Паршванатха | |
---|---|
23-й Джайн Тиртханкара | |
Изображение Тиртханкары Паршванатхи ( Музей Виктории и Альберта, 6–7 вв.) | |
Другие имена | Паршва, Парас |
Почитается в | джайнизм |
Предшественник | Немината |
Преемник | Махавира |
Символ | Змея |
Высота | 9 локтей (13,5 футов) ([ненадежный источник]) |
Возраст | 100 лет ([необходима цитата]) |
Дерево | Ашок |
Цвет | Зеленый |
Персональные данные | |
Родился | в. 872 г. до н.э. Варанаси |
Умер | в. 772 г. до н.э. Шихарджи |
Родители |
Паршванатха ( Pārśvanatha), также известный как Паршва ( Pārśva) и Параснатх, был 23-м из 24 тиртханкаров (создателей бродов или проповедников дхармы ) джайнизма. Он единственный тиртханкара, получивший титул Каликалкалпатару ( Кальпаврикша в эту « Кали-югу »).
Он один из первых тиртханкаров, признанных историческими личностями. Он был самым ранним представителем философии кармы в истории человечества. Джайнские источники помещают его между 9 и 8 веками до нашей эры, тогда как историки считают, что он жил в 8 или 7 веке до нашей эры. Паршванатха родился за 273 года до Махавиры. Он был духовным преемником 22-го тиртханкары Неминатхи. Он широко известен как пропагандист и возродитель джайнизма. Паршванатха достиг мокши на горе Саммеда ( Мадхубан, Джаркханд ), известной как холм Параснатх в бассейне Ганга, важном месте паломничества джайнов. Его иконография примечательна змеиным капюшоном на голове, и его поклонение часто включает Дхаранендру и Падмавати (змей джайнизма Девта и Деви).
Паршванатха родилась в Бенарасе ( Варанаси ), Индия. Отрекшись от мирской жизни, он основал подвижническую общину. Тексты двух основных джайнских сект ( дигамбары и шветамбары ) различаются по учению Паршванатхи и Махавиры, и это является основой спора между двумя сектами. Дигамбары считают, что между учениями Паршванатхи и Махавиры не было никакой разницы. Согласно Шветамбарам, Махавира расширил первые четыре ограничения Паршванатхи своими идеями об ахимсе (ненасилии) и добавил пятый монашеский обет (целибат). Паршванатха не требовала безбрачия и позволяла монахам носить простую верхнюю одежду. В текстах Шветамбары, таких как раздел 2.15 Ачаранга-сутры, говорится, что родители Махавиры были последователями Паршванатхи (связывая Махавиру с существовавшей ранее теологией как реформатора джайнской нищенствующей традиции).
Паршванатха - самый ранний джайнский тиртханкара, общепризнанный исторический персонаж. По словам Пола Дандаса, джайнские тексты, такие как раздел 31 Исибхасияма, предоставляют косвенные доказательства того, что он жил в древней Индии. Историки, такие как Герман Якоби, признали его исторической фигурой, потому что его Чатурьяма Дхарма (Четыре обета) упоминается в буддийских текстах.
Несмотря на общепринятую историчность, некоторые исторические утверждения (например, связь между ним и Махавирой, отречение Махавиры от аскетической традиции Паршванатхи и другие детали биографии) привели к различным научным выводам. В буддийском тексте « Маноратхапурани » Ваппа, дядя Будды, был последователем традиции Парсванатхи.
Биография Паршванатхи легендарна: в джайнских текстах говорится, что он опередил Махавиру на 273 года и прожил 100 лет. Махавира датируется ок. 599 - ок. 527 г. до н.э. в джайнской традиции, а Паршванатха датируется ок. 872 - ок. 772 г. до н.э. Согласно Дандасу, историки, не принадлежащие к джайнской традиции, датируют Махавиру современником Будды в 5 веке до нашей эры и, основываясь на 273-летнем промежутке, датируют Паршванатху 8 или 7 веком до нашей эры.
Сомнения в историчности Паршванатхи подтверждаются древнейшими джайнскими текстами, в которых Махавира представлен спорадическими упоминаниями древних аскетов и учителей без конкретных имен (например, разделы 1.4.1 и 1.6.3 Ачаранга-сутры). Самый ранний пласт джайнской литературы по космологии и всеобщей истории вращается вокруг двух джинн: Адинатхи ( Ришабханатхи ) и Махавиры. Истории о Паршванатхе и Неминатхе появляются в более поздних джайнских текстах, а Кальпа -сутра - первый известный текст. Однако в этих текстах тиртханкары представлены в необычных, нечеловеческих физических размерах; персонажам не хватает индивидуальности или глубины, а краткие описания трех тиртханкаров в значительной степени созданы по образцу Махавиры. Их тела небесны, как дэвы. Кальпа-сутра - самый древний известный джайнский текст с 24 тиртханкарами, но в нем перечислено 20; три, включая Паршванатху, имеют краткие описания по сравнению с Махавирой. В ранних археологических находках, таких как статуи и рельефы возле Матхуры, отсутствует иконография, такая как львы или змеи (возможно, потому, что эти символы появились позже).
Паршванатха был 23-м из 24 тиртханкаров в джайнской традиции.
Он родился в одиннадцатый день темной половины индуистского месяца Пауша у короля Ашвасены и королевы Вамадеви из Варанаси. Паршванатха принадлежал к династии Икшваку. До его рождения в джайнских текстах говорится, что он правил как бог Индра на 13-м небе джайнской космологии. Пока Паршванатха был в утробе матери, боги совершили гарбха-кальяну (оживили плод). Его матери приснились четырнадцать благоприятных снов, что в джайнской традиции указывает на то, что вот-вот родится тиртханкара. Согласно джайнским текстам, троны Индр затряслись, когда он родился, и Индры спустились на землю, чтобы отпраздновать его джанма-кальянаку (его благоприятное рождение).
Паршванатха родился с иссиня-черной кожей. Сильный, красивый мальчик, он играл с богами воды, холмов и деревьев. В возрасте восьми лет Паршванатха начал выполнять двенадцать основных обязанностей взрослого домохозяина-джайна.
Он жил как принц и солдат в Варанаси. Согласно школе дигамбара, Паршванатха никогда не был женат; В текстах Шветамбары говорится, что он женился на Прабхавати, дочери Прасенаджита (царя Кусастхала). Генрих Циммер перевел джайнский текст о том, что шестнадцатилетний Паршванатха отказался жениться, когда его отец сказал ему сделать это; вместо этого он начал медитировать, потому что «душа - ее единственный друг».
В возрасте 30 лет, на 11-й день растущей луны в месяце пауша (декабрь – январь), Паршванатха отрекся от мира, чтобы стать монахом. Он снял с себя одежду и волосы и начал строго поститься. Паршванатха медитировал 84 дня, прежде чем обрел всеведение под деревом дхаатаки недалеко от Бенареса. Период его медитации включал аскетизм и строгие обеты. Практика Паршванатхи включала в себя осторожное движение, размеренную речь, осторожные желания, умственную сдержанность и физическую активность, необходимые в джайнской традиции для отказа от эго. Согласно джайнским текстам, во время его аскезы вокруг него играли львы и оленята.
Считается, что Ахиччхатра - это место, где Паршванатха достиг кевала-джнаны (всеведения). Согласно «Вивидха Тиртха Кальпа », Каматх в попытке помешать Паршванатхе достичь Кевала Джнаны вызвал непрерывный дождь. Паршванатха был погружен в воду по шею, и, чтобы защитить его, бог-змей Дхаранендра держал над его головой балдахин из тысячи капюшонов, а богиня Падмавати обвилась вокруг его тела. Джайнские храмы Ахиччхатра построены в память о достижении Паршванатхой Кеваладжняна кальянака. На 14-й день цикла убывания луны в месяце чайтра (март – апрель) Паршванатха достиг всеведения. Небесные существа построили ему самавасарану (зал для проповедей), чтобы он мог делиться своими знаниями со своими последователями.
После проповеди в течение 70 лет Паршванатха достиг мокши в Шикхарджи на холме Параснатх в возрасте 100 лет в Шравана Шукла Саптами по лунному календарю. Его смерть считается мокшей (освобождением от цикла рождений и смертей) в джайнской традиции и отмечается как мокша саптами. Этот день широко отмечается на горе Параснатх, в северной части Джаркханда, части хребта Параснатх, предлагая Нирвана Ладду (Сахарные шарики) и декламируя Нирвана Канда. Джайны называли Паршванатху пурисадания (возлюбленной народа).
Джайнская мифология содержит легенды о возрождении человека и животных Паршванатхи и созревании его души к внутренней гармонии, подобно легендам других индийских религий. Его перерождения включают:
Агнивега переродился богом с жизнью «двадцать два океана лет», а змей отправился в шестой ад. Душа Марубхути-Ваджрагхоши-Шасипрабхи-Агнивеги переродилась как Паршванатха. Он спасал змей от пыток и смерти при той жизни; бог-змей Дхаранендра и богиня Падмавати защищали его и являются частью иконографии Паршванатхи.
Согласно Кальпа-сутре ( текст Шветамбара ), у Паршванатхи было 164 000 шраваков (мирян-последователей), 327 000 шравиков (мирян-последователей), 16 000 садху (монахов) и 38 000 садхви или арьиков (монахинь). Согласно традиции Шветамбары, у него было восемь ганадхар (главных монахов): Субхадатта, Арьягхоша, Васиштха, Брахмачари, Сома, Шридхара, Вирабхадра и Яшас. После его смерти Шветамбара верят, что Субхадатта стал главой монашеского ордена, и ему наследовали Харидатта, Арьясамудра и Кеши.
Согласно дигамбарской традиции (включая Авасьяка нирюкти), у Паршванатхи было 10 ганадхар, и Сваямбху был их лидером. В текстах Шветамбары, таких как Самавайанга и Кальпа-сутры, Пушпакула упоминается как главная арьика его последователей, но в тексте Дигамбара Тилояпаннати она идентифицируется как Сулока или Сулочана. Монашеская традиция ниргрантха (без уз) Паршванатхи была влиятельной в древней Индии, и родители Махавиры были ее частью как миряне-домохозяева, поддерживавшие аскетов.
Тексты двух основных джайнских сект (дигамбара и шветамбара) имеют разные взгляды на учения Паршванатхи и Махавиры, которые лежат в основе споров между сектами. Дигамбары утверждают, что между учениями Паршванатхи и Махавиры нет никакой разницы. Согласно Шветамбарам, Махавира расширил сферу действия первых четырех ограничений Паршванатхи своими идеями об ахимсе (ненасилии) и добавил пятый монашеский обет (целибат) к практике аскетизма. Паршванатха не требовала безбрачия и позволяла монахам носить простую верхнюю одежду. В текстах Шветамбары, таких как раздел 2.15 Ачаранга-сутры, говорится, что родители Махавиры были последователями Паршванатхи, что связывает Махавиру с существовавшей ранее теологией как реформатора джайнской нищенствующей традиции.
Согласно традиции Шветамбара, Паршванатха и основанная им аскетическая община проявляли четырехкратное сдерживание; Махавира дал пять великих обетов для своего аскетического посвящения. Это различие и его причина часто обсуждались в текстах Шветамбары. Уттардхьяяна -сутра (текст шветамбары) описывает Кешина Далбхью как последователя Паршванатхи, а Индрабхути Гаутаму - как ученика Махавиры и обсуждает, какая доктрина верна: четырехчленное сдерживание или пять великих обетов. Гаутама говорит, что существуют внешние различия, и эти различия «оттого, что различались моральные и интеллектуальные способности последователей фордовцев». По словам Венди Донигер, Паршванатха разрешала монахам носить одежду; Махавира рекомендовал обнаженный аскетизм, практика, которая была существенным различием между традициями дигамбара и шветамбара.
Согласно текстам Шветамбары, четырьмя ограничениями Паршванатхи были ахимса, апариграха ( невладение ), астея (неворовство) и сатья (неложь). Древние буддийские тексты (такие как Саманнапхала Сутта ), в которых упоминаются джайнские идеи, и Махавира ссылаются на четыре ограничения, а не на пять обетов более поздних джайнских текстов. Это побудило таких ученых, как Герман Якоби, сказать, что, когда Махавира и Будда встретились, буддисты знали только о четырех ограничениях традиции Паршванатхи. Дальнейшие исследования предполагают более сложную ситуацию, потому что некоторая ранняя джайнская литература (например, раздел 1.8.1 Ачаранга-сутры) связывает Махавиру с тремя ограничениями: ненасилие, неложь и невладение.
Взгляд на тексты Шветамбары «менее пяти обетов» не принимается дигамбарами, традицией, канонические тексты которой были утеряны и которые не принимают тексты Шветамбары как канонические. Однако дигамбары имеют значительную литературу, что объясняет их несогласие с интерпретациями Шветамбары. Прафулла Моди отвергает теорию различий между учениями Паршванатхи и Махавиры. Чампат Рай Джайн пишет, что тексты Шветамбары настаивают на безбрачии своих монахов (пятый обет в учении Махавиры), и не должно быть разницы между учениями Паршванатхи и Махавиры.
Падманабх Джайни пишет, что дигамбары интерпретируют «четырехкратное» как относящееся «не к четырем конкретным обетам», а к «четырем модальностям» (которые были преобразованы Махавирой в пять обетов). Западные и некоторые индийские исследования «были по существу исследованиями Шветамбары» и в значительной степени игнорировали дигамбарскую литературу, связанную с разногласиями по поводу учений Паршванатхи и Махавиры. Пол Дандас пишет, что средневековая джайнская литература, такая как книга Силанки 9-го века, предполагает, что практика «неиспользования чужой собственности без их явного разрешения» и безбрачия интерпретировались как часть отказа от владения.
Кальпа - сутра содержит биографии тиртханкаров Паршванатхи и Махавиры. Увасагарам Стотра — это ода Паршванатхе, написанная Бхадрабаху. Махапурана Джинасены включает « Ади пурану » и Уттарапурану. Он был завершен учеником Джинасены в 8 веке, Гунабхадрой. «Ади пурана» описывает жизнь Ришабханатхи, Бахубали и Бхараты. « Паршвабхьюдая » Джинсены — это повествование о жизни Паршванатхи. Бхаяхара Стотра, составленная Ачарьей Манатунгой, 7 век, является поклонением Паршванатхе. Санкхешвара Стотра — это гимн Паршванатхе, составленный Махопадхьяей Яшовиджайей.
Пасанаха-чайру — это агиография Паршванатхи, составленная Шридхарой в 1132 году нашей эры. Паршванатха бхавантара - это киртан (песня преданности), составленная Гангадасом в 1690 году нашей эры и повествующая о жизни предыдущих девяти рождений. Средневековый гимн Кальянамандира стотра из сорока четырех стихов, составленный Дигамбаром Кумудачандрой, представляет собой восхваление Паршванатхи и популярен как среди дигамбаров, так и среди Шветамбары. Паршванатха чарите - это стихотворение, написанное Шантикиртом Муни в 1730 году нашей эры. В этом стихотворении рассказывается о семи сиддхах Паршванатхи.
Гуру Гобинд Сингх написал биографию Паршванатхи в Паранатх Автар 17-го века, часть Дасам Грантх.
Паршванатха — популярный тиртханкара, которому поклоняются ( бхакти ) вместе с Ришабханатхой, Шантинатхой, Неминатхой и Махавирой. Считается, что он способен устранять препятствия и спасать преданных. В традиции Шветамбара существует 108 выдающихся идолов Паршванатха, эти идолы получили свое название от географического региона, например Шанкхешвар Паршванатх и Панчасара Паршванатх.
Паршванатху обычно изображают в позе лотоса или кайотсарги. Статуи и картины изображают его голову, защищенную многоголовым змеем, раскинутым веером, как зонтик. Эмблема змеи Паршванатхи вырезана (или штампована) под его ногами в качестве идентификатора значка. Его иконография обычно сопровождается Дхарнендрой и Падмавати, змеиным богом и богиней джайнизма.
Иконография змеиного капюшона не уникальна для Паршванатхи; он также встречается над иконами Супаршванатхи, седьмого из 24 тиртханкаров, но с небольшим отличием. Змеиный капюшон Супаршванатхи имеет пять голов, а на иконах Паршванатхи встречается семиголовый (или более) змей. Статуи обоих тиртханкаров со змеиными капюшонами были найдены в Уттар-Прадеше и Тамил Наду и датируются 5-10 веками.
Археологические памятники и средневековая иконография Паршванты, найденные в храмах и пещерах, включают сцены и якши. Иконография дигамбары и шветамбары различается; Искусство шветамбара изображает Паршванатху со змеиным капюшоном и якшей, похожей на Ганешу, а искусство дигамбара изображает его со змеиным капюшоном и Дхранендрой. По словам Умаканта Премананд Шаха, индуистские боги (такие как Ганеша) как якша и Индра, как служащие Паршванатхе, отводили им подчиненное положение.
Паршванатха аягапата, аягапата около 15 г. н.э. , найденная при раскопках в Канкали Тила, представляет собой табличку, посвященную Паршванатхе. Стол представляет Паршванатху в центре в окружении букетов лотоса. Паршванатха изображен в дхьяна-мудре со скрещенными лодыжками в позе лотоса, сидящим на пьедестале с капюшоном сеша с семью капюшонами над головой и шриватсой на груди.
Парсванатха аягапата, искусство Матхуры, ок. 15 г. н.э.
Уттар-Прадеш, 2 век ( Музей восточного искусства )
Рельеф Паршванатх колонны Кахаум, 5 век
V век ( Сатна, Мадхья-Прадеш )
6 век, Уттар-Прадеш
Бронза Акота 7-го века ( Художественный музей Гонолулу )
Бронзовая статуя 6-7 веков в Музее азиатских цивилизаций
Медь 10 века, инкрустированная серебром и драгоценными камнями ( LACMA )
XI век, музей Махараджи Чхатрасала.
Карнатака, 12 век ( Художественный институт Чикаго )
1813 гравюра
Колоссальный 61 фут (19 м) в храме Наваграха Джайн
Паршванатха является одним из пяти наиболее преданно почитаемых тиртханкаров, наряду с Махавирой, Ришабханатхой, Неминатхой и Шантинатхой. Он изображен в различных джайнских храмовых комплексах по всей Индии, и это важные места паломничества в джайнизме. Например, гора Параснатх в Джаркханде, которая, как считается, была местом, где 20 из 24 тиртханкаров достигли нирваны вместе с Паршванатхой. Шанхешвар Паршванатх в северном Гуджарате, наряду с горой Шатрунджайя, считается самой священной святыней среди Шветамбара муртипуджака. Реплики храмов Паршванатх популярны среди Шветамбара муртипуджака, например, Годиджи находится в Синде, у него есть копия в Мумбаи. Согласно верованиям джайнов, поклонение этим местным копиям идолов позволяет им напрямую поклоняться оригинальному идолу. Паршванатху молятся для получения различных желаний, особенно в тантрических обрядах, поэтому он также известен как Чинтамани (драгоценность, исполняющая желания), и тантрическая диаграмма, называемая «Чинтамани - янтра », также является поклонением.
Важные храмовые комплексы Паршванатхи включают: Шикхарджи (Саммет Сикхар) в Джаркханде, Джайнский храм Мирпур, Канакагири Джайн Тирт, Панчасара Джайн храм, Хумча Джайн храмы, Ахи Кшетра, Каллил Храм, Мел Ситамур Джайн Матх, Патериаджи, Найнагири, Кундадри, Биджолиаджи, Джиравала., Гаджпантх, Андешвар Паршванатх, Бада Гаон и Аккана Басади.
Храм Паршванатха, Кхаджурахо, объект всемирного наследия ЮНЕСКО
Храм Паршавант, форт Джайсалмер, объект всемирного наследия ЮНЕСКО как часть горных фортов Раджастхана.
Паршванатха басади в Халебиду : предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Самовсаран Мандир, Палитана
Храм Годиджи (Гори) в Тарпаркаре - предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО.