Некоторые толкователи считают, что богословие Павла сосредоточено на соучастии во Христе, в котором человек принимает участие в спасении, умирая и воскресая с Иисусом. Хотя это богословие было истолковано как мистицизм Альбертом Швейцером, согласно « Новому взгляду на Павла», инициированному Е.П. Сандерсом, оно более точно рассматривается как богословие спасения.
Альберт Швейцер «утверждал, что искупление для Павла означало избавление от враждебных ангельских сил и что оправдание верой было лишь« второстепенным »элементом его мысли. Для Швейцера сердце богословия Павла лежало в его« мистицизме »: искупление происходит, когда человек соединяется со Христом через крещение, таким образом участвуя (в реальном, а не метафорическом смысле) в Его смерти и воскресении.
Этот «мистицизм Павла» не о «единстве с Богом или пребывании в Боге», и сыновство по отношению к Богу не понимается как «непосредственное мистическое отношение к Богу, но как опосредованное и осуществляемое посредством мистического союза со Христом». Согласно Швейцеру, Павел видел, как люди вступают в отношения с Богом, умирая и воскресая со Христом, освобождаясь от греха и Закона и обладая Духом Христа.
Павел подчеркивает оправдание верой в Послании к римлянам. Смерть Христа изображается как жертва за грех, которая стирает грех и делает возможным Божье прощение. Эта «праведность по вере» индивидуалистична и не ведет к этической теории.
Эти взгляды на Пола были оспорены так называемым «Новым взглядом на Пола», инициированным Е.П. Сандерсом. По словам Сандерса, историческое понимание иудаизма Второго Храма было неверным, что привело к ошибочной оппозиции между «верой» и «делами». Настойчивость Павла в вере проистекает из иудаизма Второго Храма, в котором завет с Богом поддерживался соблюдением Закона («дела»), но был дан Богом его избранному народу как акт веры. Для Павла смерть и воскресение Иисуса были решением проблемы включения в завет язычников, соблюдающих Тору. По определению, эти язычники были «грешниками», которые не могли вступить в завет, соблюдая Закон. Тем не менее, Бог вошел в этот злой мир через Иисуса, чтобы искупить его; верою в Иисуса или через него и участие в Его смерти и воскресении как евреи, так и язычники были искуплены. По словам Эллен Чарри,
... это участие - не союз в космическом смысле, как думал Швейцер, а передача господства, при которой, принадлежа Христу или участвуя во Христе, человек получает прощение за прошлые проступки, освобождается от сил греха и получает дух. Следствием, но не целью этого участия является праведная жизнь.