Страсти (Бах)

редактировать
Страсти Иоганна Себастьяна Баха

Как Томаскантор Иоганн Себастьян Бах предоставил страстную музыку для службы Страстной пятницы в Лейпциге. Сохранившиеся Страсти по Матфею и Страсти по Иоанну - это оратории Страстей, написанные Бахом.

Содержание
  • 1 Страсти, сочиненные и / или поставленные Бахом
    • 1,1 Страсти по Иоанну
    • 1,2 Страсти по Матфею
    • 1,3 Страсти по Луке
    • 1,4 Страсти по Марку
    • 1.5 Другие страсти
      • 1.5.1 Веймарские страсти
      • 1.5.2 Иисус Христос ist um unsrer Missetat willen verwundet
      • 1.5.3 Erbauliche Gedanken auf den Grünen Donnerstag und Charfreitag über den Leidenden Jesum
      • 1.5.4 Wer ist der, so von Edom kömmt
      • 1.5.5 Stölzel's Ein Lämmlein geht und trägt die Schuld
      • 1.5.6 Оратории-страсти (или кантаты-страсти) Грауна
      • 1.5.7 Оратории-страсти Телемана
      • 1.5.8 Оратория страсти Генделя
  • 2 Службы Страстной пятницы в Лейпциге
    • 2.1 Структура
    • 2.2 Хронология
  • 3 Источники
  • 4 Источники
  • 5 Внешние ссылки
Страсти, сочиненные и / или поставленные Бахом

Согласно его «Некролог », некрологу 1754 , написанному Иоганном Фридрихом Агриколой и сыном композитора Карлом Филиппом Эмануэлем, Бах писал «пять страстей, из которых одна по душе. бледный хор ". Двойной хор легко идентифицировать как Страсти по Матфею. Страсти по Иоанну - единственное сохранившееся произведение, написанное Бахом. либретто из Страстей по Марку было опубликовано во времена Баха, что позволяет реконструировать пьесы, которые, как известно, пародировал для его композиции, в то время как дошедшие до нас Страсти по Луке, вероятно, содержат мало или совсем не содержат музыки Баха. Какие сочинения Баха, помимо известных, могли иметь в виду в некрологе, остается неясным.

Страсти по Иоанну короче и имеют более простую оркестровку, чем Страсти по Матфею. Страсти по Иоанну были описаны как более реалистичные, более быстрые и мучительные, чем страсти по Матфею, размышляющие и смирившиеся.

Страсти по Иоанну

Страсти по Иоанну, BWV 245 - первая страсть Баха, сочиненная во время его пребывания на посту Томаскантора в Лейпциге, которое началось после пасхального сезона 1723 года. Помимо немецкого перевода частей Евангелия от Иоанна и нескольких Лютеранский хорал, он использовал текст Страстей по Броксу для своих арий. Страсти исполнялись в Страстную пятницу 1724, 1725, 1732 и 1749 годов.

Страсти по Матфею

Двойной хор Страсти по Матфею, BWV 244 был составлен на либретто Пикандера. на Страстную пятницу 1727 и / или 1729 года. После пересмотра Страсти были совершены снова в 1736 и 1742 годах.

Страсти по Луке

Баховская копия анонимных Страстей по Луке, BWV 246, был опубликован в Bach Gesellschaft Полном собрании сочинений (vol. Xlv / 2), но рассматривается как подделка, за возможным исключением введения ко второй половине.

Страсти по Марку

Бах написал Страсти по Марку, BWV 247 для 1731 года. Когда-то считалось, что либретто Пикандера для Страстей было уничтожено в бомбардировка Дрездена во время Второй мировой войны, но восстановленная копия, кажется, показывает, что произведение было пародией на музыку из так называемой Trauer-Ode, Laß, Fürstin, laß noch einen Strahl, BWV 198, и что некоторые хоры использовались также в Рождественской оратории. Есть несколько реконструкций Страстей.

Другие страсти

В своей 1802-й биографии Баха Иоганн Николаус Форкель повторяет то, что в «Некрологе» относительно количества страстей, составленных Бах. В своей биографии Баха 1850 года Карл Л. Хильгенфельдт пытается идентифицировать все пять страстей, упомянутых в «Некрологе» и у Форкеля. После упоминания святого Матфея, святого Иоанна, святого Луки и либретто Пикандера о потерянном святом Марке, Хильгенфельдт упоминает, что Страсти Бах сочинили бы в 1717 году, в последний год, когда Бах работал в Веймаре.

Таким образом, «пятая» страсть, возможно, относится к страстной музыке, которую Бах сочинил до своего пребывания на посту Томаскантора в Лейпциге, части которой, возможно, были восстановлены в его сохранившихся страстях. Это может также относиться к одной из ораторий Страстей pasticcios, в которой участвовал Бах, и / или к постановке Пикандера Erbauliche Gedanken auf den Grünen Donnerstag und Charfreitag über den Leidenden Jesum, опубликовано в 1725 году.

Веймарские страсти

Веймарские страсти, BWV deest, BC D 1, относится к страстям 1717 года, упомянутым Хильгенфельдтом. Судя по всему, это было исполнено при дворе в Готе в Страстную пятницу 26 марта 1717 года. Бах, кажется, восстановил часть его материала в более поздних сочинениях, особенно в своих Страстях по Иоанну.

Иисус Христос ist um unsrer Missetat willen verwundet

В начале 1710-х годов Бах поставил Jesus Christus ist um unsrer Missetat willen verwundet, Страсти по Марку, в Веймаре. Бах добавил некоторые из своих собственных хоральных настроек к этой страсти, которая, вероятно, была составлена ​​(более ранние атрибуции оригинальной работы относятся к Рейнхарду Кейзеру, сыну Готфрида, а затем к Фридриху Николаус Браунс ). Эта веймарская версия известна как BC 5a.

Он поставил новую версию этого пастичка «Страсти по Марку» ,, BC 5b, в Лейпциге в 1726 году, и, наконец, дополнен некоторыми ариями из Генделя Страсти по Броксу, снова в последние годы его жизни (BNB I / K / 2).

Erbauliche Gedanken auf den Grünen Donnerstag und Charfreitag über den Leidenden Jesum

Текст Страстей, включенный в Sammlung Erbaulicher Gedanken Пикандера, был опубликован примерно в то время (или незадолго до этого) Бах начал свое сотрудничество с этот либреттист. Бах использовал шесть частей этого либретто Страстей в своих Страстях по Матфею, но нет никаких указаний на то, что он установил что-либо еще из этого либретто. Таким образом, либретто «Страсти» было классифицировано среди произведений, ложно приписываемых Баху в «Анханге» (Приложении) к «Бах-Верке-Верзейхнису», как BWV Anh. 169.

Wer ist der, so von Edom kömmt

Wer ist der, so von Edom kömmt, pasticcio оратория страсти, возможно, составленная зятем Баха Иоганн Кристоф Альтниколь, содержит несколько движений, приписываемых Баху, в том числе ариозо для баса BWV 1088 и Der Gerechte kömmt um (аранжировка мотета SSATB приписывается Иоганну Кунау ). Макетирование могло быть выполнено в Лейпциге в конце 1740-х и / или начале 1750-х.

Ein Lämmlein geht und trägt die Schuld Штёльцеля

Первая страница копии рукописи примерно 1750 года из Готфрида Оратория "Страсти по Шульду" (1720)

Бах исполнил Готфрид Генрих Штельцель Die leidende und am Creutz sterbende Liebe Jesu в исполнении Генриха Штёльцеля на тему «Ein Lämmlein geht und trägt die Schuld Passion oratorio». Страстная пятница 1734 года. Эта оратория Страстей, написанная для Gotha в 1720 году, также известна по началу ее вступительного припева, декорации из «Ein» Пола Герхардта Lämmlein geht und trägt die Schuld ". Бах аранжировал одну из его арий, «Dein Kreuz, o Bräutgam meiner Seelen», as Bekennen will ich seinen Namen, BWV 200. Эта композиция, датированная примерно 1742–1743 гг., Возможно, была частью кантаты для праздника Очищение Девы Марии.

оратории-страсти (или кантаты-страсти) Грауна

Бах также знал несколько страстных ораторий сочиненных Карлом Генрихом Грауном. Он исполнил Ein Lämmlein geht und trägt die Schuld Грауна где-то в 1730-1740-х годах, и даже имел копию партитуры в своей библиотеке. То же самое с его «Великой страстью» Kommt her und schaut.

Оратории о страсти Телемана

Бах знал также о нескольких страстных ораториях Георга Филиппа Телемана (его друга и крестный отец Карла Филиппа Эмануэля). В дополнение к Страсти по Броксу Телемана, есть свидетельства того, что Бах исполнил оригинальную (гамбургскую) версию своей «Seliges Erwägen des Leidens und Sterbens Jesu Christi» TWV 5: 2a между 1732-1735 гг.

Оратория-оратория Генделя

Бах также знал о том, как Джордж Фридрих Гендель установил текст «Страсти» Бартольда Генриха Брокеса (Страсть по Броксу ). Об этом свидетельствует рукописная копия Баха и одного из его главных переписчиков, датированная 1746-1748 гг. Известно, что Бах исполнил это произведение в Страстную пятницу 1746 года и использовал 7 арий из него в своем последнем Passion-Pasticcio на гамбургском Страстях по Марку (BNB I / K / 2).

Служба Страстной пятницы в Лейпциге

Баховская Лейпциг Страсти совершались на вечерне Страстной пятницы, чередуя главные церкви Св. Фома (нечетные годы) и св. Николай (даже лет). Порядок службы был следующим:

  1. Гимн: Da Jesus an den Kreuze stund
  2. Страсти, часть 1
  3. Проповедь
  4. Страсти, часть 2
  5. Мотет : Ecce quomodo moritur в сеттинге Джейкоба Хэндла
  6. Соберите Благословение
  7. Гимн: Nun danket alle Gott

Более подробная схема Порядка служения на вечерне Страстной пятницы:

#КонгрегацияХорПроповедник и служители
1Колокольный звонAs "de Tempore "song. " Da Jesus and dem Kreuze stund "
2Passion (figural ), часть I
3Song. "O Lamm Gottes, unschuldig "
4Священник выходит на кафедру. Приветствие с кафедры. Объявление проповеди
5Песня. "Герр Йесу Христос, dich zu uns wend "
6Отче наш молился без слов
7Чтение текста проповеди. Гармония страстей Йоханнес Бугенхаген из раздела о погребении Иисуса
8Проповедь (около 1 часа)
9Благословение с кафедры
10Страсти, часть II
11Мотет Ecce quomodo moritur justus by Jacobus Gallus
12Song. "O Traurigkeit, o Herzeleid "
13Collect. Blessing
14Song. "Nun danket alle Gott "

Впервые согласованная страсть в двух частях была исполнена в соответствии с таким порядком богослужения в 1721 году, когда Иоганну Кунау, предшественнику Баха, было разрешено исполнить сочиненные им Страсти в церкви Св. Фомы. Четыре года назад Страсти по Броксу Георга Филиппа Телемана, TWV 5: 1, исполненные в Новой церкви, были первой ораторией Страстей, поставленной в Лейпциге.

Структура

Первая особенность структуры Страстей, которые Бах написал для Лейпцига, следует из порядка служения: Страсти должны состоять из двух частей, для исполнения до и после проповедь. Второй структурной особенностью, характерной для Лейпцига, является декламация неизмененного текста Евангелия, поскольку в Лейпциге не разрешалось перефразировать презентации Евангелия в страстях: по этой причине неизменный сеттинг Страстей Брокса, который содержал много таких вольных перефразирований. основанный на всех четырех евангельских текстах о Страстях Христовых, был невозможен, хотя Бах часто возвращался к тексту Брокса, выбирая части его поэзии в качестве лирики для комментариев арий после декламации текста Евангелия. По этой причине «Страсти по Лейпцигу» Баха названы в честь евангелиста, из Евангелия которого использован текст Страстей.

Еще одна характерная черта «Страстей Баха» - хоралы, поставленные в четырехчастную гармонию, которые часто повторяются во всех произведениях. Эти хоралы, представляющие лютеранскую традицию, были хорошо узнаваемы, как по тексту, так и по мелодии, среди публики, для которой он писал свои Страсти. Есть даже предположение, что Бах хотел, чтобы публика пела под хорал, который они знали.

«Страсти Баха» установлены для оркестра со струнными, деревянными духовыми инструментами, такими как гобои и флейты, и континуо с органом. Однако постный период не позволял использовать (праздничные) духовые инструменты, такие как трубы. Вокальные силы включают хор SATB (или двойной хор SATB для St Matthew Passion) и вокальные солисты. Во времена Баха среди вокалисток не было женщин: партии высокого голоса традиционно исполнялись хористами.

Евангельские чтения, заданные как секко-речитатив для Евангелиста, дополненные речитативами и турба-припевами персонажей и групп, имеющих прямую речь в тексте, представлены частями нескольких стихи, чередующиеся с комментариями хоралов и / или арий с произвольным текстом. В большинстве случаев ариям предшествуют речитативы, не относящиеся к Евангелию. Помимо этих частей, Бах сочинял большие хоровые движения, чтобы открывать или закрывать две части своих страстей.

Схематично это структура «Страстей Баха»:

  • Часть первая :
    • Торжественный вступительный припев со всеми силами оркестра и хора
      • Чтение нескольких стихов из текста Евангелия как (секко) речитатив, завершающийся турбой, хоралом и / или (речитативом и) арией
      • Чтение следующего раздела текста Евангелия таким же образом и завершение таким же образом.
      • (... продолжить с аналогичными частями...)
      • Последний речитатив Части 1: эта часть всегда завершается движением с припевом
  • Вторая часть :
    • Движение с припевом и / или вокалом солист, вступающий во вторую часть
      • (... последовательность частей, как в первой части...)
    • Заключительная часть (и) страсти, включая большую хоровую часть.

Хронология

Бах был Томаскантором в Лейпциге с конца мая 1723 года до своей смерти в 1750 году. Музыка Страстей, которую он запрограммировал для служб Страстной пятницы, в значительной степени задокументирована. Страсти по Матфею с их двойным хором и оркестром, скорее всего, были написаны для церкви Святого Фомы, в то время как в ней было два органных чердака, хотя Бах позже также создал версию, в которой инструментом континуо второго хора был клавесин (вместо орган), так что выступление в Св. Николая (только с одним органом) было возможно.

Первая презентация Баха Страстей, Страсти по Иоанну 1724 года, привела к его первому задокументированному конфликту с Лейпцигским городским советом. Из-за плохого состояния органной чердака и его инструментов (органа и клавесина) Бах не захотел ставить свои Страсти по Иоанну в Святом Николае, несмотря на то, что настала очередь этой церкви проводить службу Страстной пятницы. После объявления плана последовала резкая связь между Бахом и официальными органами города, при этом Бах напечатал объявления о том, что богослужение будет проходить на острове Сент-Томас. В конце концов, городской совет решил заплатить за экстренные репарации в Святом Николае и за перепечатку объявлений, в которых была объявлена ​​служба в честь Святого Николая.

  • 1724 (7 апреля): St John Passion, 1-я версия.
  • 1725 (30 марта): Страсти по Иоанну, 2-я версия.
  • 1726 (19 апреля): Иисус Христос ist um unsrer Missetat willen verwundet, с дополнительными хоралами, сочиненными Бахом.
  • 1727 (11 апреля): Страсти по Матфею, BWV 244b.
  • 1728 (26 марта): (?) Страсти по Иоанну, 3-я версия.
  • 1729 (15 апреля): Страсти по Матфею, BWV 244b.
  • 1730 (7 апреля): Страсти по Луке, BWV 246.
  • 1731 (23 марта): Страсти по Марку, BWV 247.
  • 1732 (апрель 11): (?) Страсти по Иоанну, 3-я версия.
  • 1733 (3 апреля): Страсти не совершались из-за саксонского траура после смерти Августа II Сильного.
  • 1734 ( 23 марта): оратория-оратория Стельцеля Ein Lämmlein geht und trägt die Schuld.
  • 1735 (8 апреля): St Luke Passion, BWV 246.
  • 1736 (30 марта): Страсти по Матфею, переработанная версия (BWV 244).
  • 1739 (27 марта): (?) Страсти по Броксу Телеманна, TWV 5: 1.
  • 1742 (23 марта): Страсти по Матфею, исправленная версия (BWV 244).
  • 1744 (3 апреля): Страсти по Марку, BWV 247 (исправленная версия).
  • 1745 (16 апреля) : (?) Страсти по Луке, BWV 246 (исправленная версия).
  • после 1745: (?) Wer ist der, so von Edom kömmt, пастиччо, содержащее некоторые движения Баха.
  • 1746 (8 апреля): Страсти по Броксу Джорджа Фридриха Генделя, HWV 48.
  • 1747 (31 марта) или 1748 (12 апреля): оратория pasticcio Passion, основанная на Иисусе Христе ist um unsrer Missetat Willen Verwundet с семью ариями из оперы Генделя Страсти по Броксу.
  • 1749 (4 апреля): Страсти по Иоанну, 4-я версия.
  • 1750 (27 марта): Страсти по Иоанну, 4-я версия. (вероятно, возглавляется префектом)
Ссылки
Источники
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 04:32:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте