Народно-Демократическая Республика Эфиопия የኢትዮጵያ ሕዝባዊ ዲሞክራሲያዊ ሪፐብሊክ ( амхарский ) Ye-Ītyōṗṗyā Həzbāwī Dīmōkrāsīyāwī Rīpeblīk | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1987–1991 | |||||||||||
Флаг Герб | |||||||||||
Гимн: Ītyoṗya, Ītyoṗya, Ītyoṗya, qidä mī ኢትዮጵያ, ኢትዮጵያ, ኢትዮጵያ ቂዳ ሚ «Эфиопия, Эфиопия, Эфиопия будь первыми». | |||||||||||
Народно-Демократическая Республика Эфиопия в 1991 году. | |||||||||||
Столицаи самый большой город | Аддис-Абеба | ||||||||||
Официальные языки | Амхарский | ||||||||||
Религия | Государственный атеизм | ||||||||||
Правительство | Унитарная марксистско-ленинская однопартийная социалистическая республика | ||||||||||
Генеральный секретарь | |||||||||||
• 1987–1991 гг. | Менгисту Хайле Мариам | ||||||||||
Президент | |||||||||||
• 1987–1991 гг. | Менгисту Хайле Мариам | ||||||||||
• 1991 | Тесфайе Гебре Кидан | ||||||||||
премьер-министр | |||||||||||
• 1987–1989 гг. | Фикре Селассие Вогдересс | ||||||||||
• 1989–1991 | Хайлу Йимену | ||||||||||
• 1991 | Тесфайе Динка | ||||||||||
Законодательная власть | Национальный шенго | ||||||||||
Историческая эпоха | Холодная война | ||||||||||
• Конституция принята | 22 февраля 1987 г. | ||||||||||
• Падение Аддис-Абебы | 28 мая 1991 года | ||||||||||
Площадь | |||||||||||
1987 г. | 1,221,900 км 2 (471,800 квадратных миль) | ||||||||||
1990 г. | 1,221,900 км 2 (471,800 квадратных миль) | ||||||||||
численность населения | |||||||||||
• 1987 | 46 706 229 | ||||||||||
• 1990 | 51 666 622 | ||||||||||
Валюта | Эфиопский быр ( ETB ) | ||||||||||
Телефонный код | 251 | ||||||||||
Код ISO 3166 | ET | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Эритрея Эфиопия |
Народно-Демократическая Республика Эфиопия ( PDRE) ( Amharic : የኢትዮጵያ ሕዝባዊ ዲሞክራሲያዊ ሪፐብሊክ, латинизируется : Ye-Ītyōṗṗyā Həzbāwī Dīmōkrāsīyāwī Rīpeblīk) была коммунистическим государством, которое существовало в Эфиопии и Эритрее с 1987 по 1991 год.
НДРЭ была создана в феврале 1987 года как марксистско-ленинское однопартийное государство после принятия Конституции 1987 года, через три недели после утверждения на всенародном референдуме. Derg, то военная хунта, которая управляла Эфиопии в качестве временного правительства с 1974 года планируется переход в гражданское правительство и провозгласили социалистическую республику в 1984 году после пяти лет подготовки. Партии трудящихся Эфиопии (WPE) была основана в том же году в качестве авангардной партии во главе с председателем Derg Менгисту Хайле Мариам. Дерг был распущен, но продолжал править де-факто до сентября, когда новое правительство пришло к власти, через три месяца после июньских всеобщих выборов. В нем доминировали выжившие члены дерга, причем Менгисту был президентом Эфиопии и генеральным секретарем WPE.
ПРАВИТЕЛЬСТВО PDRE была высоко централизована с де - факто силовой структуры, подобной других коммунистических государств. Законодательный орган, то национальный Shengo, номинально был высшим органом государственной власти. Президент выполнял функции главы государства и правительства, обладая широкими исполнительными и законодательными полномочиями. Президент был председателем Государственного совета, который в перерывах между сессиями действовал от имени Шенго. На практике принципы демократического централизма означали, что Shengo делала не больше, чем штампы решений, уже принятых WPE и его Политбюро. Как президент и лидер партии, Менгисту был виртуальным диктатором. Он и выжившие члены Дерга доминировали в Политбюро WPE. Конституция гарантировала всевозможные личные свободы, но на практике правительство почти не обращало на них внимания.
