Пер Норгард (произносится ; родился 13 июля 1932 г.) - датский композитор.
Норгард родился в Гентофте, Дания. Он учился у Вагна Холмбо в Датской Королевской Музыкальной Академии в Копенгагене, а затем у Нади Буланже в Париже. Во-первых, на него сильно повлияли нордические стили Жана Сибелиуса, Карла Нильсена и Вагна Холмбо. В 1960-х годах Норгард начал исследовать модернистские техники Центральной Европы, в конечном итоге разработав серийную композиционную систему, основанную на «бесконечной серии» (Норгард 1975), которую он использовал в своем путешествии. в «Золотой экран», «Вторую и третью симфонии», «И Цзин» и другие произведения конца 1960-х и 70-х годов (Мортенсен nd (a)). Позже он заинтересовался швейцарским художником Адольфом Вёлфли, который вдохновил Норгарда на многие работы (Anon. Nd), в том числе Четвертую симфонию, оперу Det Guddommelige Tivoli и Papalagi для гитары соло..
Норгард написал произведения во всех основных жанрах: шесть опер, два балета, восемь симфоний и другие произведения для оркестра, несколько концертов, хоровые и вокальные произведения, очень большое количество камерных произведений (среди них десять струнных квартетов.) и несколько сольных инструментальных произведений. В их числе ряд сочинений для гитары, в основном написанных для датского гитариста Эрлинга Мёлдрупа : In Memory Of... (1978), Papalagi (1981), серия сюит под названием Tales from a Hand ( 1985–2001), Раннее утро (1997–98) и Рондино Аморино (1999). Одна из его самых важных сольных перкуссионных работ - I Ching (1982) для датского перкуссиониста Герта Мортенсена. Он также написал музыку для нескольких фильмов, в том числе «Красный плащ» (1966), Пир Бабетты (1987) и «Гамлет, принц Дании» (1993).
Премьера его восьмой симфонии состоялась 19 сентября 2012 года в Хельсинкском музыкальном центре, Финляндия, в исполнении Хельсинкского филармонического оркестра под управлением Джон Сторгардс. Хейкки Вальска с финского радио охарактеризовал симфонию как «очень яркую, лиричную» и «доступную». Он был хорошо принят публикой на премьере (Анон. 2012). Позднее он был записан Венским филармоническим оркестром под управлением Сакари Орамо.
Норгард также является плодовитым писателем. Он написал множество статей, посвященных музыке не только с технической, но и с философской точки зрения.
В музыке Норгарда часто используется бесконечная серия (датский Uendelighedsrækken) для сериализации мелодии, гармонии и ритма в музыкальной композиции. Этот метод получил свое название от бесконечно самоподобной природы получаемого музыкального материала (Mortensen n.d. (b)), сравнимого с фрактальной геометрией. Математически бесконечный ряд представляет собой целочисленную последовательность. «Изобретено в попытке идеальным образом объединить повторение и вариацию» (Sloane), первые несколько членов его простейшей формы: 0, 1, -1, 2, 1, 0, -2, 3,… (последовательность A004718 в OEIS ).
Норгард открыл серию мелодичных бесконечностей в 1959 году, и они послужили источником вдохновения для многих его работ в 1960-х годах. Однако только после его «Путешествий на Золотой экран» для небольшого ансамбля (1968), который был идентифицирован как первая «правильно инструментальная пьеса спектрального состава » (Anderson 2000, 14) - и Симфония № 2 (1970), которая обеспечила структуру для всего произведения (Nørgård 1975, 9). Гармонические и ритмические серии бесконечности были разработаны в начале 1970-х, и три серии были впервые объединены в Симфонию № 3 Норгарда.