Персидские столбцы или Персеполитанские колонны - отличительная форма колонн, разработанная в ахеменидской архитектуре древней Персии, вероятно, незадолго до 500 г. до н.э. В основном они известны из Персеполя, где массивные главные колонны имеют основание, рифленую древко и двойное животное прописную букву, в большинстве случаев с быками. У дворцов Ахеменидов были огромные гипостильные залы, называемые ападана, которые поддерживались внутри несколькими рядами колонн. Тронный зал или «Зал ста колонн» в Персеполе размером 70 х 70 метров был построен Ахеменидским царем Артаксерксом I. Зал Ападана еще больше. Они часто включали трон для короля и использовались для больших церемониальных собраний; самые большие в Персеполе и Сузах могли вместить одновременно десять тысяч человек.
Ахемениды не имели большого опыта в каменной архитектуре, но могли импортировать художников и мастеров со всей своей империи для развития гибридный имперский стиль, основанный на влияниях Месопотамии, Египта и Лидии в Анатолии, а также Элама в самой Персии. Этот стиль, вероятно, был разработан в дворце Дария в Сузах, но наиболее многочисленные и полные уцелевшие сохранились в Персеполе, где сохранились несколько колонн. Имперское строительство в этом стиле внезапно прекратилось с вторжением Александра Македонского в 330 г. до н.э., когда Персеполь был сожжен.
Формы колонн и капителей в разных зданиях несколько различаются. Обычно на капителях вырезаны два сильно украшенных спина к спине животных, выступающих из колонны. Они функционируют как кронштейны для поддержки архитрава или балок крыши, в то время как плоские спины животных поддерживают балки, идущие под прямым углом (см. Реконструкцию в Лувре ниже). По своей проекции животных можно назвать протомами. бык - самое распространенное животное, но есть также львы, быки с головой человека в стиле ассирийского ламассу и грифоны с головами орлов и телами львов.
Быки и львы могут отражать символику Навруза, персидского Нового года в весеннее равноденствие, вечно сражающегося быка, олицетворяющего луну, и льва, олицетворяющего Солнце. Это был день, когда подчиненные страны вручили королю свою ежегодную дань, как изображено на рельефах лестниц в Персеполе, и было высказано предположение, что Персеполь был построен специально для празднования Навруза.
Столица намного длиннее, чем в большинстве других стилей колонн. В то время как некоторые меньшие колонны быстро перемещаются от животных к гладкой шахте внизу, самые большие и великие примеры имеют длинную промежуточную секцию с двойными спиралями вверху и, перевернутыми, внизу длинной рифленой квадратной зоны., хотя стержень колонны круглый. В верхней части круглого рифленого стержня расположены две секции с растительным рисунком: верхняя представляет собой форму «пальмовой столицы», расширяющейся по мере подъема, а нижняя предполагает опускание листьев вниз. В других капителях есть животные и два нижних элемента на основе растений, но нет промежуточной части с завитками; пример в Чикаго такого типа. Между различными элементами есть небольшие лепные украшения, отражающие греческий стиль. Рога и уши животных часто представляют собой отдельные части, вставляемые в голову квадратными заглушками. Колонны были отполированы, и, по крайней мере, капители были окрашены, в случае деревянных на штукатурке. Стиль отражает влияние многих культур, завоеванных Персидской империей, включая Египет, Вавилон и Лидию, а также Грецию, где персы имели лишь временный успех; конечный результат явно персидский.
Считается, что сохранившимся каменным колоннам предшествовали деревянные версии, и они продолжали использоваться. Переход к камню мог произойти, когда стало трудно или невозможно добыть достаточно большие деревья для самых больших зданий. Стержни колонн могут достигать 20 метров в высоту. Основание из камня даже для деревянных колонн, и иногда на нем есть надпись, говорящая, какой король построил здание. Большинство из них круглые, но ранний квадратный тип имеет две ступеньки.
Полная форма персидской колонны, кажется, использовалась только в нескольких местах за пределами Персии по всей империи в период Ахеменидов в Армении и даже левантийские колонии в Иберии. Колонны повлияли на Столбы Ашоки, воздвигнутые в Индии примерно через 80 лет после того, как Александр Великий разрушил Персидскую империю, а также другие имперские здания в архитектуре Империя Маурья. Значительно меньшая львиная столица Матхуры примерно нулевого года демонстрирует явное влияние. Их можно увидеть в рельефном украшении вокруг буддийских ступ в Гандхаре II или III века нашей эры. Этот стиль не развивался в самой Персии, но элементы продолжали появляться при более поздних династиях до прихода ислама.
С XIX века полная персеполитическая форма колонны была возрождена, первоначально Парсисом в Индии и эклектичным архитекторами в Европе, и только позже использовались в общественных зданиях в Иране при династии Пехлеви (с 1925), хотя бывший королевский дворец в саду Афиф-Абад, г. 1863 г., ориентировочно использует некоторые элементы капителей.
Реза-шах, первый пехлевит шах Ирана, разными способами поддерживал интерес к Ахеменидам, чтобы способствовать иранскому национализму и поддержать легитимность своего режима. Значительные здания в Тегеране проверялись на подлинность стиля европейскими археологами, особенно Андре Годаром, Максимом Сиру (оба также архитекторами) и Эрнст Херцфельд, которого привезли в Иран, чтобы копать, курировать и обучать студентов. К ним относятся штаб-квартира полиции и штаб-квартира Bank Melli Iran.
Хотя Исламская Республика Иран предпочитает здания, относящиеся к исламской архитектуре, миниатюрные персидские колонны поддерживают Павильон ученых, переданный в дар офису ООН в Вене в 2009 году.
Столица грифонов в Персеполе. Предположительно, балки крыши заполняли плоскую боковую поверхность.
Руины Персеполя
Руины Персеполя
Еще одна столица Ахеменидов из Персеполя.
Бычья капитель из ападаны дворца Дария в Сузах, ныне Лувр
Львиная столица в Персеполе
Фрагмент льва и основание колонны в Персеполе
База из Сузы, с надписью
Разбитая капитель человека-быка из Персеполя
Реконструкция 19 века Персеполя, Фландин и Косте
Парси Удвада Аташ Бехрам, храм огня в Удваде, Индия, 1894 год.
Банк Мелли Здание, проспект Фирдоуси, Тегеран.
Возрождение: современное Министерство иностранных дел Ирана, 1939 г.
Огни колонны, Гранд-отель Дариуш, 1999 г., Остров Киш
Павильон ученых в Вене, 2009 г.
Викискладе есть материалы, связанные с персидскими колонками. |