преследование в Лионе в 177 г. было преследованием христиан в Лугдунуме, римском Галлия (современный Лион, Франция), во время правления Марка Аврелия (161-180). Отчет об этом преследовании - это письмо, сохранившееся в Евсевия Церковная история, книга 5, глава 1. Григорий Турский описывает преследование в De Gloria martyrum.
Лугдунум был важным римским городом в Галлии. Основанный на реке Рона в 43 г. до н. Э. Луцием Мунацием Планком, он служил столицей римской провинции Галлия Лугдуненсис. Император Клавдий родился в Лугдунуме. Первая известная христианская община, основанная в Лугдунуме где-то во II веке, возглавлялась епископом по имени Потин из Малой Азии.
В первые два столетия христианской эры именно местные римские чиновники несли основную ответственность за гонения. Во втором веке цезари в значительной степени довольствовались тем, что относились к христианству как к местной проблеме и оставляли ее своим подчиненным. Вплоть до правления императора Деция (249-251) гонения были местными и спорадическими. Для римских правителей быть христианином было само по себе подрывным актом, потому что это влекло за собой отказ приносить жертвы богам Рима, включая обожествленного императора.
К 177 году многие христиане в районе Вены и Лиона были греками из Азии. До фактической вспышки насилия христианам запрещалось посещать рынок, форум, бани и появляться в любых общественных местах. Если они действительно появлялись на публике, их подвергали издевательствам, избиениям и грабежам. Были разрушены дома христиан. (Hist. Eccl., 5.1.5,7). Мучеников Лиона обвинили в «тиестийских банкетах и эдипейских половых актах», что является отсылкой к каннабализму и инцесту.
Как долго все это длилось, не указано, но в конце концов власти схватили христиан и допросили их в форум перед народом. Затем они были заключены в тюрьму до прибытия наместника.
Согласно Евсевию (Hist. Eccl., 5.4), еще пресвитер или старейшина, св. Ириней был отправлен с письмом от некоторых членов Лионской церкви, ожидающих мученической смерти, до Елевфера, епископа Рима.
Когда губернатор прибыл в Лугдунум, он снова допросил их на глазах у населения, обращаясь с ними до такой степени, что Веттиус Эпагат, христианин и человек высокого социального положения, попросил разрешения дать показания от имени обвиняемый. Эта просьба была отклонена, и вместо этого правитель арестовал Веттия Эпагата, когда он признался в том, что он христианин (5.1.9-10).
Этихристиане претерпели пытки, пока власти продолжали задерживать других. Двое из их языческих слуг были схвачены и, опасаясь пыток, ложно обвинили христиан в инцесте и каннибализме (Hist. Eccl., 5.1.12-13).
Затем последовали пытки пленных христиан различными способами. В конце концов, все были убиты, некоторые из них отреклись, но позже вернулись к вере (Hist. Eccl., 5.1.45-46).
БландинВ Лугдунуме было 48 жертв, половина из них была греческого происхождения, половина - галло-римского происхождения. Престарелый епископ Потин, первый епископ Лугдунума, был избит и подвергнут бичеванию и вскоре умер в тюрьме.
Раба Бландина подвергалась жестоким пыткам. Первоначально она была выставлена на обозрение, повешена на столбе, чтобы быть пищей для выпущенных на нее животных. Поскольку никто из зверей в то время не коснулся ее; ее снова привезли в тюрьму, а затем бросили в сеть и бросили перед быком.
Также мученической смертью в это время были Аттал, Эпиподий и Александр, Матурус, Святой Понтийский, пятнадцатилетний мальчик, и Санктус, диакон из Вены.