Dispositio - это система, используемая для организации аргументов в западной классической риторике. Слово Латинский, и может переводиться как «организация» или «организация».
Это второй из пяти канонов классической риторики (первый - inventio, а остальные - elocutio, memoria и pronuntiatio ), которые касаются составления и произнесения речей и d писать.
Первой частью любого риторического упражнения было обнаружение правильных аргументов для использования, что было сделано с помощью формализованных методов inventio. Следующая проблема, стоящая перед оратором или писателем, заключалась в том, чтобы выбрать различные аргументы и организовать их в эффективный дискурс.
Аристотель определил два основных части дискурса: изложение дела и доказательство дела. Например, в судебном споре прокурор должен сначала объявить обвинения против подсудимого и предоставить соответствующие факты; затем он должен представить доказательства, подтверждающие вину. Аристотель допускал, что на практике большая часть дискурса также требует введения и заключения.
Более поздние риторики, такие как Цицерон и Квинтилиан, еще больше усовершенствовали эту организационную схему, так что в конечном итоге она состояла из шести частей. :
Хотя такая структура может появиться. быть очень жестким (и, конечно, некоторые авторы по этому поводу были чрезмерно педантичными), на практике это была гибкая модель. Цицерон и Квинтилиан, например, побуждали писателей перестроить структуру, когда она подкрепляла их аргументы: например, если бы было известно, что противоположные аргументы сильны, было бы лучше поставить опровержение перед доказательством.
В каждой основной части могли быть использованы дополнительные тактики. Например, прокурор может резюмировать свое дело, убедительно повторяя свои основные положения, используя метод, известный как накопление. Защитник в одном и том же деле может использовать другой подход в своем суммировании.
Наконец, dispositio также рассматривался как итеративный процесс, особенно в сочетании с inventio. Сам процесс систематизации аргументов может привести к необходимости открытия и исследования новых. Оратор уточнял свои аргументы и их организацию, пока они не были должным образом изложены. Затем он перешел к тем областям, которые мы сегодня обычно ассоциируем с риторикой, - к разработке стиля и изложению аргументов.
Exordium (; означает «начало» на латинском ; от exordiri, что означает «начинать») был вступительная часть речи. Это латинский термин, а его греческий эквивалент назывался proem или prooimion.
В экзордии оратор излагает цель беседы. При этом им нужно учитывать несколько вещей:
Короче говоря, exordium был частью выступления, в котором оратор готовил аудиторию к тому, чтобы выслушать его аргументы в благоприятное настроение. «Exordium может выполнять различные функции в различных видах риторики, но во всех из них некоторые из основных тем предстоящего дискурса будут объявлены заранее».
Peroratio («перорация»), как заключительная часть речи, преследовала две основные цели в классической риторике: напомнить аудитории об основных моментах речи (recapitulatio) и повлиять на их эмоции (Effect). Роль перорации определялась греческими писателями-риториками, которые называли ее эпилогами; но чаще всего это связано с римскими ораторами, которые часто прибегали к эмоциональным призывам. Знаменитым примером была речь Марка Антония в защиту Аквиллия, во время которой Антоний разорвал тунику Аквиллия, чтобы обнажить его боевые шрамы
. век до нашей эры было обычным явлением по два или более выступающих с каждой стороны в крупных судебных делах. В таких случаях просьба сделать перорацию считалась почетным знаком.