Пеле (божество)

редактировать
Пеле
Богиня вулканов и огня
Пеле Дэвида Ховарда Хичкока, ок. 1929.jpg Пеле, автор Д. Ховард Хичкок, c.1929
ОбительХалема`умау
Символогонь, вулкан
Личная информация
РодителиХаумеа.
Братья и сестрыХииака. Намака. Капо. Камохоали. Кане Милохай

В гавайской религии, Пеле (произносится ) - богиня вулканов и огня и создателя Гавайских островов. В знак уважения, которую часто называют «мадам Пеле» или «Туту Пеле», она является широко известным божеством в гавайской мифологии и примечательна своим современным присутствием и культурным влиянием как непреходящая фигура из древние Гавайи. Эпитеты богини включают Пеле-хонуа-меа («Пеле священной земли») и Ка вахине`аи хонуа («Женщина, пожирающая землю»). 65>

В разных историях говорится о богине Пеле, она родилась от женского духа по имени Хаумеа. Этот дух важен, когда мы говорим о богах Гавайев, поскольку она произошла от Папы, или Матери Земли, и Вакеи, Небесного Отца, обоих потомков высших существ. Пеле также известна как «Она, формирующая священную землю», о чем говорят в древних гавайских песнопениях.

Содержание

  • 1 Легенды
    • 1.1 Версия изгнания
    • 1.2 Версия Потопа
    • 1.3 Пеле и Полиаху
    • 1.4 Пеле, Хииака и Лохиау
  • 2 Современность
  • 3 Родственники
  • 4 Песни
  • 5 Другие данные
  • 6 В геологии
  • 7 В популярной культуре
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Легенды

Согласно легенде, Пеле живет в Халема'умау из Килауэа на Гавайях. Национальный парк вулканов

Килауэа - действующий вулкан, который находится на острове Гавайи и все еще активно изучается. Многие гавайцы верят, что Килауэа населен «семьей богов огня», одной из сестер является Пеле, которая, как полагают, управляет Килауэа и отвечает за управление потоками лавы. В гавайской мифологии с Пеле связано несколько традиционных легенд. Помимо того, что она была признана богиней вулканов, Пеле также известна своей силой, страстью, ревностью и капризностью. У нее есть многочисленные братья и сестры, в том числе Кане Милохай, Камохоали, Намака и многочисленные сестры по имени Хииака, самая известная из которых - Хииакаикаполиопеле (Hiʻiaka в лоне Пеле). Обычно их считают потомками Хаумеа. Среди братьев и сестер Пеле есть божества различных типов ветра, дождя, огня, форм океанских волн и облаков. Считается, что ее домом является огненная яма Халема'умау на вершине кальдеры Килауэа, одного из самых активных вулканов Земли, но ее владения охватывают всю вулканическую активность на Большой остров Гавайи.

Пеле имеет черты, похожие на других злых божеств, населяющих вулканы, как в случае с дьяволом Гуайота из Мифологии гуанчей в Канарских островах (Испания ), живший на вулкане Тейде и считавшийся коренными гуанчами ответственным за извержение вулкана.

Легенда рассказала, что сама Пеле путешествовала на каноэ с острова Таити на Гавайи. Говорят, что во время своих путешествий она пыталась разжечь костры на разных островах, но ее сестра Намака преследовала ее, желая положить ей конец. В конце концов, сестры подрались друг с другом, и Пеле был убит. После этого ее тело было уничтожено, но ее дух живет в Халема'умау на Килауэа. Они говорят: «Ее тело - это лава и пар, исходящий из вулкана. Она также может менять форму, появляясь в виде белой собаки, старухи или красивой молодой женщины» (2).

В дополнение к Благодаря своей роли богини огня и сильной связи с вулканами, Пеле также считается «богиней хулы». Она является важной фигурой в истории хулы из-за своей сестры Хииаки, которая считается первым человеком, танцующим хулу. В результате значимости Пеле в хуле было много танцев и песнопений хула, посвященных ей и ее семье. Хула, посвященная Пеле, часто исполняется таким образом, чтобы представить ее яркую личность и движение вулканов.

Версия изгнания

В одной из версий истории Пеле - дочь Канехоалани и Хаумеа в мистической стране Куайхелани, плавающей свободной земле, подобной Фата-Моргане. Куайхелани находился в районе Кахики (Кукулу о Кахики). Она стоит рядом с камином своей матери с дежурным Лоно-макуа. Ее старшая сестра Намака-о-Кахаи, морская богиня, опасается, что амбиции Пеле задушат родную землю и прогонят Пеле. Камохоали ведет Пеле на юг на каноэ под названием Хонуа-и-а-кеа со своей младшей сестрой Хииака и ее братьями Камохоалии, Канемилохай, Канеапуа и прибывает к островам над Гавайями. Там Кане-мило-хай оставили на Мокупапапе, просто рифе, чтобы он был пригоден для проживания человека. На Нихоа, на высоте 800 футов над уровнем океана, она покидает Кане-апуа после своего визита в Лехуа и венчания венка из кау-ноа. Пеле жалеет младшего брата и снова его забирает. Пеле использовал волшебную палочку Паао, чтобы выбрать новый дом. Группа песнопений рассказывает о преследовании Намакаокахаи, и Пеле разрывается на части. Ее кости, КайвиоПеле, образуют холм на Кахикинуи, в то время как ее дух сбежал на остров Гавайи.

версия потопа

По другой версии, Пеле происходит из земли, которая, как говорят, находится "недалеко от облака »с родителями Кане-хоа-лани и Ка-хина-лии и братьями Ка-мохо-али и Кахуила-о-ка-лани. От своего мужа Вахиелоа (также называемого Вахиалоа) у нее есть дочь Лака и сын Менехуне. Пеле-куму-хонуа соблазняет своего мужа, и Пеле отправляется на его поиски. Море льется из ее головы на землю Каналоа (возможно, остров, ныне известный как Кахо'олаве ), и ее братья говорят:

О море, великое море!. Далее море прорывается:. Вот, он разрывается на Каналоа!

Море заливает землю, затем отступает; это наводнение называется Кай а Кахинали («Море Ка-хина-лии»), поскольку связь Пеле с морем была передана от ее матери Кахинали.

Пеле и Полиаху

Пеле считается соперницей гавайской богини снега Полиаху и ее сестер Лилиной (богини мелкого дождя), Вайау (богини озера Вайау) и Кахупокане (создателя капы, чья капа делает деятельность создает гром, дождь и молнию). Все, кроме Кахупокане, проживают на Мауна-Кеа. Изготовитель капа живет на Хуалалае.

. Один из мифов гласит, что Поли'аху приехала из Мауна-Кеа со своими друзьями, чтобы принять участие в гонках на санях по травянистым холмам к югу от Хамакуа. Пеле пришел, переодевшись красивой незнакомкой, и был встречен Полиаху. Однако Пеле ревниво разгневался на богиню Мауна-Кеа. Она открыла пещеры Мауна-Кеа и бросила из них огонь в Полиаху, а снежная богиня бежала к вершине. Поли'аху наконец-то удалось схватить свою теперь горящую снежную мантию и бросить ее через гору. Землетрясения сотрясали остров, когда снежная мантия раскрывалась, пока не достигла огненных фонтанов, охлаждая и укрепляя лаву. Реки лавы были вытеснены в Мауна-Лоа и Килауэа. Более поздние сражения также привели к поражению Пеле и подтвердили превосходство снежных богинь в северной части острова и Пеле в южной части.

Пеле, Хииака и Лохиау

В одном из рассказов о мифах о Пеле она была изгнана из своего дома на Таити своей старшей сестрой Намакаокахаи за то, что она создала горячие точки и убедила остальных семья, что Пеле сожжет их всех. Затем Пеле путешествует на каноэ Хонуаякеа, чтобы найти новый дом со своим братом Камохоалии. Ее мать дала ей яйцо, чтобы она позаботилась о нем, и позже из него вылупилась девочка, которую Пеле назвал Хииака-и-ка-поли-о-пеле (Хииака в Лоно Пеле) или для краткости Хииака. Она ее любимая сестра и побудила ее подружиться с людьми Пуны. Однако, когда Хииака подружился с девушкой по имени Хопо, Пеле завидовал их дружбе. Пеле увидел во сне Лохиау, вождя Кауаи, и послал Хииаку, чтобы тот привел его к ней через сорок дней, иначе она накажет их. Когда Хииака прибывает туда, Лохиау мертва, но она взывает к силе богини волшебства Ули, чтобы оживить его. Пока Хииака находился в пути, Пеле потерял терпение и послал поток лавы в дом Хопо до того, как истекли сорок дней. Когда Хииака вернулась на Гавайи с Лохиаху, она увидела Хопо, покрытое камнем, и поняла, что за этим стоит Пеле. Хииака злобно обнял Лохиау в глазах Пеле, что еще больше разозлило ее, и также покрыл Лохиау лавой. Сестры увидели, что их гнев привел к смерти двух людей, значивших для них больше всего, поэтому Пеле извиняющимся тоном вернул Лохи'ау к жизни и позволил ему решить, кого он выберет. К несчастью для Пеле, Лохиау в конечном итоге выбрала Хииака, но дала им свое благословение, несмотря на это.

В другой версии мифа Пеле слышит барабанный бой и пение, исходящие от Кауаи, пока она спит. и путешествует туда в своей духовной форме. Она маскируется под красивую молодую женщину и таким образом встречает Лохиау. После трех дней совместной любви Пеле возвращается на Гавайи, и Лохиау умирает от разбитого сердца.

Новое время

Вера в Пеле продолжалась после того, как старая религия была официально отменена в 1819 году. Летом 1823 года английский миссионер Уильям Эллис совершил поездку по острову, чтобы определить местоположения миссионерских станций. После долгого путешествия к вулкану Килауэа с небольшим количеством еды Эллис с удовольствием ел дикие ягоды, которые он там обнаружил. Ягоды растения helo (Vaccinium reticulatum ) считаются священными для Пеле. По традиции перед употреблением ягод всегда совершались молитвы и подношения Пеле. Кратер вулкана представлял собой активное лавовое озеро, которое, как опасались местные жители, было признаком того, что Пеле не был доволен нарушением. Хотя резьба по дереву и храмы с соломенными крышами легко разрушались, вулкан был природным памятником богине.

Капи'олани бросает вызов богине вулкана Пеле

В декабре 1824 года верховная вождь Капиолани спустилась в Халема'умау после того, как прочитала христианскую молитву вместо традиционной гавайской молитвы Пеле. Как и было предсказано, она выжила, и миссионеры часто рассказывали эту историю, чтобы показать превосходство их веры. Альфред, лорд Теннисон (1809–1892) написал стихотворение об инциденте в 1892 году.

В городской легенде говорится, что сама Пеле иногда предупреждает местных жителей о надвигающихся извержениях. Говорят, что Пеле появляется в образе красивой молодой женщины или пожилой женщины с белыми волосами, иногда в сопровождении маленькой белой собаки и всегда одетой в красное muumuu. Он идет по дорогам около Килауэа., но исчезнет, ​​если прохожие остановятся, чтобы помочь ей, как в легенде Воскресение Марии или исчезающей автостопщице. Тогда прохожий обязан предупредить других, иначе он потерпит неудачу в следующем извержении. Другая легенда, Проклятие Пеле, гласит, что гнев Пеле падет на любого, кто уберет предметы с ее острова. Ежегодно туристы, ищущие прощения Пеле, по почте возвращают в Службу национальных парков многочисленные небольшие природные предметы. Считается, что Проклятие Пеле было изобретено в середине 20 века, чтобы сдерживать нападения туристов.

Когда бизнесмен Георгий Ликург управлял отелем на краю Килауэа, который назывался Дом вулкана. с 1904 по 1921 год он часто «молился» Пеле за туристов. Чиновники парка не одобряли его методы бросания предметов, таких как бутылки с джином (после того, как выпили их содержимое), в кратер.

Уильям Хайд Райс включил 11-страничное изложение легенд Пеле в свой сборник 1923 года. Гавайские легенды, перепечатка которых доступна в Интернете в разделе «Специальные публикации музея Бернис П. Бишоп ».

В 2003 году в Центре искусства вулканов Конкурс картин Пеле на замену произведению художника начала ХХ века. Ховард Хичкок выставлен в центре посетителей Гавайских вулканов. Существующий портрет того, что выглядело как белокурая кавказская богиня, подвергался критике со стороны многих коренных гавайцев. Было представлено более 140 картин, а финалисты были выставлены на площадках в парке. Победителем конкурса стал художник Артур Йонсен из Пуна. Эта версия изображает богиню в оттенках красного, с ее посохом для копания Па'оа в левой руке и эмбриональной формой ее сестры-богини Хииаки в правой руке. Картина сейчас выставлена ​​в Центре для посетителей Килауэа.

Родственники

Другими известными родственниками Пеле являются:

  • Ай-канака, друг
  • Аху-и-май 'a-pa-kanaloa, брат, имя переводится как "банановая гроздь поля Каналоа"
  • Хаумеа (мифология), мать пеле
  • Hiʻiaka или Hi'iaka-i-ka-pua -'ena-'ena, сестра, дух танца, создательница лей, целитель
  • , мать и принимает разные формы
  • Ka-maiau, бог войны, родственник Пеле и Хииаки.
  • Ка-мохо-али, бог-акула и хранитель воды жизни
  • Кане-'апуа, младший брат полубога
  • Кане-Хекили, дух гром (горбун)
  • , отец и разделение с огнем
  • Kaʻōhelo, смертная сестра
  • Капо, богиня плодородия
  • Ka-poho-i-kahi -ola, дух взрывов
  • , дух лавовых фонтанов (горбун)
  • , дух дождя и огня
  • Намака, явился как море богиня или дух воды в цикле пеле сестра Пеле
  • Та ма-эху, брат, бог саламандр и огня на Таити
  • Вахиелоа, муж, от которого она родила сыновей Лаку и Менехуне

Чантс

Лапаку ка вахине а'о Пеле и Кахики. 'Оака e ka lani noke nō. 'Eli'eli kau mai. ' Oaka e ka lani noke nō. 'Eli'eli kau mai. ' Uhī a 'uhā mai ana' o Pele. I ka lua a'o Halema'uma'u.

Пеле действует на Таити. Непрерывно сверкает в небесах. Пусть горит глубокое благоговение. Непрерывно вспыхивает в небесах. Да зажигает действительно глубокое благоговение. Грохоча, пыхтя, Пеле приближается. к кратеру в Халема'умау..

Май ка Луа а'уи хеле май ней, май Килауэа,. Ке куй 'иа маила э на вахине о ка Lua ē. 'O Puna lehua' ula i ka papa. I 'ula i ka papa ka lehua o Puna.

Я пришел из кратера, из Килауэа,. У женщин кальдеры есть нанизанные леи. Основание Пуны багровое, покрытое цветами лехуа.. Священ фонтан, покрытый цветами лехуа Пуны.

Оба пения, приведенные выше, были исполнены Эд в Халема'умау, где, как говорят, в настоящее время проживает Пеле.

Другие данные

Пеле имеет черты, похожие на других злых божеств, населяющих вулканы, как в случае с дьяволом Гуайота из Мифологии гуанчей в Канарские острова (Испания ), обитавшие на вулкане Тейде и считавшиеся коренными гуанчами ответственными за извержения вулкана.

В геологии

волосы Пеле, вулканическое стекло в прядях

Несколько явлений, связанных с вулканизмом, были названы в ее честь, в том числе волосы Пеле, слезы Пеле и Limu o Pele (водоросли Пеле). Вулкан на луне Юпитера Ио также называется Пеле.

В популярной культуре

  • Музыкант Тори Амос назвал альбом Мальчики для Пеле в ее честь. Единственный лирический отрывок из песни «Мухаммад, мой друг» дает единственную прямую связь: «Вы никогда не видели огня, пока не видели, как Пеле дует». Однако вся пластинка связана с идеями, обычно связанными с Пеле, такими как женский «огонь» или сила. Амос утверждает, что название отражает идею о мальчиках, пожираемых Пеле, или, альтернативно, как о мальчиках, поклоняющихся Пеле.
  • Саймон Винчестер в своей книге Кракатау сказал о мифе о Пеле: «Как Многие легенды, эта старая пряжа имеет свою основу на самом деле. Море атакует вулканы - вода и волны размывают свежеуложенные скалы. И именно поэтому сама Пеле перемещалась, всегда переходя к более молодым и новым вулканам, и неустанно удалялась от старые и изношенные острова северо-запада ».
  • В 2004 году американский композитор Брайан Балмэджес написал пьесу под названием« Пеле для соло-рожка и Ансамбль ветра »на по заказу профессора валторны Музыкальной школы Университета Майами Фрост. Премьера была представлена ​​Ансамблем ветра Университета Майами под руководством Гэри Грина с Джерри Пилом на Хорне.
  • Стивен Рейнеке создал музыкальную композицию под названием «Богиня огня», вдохновленную историей и жизнью Пеле.
  • В 1990-х персонаж, претендующий на звание богини Пеле, появился как злодейка в комиксе DC Comics Супербой. Позже Пеле снова появилась в комиксе Чудо-женщина, где она стремилась отомстить Чудо-женщине за убийство Кане Милохая, который в этой истории был ее отцом, от рук греческого бога Зевса.
  • Пеле появляется на Сабрине, юной ведьме в эпизоде ​​«Хороший, плохой и луау» в роли двоюродного брата Сабрины, который дает ей последний ключ к разгадке семейной тайны. Эта версия Пеле имеет юмористическую тенденцию к тому, чтобы непреднамеренно поджигать вещи.
  • В серии книг Wildefire, написанной Карстеном Найтом, Пеле - одно из многих божеств, перевоплощающихся в подростковом возрасте на протяжении веков. Эшлайн Уайлд и две ее сестры (Эвелин и Роуз) олицетворяют дух богини (Пламя, Искра и Предохранитель), которая была разделена на три части Плащом из-за (саморазрушительности) ее духа.
  • Пеле появляется в эпизоде ​​1969 Гавайи Five-0 «Большой Кахуна», в котором ее внешность подделана парой мошенников, намеревающихся напугать своего дядю и продать им его собственность.
  • Песня «Budding Trees» от Nahko and Medicine for the People отсылает к гавайской богине Пеле.
  • Она является играбельным персонажем Smite (видеоигра), представляющим весь Полинезийский пантеон.
  • Она упоминается в песне "Israel" Уиллоу Смит из ее одноименного альбома WILLOW.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с Пеле.
Последняя правка сделана 2021-06-01 07:44:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте