Поль Дарде (4 июля 1888 г. - 29 декабря 1963 г.) был известным французским скульптором. Свою раннюю карьеру он провел в Париже, а свою дальнейшую карьеру в Сен-Морис-Навасель.
Дарде родился в Ольмет около Лодев в Эро. Его начальная школа проходила в Frères des Écoles Chrétiennes в Лодеве до 13 лет. Затем он посещал семинарию, считая его церковным призванием, но ушел только через два месяца. Его художественные таланты вскоре проявились, и он выбрал скульптуру в качестве своей любимой среды. Он был взят под крыло Макса Терона, гравера и профессора дизайна в лицее в Лодеве, который обучал его дизайну и гравировке. После военной службы в Монпелье он посещал вечерние классы в Школе изящных искусств, где выиграл несколько призов и грант на поездку в Италию. Он провел время в Венеции, Болонь, Флоренции и Риме. Он вел скромную жизнь, чтобы продлить свое пребывание. Он вернулся в Парижское изящное искусство и учился у Инжальбера и Родена, которые взяли его в свою студию, хотя он пробыл там всего три дня! Одно из его ранних произведений, «L'éternelle douleur», было выполнено в 1913 году и сегодня его можно увидеть в Музее д'Орсе. Был призван на службу (носилками) в войну 1914-1918 гг. и был ранен. Его брат погиб на той войне. Впоследствии он вернулся в Монпелье, где завершил скульптуру «Жанны д'Арк» и несколько композиций для гробниц на кладбище в Сен-Лазар. Затем он начал работу над серией военных мемориалов.
В 1920 году он был удостоен Гран-при национального искусства, а его композиция под названием «Фауна» была помещена в Музей Родена, а затем в парк Шато де Визиль. В 1925 году он выставлялся в Салоне декоративного искусства. В 1930 году он завершил работу над бюстом Макбета и статуей доисторического человека, которая была установлена у входа в Музей Эзи. В 1931 году его статуя Рене Куинтона была торжественно открыта в Шомес в Бри.
В Салоне 1931 года он показал работы «Thais aux Enfers» и «Christ aux exrages». Несмотря на эти успехи, у него было много проблем, и в 1935 году он уехал из Парижа, оставив за собой следы долгов, и в результате его финансовых проблем его работы были конфискованы, а его студия выставлена на продажу, что, как сообщается, привело его к развитию мании преследования. Он обосновался в Сен-Морис-Навасель и работал над рисунками на различные темы; Шансон де Роланд, Круазад-де-Альбигей, Данте, Макбет, Гамлет, Библия, Аттила, les hommes prehistoriques et moyenâgeux, les Mongols, Толстой и Бетховен. Возраст и плохое здоровье заставили его в конце концов вернуться в Лодев, где он умер в относительной бедности 29 декабря 1963 года. Он похоронен в Ольмете.
Военный мемориал Люмеля стоит у входа в парк Жана Гюго в Люмеле. В мемориале нет имен и есть две надписи:
Этот памятник стоит на площади Пьера Массе, рядом с мэрией. В нем перечислены имена 73 человек из Ле Буске-д'Орб, погибших в двух мировых войнах.
Это один из памятников Франции. самые известные военные мемориалы. В состав Дарде входят группа из пяти женщин и двух детей, а также тело убитого солдата. Четыре женщины стоят сзади, а пятая, возможно, вдова или мать погибшего солдата, лежит рядом с ним. Дети держат лавровые листья. Работа стоит в общественном парке, который когда-то был садом епископов Лодева, рядом со старым епископским дворцом и собором.
Дарде одевает четырех женщин в одежду, которую носят в разное время года - весна, лето, осень и зима. Он пытается показать различные социальные классы, которые понесли потери в той ужаснейшей войне; все слои общества должны были потерять близких. Двое детей добавлены, чтобы символизировать «невинность». Дарде использовал для работы камень Lens. Работы начались в 1919 году, и открытие состоялось в 1930 году.
То, что можно было бы принять за мавзолей, стоит на пьедестале. К нему ведут 11 ступенек из серого гранита. Они расположены в два пролета, ширина которых постепенно уменьшается. В задней части и по бокам мавзолея есть ложные арочные окна, но спереди есть отверстие, закрытое декоративной железной решеткой. За этой решеткой есть ниша, в которую помещена композиция Дарде. Это тело мертвого солдата, за которым наблюдает не ангел, или скорбящая жена или мать, а обнаженная женщина, которую некоторые сравнивают с артисткой цирка или кабаре. Скульптура была построена между 1924 и 1925 годами, а мемориал - в 1931 году. Скульптура всегда вызывала споры. Возможно, характер женщины - это какая-то форма протеста Дарде. На протяжении всей своей жизни он был сложным и беспокойным человеком.
В этом известняковом военном мемориале есть рельефное изображение французского солдата времен войны 1914-1918 гг. работы Дарде. Это можно описать как силуэт. Он был казнен в 1924 году. В нем перечислены имена 19 человек из Сен-Мориса-Навасель, погибших на войне.
Композиция Дарде на военном мемориале Сен-Мартен-де-Лондр включает в себя резьбу из ружья, дубовые листья и Круа де Герр. В мемориале перечислены 27 мужчин прихода, погибших на войне.
В этом военном мемориале есть прекрасная работа Дарде с изображением молодой женщины, плачущей над мертвым солдатом. Полный контраст с композицией в Клермон-л'Эро!
Он расположен у стены кладбища Сен-Мартен на авеню Фабр-д'Эглантин. Необычность композиции Дарде состоит в том, что в ней изображено тело мертвого солдата, а солдат находится в стоячем положении! У его ног побежденный немецкий имперский орел.
Мемориал, воздвигнутый в 1924 году, представляет собой обелиск, установленный на постаменте. Постамент сделан из гранита, а обелиск вырезан из камня Линзы. Статуя солдата стоит перед обелиском.
Дарде вырезал крест для этой гробницы на кладбище Сен-Морис-Навасель.
Это произведение 1913 года с изображением плачущей женщины находится на кладбище Монпелье на авеню Сен-Лазар. Считается, что это первая комиссия Дарде.
В этом музее есть постоянная коллекция работ Поля Дарде. Снаружи музея находится копия знаменитой статуи неандертальца, созданной Полем Дарде в 1930 году, известной как «L'homme de Cro-Magnon», хотя Дарде называл ее «L'homme primitif».
Эта работа находится в Les Eyzies-de-Tayac-Sireuil в Дордонь, модель под названием Homo sapiens neanderthalensis находится в Лодеве (Эро, Франция) в Галле Дарде.
Эта работа, вырезанная из камня Эвилля и выполненная в 1920 году, стоит в саду Музея Роден.