Пауль Шульце-Наумбург (10 июня 1869 - 19 мая 1949) был немецким архитектором, художником, публицистом и политиком. Он присоединился к НСДАП в 1930 году и был важным сторонником нацистской архитектуры и ведущим критиком современной архитектуры.
Шульце-Наумбург родился в Альмрихе (ныне часть Наумбург ) в нынешней федеральной земле Саксония-Ангальт, и к 1900 году был известным художником и архитектором, впервые проявившим себя как более консервативный представитель группа художников, основавших в Мюнхене мастерские югендстиля и декоративно-прикладного искусства. Его серия книг Kulturarbeiten («Произведения культуры»), состоящая из девяти томов, опубликованных в 1900–1917 годах, была чрезвычайно популярна и сделала его главным законодателем вкусов немецкого среднего класса. К Первой мировой войне он стал главным сторонником традиционной архитектуры, основоположником движения «Около 1800» и важным голосом как в Deutscher Werkbund, так и в националистическом немецком движении за архитектуру и сохранение ландшафта.. Хорошо известным образцом его архитектуры того времени является Цецилиенхоф дворец в Потсдаме, построенный по приказу Вильгельма II для его сына, наследного принца Вильгельма в 1914–1917 гг.
5 января 1922 года Пауль Шульце-Наумбург женился в Заалеке на Маргарете Каролине Берте Дёрр (1896–1960). У них не было детей и они развелись 7 февраля 1934 года. Через пару недель Маргарет вышла замуж за рейхсминистр внутренних дел Вильгельма Фрика.
в ответ на поражение в Первой мировой войне и его собственную маргинализацию в межвоенный период. В архитектурном дискурсе статьи и книги Шульце-Наумбург стали приобретать гораздо более жесткий и менее прогрессивный характер, осуждая современное искусство и архитектуру в расовых терминах, тем самым обеспечивая большую часть теорий Адольфа Гитлера, в которых классическая Греция и средневековье были истинными источниками арийского искусства. Шульце-Наумбург написал такие книги, как Die Kunst der Deutschen. Ihr Wesen und ihre Werke («Искусство немцев. Его природа и его произведения») и Kunst und Rasse («Искусство и раса»), последнее опубликованное в 1928 году, в котором он утверждал, что только «расово чистые» художники могут создавать здоровое искусство, которое поддерживает вечные идеалы классической красоты, в то время как «смешанные» в расовом отношении современные художники продемонстрировали свою неполноценность и коррупцию, создав искаженные произведения искусства. В доказательство этого он воспроизводил образцы современного искусства рядом с фотографиями людей с уродствами и заболеваниями, наглядно усиливая идею модернизма как болезни.
Наряду с Александром фон Зенгер, Ойген Хониг, Конрад Нонн и Герман Бестельмейер, Шульце-Наумбург был членом нацистского параправительственного пропагандистского подразделения под названием Kampfbund. deutscher Architekten und Ingenieure (KDAI).
В сентябре 1944 года он был назван одним из первых художников и писателей, важных для нацистской культуры, в списке Gottbegnadeten.
Шульце-Наумбург умер в Йена в 1949 году. Его прах был помещен в мавзолей, спроектированный им в 1909 году для поэта Эрнста фон Вильденбруха на Веймарском историческом кладбище.
Schloss Фройденберг в Висбадене
Замок Хакхаузен в Золинген
Замок Бахрендорф в Зюльцетале
Гостевой дом в Кладов
Усадьба в Грабове
Загородный дом в Потсдам