Паула Шер

редактировать
Паула Шер
Paula Scher.png Паула Шер на мероприятии докладчика «Взгляните поближе» на выставке GDMA Degree Show в 2010
Родилась(1948-10-06) 6 октября 1948 (возраст 72). Вашингтон, округ Колумбия (США)
НациональностьАмериканец
ОбразованиеШкола искусств Тайлера (BA 1970)
Известен какГрафический дизайнер, художник, автор и педагог
Супруг (а)Сеймур Чваст

Паула Шер (родился 6 октября 1948 года, Вашингтон, округ Колумбия) - американский графический дизайнер, художник и преподаватель искусств в области дизайна. Она также была первой женщиной-директором в Pentagram, куда она присоединилась в 1991 году.

Содержание

  • 1 Образование
  • 2 Жизнь и карьера
    • 2.1 CBS Records
    • 2.2 Русский конструктивизм
    • 2.3 Koppel Scher
    • 2.4 Пентаграмма
    • 2.5 Педагог
    • 2.6 Печать
    • 2.7 Телевидение
  • 3 Системы брендинга и идентичности
    • 3.1 Общественный театр
      • 3.1.1 Новое Йоркский Шекспировский фестиваль в Центральном парке
    • 3.2 Музей современного искусства
    • 3.3 Метрополитен-опера
    • 3.4 New York City Ballet
    • 3.5 Period Equity
    • 3.6 Microsoft: логотип Windows 8
  • 4 Экология графический дизайн
    • 4.1 Центр исполнительских искусств Нью-Джерси
    • 4.2 Средняя школа Achievement First Endeavour
  • 5 Картины
    • 5.1 Карты
    • 5.2 Транзит Нью-Йорка и Манхэттен
    • 5.3 Карта для печати ограниченным тиражом
  • 6 Личная жизнь
  • 7 Награды
  • 8 Книги
  • 9 Рецензии на книги
  • 10 Газетные статьи
  • 11 Примечания
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки

Образование

Шер учился в школе искусств Тайлера, в Элкинс-Парк, штат Пенсильвания и получил степень бакалавра изящных искусств в 1970 году.

Жизнь и карьера

Шер переехал в Нью-Йорк. Сити и устроилась на свою первую работу в качестве макетчика в детском книжном отделе Random House.

CBS Records

В 1972 году CBS Records наняла ее для рекламы и отдел продвижения. Через два года она покинула CBS Records, чтобы заняться более творческой деятельностью на конкурирующем лейбле Atlantic Records, где она стала арт-директором, разработав дизайн обложек своих первых альбомов. Год спустя Шер вернулся в CBS в качестве арт-директора отдела обложек. За восемь лет работы в CBS Records ей приписывают создание 150 обложек альбомов в год. Некоторые из этих знаковых дизайнов обложек альбомов - это Бостон (Бостон), Эрик Гейл (Женщина с женьшенем), Леонард Бернштейн (Пуленк Стравинский), Боб Джеймс (H), Боб Джеймс и Эрл Клу (Один на один), Роджер Дин и Дэвид Хауэллс ( The Ultimate Album Cover Album) и Жан-Пьера Рампала и Лили Ласкин («Сакура: японские мелодии для флейты и арфы»). Ее работы были отмечены четырьмя номинациями на премию Грэмми. Ей также приписывают возрождение исторических шрифтов и стилей дизайна. (HK)

Русский конструктивизм

Она покинула Atlantic Records, чтобы работать самостоятельно в 1982 году. Шер разработала типографское решение на основе ар-деко и русского конструктивизма., которая использовала устаревшие шрифты в ее работах. Русский конструктивизм послужил Шер источником вдохновения для ее типографики; она не копировала ранний конструктивистский стиль, но использовала его словарь форм в своих работах.

Koppel Scher

В 1984 году она стала соучредителем Koppel Scher вместе с дизайнером редакции и выпускником Тайлером. Терри Коппель. В течение семи лет их партнерства она производила фирменные знаки, упаковку, обложки для книг и рекламу, в том числе знаменитый плакат Swatch.

Pentagram

В 1991 году, после того как студия пострадала от рецессии и Коппел занял позицию креативного директора в журнале Esquire, Шер начал консультировать и присоединился к Pentagram в качестве партнера в нью-йоркском офисе. С тех пор она была директором нью-йоркского офиса консалтинговой компании Pentagram, где она разработала системы идентификации и брендинга, рекламные материалы, экологическую графику, дизайн упаковки и публикаций для широкого круга клиентов, включая, среди прочего, Bloomberg, Microsoft, Bausch + Lomb, Coca-Cola, Shake Shack, Музей современного искусства, Институт Сандэнс, Хай-Лайн, Джаз в Линкольн-центре, Метрополитен-опера, Нью-Йорк Сити Балет, Нью-Йоркская филармония, Центр исполнительских искусств Нью-Джерси, Мемориальный музей Холокоста США, Художественный музей Филадельфии и Департамент парков и отдыха Нью-Йорка.

Педагог

В 1992 году она стала дизайнером педагог, преподает в Школе визуальных искусств (SVA) в Нью-Йорке. Она получила более 300 наград от международных дизайнерских ассоциаций, а также ряд призов от Американского института графического дизайна (AIGA), Клуба шрифтовых директоров (Нью-Йорк), Нью-Йоркского клуба арт-директоров и Совета по дизайну упаковки. Она является избранным членом Международного графического альянса (AGI), и ее работы включены в коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства, Библиотеки Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия, Музея гештальтунга в Цюрихе и Центра Жоржа Помпиду ". Как художник она известна своими крупномасштабными картинами карт, покрытых плотными ручными надписями и информацией. Она преподавала в Школе визуальных искусств в Нью-Йорке. более двух десятилетий, наряду с должностями в Cooper Union, Йельском университете и Школе искусств Тайлера.

Print

Шер внесла свой вклад в многочисленные выпуски журнала Print. первая печатная обложка была с ее другом Стивеном Хеллером. Вместе они создали пародийный выпуск в 1985 году, генеалогическую схему графического дизайна.

Телевидение

Шер была известна в первый сезон документального сериала Netflix Аннотация: Искусство дизайна.

Системы брендинга и идентичности

Общественный театр

Файл: Paula Scher video conference.webm Воспроизведение медиа Паула Шер на конференции в Высшей школе дизайна Ла-Риоха, Логроньо

В 1994 году Шер был первым дизайнером, создавшим новую систему идентификации и рекламной графики для Public Theatre, программа, которая стала поворотным моментом в формировании идентичности в дизайне, влияющем на большую часть графического дизайна, созданного для театральной рекламы и для культурных учреждений в целом.

Основанная на задаче повышения осведомленности общественности и Посещение Общественного театра наряду с попытками обратиться к более разнообразной демографии, Шер создал графический язык, который отразил уличную типографику и сопоставление, подобное граффити. В 1995 году Шер и ее команда Pentagram создали рекламные кампании для постановки Public Theater по пьесе Сэвиона Гловера Bring in 'da Noise, Bring in' da Funk, в которой использовались деревянные гарнитуры, использованные во всей идентичности Public Theater. Шер была вдохновлена ​​«Американскими типами дерева» Роба Рэя Келли и плакатом викторианского театра, когда она создала какофонию разрозненных деревянных шрифтов, силуэтов фотографий и ярких плоских цветов для афиш и рекламных щитов театра. Шер ограничила свои цвета двумя или тремя цветами, подчеркнув название пьесы и логотип театра, окружавшие артиста чечетки, типографским бибопом. Дизайн должен был понравиться широкой аудитории от внутренних городов до внешних кварталов, особенно тех, кого не привлекал театр.

С 1993 по 2005 год Шер тесно сотрудничал с Джорджем К. Вулф, продюсер The Public, и Оскар Юстис, который присоединился к нему в качестве художественного руководителя во время пятидесятой годовщины в 2005 году, над разработкой плакатов, рекламы и отличительных знаков. В рамках юбилейной кампании айдентика была перерисована шрифтом Akzidenz Grotesk. Слово «театр» было опущено, а акцент был сделан на слове «общественный». К 2008 году стиль был еще более определен, поскольку в нем использовался шрифт под названием Knockout, созданный Hoefler Frere-Jones, который предоставлял доступные и доступные постановки.

Плакаты для общественного театра:

  • Принесите in 'da Noise, Bring in' da Funk, Афиша общественного театра / Pentagram: Paula Scher / USA, 1995
  • Bring in 'da Noise, Bring in' da Punch, Бродвейский плакат / Пентаграмма: Паула Шер / США, 1996
  • Внеси шум, верни фанк, Последний сезон / Пентаграмма: Паула Шер / США, 1997
  • Печатная реклама сезона общественного театра, отрисованная в новом Личность / Пентаграмма: Паула Шер / США, 1994
  • Плакат HIM / Пентаграмма: Паула Шер / США, 1994
  • Дива уволена / Пентаграмма: Паула Шер / США, 1994
  • Fucking A, A Contemporary Take on The Scarlet Letter, плакат / Пентаграмма: Паула Шер / США, 2002

Шекспировский фестиваль в Нью-Йорке в Центральном парке

В 1994 году Шер создал первую кампанию плаката для Шекспировский фестиваль в Нью-Йорке в Центральном парке pro постановка «Веселых жен Виндзора» и «Два джентльмена из Вероны» была заимствована из традиций старинного английского театрального стиля. Это заложило основу для новой общей идентичности и визуального языка, которые стали определять публичный театр до конца десятилетия и далее. Дизайн кампании «Шекспир в парке» был замечен по всему Нью-Йорку, включая автобусы, метро, ​​киоски и рекламные щиты.

Кампания Шера «Шекспир в парке» стала сезонной традицией в городе. С годами фирменный стиль менялся, и в 2005 и 2008 годах был изменен дизайн логотипа общественного театра. В кампании 2008 года для постановок «Гамлет» и «Волосы» использовались строгие углы 90 градусов сетки, вдохновленной Де Стейлом, узором городского пейзажа Манхэттена.. Айдентика подобна самому Нью-Йорку, она постоянно развивается.

В 2010 году Шер разработал плакат нью-йоркского Шекспировского фестиваля в Центральном парке, на котором были представлены мощные постановки «Зимняя сказка» и «Венецианский купец» с Элом в главной роли. Пачино в роли Шейлока. Рекламная кампания фестиваля Scher была сосредоточена на языке воспоминаний в обеих пьесах, выстраивая линии из каждой постановки, чтобы встретиться в объемном выражении слов и типографики. Эта кампания была удостоена награды журнала Print Regional Design Annual 2011.

Плакаты Шекспировского фестиваля в Нью-Йорке в Центральном парке:

  • Шекспировский фестиваль в Нью-Йорке в Центральном парке: Веселые жены Виндзора и два джентльмена из Вероны - первый проект Шер для общественного театра / Пентаграмма: Паула Шер / США, 1994
  • Плакат Нью-Йоркского Шекспировского фестиваля в Центральном парке: Буря, Троил и Крессида / Пентаграмма: Паула / США, 1995
  • Нью-Йорк Плакат Шекспировского фестиваля в Центральном парке: Генрих V и Тимон Афинский / Пентаграмма: Паула / США, 1996
  • Плакат Шекспировского фестиваля в Нью-Йорке в Центральном парке: О городе и Генри / Пентаграмма: Паула / США, 1997
  • Плакат Нью-Йоркского Шекспировского фестиваля в Центральном парке: Цимбелин и Торнтон Уайлдер «Кожа наших зубов» / Пентаграмма: Паула / США, 1998
  • Плакат Нью-Йоркского Шекспировского фестиваля в Центральном парке: Укрощение строптивой и Тартюф / Пентаграмма: Паула / США, 1999
  • Плакат Нью-Йоркского шекспировского фестиваля в Центральном парке : Зимняя сказка и Юлий Цезарь / Пентаграмма: Паула / США, 2000
  • Нью-Йоркский Шекспировский фестиваль в Центральном парке Плакат: Мера за меру и Чайка / Пентаграмма: Паула / США, 2001
  • Новое Йоркский Шекспировский фестиваль в Центральном парке, плакат: Генрих V / Пентаграмма: Паула / США, 2003
  • Нью-Йоркский Шекспировский фестиваль в Центральном парке Плакат: Много шума из ничего / Пентаграмма: Паула / США, 2004
  • Плакат Нью-Йоркского шекспировского фестиваля в Центральном парке: «Как вам это понравится» и «Два джентльмена из Вероны» / Пентаграмма: Паула / США, 2005
  • Плакат Нью-Йоркского шекспировского фестиваля в Центральном парке: Война / Пентаграмма: Паула / США 2006
  • Плакат Нью-Йоркского Шекспировского фестиваля в Центральном парке: Ромео и Джульетта и Сон в летнюю ночь / Пентаграмма: Паула / США, 2007
  • Плакат Нью-Йоркского Шекспировского фестиваля в Центральном парке: Гамлет и волосы / Пентаграмма: Паула / США, 2008

Музей современного искусства

Музей современного искусства (MoMA) имеет один из самых узнаваемых логотипов в музейном мире. В 1964 году логотип Franklin Gothic №2 был первоначально разработан Иваном Чермаевым. К 2004 году Мэтью Картер перерисовал новый пользовательский шрифт под названием MoMA Gothic. Хотя основная сущность MoMA - это хорошо развитый культовый музей, такие приложения, как Интернет, печать и физическая среда, не были унифицированы или перспективны, как сам музей. Чтобы постоянно нести дух учреждения, музей нанял Pentagram для разработки более мощной и интегрированной комплексной системы.

Чтобы создать новый подход, который модернизирует имидж учреждения, Паула Шер разработала полную методологию для новая система для работы в любом масштабе, от внешнего баннера до печатной рекламы в газете. Она разработала сильную сетку для равномерного размещения изображений и шрифтов. Обложка обрезается для максимального визуального воздействия, и каждый квадрант страницы или баннера выполняет определенную функцию. Конкретное изображение выбирается в качестве фокуса подписи для выставки и списка предстоящих событий, не связанных с представленным в текстовом блоке. Черно-белый логотип размещается по возможности в вертикальном положении и всегда выходит за край.

Джулия Хоффман, креативный директор MoMA по графике и рекламе, и ее внутренняя команда использовали новую систему и воплотили ее в жизнь в приложениях с больших баннеров и плакатов метро на веб-сайте.

Метрополитен-опера

Паула Шер и Джулия Хоффман разработали новый стиль для Метрополитен-опера. Генеральный директор Metropolitan Питер Гелб предложил провести ребрендинг заведения и охватить широкую аудиторию, такую ​​как молодое поколение, никогда не ступавшее в оперный зал. Айдентика была установлена ​​в Баскервилле и Авенире, а в рамках кампании была представлена ​​мадам Баттерфляй. Кампания печатной рекламы началась 20 августа 2006 г., и, по словам Томаса Мишеля, директора по маркетингу Metropolitan, это был успешный день продаж в истории организации.

New York City Ballet

Паула Шер разработала новый стиль и рекламную кампанию для New York City Ballet, одной из крупнейших и известных танцевальных трупп, основанной в 1933 году Линкольном Кирстейном и Джорджем Баланчином. В сотрудничестве с Лизой Китченберг из Pentagram и Луисом Браво из NYCB Шер разработал дизайн, который связывает наследие и местоположение компании с современной и драматической новой эстетикой. Логотип был установлен шрифтом DIN, который выглядит слегка наложенным на каждом слое. Палитра состояла из черного, белого и серебристо-серых тонов, напоминающих то, как иногда появляются здания Нью-Йорка. Он имеет смягченную прозрачность и тонкую градацию цвета, которая включает оттенки сине-черного, зеленого и черного цветов. Шер также обрезал изображения танцоров City Ballet, чтобы создать больше напряжения и драматизма. Новый стиль и графика появились на автобусной остановке, плакатах в метро, ​​в рекламе журналов и газет, в программах и на веб-сайте компании, а также в экологической графике в театре штата Нью-Йорк в Линкольн-центре, где выступает компания.

Period Equity

Паула Шер работала с младшим дизайнером Кортни Гуч над созданием фирменного стиля для Period Equity, некоммерческой организации, которая занимается обеспечением доступного и безопасного доступа к продуктам для менструального цикла в Соединенных Штатах. Она работала с соучредителями Period Equity, Дженнифер Вайс Вольф и Лорой Штраусфельд, над созданием индивидуальности. Вайс-Вольф и Штраусфельд изначально хотели назвать свою организацию «Менструальное равенство», но Шер считал Period Equity менее отталкивающим. Термин «период» более игривый, чем «менструальный», и дает больше графических вариантов. Когда организация достигает своей цели, название может быть изменено на «Собственный капитал, период». Это позволит им позже расширить свою работу за рамки менструального неравенства и заняться другими проблемами.

Шер использовал шрифт New Rail Alphabet, разработанный Маргарет Калверт, для его нейтральности. внешний вид, но заменена пунктуация с прямоугольными краями на круглые. Концепция брендинга помещает их словесный знак между двумя большими красными точками на белом фоне. Эти точки призваны отсылать к идее периодов, но они используются в чистом и модернистском стиле. Идентификация также использует копию, такую ​​как «Периоды не являются роскошью. Период». поиграть с темой. Имя достаточно серьезное для юридической работы, но также громкое и веселое, что необходимо при обсуждении темы, которая обычно подвергается стигматизации и считается неуместной для публичного обсуждения.

Microsoft: логотип Windows 8

В 2012 году Шер создал новый логотип для Windows 8, который возвращает логотип к его корням в виде окна. В логотипе преобразован их старый четырехцветный символ в более современную геометрическую форму. В начале процесса разработки Шер спросил Microsoft : «Тебя зовут Windows. Почему ты флаг?» Хотя первоначальный бренд Microsoft начинался как окно, его графика превратилась в флаг, поскольку вычислительные системы стали более мощными. Как предположил Шер, развевающийся флаг, скорее всего, был результатом комментариев о том, что простое окно выглядит слишком статичным с резкими прямыми линиями. Старый логотип был плоским и нарисован в движении, в то время как новый логотип может передавать реальное движение, предлагая размерность с помощью линий, уходящих в пространство. Это лучше сработало с брендом, так как название Windows изначально использовалось как метафора для видения на экранах.

Сам логотип основан на классическом перспективном рисунке, а не на компьютеризированной перспективе. Поперечные полосы в окне остаются одинакового размера независимо от размера логотипа, то есть его нужно перерисовывать каждый раз, когда он увеличивается в размере. Акцент на аналогии с перспективой был использован для передачи идеи о том, что продукты Microsoft - это инструменты, позволяющие людям достичь своих целей с их собственной точки зрения. Дизайн логотипа нейтрален, чтобы показать, что он может работать во многих ситуациях и для любого пользователя. Новый логотип предназначен для работы с языком дизайна Metro Windows 8.

Графический дизайн окружающей среды

Центр исполнительских искусств Нью-Джерси

В 2000 году, Паула Шер разработала дизайн интерьера для Центра исполнительских искусств Нью-Джерси. В дизайне есть слова, идущие вдоль стен, труб и балконов, отражающиеся большими буквами, которые создают радостный эффект, отображающий представление шоу в здании. Это была фирменная и экологическая графика Центра художественного образования Lucent Technologies, школы, связанной с NJPAC.

Средняя школа Achievement First Endeavour

Средняя школа For the Achievement First Endeavour в Клинтон-Хилл, Бруклин, чартерная школа для 5-8 классов, Шер разработал программу экологической графики, которая помогает школьным интерьерам стать лучшей учебной средой. Она создала яркое пространство с жирным шрифтом Роквелла и простой краской, чтобы изменить жизнь своих учеников. С помощью Rogers Marvel Architects, которые спроектировали школу как реконструкцию и расширение существующего здания. Дизайн был основан на философии обучения Endeavour и серии мотивационных слоганов, используемых его учителями. Шер расширил эти концепции до супер-графики, которая помогает определить внутренние пространства. Графика представлена ​​в виде уравнения («Образование = Выбор», «Образование = Свобода») в коридорах и цитат, бегущих по стенам спортзала и лестницы, чтобы побудить учащихся добиваться лучших результатов и создать собственную уникальную среду.

Картины

Карты

В 2006 году на выставке в галерее Maya Stendhal в Нью-Йорке Паула Шер нарисовала две карты размером 9 на 12 футов, которые напоминали лоскутные одеяла. издалека, но содержат много текстовых деталей. Она создала линии, которые представляли разделение политических союзников или границы, разделяющие врагов. Шер создал карты в виде слоев, которые ссылаются на то, что мы думаем, когда думаем о Японии, Кении или Верхнем Ист-Сайде.

Например, «Соединенные Штаты» (1999) было нарисовано блочным белым шрифтом и заполнено списком фактов, которые мы понимаем, когда думаем о городах. Африка (2003) представлена ​​в суровой черно-белой палитре, намекая на мучительное колониальное прошлое. Страна красного восходящего солнца представлена, когда мы думаем о Японии (2004).

Это была первая персональная выставка Шер как прекрасной художницы, и она продала каждую часть от 40 000 до 135 000 долларов. Владелец Майи Стендаль решил продлить выставку на четыре недели, до 21 января. Поэтому Шер решила выпустить шелкографию «Мира», содержащую крупномасштабные изображения городов, штатов и континентов, покрытые названиями мест и другой информацией.. Он полон ошибок, орфографических ошибок и визуальных намеков на стереотипы о таких местах, как Южная Америка, раскрашен яркими красками и имеет два яичника по бокам. Она создавалась не для того, чтобы быть надежной картой, но чтобы передать ощущение мест, которые опосредованы и искажены.

Шер был описан как «максималист», заявивший: «Меньше значит больше, а больше значит больше. Это середина - не лучшее место ».

Шер в настоящее время представлен галереей Брайса Волковица.

NYC Transit и Манхэттен

В 2007 году Паула Шер создала трафаретные снимки NYC Transit и Manhattan, которые были напечатаны вручную на роскошной бумаге Lana Quarelle. NYC Transit изображает остров Манхэттен как оживленное место, пересеченное системой метро, ​​состоящей из извилистых линий и станций с цветовой кодировкой. На нем также изображены знаменитые ночные районы Манхэттена.

Печатная карта ограниченного тиража

В 2008 году Майя Стендаль выпустила ограниченную печатную карту Китая и известной художницы Паулы Шер. Размер карты 48,5 х 40 дюймов, напечатана на роскошной бумаге Lanaquarelle, сделанной вручную в регионе Вогезы во Франции. Шер сотрудничал с Александром Хейнрици, чтобы передать нарисованную вручную карту, отражающую быстрый экономический рост, бурно развивающуюся промышленность, успех олимпийской заявки и статус сверхдержавы в Китае.

Личная жизнь

В январе В 1970 году Паула Шер познакомилась с Сеймуром Чвастом, когда она была в старшей школе Школы искусств Тайлера. Они познакомились во время интервью в Pushpin, организованного арт-директором по имени Харрис Льюайн, где она передала ему свое портфолио. В 1973 году она и Чваст поженились, а через пять лет развелись. Они снова поженились в 1989 году. Шер и Чваст живут и работают в Нью-Йорке.

Награды

  • Зал славы Клуба арт-директоров 1998, премия Chrysler за инновации в дизайне 2000, медаль AIGA 2001, * Национальная премия в области дизайна (Cooper Hewitt Smithsonian) 2013
  • Почетные докторские степени Школы искусств Коркоран, Института искусств Мэриленда и Колледжа искусств Мура
  • Награды за графический дизайн; Номинации на американскую книжную премию за лучший книжный дизайн и за лучший сборник письменных и графических материалов, оба в 1981 году, за «Книгу медового месяца: дань уважения последнему ритуалу сексуальной невинности».
  • Школа визуальных искусств присуждает премию Master Series Award, демонстрацию конкурса Make It Bigger
  • Награды: Ежегодный ежегодный дизайн журнала Print's Regional Design 2011 для кампании Шекспира в парке 2010, фрески с картами для кампуса Queens Metropolitan Campus, и экологическая графика для гаража на 13-17 East 54th Street.

Books

  • The Brownstone, Princeton Architectural Press, 2016. (ISBN 978-1616894283 )
  • Scher, Paula. (2002) Сделайте это больше. Нью-Йорк: Princeton Architectural Press, ISBN 1-56898-332-8
  • Scher, Paula. (2011) Maps. New York: Princeton Architectural Press, ISBN 978-1-61689-033-9

Книжные рецензии

  • Чваст, Сеймур и Шер, Паула. "Букенд". New York Times Book Review (1998): 55.
  • Шер, Паула. «Королева Хауди Дуди Дада». Печать 54.3 (2000): 61.

Газетные статьи

  • ПОЛА ШЕР (5 апреля 2007 г.). «Op-Art: Diagram of A Blog». New York Times - через ProQuest.
  • Scher, Paula (13 сентября 2009 г.). «Better Signs of Trouble». Нью-Йорк k раз. п. 18 (L).

Примечания

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-01 06:20:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте