Павел Хаас (21 июня 1899 г. - 17 октября 1944 г.) был чешским композитором, убитым во время Холокоста. Он был представителем композиторской школы Леоша Яначека, а также использовал элементы народной музыки и джаза. Хотя его результаты были небольшими, он особенно известен своими песенными циклами и струнными квартетами.
Хаас родился в Брно, в еврейскую семью. Его отец, Зикмунд, сапожник по профессии, был из Моравского края, а его мать, Ольга (урожденная Эпштейн), родилась в Одессе. После частного обучения игре на фортепиано Хаас начал свое более формальное музыкальное образование в возрасте 14 лет и изучал композицию в Брненской консерватории с 1919 по 1921 год под руководством Яна Кунча и Вилема Петржелка. Затем последовали два года обучения в мастер-классе известного чешского композитора Леоша Яначека. Яначека был далеко и далеко наиболее влиятельным учителем Haas, и Хаас, в свою очередь, оказался лучшим учеником Яначека. В 1935 году он женился на Соне Якобсон, бывшей жене русского лингвиста Романа Якобсона.
Из более чем 50 работ, написанных Хаасом в течение следующих двух десятилетий, только 18 получили номера опусов. -критический композитор. Еще работая в бизнесе своего отца, он написал музыкальные произведения всех видов, в том числе симфонические и хоровые произведения, лидер, камерную музыку и оценки за кино и театр. Его опера, Шарлатан (Шарлатан) впервые была исполнена в Брно и вызвала искреннее признание в апреле 1938 года. За эту оперу он получил премию Фонда Сметаны (разделив эту награду с Витезслава Капралова, получившая его за свою Военную симфониетту).
В 1941 году Хааса депортировали в концлагерь Терезиенштадт (Терезин). Он был одним из нескольких чешско-еврейских композиторов, в том числе Виктора Ульмана, Гидеона Кляйна и Ханса Краса. До ареста он официально развелся со своей женой Соей, чтобы она и их маленькая дочь Ольга не постигла подобная участь. В 1938 году в отчаянии он написал родственникам своей жены в Нью-Джерси, а также Фрэнку Рыбке в Нью-Йорк, бывшему ученику Яначека. Эти американцы предприняли попытку помочь Хаасу обеспечить проход, но это было сделано слишком поздно. По прибытии в Терезиенштадт он был очень подавлен, и Гидеон Кляйн уговорил его составить композицию. В лагере Хаас написал по крайней мере восемь сочинений, из которых сохранились лишь некоторые. Они включают в себя сборник «Четыре песни на китайскую поэзию для баритона и фортепиано», произведение для мужского хора под названием «Al s'fod» (его первое и единственное произведение на иврите) и «Этюд для струнного оркестра», премьера которого состоялась в Терезиенштадте под эгидой Чешский дирижер Карел Анчерл и, вероятно, самая известная работа Хааса сегодня. Оркестровые партии были найдены Анчерлем после освобождения Терезиенштадта, а партитура была реконструирована.
В 1944 году нацисты реконструировали Терезиенштадт как раз перед визитом Красного Креста, и был выпущен пропагандистский фильм Der Führer schenkt den Juden eine Stadt (Фюрер дает евреям город). Сделано директором Куртом Герроном по принуждению коменданта лагеря Карла Рама. В фильме Терезиенштадт дети поют оперу Ханса Краса, Брундибар, а Хаас поклоняется после спектакля под управлением Карел Анчерл, из его Этюда для струнных. Когда пропагандистский проект был завершен, нацисты перевели 18 000 заключенных, включая Хааса и детей, которые пели в Брундибаре, в Освенцим-Биркенау, где они были убиты в газовых камерах. По свидетельству Карела Анчерла, Хаас стоял рядом с ним после их прибытия в Освенцим. Доктор Менгеле собирался отправить Анчерла первым в газовую камеру, но ослабленный Хаас закашлялся, поэтому вместо него был вынесен смертный приговор. После войны Анчерл встретился с братом Хааса Хьюго и рассказал ему эту историю.
масштабная симфония Хааса, которую он начал перед своей депортацией в Терезиенштадт, так и осталась незавершенной, но уцелевший торс оркестровал Зденек Зухар в 1994 году. Музыка Хааса, берущая свое начало из богемских и моравских корней, иногда окрашивается ивритом мелодия.
Алекс Росс описал Хааса как «сдержанного, но красноречивого ученика Яначека» в своей истории классической музыки 20-го века «Остальное - это шум: слушая двадцатый век»..
Его брат Хьюго Хаас (1901–1968) был популярным актером в довоенное время Чехословакия.
Основные издатели: Boosey Hawkes, Bote Bock, Sádlo, Tempo
Жанр | Opus | Дата составления | Чешское название | Английское название | Подсчет очков | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Вокал | 1 | 1918–1919 | Шесть песен в лидовом тону | 6 песен в народном стиле | для сопрано и фортепиано | оркестровка 1938 |
Вокал | 2 | 1919–1920 | Tři písně | 3 песни | для сопрано и фортепиано | слова Йозефа Сватоплука Мачара |
Камерная музыка | 3 | 1920 | Смычковы квартет č. 1 | Струнный квартет № 1 до минор | для 2-х скрипок, альта и виолончели | |
Вокал | 4 | 1919 | Čínské písně | Китайские песни | для среднего голоса и фортепиано | слова Као Ши, Цуй Хао, Тху Фу |
Оркестровый | 5 | 1921 | Zesmutnělé scherzo | Scherzo triste | для оркестра | |
Вокал | 6 | 1923 | "Fata morgana" Klavírní kvintet. se sólovým zpěvákem tenorového hlasu | Fata morgana | для тенора, 2 скрипок, альта, виолончели и фортепиано | слова Рабиндраната Тагора |
Камерная музыка | 7 | 1925 | Smyčcový kvartet č. 2 "Z opičích hor" | Струнный квартет № 2 С Обезьяньих гор | для 2-х скрипок, альта, виолончели и ударных 'ad libitum' | |
Вокал | 8 | 1927 | Vyvolená | Избранный | для тенора, флейты, валторны, скрипки и фортепиано | на стихи Иржи Волкера |
Хорал | 9 | 1928–1929 | Карневаль | Карнавал | для мужского хора | слова |
Камерная музыка | 10 | 1929 | Dechový kvintet | Духовой квинтет | для флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота | |
Оркестровый | 11 | 1931 | Předehra pro rozhlas | Увертюра для радио | для небольшого оркестра и мужских голосов | слова Хьюго Хааса |
Хорал | 12 | 1932 | Žalm 29 | Псалом XXIX | для баритона, женского хора и камерного оркестра с органом | |
Музыка к фильму | – | 1933 | Život je pes | Life Is a Dog | для оркестра | музыка к фильму |
Музыка к фильму | – | 1934 | Мазличек | Маленький питомец | для оркестра | музыка к фильму |
Фортепиано | 13 | 1935 | Suita pro klavír | Сюита | для фортепиано | |
Опера | 14 | 1936 | Шарлатан | Шарлатан | для солистов, хора и оркестра | опера в 3-х действиях; либретто композитора |
Музыка к фильму | – | 1937 | Квочна | Курица-мама | для оркестра | музыка к фильму |
Фортепиано | – | 1937 | Allegro moderato | Allegro moderato | для фортепиано | |
Камерная музыка | 15 | 1937–1938 | Smyčcový kvartet č. 3 | Струнный квартет № 3 | для 2-х скрипок, альта и виолончели | |
16 | ||||||
Камерная музыка | 17 | 1939 | Suita pro hoboj a klavír | Сюита | для гобоя и фортепиано | |
Вокал | 18 | 1940 | Седьмая песня в лидовом тону | 7 песен в народном стиле | для высоких голос и фортепиано | слова Франтишека Челаковского |
Оркестровый | – | 1940–1941 | Симфония | Симфония | для оркестра | незавершенный; оркестровку завершил Зденек Зоухар |
Хорал | – | 1942 | Аль с'фод | Не плачьте | для мужского хора | слова Дэвид Шимони |
Оркестровый | – | 1943 | Studie pro smyčcový orchestr | Study | для струнного оркестра | |
Вокал | – | 1944 | Čtyři písně na slova čínské poezie
|
| для баса (или баритона) и фортепиано | стихи Вэй Цзин-у, Ван-вэй, Чан Тиу-лина, Хань И |
Вокал | – | Пришествие | для меццо-сопрано, тенора и квинтета | |||
– | Фантазия на еврейскую мелодию | |||||
Фортепиано | – | Партита в старинном стиле | для фортепиано | потерянная | ||
Вокал | – | Терезинские песни | ||||
Вокал | – | Тржи складбы | 3 пьесы | для меццо-сопрано, тенора, флейты, кларнета, 2-х скрипок, альта и клетки o | lost | |
Concertante | – | Variace pro klavír a smyčcový orchestr | Вариации | для фортепиано и струнного оркестра |
Вся музыка, написанная в концентрационных лагерях (включая Этюд для оркестра П. Хааса, 4 китайские песни и Аль-с'фод), содержится в CD-энциклопедии KZ MUSIK, созданной Франческо Лоторо (Musikstrasse Roma - Membran Hamburg), 2007
Хаас - центральный персонаж в трилогии Дэвида Гертера о Первой республике, состоящей из романов «По заросшей тропе», «Светлые глубины» и «Тот, кто исчез».
Хаас упоминается в Саймоне Мавере Стеклянная комната.