Pengkhianatan G30S / PKI

редактировать
Фильм 1984 года режиссера Арифина К. Ноера

Pengkhianatan G30S / PKI
Lobby card, showing five main characters and the text "Penumpasan Pengkhianatan G 30 S PKI" as well as a scene from the film Постер к театральному выпуску
РежиссерАрифин С. Ноер
Произведено
Автор
В главной роли
МузыкаЭмби Си. Ноер
КинематографияХасан Басри
ОтредактировалСупанди
Продакшн. компанияPPFN
Дата выпуска
  • 1984 (1984) (Индонезия)
Продолжительность
  • 271 минута (неразрезанный)
  • 217 минут (домашнее видео)
СтранаИндонезия
Языкиндонезийский
БюджетRp. 800 миллионов

Pengkhianatan G30S / PKI (; Индонезийский за предательство G30S / PKI) - это индонезийская документальная драма 1984 года, написанная и направленная Арифином С. Ноером, продюсером Аморосо Катамси, Умар Каям и Сьюбах Аса. Изготовлено в течение двух лет с бюджетом рупий. 800 миллионов, фильм был спонсирован правительством Сухарто Новый порядок. Он основан на официальной истории Движения 30 сентября (Геракан, 30 сентября, или G30S) переворота в 1965 году, написанной Нугрохо Нотосусанто и Исмаилом. Салеха, в котором переворот был организован Коммунистической партией Индонезии (Partai Komunis Indonesia, или PKI).

В фильме показан период перед переворотом и несколько дней после него. Во время экономических потрясений шесть генералов были похищены и убиты PKI и ВВС, якобы с целью предотвратить переворот против президента Сукарно. Генерал Сухарто разрушает переворот, а затем призывает население Индонезии почтить память убитых и бороться против всех форм коммунизма. Фильм показывает руководство G30S как безжалостное и планирующее «каждый шаг до мельчайших деталей», находящее удовольствие в применении чрезмерного насилия и пытках генералов, изображения, которые были прочитаны как изображающие «врагов государства вне человеческого царства».

Pengkhianatan G30S / PKI, первый коммерческий отечественный художественный фильм о событиях 1965 года, имел коммерческий успех и имел успех у критиков. Фильм был номинирован на семь наград на Индонезийском кинофестивале 1984 года, выиграл одну и достиг рекордного числа просмотров, хотя во многих случаях фильм требовался от зрителей. Фильм использовался правительством Нового порядка в качестве средства пропаганды до его краха; Ежегодно транслировалась 30 сентября и стала обязательной для просмотра студентами. После падения Сухарто в 1998 году такое использование пленки стало менее распространенным. Хотя художественные аспекты фильма остаются хорошо воспринятыми, искаженное представление истории подвергается критике.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Сюжет
  • 3 Производство
  • 4 Темы
  • 5 Выпуск
  • 6 Использование в пропаганде
  • 7 Наследие
  • 8 Награды
  • 9 См. также
  • 10 Пояснительные примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Процитированные работы
  • 13 Внешние ссылки

Предпосылки

Pengkhianatan G30S / PKI был основан на версии переворота, одобренной Правительство Сухарто Новый порядок, в котором Движение 30 сентября (Геракан, 30 сентября, или G30S) переворот было организовано Коммунистическая партия Индонезии (Partai Komunis Indonesia, или PKI). В начале 1960-х КПИ и другие левые партии пользовались поддержкой президента Сукарно, что дало им большую политическую власть. К 1965 году PKI объявила о миллионах членов, на рост числа которых повлияли гиперинфляция и повсеместная бедность. Армия, однако, не доверяла ИПК, и на это ИПК ответила взаимностью.

Колодец, в который были сброшены тела генералов, 2013 г.

В ночь с 30 на 1 сентября Октябрь 1965 г., группа из индонезийских национальных вооруженных сил, называющих себя «Движением 30 сентября», захватила и убила шесть армейских генералов, которые, как считается, принадлежали к антиреволюционному «Совету генералов», в том числе командующий армией Ахмад Яни ; другая цель, Абдул Харис Насутион, сбежала. Тела вместе с телами других людей, захваченных G30S, были сброшены в колодец Лубанг Буая, Джакарта. Позже этим утром вооруженные силы заняли площадь Мердека в центре Джакарты. В находящемся там офисе Radio Republik Indonesia (RRI) подполковник Унтунг Сьямсури из президентской гвардии объявил, что движение захватило несколько ключевых точек в городе. в попытке предотвратить переворот Генеральным советом. Они также объявили, что президент Сукарно находится под их властью. Основное руководство движения, к которому позже присоединился президент, остановилось на базе ВВС Халим Перданакусума.

Генерал-майор Сухарто, временный лидер после смерти Яни, узнал о движении утром 1 октября. К вечеру он убедил батальон G30S на площади Мердека и тех, кто занимал здание RRI, сдаться без кровопролития. Лоялисты армии под командованием Сухарто рано утром захватили базу ВВС Халим. К тому времени руководство G30S сбежало, а Сукарно удалился в свой дворец в Богоре. В последующие годы индонезийская армия и население в целом предприняли кампанию возмездия, убивая или захватывая зарегистрированных и подозреваемых членов PKI, включая большую часть руководства G30S.

Сюжет

Фильм начинается с того, что диктор радио RRI останавливает воспроизведение и выталкивает пластинку Beatles и бросает ее в стопку продуктов западной культуры, которую позже сжигают.

Индонезия в смятении. Население живет в бедности, а богатые щеголяют своим богатством. Президент Сукарно (Умар Каям ) болен и может умереть. Между тем его политическая концепция Насаком (национализм, религия и коммунизм) способствовала взрывному росту ИПК. Партия, устроившая переворот в 1948 г., нападала и убивала людей по всей стране. Ослабленным президентом также манипулирует партия. PKI выдумал историю, основанную на поддельном документе Гилкриста, о том, что Совет генералов готовится к перевороту в случае смерти Сукарно. Айдит (Сюбах Аса), Шьям и руководство Коммунистической партии тайно планируют использовать это как предлог для собственного переворота. Рядовые члены партии принимают объяснения руководства и с помощью «дальновидных» солдат и офицеров (в основном из ВВС ) работают над тем, чтобы собрать силы партии. Они планируют похитить семерых генералов (которые, как говорят, являются членами Генерального Совета), захватить город и захватить Сукарно. Новый G30S начинает обучение. правые военнослужащие армии не подозревают о предстоящем перевороте, счастливо живя со своими семьями. К тому времени, когда они понимают, что что-то не так, уже слишком поздно.

В ночь с 30 сентября на 1 октября семь отрядов отправляются похитить генералов, связанных с Советом. Насутиону удается сбежать через стену, в то время как его attaché Пьер Тендин выбегает с оружием в руках; Тендина быстро схватывают, и когда его спрашивают, где Насутион, он признается, что он генерал. Яни, который сопротивляется, убит в своем доме; Генерал-майор М. Т. Харионо ждет похожая судьба. Главный военный прокурор Сутоё Сисвомихарджо, генерал-майор Сисвондо Парман и генерал-лейтенант Сопрапто взяты в плен. Бригадный генерал Д. И. Панджайтан идет охотно, но когда он слишком долго молится перед тем, как сесть в грузовик, его убивают. Тела и заключенных доставляют в лагерь G30S / PKI в Лубанг Буая, где выживших пытают и убивают. Затем их тела бросают в колодец. Позже тем же утром члены движения захватывают офис RRI и заставляют сотрудников читать речь Унтунга (Брам Адрианто), в которой говорится, что G30S предпринял попытку предотвратить переворот, совершенный Генеральным советом, и объявляет о создании «Революционный совет». Другие бойцы G30S / PKI идут во дворец , чтобы обезопасить президента, но обнаруживают, что он уже ушел. В Халиме президент разговаривает с лидерами G30S и заявляет, что возьмет на себя полный контроль над армией. Вскоре зачитывается еще одно выступление по радио, в котором описывается состав нового Революционного совета и объявляются изменения в армейской иерархии. Лидеры G30S начинают планировать побег из Халима, который должен быть завершен до полуночи.

Сухарто (Аморосо Катамси ), проснувшийся рано утром, отрицает заявление Унтунга, прямо заявляя, что генерального совета не существует, и делает дополнительные записи об истинной природе G30S. Поскольку существует вакуум власти с мертвым Яни, Сухарто берет на себя временный контроль над армией и начинает планировать контрнаступление со своими людьми; он, однако, не желает драться. Вместо этого он заявляет, что сделает радиообъявление, которое будет доставлено после того, как лояльные ему силы вернут офис RRI; в нем описывается ситуация, G30S описывается как контрреволюционный и говорится, что армия разберется с переворотом. Лидеры G30S бегут из Халима, а войска Сухарто отбирают авиабазу. Некоторое время спустя силы под командованием Сухарто атакуют штаб G30S / PKI. Пока солдаты, связанные с PKI, сражаются, руководство партии убегает и отделяется, планируя продолжить борьбу в подполье.

Сухарто вскоре вызывается во второстепенный дворец в Богоре, чтобы поговорить с Сукарно. Там президент сообщает, что получил заверения от маршала авиации Омара Дани, что ВВС не участвовали. Сухарто опровергает это заявление, отмечая, что движение было похоже на оружие ВВС. Встреча в конечном итоге приводит к тому, что Сухарто утверждается в качестве лидера армии, работая вместе с. В ходе расследования событий армия обнаруживает лагерь в Лубанг-Буая, в том числе тела генералов, которые обнаруживаются, когда Сухарто произносит речь, описывающую переворот и роль ИПК в нем. Генералы похоронены в другом месте, и Сухарто произносит агиографическую хвалебную речь, в которой осуждает G30S и PKI и призывает индонезийский народ продолжать борьбу павших генералов.

Производство

Pengkhianatan G30S / PKI было направлено Арифином С. Ноером, лауреатом премии Citra Award с опытом работы в театре. У него был предыдущий опыт работы в этом жанре, он снял военный фильм Серанган Фаджар (Атака рассвета; 1981), в котором подчеркивалась роль Сухарто в Национальной революции. Ноер был назначен на работу над фильмом государственной Национальной кинопроизводственной компанией (Perum Produksi Film Negara, или PPFN), которая в определенной степени контролировала производство. Профессора индонезийской культуры Кришна Сен и Дэвид Т. Хилл полагают, что творческий вклад Ноера был минимальным. Вместо этого, «по сути дела» фильм был работой продюсера, бригадного генерала, тогдашнего главы PPFN и члена президентской администрации. Однако жена Ноера Джаджанг К. Ноер настаивает на том, что он оставался независимым во время создания фильма.

Режиссером фильма был Арифин С. Ноер.

Сценарий Pengkhianatan G30S / PKI был основан на книге 1968 года военного историка Нугрохо Нотосусанто и следователя Исмаила Салеха под названием «Попытка государственного переворота Движения 30 сентября в Индонезии». В книге, призванной опровергнуть иностранные теории о перевороте, подробно описывалось «Движение 30 сентября» с точки зрения правительства. Только Нотосусанто, старший из двух авторов, был признан за его вклад. При адаптации книги Ноер прочитал большую часть доступной литературы (включая судебные документы) и опросил многочисленных очевидцев; Джаджанг в интервью 1998 года сказала, что ее муж читал не только официальную правительственную версию, но и противоречивую Cornell Paper, в которой переворот описывался как исключительно внутреннее дело армии. Во время съемок съемочная группа подчеркивала реализм, «уделяя большое внимание деталям» и использовала настоящие дома генералов.

Из-за большого количества ролей - в том числе около 100 битовых частей и более 10,000 статистов - кастинг на Pengkhianatan G30S / PKI был трудным. Ноер пытался выбрать актеров, похожих на изображенных исторических личностей; Рано Карно позже вспоминал, что он был отклонен на роль Пьера Тендина, поскольку у последнего не было родинки на лице. В конечном итоге в фильме снялись Брэм Адрианто в роли Унтунг, Аморосо Катамси в роли Сухарто, Умар Каям в роли Сукарно и Сюба Аса в роли Айдит; среди других актеров были Аде Ираван, София У.Д., Дани Марсуни и Чарли Сахетапи. Каям, в то время преподававший в Университете Гаджа Мада в Джокьякарте, не имел времени исследовать манеры Сукарно по его книгам и выступлениям; вместо этого он изобразил президента, основываясь на свидетельствах сотрудников Богорского дворца. Катамси, с другой стороны, изучил роль Сухарто по книгам и к моменту начала съемок почувствовал себя «Пак Харто, а не имитацией Пака Харто». Тем временем Сануси считал свои собственные результаты не впечатляющими.

Производство Pengkhianatan G30S / PKI, первоначально называвшееся Sejarah Orde Baru (История Нового Порядка), заняло почти два года, из которых четыре месяца были затрачены на до- Производство и полтора года на съемках. Это стоило рупий. 800 миллионов, получающих финансирование от государства. Кинематографией руководил Хасан Басри, музыку - брат Арифина Эмби К. Ноер. Монтаж выполняла Супанди. В некоторых частях фильма, особенно в последних десяти минутах, повторно использовались архивные кадры и вырезки из газет, относящиеся к событиям.

Темы

Pengkhianatan G30S / PKI изображает PKI и коммунизм как по своей сути зло, с его последователями «без искупления», в то время как руководство G30S считается хитрым и безжалостным, планирующим «каждый шаг до мельчайших деталей». Историк Кэтрин МакГрегор считает, что это подчеркнуто в фильме, где руководство G30S изображено гангстерами, сидящими на секретных встречах в облаках сигаретного дыма. Она считает, что начальная сцена, где ИПК нападает на исламскую школу, также предназначена для демонстрации «злой» природы коммунистов.

ИПК изображены как населяющие насилие, а в фильме много «выколотых глаз» женщины и разложившиеся, замученные тела ". Генералов похищают, а в некоторых случаях убивают на глазах у их семей; позже пленных генералов пытают, а коммунисты танцуют вокруг костра. Социолог Адриан Викерс предполагает, что насилие в фильме было предназначено для того, чтобы изобразить «врагов государства вне человеческого царства», подобно монстрам в фильмах ужасов. Йосеф Япи Таум из Университета Саната Дхарма отмечает, что члены левого женского движения Гервани показаны как члены «сумасшедшей» коммунистической партии, танцующие обнаженными и отрезавшие генералу пенисы.. Однако Викерс считает эти изображения неоднозначными, предполагая, что правительству Нового порядка была разрешена монополия на насилие. Макгрегор предполагает, что насилие в некогда спокойных домах показывает «разрушение» семьи. Сен отмечает, что насилие противоречит «представлению хаоса перед порядком», которое является обычным в фильмах «Новый порядок».

Выпуск

Перед коммерческим выпуском Pengkhianatan G30S / PKI был предварительно показан на высоком уровне. высокопоставленные офицеры, принимавшие участие в пресечении переворота, в том числе Сухарто и Сарво Эдхи Вибово. Этот фильм был выпущен в 1984 году и стал первым коммерческим отечественным художественным фильмом, посвященным событиям 1965 года. К концу 1984 года его посмотрели 699 282 человека в Джакарте, что является национальным рекордом, который не был побит более десяти лет. Однако не все зрители пришли по собственному желанию. Индонезийский социолог Ариэль Херьянто записал, что учащимся "необходимо платить" за просмотр фильма в школьные часы, но этот факт не отражен в последних записях. Роман популярного писателя Арсвендо Атмовилото также помог продвинуть фильм.

Влияние Двипаяны обеспечило то, что современные обзоры, особенно синопсисы, повторили позицию правительства по поводу переворота G30S. Это не означает, что все отзывы были положительными. Марселли из Kompas, например, обнаружил, что Pengkhianatan G30S / PKI был очень подробным, с обширной работой и качественной игрой, которая должна точно представлять события. Однако он чувствовал, что фильм кажется слишком длинным, и, поскольку зрители сразу же знали, кто хорошие и плохие персонажи, он превратился в «не что иное, как черно-белый портрет без каких-либо сложных проблем», который игнорировал основные проблемы, которые были вызвало движение G30S.

Сухарто, просмотрев ранний просмотр, заявил, что история не закончена, и предположил, что необходимо продолжение. Затем последовали два продолжения PPFN: Operasi Trisula (Operation Trisula; 1987) и Djakarta 1966 (Джакарта, 1966; 1988). Операси Трисула, режиссер Б.З. Кадарйоно, занималась истреблением членов G30S и PKI в Блитаре, Восточная Ява. Между тем, «Джакарта 1966» был направлен Ноером и продемонстрировал подготовку к подписанию Supersemar 11 марта 1966 г., в котором Сукарно дал Сухарто право принимать любые меры, которые он «считал необходимыми»; Каям и Катамси исполнили свои роли в последнем фильме, который получил семь наград на кинофестивале в Бандунге 1989 года.

Использование пропаганды

Фотография Сухарто, 1966 г. В сентябре 1998 года министр информации Юнус Йосфия описал фильм как попытка создать культ вокруг Сухарто (на фото 1966).

Начиная с 1984 года правительство Нового порядка использовало Pengkhianatan G30S / PKI в качестве средства пропаганды, показывая его ежегодно 30 сентября. Фильм транслировался государственной сетью ТВРИ, а затем и частными телеканалами после их основания. Его также демонстрировали в школах и государственных учреждениях; студентов выводили на открытые поля для просмотра фильма в группе. Из-за этого Сен и Хилл предполагают, что Pengkhianatan G30S / PKI является самым транслируемым и просматриваемым индонезийским фильмом всех времен. Исследование 2000 года, проведенное индонезийским журналом Tempo, показало, что 97 процентов из 1101 опрошенного студента видели фильм; 87 процентов из них видели его более одного раза.

В течение оставшейся части 1980-х и начала 1990-х годов историческая точность Pengkhianatan G30S / PKI мало обсуждалась, и фильм стал репрезентативным для канонической истории; его версия событий 1965 года была единственной, разрешенной в открытом дискурсе. Однако к середине 1990-х годов анонимные интернет-сообщества и небольшие издания начали подвергать сомнению содержание фильма; одно онлайн-сообщение, отправленное анонимно через список рассылки , спрашивало: «Если бы только небольшая часть руководства PKI и военных агентов знала о [перевороте, как в фильме], как же так получилось, что более миллиона люди были убиты, а тысячи людей, которые ничего не знали, должны были быть заключены в тюрьму, сосланы и лишены своих гражданских прав? " Херянто предполагает, что это произошло из-за непреднамеренной полифонии в фильме, в то время как Сен и Хилл полагают, что Ноер, возможно, знал о намерениях правительства вести пропаганду и, таким образом, сделал политический посыл фильма «явно противоречивым».

В сентябре 1998 года, через четыре месяца после падения Сухарто, министр информации Юнус Йосфия заявил, что фильм больше не будет обязательным для просмотра, мотивируя это тем, что это попытка манипулировать историей и создать культ с Сухарто в центре. В 2012 году компания Tempo сообщила, что Салех Басара из индонезийских ВВС (бывший начальник штаба ВВС) оказал влияние на этот указ. Журнал заявил, что Басара позвонил министру образования Джувоно Сударсоно и попросил его не показывать Pengkhianatan G30S / PKI, поскольку он наносит ущерб ВВС. Два других фильма, Янур Кунинг (Желтые кокосовые листья; 1979) и Серанган Фаджар, также были затронуты указом; Янур Кунинг изобразил Сухарто как героя исторического генерального наступления 1 марта 1949 года в Джокьякарте, в то время как Серанган Фаджар показал его как главного героя Национальной революции. Тогда высказывались предположения, что TVRI пытается дистанцироваться от бывшего президента. Это произошло в период дезактивации символов, связанных с событиями, и к началу 2000-х годов негосударственные версии переворота G30S были легко доступны в Индонезии.

Наследие

Pengkhianatan G30S / PKI оказался самым фильм неоднозначный, хотя до самой смерти в 1995 году режиссер оставался публично амбивалентным. Визуальные эффекты фильма в целом получили положительные отзывы, но его использование в целях пропаганды и исторической достоверности широко осуждалось. Индонезийский режиссер Ханунг Брамантьо похвалил стиль фильма, заявив, что кадры курящих мужчин крупным планом были «блестящими» и что временами он чувствовал, что «это не фильм. Но настоящий!» Режиссер Монти Тива также похвалил кадры фильма, сославшись на сцену, в которой дочь Панджайтана истерически плачет, когда ее отец снят как «полный драмы и использует кадр, который [он] никогда раньше не видел в индонезийском фильме».. Сен и Хилл, однако, не находят «ни одной из эстетических отличительных черт» других работ режиссера.

Хилмар Фарид, индонезийский историк, назвал фильм пропагандой, смешанной с «некоторыми [из] фантазий Нового порядка». Репортер Хендро Суброто, записавший извлечение тел генералов из Лубанг Буая, подверг критике точность фильма в 2001 году; он заявил, что на телах не было никаких следов пыток. Бывший Лекра писатель Путу Ока Суканта, тем временем, описал фильм как преуменьшение страданий членов PKI и других левых в событиях, последовавших за переворотом G30S, таким образом, став «ложью» люди". Историк Джон Руса противопоставляет изображение руководства G30S документу бригадного генерала М.А. Супарджо, в котором переворот, возглавляемый «сбитыми с толку, нерешительными и дезорганизованными» людьми, в значительной степени потерпел поражение.

В интервью 2012 года Катамси признал, что фильм был отчасти переоценен и что он был мощным способом распространения и внушения зрителям идеологии Нового порядка. Исследование Tempo показало, что это была эффективная пропаганда, побуждающая зрителей «отвергать все, что пахло PKI и коммунизмом». Хотя 30 сентября его больше не транслируют, фильм по-прежнему доступен. Издание video CD было выпущено компанией Virgo в 2001 году, а музей G30S / PKI в Лубанг Буайя предлагает регулярные просмотры в кинотеатре на территории отеля. Копии 35 мм и VHS хранятся в Sinematek Indonesia в Джакарте.

Awards

Pengkhianatan G30S / PKI получил семь номинаций на индонезийском кинофестивале 1984 года (Festival Film Indonesia, или FFI), выиграв одну премию Citra за лучший сценарий. Он был побежден в четырех категориях: лучший режиссер, лучшая операторская работа, лучшая мужская роль и лучшая музыкальная режиссура по версии Sjumandjaja Budak Nafsu. (Раб страсти), в то время как Сламет Рахардджо Понира Терпидана (Понира Осужден) стал лучшим художественным руководителем. В 1985 году на выставке FFI Pengkhianatan G30S / PKI получил премию Antemas как самый продаваемый фильм предыдущего календарного года. Киновед Томас Баркер предполагает, что награды за фильм были отчасти сочетанием интересов государства и FFI: оба были сосредоточены на продвижении единой национальной культуры.

ПремияГодКатегорияПолучательРезультат
Индонезийский кинофестиваль 1984Лучший фильм Номинация
Лучший режиссер Арифин С. НоерНоминация
Лучший сценарийАрифин С. НоерВыиграл
Лучшая операторская работаХасан БасриНоминация
Лучший исполнитель РежиссураФарраз ЭффендиНоминация
Лучшая музыкальная режиссураЭмби К. НоерНоминация
Лучшая мужская роль Аморосо КатамсиНоминирован на
1985 годФильм-бестселлерВыиграл

См. Также

  • Год опасной жизни, австралийский фильм 1982 года, созданный вокруг G30S переворот
  • Puisi Tak Terkuburkan, индонезийский фильм 2000 года о поэте, ошибочно арестованном за то, что он коммунист
  • Акт убийства (20 12) и Взгляд тишины (2014), пара документальных фильмов об убийствах коммунистов после переворота

Пояснительная записка

Литература

Цитированные работы

Внешние ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-06-01 08:05:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте