Мирное сосуществование (Русский : Мирное сосуществование, романизированный : Мирное сосуществование) - теория, разработанная и применяемая Советским Союзом в различные периоды холодной войны в контексте прежде всего марксистско-ленинской внешней политики и был принят союзными советскими социалистическими государствами, чтобы они могли мирно сосуществовать с капиталистическими блок (т.е. союзные США государства). Это противоречило принципу антагонистического противоречия, согласно которому социализм и капитализм никогда не могут сосуществовать в мире. Советский Союз применил его к отношениям между западным миром, особенно между Соединенными Штатами и странами НАТО и странами Варшавского договора.
Дебаты по поводу различных интерпретаций мирного сосуществования были одним из аспектов советско-китайского раскола в 1950-х и 1960-х годах. В течение 1960-х и в начале 1970-х годов Китайская Народная Республика под руководством своего основателя Мао Цзэдуна утверждала, что необходимо сохранять воинственное отношение к капиталистическим странам, и поэтому изначально отвергала Теория мирного сосуществования по сути является марксистским ревизионизмом.
Однако их решение в 1972 году установить торговые отношения с Соединенными Штатами также привело к тому, что Китай осторожно принял версию теории для отношений между собой и несоциалистическими странами. С этого момента и вплоть до начала 1980-х годов и социализма с китайскими особенностями Китай все больше расширял свою собственную концепцию мирного сосуществования, охватив все нации. Албанский правитель Энвер Ходжа (в свое время единственный верный союзник Китая) также осудил это и выступил против Китая в результате более тесных связей Китая с Западом, таких как визит Никсона в Китай в 1972 году и сегодня ходжаистские партии продолжают осуждать концепцию мирного сосуществования.
Мирное сосуществование, распространяющееся на все страны и общественные движения, связанные с интерпретацией коммунизма в СССР, быстро стало modus operandi для многих людей коммунистические партии, побуждая многих, особенно в развитом мире, отказаться от своей долгосрочной цели - заручиться поддержкой вооруженной повстанческой коммунистической революции и обменять его на более полное участие в электоральной политике.
Хрущев закрепил концепцию советской внешней политики в 1956 году на 20-м съезде Коммунистической партии Советского Союза. Эта политика возникла как соблазн уменьшить вражду между двумя сверхдержавами, особенно в свете возможности ядерной войны. Советская теория мирного сосуществования утверждала, что Соединенные Штаты и СССР и их соответствующие политические идеологии могут сосуществовать, а не сражаться друг с другом, и Хрущев пытался продемонстрировать свою приверженность мирному сосуществованию. посещая международные мирные конференции, такие как Женевский саммит, и совершая международные поездки, например, его 13-дневную поездку с туром по Соединенным Штатам в 1959 году. Всемирный совет мира, основанный в 1949 г. и в значительной степени финансировался Советским Союзом попыткой организовать движение за мир на международном уровне.
Мирное сосуществование должно было развеять опасения западных капиталистов по поводу того, что социалистический Советский Союз был движим концепцией мировой революции, которую отстаивали его основатели, Владимир Ленин и Большевики. Ленин и большевики выступали за мировую революцию посредством рабочих «внутренних революций» внутри своих стран, но они никогда не защищали ее распространение посредством внутринациональных войн, таких как вторжение войск Красной армии из соседней социалистической страны. в капиталистический.
Действительно, если не считать таких «внутренних революций» самих рабочих, Ленин говорил о «мирном сожительстве» с капиталистическими странами. Хрущев использовал этот аспект политики Ленина, чтобы доказать, что, хотя социализм в конечном итоге победит капитализм, это будет происходить не силой, а примером. Неявно это провозглашение означало конец пропаганды СССР распространения коммунистической революции через повстанческое насилие, которое некоторые коммунисты во всем мире рассматривали как предательство принципов самого революционного коммунизма.
Помимо того, что это была реакция на осознание того, что ядерная война между двумя сверхдержавами приведет к уничтожению не только социалистической системы, но и всего человечества, она также отразила СССР военно-стратегическая предрасположенность - переход от крупных и, возможно, политически наступательных военных предприятий к силам, сосредоточенным на косвенных войнах и ракетно-стратегическим силам. Хотя беспокойство по поводу этого сдвига помогло свергнуть Хрущева, его преемники не вернулись к теориям антагонистического противоречия неизбежного конфликта капиталистической и социалистической систем. Первоначально это было главной претензией Китая к теории, и по этой причине последняя с тех пор классифицирует Советский Союз как «предателя революции».
Мы, марксисты, утверждали, что мирное сосуществование между народами не предполагает сосуществования эксплуататоров и эксплуатируемых, угнетателей и угнетенных.
— Че Гевара, 11 декабря, 1964 г. Выступление в ООНОдним из самых откровенных критиков мирного сосуществования в начале 1960-х был аргентинский марксист революционер Че Гевара. Как лидер кубинского правительства во время Октябрьского ракетного кризиса, Гевара считал, что повторное вторжение США (после Залива Свиней ) будет оправданным основанием для ядерной войны.. По мнению Гевары, капиталистический блок состоял из «гиен и шакалов», которые «питались безоружными людьми».
Премьер Чжоу Эньлай из Китайская Народная Республика предложила Пять принципов мирного сосуществования в 1954 году во время переговоров с Индией по Тибету, и они были записаны в Соглашение между Китайская Народная Республика и Республика Индия о торговле и сношениях между Тибетским регионом Китая и Индией, подписанное в 1954 году Чжоу и премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру. Эти принципы были подтверждены Чжоу на Бандунгской конференции в азиатских и африканских странах, где они были включены в декларации конференции. Одним из основных последствий этой политики было то, что КНР не будет поддерживать коммунистические мятежи в Юго-Восточной Азии, особенно в Индонезии и Малайзии, и будет дистанцироваться от зарубежных китайцев в этих странах.
Однако маоистская доктрина продолжала подчеркивать выживаемость любого конфликта между империалистической и социалистической мировыми системами - китайцы продолжали отстаивать более сильную форму теории глобальной политики чем одобренный в СССР.
После смерти Мао китайцы смягчили свою линию, но никогда не поддержали взгляды своих соперников. В конце 1970-х и 1980-х годах концепция мирного сосуществования была расширена до рамок для всех суверенных наций. В 1982 году Пять принципов были вписаны в Конституцию Китайской Народной Республики, которая утверждает, что обязана ими в своих международных отношениях.
Пять принципов мирного сосуществования, продвигаемые Китаем:
Китайская концепция мирного сосуществования имеет три важных последствия. Прежде всего, в отличие от советских концепций середины 1970-х годов, китайские концепции включают поощрение глобальной свободной торговли. Во-вторых, китайская концепция мирного сосуществования делает большой упор на национальный суверенитет и территориальную целостность, и поэтому действия Соединенных Штатов по продвижению своих интересов рассматриваются в этих рамках как враждебные. Наконец, поскольку КНР не считает Тайвань суверенным государством, концепция мирного сосуществования не распространяется на Тайвань, и усилия других стран, особенно Соединенных Штатов, по вовлечению себя в отношения между КНР и Тайванем являются рассматривается как враждебные действия в этой структуре.
В последнее время эта фраза приобрела популярность за пределами использования коммунистической фразеологии и была принята более широким дипломатическим миром. Например, в своем рождественском обращении 2004 г. Папа Иоанн Павел II призвал к «мирному сосуществованию» на Ближнем Востоке.