрирует большое разнообразие как структуры, так и эстетики, и, несмотря на неоднократные травмы разрушительных вторжений и культурных потрясений, иранское рвение и самобытность всегда торжествовали и процветали. В свою очередь, он сильно повлиял на архитектуру своих захватчиков от греков до арабов до турок.

. Традиционная тема иранской архитектуры - космический символизм, который изображает общение и участие человека с небесными силами. Эта тема не только придала архитектуре Ирана преемственность и долговечность, но также стала основным источником эмоционального характера нации. Иранская архитектура варьируется от простых структур до «некоторых из самых величественных построек, которые когда-либо видел мир».

Иранский архитектурный стиль - это сочетание интенсивности и простоты, создающее непосредственность, в то время как орнамент и, часто, тонкие пропорции вознаграждают постоянное наблюдение. Иранская архитектура использует обильную символическую геометрию, используя чистые формы, такие как круг и квадрат, а планы основаны на часто симметричных схемах с прямоугольными дворами и залами. Основными достоинствами иранской архитектуры являются: «заметное чувство формы и масштаба; структурная изобретательность, особенно в своде и куполе конструкции; гений украшения со свободой и успехом, не имеющим себе равных в любой другой архитектуре ».

Традиционная архитектура Ирана на протяжении веков подразделяется на 2 семейства и шесть следующих классов или стилей. Эти две категории - зороастрийская и исламская, которые ссылаются на эпохи доисламского и постисламского Ирана, и шесть стилей, в порядке их эпохи: парсианский, парфянский хорасани, рази, азари, исфахани. Доисламские стили основаны на 3000-4000 годах архитектурного развития различных цивилизаций Иранского плато. Пост- исламская архитектура Ирана, в свою очередь, черпает идеи из своего доисламского предшественника и имеет геометрические и повторяющиеся формы, а также поверхности, богато украшенные глазурованной плиткой. резная лепнина, узорчатая кирпичная кладка, цветочные мотивы и каллиграфия.

В дополнение к историческим воротам, дворцам, мостам, зданиям и религиозным объектам, которые подчеркивают высокоразвитое превосходство Иранское архитектурное искусство, иранские сады также являются примером иранского комического символизма и уникального стиля, сочетающего интенсивность и простоту для непосредственности формы. В настоящее время 14 иранских садов внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, причем 5 из них находятся за пределами Ирана. Традиционный стиль иранских садов должен представлять земной рай или рай на Земле. Со времен империи Ахеменидов идея земного рая распространилась через иранскую литературу на другие культуры, со словом «рай» в иранских языках авестийского, древнеперсидский и срединный, распространяющийся на языки по всему миру. Стиль и дизайн иранского сада сильно повлияли на стили садов в странах от Испании до Италии и от Греции до Индии, с некоторыми известными примерами таких садов, например, сады Альгамбры в Испании, Хумаюна. Гробница и Тадж-Махал в Индии, эллинистические сады Империи Селевкидов и Птолемеев в Александрии.

Религия в Иране

Мечеть Шах, Исфахан

Зороастризм был национальной религией Ирана более чем за тысячелетие до арабского завоевания. Он оказал огромное влияние на иранскую философию, культуру и искусство после того, как народ Ирана обратился в ислам.

Сегодня 98% из мусульман, проживающих в Иране, около 89% являются шиитами и только около 9% являются суннитами. Это совершенно противоположная тенденция процентного распределения шиитов и последователей суннитского ислама в остальной части мусульманского населения от штата к штату (в первую очередь на Ближнем Востоке) и во всем остальном мире.

Последователи веры бахаи составляют крупнейшее немусульманское меньшинство в Иране. Бахаи рассеяны по небольшим общинам в Иране, хотя, кажется, большое население бахаи проживает в Тегеране. Иранское правительство активно преследует преследование бахаи.

Последователи христианской веры составляют около 250 000 армян, около 32 000 ассирийцев и небольшое количество католиков, Англиканские и протестантские иранцы, обращенные миссионерами в более ранние века. Таким образом, христиане, проживающие в Иране, в основном являются потомками коренных христиан, обращенных в христианство в 19-20 веках. Иудаизм - официально признанная вера в Иране, и, несмотря на враждебные действия между Ираном и Израилем по палестинскому вопросу, тысячелетняя еврейская община в Иране пользуется правом свободно исповедовать свою религию, а также специальным местом в парламенте для представитель их веры. Помимо христианства и иудаизма, зороастризм - еще одна официально признанная религия в Иране, хотя последователи этой веры не имеют большого населения в Иране. Кроме того, хотя были отдельные случаи предубеждения против зороастрийцев, большинство последователей этой веры не подвергалось преследованиям за то, что они последователи этой веры.

Праздники в Иране

Персидский год начинается в весеннее равноденствие : если астрономическое весеннее равноденствие наступает до полудня, то сегодняшний день является первым днем ​​персидского года. Если равноденствие приходится на полдень, то следующий день является официальным первым днем ​​персидского года. Персидский календарь, который является официальным календарем Ирана, представляет собой солнечный календарь с отправной точкой, которая совпадает с исламским календарем. Согласно Трудовому кодексу Ирана, пятница является еженедельным днем ​​отдыха. Официальные часы работы правительства с субботы по среду (с 8:00 до 16:00).

Хотя даты некоторых праздников в Иране не точны (из-за календарной системы, которую они используют, большинство этих праздников примерно в то же время), некоторые из основных государственных праздников в Иране включают День национализации нефти (20 марта), Новруз - что иранский эквивалент Нового года (20 марта), День рождения Пророка и имама Садека (4 июня) и смерть Имама Хомейни (5 июня). Дополнительные праздники включают годовщину восстания против шаха (30 января), Ашура (11 февраля), Победу Исламской революции 1979 года (20 января), Сиздах- Бедар - общественный выходной день в конце Навруз (1 апреля) и День Исламской республики (2 апреля).

Свадебные церемонии

В типичном свадебном ритуале Ирана есть два этапа. Обычно обе фазы проходят за один день. Первый этап известен как «агд», который в основном является юридическим компонентом брака в Иране. При этом жених и невеста, а также их опекуны подписывают брачный контракт. Этот этап обычно проходит в доме невесты. После завершения этого судебного процесса начинается вторая фаза, «Яшн-е Ароози». Этот этап, который в основном представляет собой свадебный прием, на котором проводятся настоящие праздники и торжества, обычно длится от 3 до 7 дней. Церемония проходит в комнате, украшенной цветами и красиво украшенной покрывалом на полу. Этот разворот обычно передается от матери к дочери и состоит из очень красивой ткани, такой как «Termeh » (кашемир), «Atlas» (вышитый золотом атлас ) или «Абришем "(шелк).

текст Иранская свадебная церемония

На развороте размещены предметы: Зеркало (судьбы), два канделябра (представляющие жениха и невесту и их светлое будущее), поднос с семью разноцветными травами и специями (включая мак семена, дикий рис, дудник, соль, семена чернушки, черный чай и ладан). Эти травы и специи играют особую роль, начиная от разрушениязаклинаний и колдовства и заканчивая ослеплением сглаза и сжиганием злых духов. В дополнение к этим травам / специям, специальная запеченная и украшенная лепешка, корзина украшенных яиц, украшенный миндаль, грецкие орехи и фундук (в их скорлупе, символизирующей плодородие), корзина гранатов / яблок (для радостного будущего, как эти фрукты как божественными), чашку розовой воды (из особых персидских роз), которая помогает ароматизировать воздух, чашу из сахара (очевидно, чтобы подсластить жизнь молодоженов) и жаровню с горящими углями, посыпанную диким рутами (как средство от сглаза и очищения свадебного ритуала) также помещаются на разворот. Наконец, есть дополнительные предметы, которые необходимо соединить на развороте, в том числе чаша с золотыми монетами (символизирующая богатство и процветание), шарф / шаль из шелка / тонкой ткани (которые нужно держать над головой жениха и невесты в определенное время)., два сахарных рожка, растертые над головой жениха и невесты, символизирующие сладость / счастье, чашку меда (чтобы подсластить жизнь), иголку и семь нитей цветных ниток (шаль, которую держат в руках). над головой жениха и невесты пришла веревка на протяжении всей церемонии), а также копия Священной Книги пары (в других религиях требуются другие тексты); но все эти книги символизируют Божье благословение для пары. Ранний возраст вступления в брак - особенно для невест - давно задокументированный признак брака в Иране. В то время как народ Ирана пытается юридически изменить этот практику. Хотя средний возраст вступающих в брак женщин за последние пару лет увеличился примерно на пять лет, вступление в брак молодых девушек по-прежнему является обычным чертой брака в Иране, хотя в Гражданском кодексе Ирана есть статья, запрещающая вступление в брак женщин. моложе 15 лет и мужчины моложе 18 лет.

Персидские ковры

В Иране персидские ковры всегда были частью персидской культуры.

текст Античный персидский ковер Машад

Иранцы были одними из первых людей в истории, которые ткали ковры. Первоначально возникший из понятия основных чистых людей, персидский коверлся начинающийся как простое / которое помогало кочевым людям, живущим в древнем Иране, согреваться от холодной влажной земли. Со временем их покупают как предметы декора. Из-за долгой истории производства тонких шелковых и шерстяных ковров в Иране персидские ковры всемирно известны как одни из самых красивых ковров с замысловатым дизайном. В разных местах Ирана ковры кажутся одним из самых ценных вещей местного населения. В настоящее время Иран производит больше ковров и ковров, чем все другие страны мира вместе взятые.

Современная культура

Кино

За последние 10 лет иранские фильмы получили 300 международных наград. продолжаться отмечаться во всем мире. Самыми известными персидскими режиссерами являются Аббас Киаростами, Маджид Маджиди, Джафар Панахи и Асгар Фархади.

Современное искусство

Там Возрождение интереса к современным художникам и художникам из большой иранской диаспоры. Ключевые известные личности: Ширин Алиабади, Мохаммед Эхсай, Рамин Херизаде, Рокни Херизаде, Гольназ Фатхи, Монир Шахруди Фарман, Парастоу Форранти Джин.>, Фархад Мошири, Ширин Нешат, Парвиз Танаволи, Ю.З. Ками и Чарльз Хоссейн Зендероуди.

Музыка

Живопись иранских музыкантов из Хашт-Бехешта Дворец («Дворец восьми небес»), Исфахан, Иран, датируется 1669

Архитектура

Сасанидская крепость в Дербенте, Дагестан. В настоящее время внесен в список ЮНЕСКО России с 2003 года.

Кухня

Кухня Ирана считается одной из древнейших форм кухни во всем мире. Некоторые из самых популярных из них включают: нан и хамир, которые выпекаются в больших глиняных печах (также называемых «тенурами»).). В иранской кухне много блюд, приготовленных из молочных продуктов. Один из самых популярных - йогурт («мастика»), имеющий особый процесс брожения, широко используемое большинство иранцев. Кроме того, мачта используется для приготовления супа и имеет жизненно важное значение при производстве масла. Помимо этих молочных продуктов, иранская кухня предполагает множество блюд, приготовленных из риса. Некоторые популярные блюда из риса включают в себя отварной рис с различными ингредиентами, такими как мясо, овощи и приправы («плов»), включая такие блюда, как чело-хореш, шашлык с рисом, челокебаб, рис с бараниной, фрикадельки с рисом и кофте ( простой отварной рис). Кроме того, иранская кухня славится своими сладостями. Один из самых известных «пахлава» с миндалем, кардамоном и яичным желтком. В иранских сладостях используют мед, корицу, сок лайма и проросшие зерна пшеницы. Один очень популярный десертный напиток в Иране, «шербет шарбат-портгал», готовится из смеси апельсиновой цедры и апельсинового сока, сваренной в тонком сахарном сиропе и разбавленной розовой водой. Как и жители многих стран Ближнего Востока, жители Ирана предпочитают чай (без молока) или «кахве-хана».

Спорт

  • Игра в Поло возникла у иранских племен в древние времена и регулярно встречалось по всей стране до революции 1979 года, когда оно стало ассоциироваться с монархией. Только в сельской местности и незаметно. В последнее время, начиная с 2005 года, он приобретает все более высокий статус. В марте 2006 года прошел широко разрекламированный турнир, и все значимые матчи теперь транслируются по телевидению.
  • Иранский Зур Ханех

Женщины в персидской культуре

Со времен революции 1979 года иранские у женщин было больше возможностей в одних областях и больше ограничений в других. Одной из ярких форм Революции было широкое участие женщин традиционного в демонстрациях, ведущих к свержению монархии. Иранские женщины, завоевавшие доверие и получившие высшее образование в эпоху Пехлеви, участвовали в демонстрациях против шаха с целью свержения монархии. Культура образования для женщин сложилась ко времени революции, так что даже после революции женщин поступило государственная служба и в 1996 году четырнадцать женщин были избраны в Исламскую консультативную ассамблею. В 2003 году первая в Иране женщина-судья в эпоху Пехлеви, Ширин Эбади, получила Нобелевскую премию мира за свои усилия по продвижению прав человека.

Согласно всемирному исследованию ЮНЕСКО, на уровне начальной школы в Иране самое высокое соотношение женщин и мужчин в мире среди суверенных наций, при этом соотношении женщин и мужчин составляет 1,22: 1,00. К 1999 году в Иране насчитывалось 140 женщин-издателей, чего было достаточно, чтобы провести выставку книг и журналов, издаваемых женщинами. По состоянию на 2005 год 65% студентов иранских университетов и 43% наемных работников составляли женщины. и по состоянию на начало 2007 года почти 70% студентов, изучающих науку и инженерию Ирана, составляют женщины. Это привело к тому, что многие женщины-выпускницы школ и университетов были недостаточно востребованы. Это создает влияние на иранское общество и было фактором, способствующим протестам иранской молодежи.

В течение последних десятилетий иранские женщины играли важную роль в иранском научном движении, художественном движении, литературной новой волне и современном Иранское кино. Женщины составляют 60% всех студентов, изучающих естественные науки, в том числе каждый пятый аспирант.

Традиционные праздники / торжества

Следующие дни иранцы отмечают по солнечному календарю, помимо важных религиозных дней исламского и шиитского календарей, которые основаны на лунном календаре.

Традиционный культурный наследники старой Персии

князь Мухаммад-Бейк из Грузии, 1620. Художник Реза Аббаси.

Как персидский ковер, который демонстрирует многочисленные цвета и формы в Великолепное проявление теплоты и творчества, персидская культура является связующим звеном между народами Западной и Центральной Азии. Южный Кавказ и Средняя Азия «занимают важное место в исторической географии персидской цивилизации». Большая часть региона входила в состав доисламских персидских империй, и многие из его древних народов принадлежали к иранской ветви индоевропейских народов (например, мидяне и Согдийцы ) или находились в тесном культурном контакте с ними (например, армяне ). По словам иранолога Ричарда Нельсона Фрая :

Я много раз подчеркивал, что нынешние народы Центральной Азии, будь то иранцы или тюркоязычные страны, имеют одну культуру, одну религию, один набор социальных ценностей и традиций, и их разделяет только язык.

Культура Персии, таким образом, развивалась в течение нескольких тысяч лет..Но исторически, народы нынешних Ирана, Армении, Азербайджана, Турции, Узбекистана, Таджикистан, Туркменистан, Восточная Грузия и Афганистан связаны друг с другом как часть большей группы народов Большой Иран культурный и историческая сфера. Северный Кавказ также находится в сфере влияния персидской культуры, что видно по множеству сохранившихся реликвий, руин и литературных произведений из этого региона. (например, 1) (например, 2)

Вклад человечества в древнюю историю

Фигурка, держащая струнный инструмент (ранний танбур или лютня). Первая половина второго тысячелетия до нашей эры. Сузы. Хранится в Национальном музее Ирана.

От скромного кирпича до ветряной мельницы персы смешали творчество с искусством и внесли огромный вклад в мир. Ниже приводится список лишь нескольких примеров культурного вклада Великого Ирана.

  • (10000 г. до н.э.) - наиболее раннее известное приручение козла.
  • (6000 г. до н.э.) - современный кирпич. Некоторые из самых старых кирпичей, обнаруженных на сегодняшний день, являются персидскими, ок. 6000 г. до н.э.
  • (5000 г. до н.э.) - Изобретение вина. Открытие, сделанное при раскопках Пенсильванского университета в Хаджи Фируз Тепе на северо-западе Ирана.
  • (5000 г. до н.э.) - Изобретение тара (лютни), что привело к разработке гитары.
  • (3000 г. до н.э.) - Зиккурат. Сиалк зиккурат, согласно Организации культурного наследия Ирана, предшествует Уру или любому другому из 34 зиккуратов Месопотамии.
  • ( 3000 г. до н.э.) - На востоке Ирана появляется игра, напоминающая нарды.
  • (1400 г. до н.э. - 600 г. до н.э.) - зороастский рианизм : где, по мнению некоторых ученых, возник первый пророк монотеистической веры, утверждающий, что зороастризм «древнейшей из выявленных верных религий, вероятно, оказала большее влияние на человечество прямо или косвенно, чем любая другая вера».
  • (576 г. до н.э. - 529 г. до н.э.) - Цилиндр Кира : первая в мире хартия прав человека.
  • (521 г. до н.э.) - Игра в Поло.
  • (500 г. до н.э.) - Первая банковская система в мире во времена Ахеменидов, создание государственных банков для помощи фермерам во время засух, наводок и других стихийных бедствий в виде ссуд и ссуд для прощения. перезапустить свои фермы и хозяйство. Эти правительственные банки действовали в различных формах до конца Сасанидской империи, до вторжения арабов в Персию.
  • (500 г. до н.э.) - Слово «чек» имеет персидский корень в древнеперсидском языке. Использование этого документа в качестве чека использовалось со времен Ахеменидов до конца Сасанидской империи. Слово [Bonchaq, или Bonchagh] в современном персидском языке является новой версией старого авестийского и пехлевийского языка "Чек". На персидском языке это означает документ, напоминающий денежную оценку золота, серебра и собственности. По закону люди могли покупать и продавать эти документы или обменивать их.
  • (500 г. до н.э.) - старейший в мире основной продукт.
  • (500 г. до н.э.) - первая система налогообложения (согласно Империя Ахеменидов ).
  • (500 г. до н.э.) - «Царская дорога » - первый курьерский пост.
  • (500 г. до н.э.) - Источник для введения одомашненных кур в Европу.
  • (500 г. до н.э.) - Первое выращивание шпината.
  • (400 г. до н.э.) - Яхчалы, древние холодильники. (См. Рисунок выше)
  • (400 г. до н.э.) - Мороженое.
  • (250 г. до н.э.) - Первоначальные раскопки Суэцкого канала, начатые при Дарии, завершены при Птолемеях.
  • (50 г. н.э.) - Персики, плод китайского происхождения, был завезен на запад через Персию, на что указывает их латинское научное название Prunus persica, откуда (посредством французского языка) у нас есть английское слово «персик».
  • (271 г. н.э.) - Академия Гундишапура - Первая больница.
  • (700 г. н.э.) - п еченье.
  • (700 г.) - ветряная мельница.
  • (864 AD - 930 AD) - Первое систематическое использование алкоголя в медицине: Rhazes.
  • (1000 AD) - Тюльпаны были впервые выращены в средневековой Персии.
  • (1000 г. н.э.) - Появление бумаги на западе.
  • (935 г. н.э. - 1020 г. н.э.) - Фирдоуси пишет: 338>Шахнама (Книга царей), которая привела к возрождению иранской культуры и расширению иранской культурной сферы.
  • (980 г. н.э. - 1037 г. н.э.) - Авиценна, врач, пишет Канон медицины, одно из основополагающих руководств в истории современная медицина.
  • (1048 г. - 1131 г. н.э.) - Хайям, одно из величайший эрудит всех времен, представляет теорию гелиоцентричности своим коллегам. Заслуживает внимание и его вклад в создание основ алгебры.
  • (1207 г. - 1273 г.) - Руми пишет стихи, и в 1997 г. переводы были лучшими - продавцов в ближайших Штатах.
  • Алгебра и Тригонометрия : Многие иранцы непосредственно ответственны за создание алгебры, развитие медицины и химии и открытие Тригонометрия.
  • Канат, подземные акведуки.
  • Улавливатели ветра, старинные жилые кондиционеры.

См. Также

  • флаг Иранский портал
  • значок Общественный портал

Ссылки

Дополнительная литература

  • Майкл С. Хиллман. Иранская культура. 1990. ISBN 0-8191-7694-X
  • Иран: в войне с ис торией, Джон Лимберт, паб. 1987, книга социокультурных обычаев Исламской Республики Иран
  • Джордж Геваргезе Джозеф. Гребень павлина: неевропейские корни математики. Июль 2000 г. Princeton U Press.
  • Велч, S.C. (1972). Царская книга царей: Шах-наме Шаха Тахмаспа. Нью-Йорк: Музей искусств Метрополитен. ISBN 9780870990281.

ние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с культурой Ирана.

Видео

Последняя правка сделана 2021-05-16 11:14:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте