Павел Осипович Сухой | |
---|---|
Сухой на марке Беларуси 2020 года | |
Родился | 2 июля 1895 г.. Глубокое, Виленская губерния, Российская Империя |
Умер | 15 сентября 1975 (1975-09-15) (80 лет). Москва, Советский Союз |
Национальность | Россия / Белоруссия. Советский Союз (после 1922 года) |
Род занятий | Инженер |
Карьера инженера | |
Дисциплина | Авиационная техника |
Заказчик (-ы) | ОКБ Сухого |
Павел Осипович Сухой (русский : Па́вел О́сипович Сухо́й; белорусский : Па́вел Во́сіпавіч Сухі́, Павел Восипавич Сухи; 22 июля 1895 - 15 сентября 1975) был советским авиакосмическим инженером и авиаконструктором, известным как основатель ОКБ Сухого. Сухой проектировал военные самолеты с Туполевым и Сухим в течение 50 лет и произвел много известных советских самолетов, таких как Сухой Су-7, Су-17 и Су-24. Его самолеты установили два мировых рекорда высоты (1959, 1962) и два мировых рекорда скорости (1960, 1962). Сухой был удостоен звания Героя Социалистического Труда и трижды награжден орденом Ленина.
Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 г. в Глубокое, Виленской губернии из Российской Империи, этническим белорусским родителям крестьянского происхождения. У него было пять сестер и ни одного брата. В 1900 году семья Сухого переехала в Гомель, когда его отец, Осип Андреевич Сухой, устроился учителем в школу для детей железнодорожников. С 1905 по 1914 год Сухой посещал гимназию в Гомеле, ныне Белорусский государственный университет транспорта. В 1915 году Сухой был принят в Императорское Московское техническое училище в Москве после сдачи вступительных экзаменов. Однако учеба Сухого была прервана, когда его призвали в Императорскую Российскую Армию после эскалации Первой мировой войны. Сухой прошел курс обучения прапорщика в составе артиллерии Западного фронта России. Сухой служил в русской армии, когда она развалилась после Октябрьской революции в 1917 году. Вернувшись в Москву, он обнаружил, что его университет закрыт. Вместо этого Сухой вернулся в Гомель к родителям, и ему предложили место учителя математики в городке Лунинец недалеко от Брест-Литовска. В 1919 году Сухой бежал в Гомель, когда польские войска наступали на Лунинец во время советско-польской войны, и начал преподавать в школе для детей железнодорожников, которую возглавлял его отец. Примерно в это же время Сухой заболел сыпным тифом, а затем скарлатиной, что значительно повлияло на его способность говорить, и на всю оставшуюся жизнь он заработал репутацию тихого человека.
В 1920 году Сухой был окончательно демобилизован из армии из-за проблем со здоровьем, и правительство РСФСР издало постановление о возобновлении работы учреждений высшее образование в россии. Сухой вернулся к учебе в МГТУ и закончил его в 1925 году, защитив диссертацию названия Одномоторный самолет преследования мощностью 300 л.с. под руководством пионера воздухоплавания Андрея Туполева. В марте 1925 года Сухой начал работать инженером-конструктором в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) и Московском заводе № 156 под руководством Туполева. В последующие годы Сухой спроектировал и построил самолеты, в том числе рекордные Туполев АНТ-25, а также ТБ-1 и ТБ-3 тяжелый . бомбардировщики. В 1932 году Сухой был назначен начальником конструкторского отдела ЦАГИ, а в 1938 году - начальником конструкторского отдела. Сухой также разработал многоцелевой легкий самолет Су-2, который поступил на вооружение в первые годы Восточного фронта Второй мировой войны.
В сентябре В 1939 году Сухой основал самостоятельное конструкторское бюро ОКБ Сухого (ОКБ Сухого), расположенное в Харькове. Сухого не устраивало географическое положение ОКБ, изолированное от научных центров Москвы. Сухой настаивал на переезде ОКБ на аэродром в Московской области, и к первой половине 1940 года переезд был завершен. К зиме 1942 года Сухой столкнулся с другой проблемой: поскольку у него не было собственной производственной линии, ему нечего было делать. Сухой разработал новый штурмовик , Су-6, но советский лидер Иосиф Сталин решил не запускать этот самолет в производство, отдав предпочтение Производство Ильюшин Ил-2. В послевоенные годы Сухой одним из первых советских авиаконструкторов возглавил работу над реактивным самолетом, создав несколько экспериментальных реактивных истребителей. С 1949 года Сухой попал в немилость Сталина и был вынужден вернуться к работе под началом Туполева, на этот раз заместителем главного конструктора. В 1953 году, в год смерти Сталина, Сухому было разрешено воссоздать собственное ОКБ Сухого. Сухой произвел несколько крупных серийных боевых самолетов во время холодной войны, в том числе сверхзвуковой Су-7, который стал основным советским истребителем-бомбардировщиком 1960-х годов и перехватчики Су-9 и Су-15, которые составили костяк Советских войск ПВО. Сухой также является пионером в разработке самолетов с крылом изменяемой стреловидности, таких как Су-17 и Су-24. Сухой также начал ряд проектов, которые не были разработаны, в том числе амбициозный штурмовик с двигателем Мах-3 Сухой Т-3 штурмовик. С 1958 по 1974 год Сухой был депутатом Верховного Совета СССР..
Сухой скончался 15 сентября 1975 года в санатории «Барвиха» в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Последним истребителем, созданным Сухим, был Т-10 (Су-27 ), но он не дожил до его полета.
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Павлом Сухим. |