PDRE унаследовала проблемы, разорившие Эфиопию в эпоху Дерга, включая голод 1983–1985 годов, зависимость от иностранной помощи и упадок мирового коммунистического движения. Советский Союз закончился поддержку PDRE в 1990 году, и внутренний конфликт, вызванный в эфиопской гражданской войны и Эритрейской Войны за независимость увидел авторитет WPE все более оспорена этнических ополчений и антиправительственных групп. В мае 1991 года Менгисту бежал в изгнание. Режим просуществовал всего неделю, прежде чем Революционно-демократический фронт эфиопского народа вошел в Аддис-Абебу, распустив НДРЕ и заменив ее Переходным правительством Эфиопии.
После падения имперского правления феодальная социально-экономическая структура была демонтирована посредством ряда реформ, которые также повлияли на развитие образования. К началу 1975 года правительство закрыло университет Хайле Селассие I и все старшие средние школы, а затем направило около 60 000 студентов и учителей в сельские районы для продвижения правительственной кампании «Развитие через сотрудничество». Цели кампании заключались в продвижении земельной реформы и улучшении сельскохозяйственного производства, здравоохранения и местного управления, а также в обучении крестьян новому политическому и социальному порядку.
Набор в начальную школу увеличился с 957 300 человек в 1974/75 году до почти 2 450 000 человек в 1985/86 году. Между регионами по-прежнему наблюдались различия в количестве зачисленных студентов и неравенство в зачислении мальчиков и девочек. Тем не менее, если набор мальчиков увеличился более чем вдвое, то количество девочек увеличилось более чем втрое. Однако, поскольку большинство контролируемых повстанцами регионов северной Эфиопии, а также части регионов Сомали и Оромо вышли из-под контроля правительства, большинство его требований не были восприняты как исчерпывающие.
Количество старших средних школ также почти удвоилось, в четыре раза увеличилось в Арси, Бале, Годжаме, Гондэре и Волло. Дореволюционное распределение школ показало концентрацию в городских районах нескольких административных районов. В 1974/75 году около 55 процентов старших средних школ находились в Эритрее и Шева, включая Аддис-Абебу. В 1985/86 году эта цифра упала до 40 процентов. Хотя в среднюю школу поступило значительно меньше девочек, доля женщин в школьной системе на всех уровнях и во всех регионах увеличилась с примерно 32 процентов в 1974/75 году до 39 процентов в 1985/86 году.
Среди успехов PDRE была национальная кампания по повышению грамотности. Уровень грамотности, составлявший менее 10 процентов во время имперского режима, увеличился примерно до 63 процентов к 1984 году. В 1990/91 году уровень грамотности взрослого населения чуть более 60 процентов все еще сообщался в правительстве, а также в некоторых международных отчетах. Как и в случае с данными за 1984 год, следует проявлять осторожность в отношении последних данных. Первоначально официальные лица проводили обучение грамоте на пяти языках: амхарском, оромо, тигринья, волайтта и сомали. Позже количество языков было увеличено до пятнадцати, что составляло около 93 процентов населения.
Ряд стран великодушно помогли PDRE удовлетворить его потребности в области здравоохранения. Медицинскую помощь оказывали Куба, Советский Союз и ряд стран Восточной Европы. В начале 1980 года около 300 кубинских медицинских техников, в том числе более 100 врачей, поддержали местные усилия по решению проблем общественного здравоохранения. Западная помощь для долгосрочного развития сектора здравоохранения Эфиопии была скромной, в среднем около 10 миллионов долларов США в год, что является самым низким показателем помощи на душу населения в странах Африки к югу от Сахары. Основными западными донорами были Италия и Швеция. Система ООН, возглавляемая ПРООН и включающая такие агентства, как ФАО, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ЮНИДО, ЮНФПА и ВОЗ, продолжала оказывать помощь, как и при императорском режиме. В начале 1980-х по крайней мере один представитель ПРООН, бывший министр в одной из стран Карибского бассейна, пользовался доверием, чтобы получить доступ к Менгисту, и, возможно, в некоторых случаях умерил свои эксцессы. Всемирный банк также продолжал оказывать помощь во время его правления, несомненно, признавая удивительно консервативную и осторожную фискальную дисциплину, которой пытался следовать режим.
Эфиопия так и не оправилась от предыдущего великого голода начала 1970-х годов, который стал результатом засухи, поразившей большинство стран африканского Сахеля. Голод был также вызван дисбалансом населения, которое было сосредоточено в высокогорных районах, свободных от малярии и трипаносомоза. Режимы Императора и Менгисту пытались переселить людей в низины, но режим Менгисту подвергся жесткой международной критике на том основании, что переселение было принудительным.
Цикл повторяющихся засух в этой части Восточной Африки длился приблизительно десять лет с начала 20 века, а к концу 1970-х годов стали появляться признаки усиления засухи. К началу 1980-х годов большое количество людей в центральной Эритрее, Тыграе, Вело и некоторых частях Бегемдера и Шевы начали ощущать на себе последствия возобновления голода.
Засуха, начавшаяся в 1969 году, продолжалась, поскольку засуха принесла бедствия Сахелю и прокатилась на восток через Африканский Рог. К 1973 году сопутствующий голод угрожал жизни сотен тысяч эфиопских кочевников, которые были вынуждены покинуть свои родные земли и сражаться в Сомали, Джибути, Кении и Судане в поисках спасения от голода. К концу 1973 года голод унес жизни около 300 000 крестьян Тыграя и Вело, а еще тысячи искали помощи в эфиопских городах и деревнях.
Ограниченная способность PDRE руководить развитием и реагировать на кризисы была наглядно продемонстрирована тем, что правительство полагалось на иностранную помощь голодающим в период с 1984 по 1989 год. К 1983 году вооруженный конфликт между правительством и оппозиционными движениями на севере в сочетании с засухой способствовал массовому голоду. в Эритрее, Тыграе и Вело. Между тем только засуха оказала разрушительное воздействие на еще девять регионов. Это стихийное бедствие намного превзошло засуху 1973–74 годов, которая способствовала падению императора Хайле Селассие. К началу 1985 года около 7,7 миллиона человек страдали от засухи и нехватки продовольствия. Из этого числа 2,5 миллиона находились под непосредственной угрозой голода.
Танки на улицах Аддис-Абебы после захвата столицы повстанцамиКак и в прошлом, в середине 1980-х годов международное сообщество щедро отреагировало на трагедию Эфиопии, как только стали понятны масштабы кризиса, хотя ФАО предупреждала о проблемах продовольственной безопасности в течение нескольких лет до того, как разразился голод. К концу 1984 года в страну хлынули двусторонние, многосторонние и частные пожертвования продовольствия и других предметов помощи. В 1987 году еще одна засуха угрожала 5 миллионам человек в Эритрее и Тигре. Однако на этот раз международное сообщество было лучше подготовлено к тому, чтобы вовремя доставить продовольствие в пострадавшие районы, чтобы предотвратить голод и массовые перемещения населения. Согласно исследованиям библиотеки Конгресса, «многие сторонники эфиопского режима выступали против его политики прекращения поставок продовольствия в районы повстанцев. Совокупные последствия голода и внутренней войны к тому времени привели к тому, что экономика страны находится в состоянии коллапса». Также согласно отчетам и исследованиям Хьюман Райтс Вотч, стратегия PDRE по борьбе с повстанцами вызвала голод на год раньше, чем в противном случае, и вынудила людей мигрировать в приюты для оказания помощи и лагеря беженцев. Экономическая война против крестьян привела к тому, что голод распространился на другие районы страны. Если бы голод случился только в 1984/5 году и затронул только «основные» районы Тыграя и Северного Волло (3,1 миллиона пострадавших) и вынудил бы только четверть их числа мигрировать в лагеря, число погибших было бы равным. 175 000 (при оптимистических предположениях) и 273 000 (при пессимистических предположениях). Таким образом, от 225 000 до 317 000 смертей - а это больше, чем половина смертей, вызванных голодом, - можно отнести на счет нарушений прав человека со стороны правительства.
К концу 80-х годов Советский Союз ослабил поддержку Эфиопии. В сочетании с растущей тенденцией к большей демократии в Африке это заставило WPE отказаться от своей монополии на власть в 1990 году и перейти на смешанную экономику. Этот шаг был сделан слишком поздно, чтобы спасти режим. В мае 1991 года, когда EPRDF наступали на Аддис-Абебу с севера, Менгисту бежал в изгнание в Зимбабве.
Его временно сменил вице-президент Тесфай Гебре Кидан. Однако с повстанцами, приближающимися к Аддис-Абебе со всех сторон, НДРЕ пережила еще неделю. В конце мая, когда шли мирные переговоры, Тесфайе уведомил американских чиновников, что он потерял способность поддерживать порядок и больше не может командовать остатками армии. Затем Вашингтон расчистил дорогу повстанцам для захвата столицы 28 мая.