Париж при Луи-Филиппе

редактировать
Цветочный рынок на острове Сите в 1832 году Pont Neuf в 1832 году

Париж во время правления короля Луи-Филиппа (1830-1848) был городом, описанным в романах Оноре де Бальзака и Виктора Гюго. Его население увеличилось с 785 000 в 1831 году до 1 053 000 в 1848 году, по мере того как город рос на север и запад, а самые бедные районы в центре стали еще более многолюдными.

Сердце города, вокруг Иль-де-ла-Сите, представляло собой лабиринт узких извилистых улочек и полуразрушенных зданий прошлых веков; это было живописно, но темно, многолюдно, нездорово и опасно. Вспышка холеры в 1832 году унесла жизни 20 000 человек. Клод-Филибер де Рамбуто, префект Сены в течение пятнадцати лет при Луи-Филиппе, предпринял пробные усилия по улучшению центра города: он вымостил набережные Сены каменными дорожками и посадил деревья вдоль реки. Он построил новую улицу (ныне Rue Rambuteau ), чтобы соединить район Марэ с рынками, и начал строительство Les Halles, знаменитого центрального продовольственного рынка Парижа, завершенное Наполеоном III.

Луи-Филипп жил в своей старой семейной резиденции Пале-Рояль до 1832 года, а затем переехал во дворец Тюильри. Его главным вкладом в создание памятников Парижа было завершение в 1836 году площади Согласия, которая была дополнительно украшена 25 октября 1836 года размещением Луксорского обелиска. В том же году, на другом конце Елисейских полей, Луи-Филипп завершил и освятил Триумфальную арку, которая была начата по Наполеону I.

В прах Наполеона были возвращены в Париж из Святой Елены в церемонии торжественного на 15 декабря 1840 года, и Луи-Филипп построил внушительную гробницу для них в Invalides. Он также поместил статую Наполеона на вершину колонны на Вандомской площади. В 1840 году он завершил колонну на площади Бастилии, посвященную июльской революции 1830 года, которая привела его к власти. Он также спонсировал восстановление парижских церквей, разрушенных во время Французской революции, проект, осуществленный ярым историком архитектуры Эженом Виолле-ле-Дюк ; Первой церковью, подлежащей восстановлению, было аббатство Сен-Жермен-де-Пре. Между 1837-1841 годами он построил новый Отель де Виль с внутренним салоном, оформленным Эженом Делакруа.

Первые железнодорожные вокзалы в Париже (тогда называемые embarcadères) были построены при Луи-Филиппе. Каждый из них принадлежал к разным компаниям и не был связан друг с другом; все были расположены за пределами центра города. Первый, Embarcadère Saint-Germain, был открыт 24 августа 1837 года на площади Европы. Ранняя версия вокзала Сен-Лазар была начата в 1842 году, а первые линии из Парижа в Орлеан и Руан были открыты 1-2 мая 1843 года.

По мере роста населения Парижа росло недовольство в рабочих кварталах. Беспорядки были в 1830, 1831, 1832, 1835, 1839 и 1840 годах. Восстание 1832 года, последовавшее за похоронами яростного критика Луи-Филиппа, генерала Жана Максимилиана Ламарка, было увековечено Виктором Гюго в его романе «Отверженные».

Растущие волнения, наконец, вспыхнули 23 февраля 1848 года, когда армия разогнала большую демонстрацию. В восточных рабочих кварталах возводились баррикады. Король осмотрел своих солдат перед дворцом Тюильри, но вместо того, чтобы подбодрить его, многие кричали: «Да здравствует реформа!» Обескураженный, он отрекся от престола и отправился в ссылку в Англию.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Парижане
    • 1.1 Население
    • 1.2 Социальные классы
    • 1.3 Богемный
    • 1.4 Проституция
  • 2 Управление Парижем
    • 2.1 Полиция
  • 3 Эпидемия холеры
  • 4 Памятники и архитектура
    • 4.1 Начало архитектурной реставрации
    • 4.2 Восстановление центра города и бульваров
    • 4.3 Тротуары и общественные туалеты
    • 4.4 Стена Тьера
  • 5 Социальные реформы и образование
  • 6 Вода и фонтаны
  • 7 Прибытие железной дороги
  • 8 Экономика
    • 8.1 Промышленность
    • 8.2 Банковское дело и финансы
    • 8.3 Бутики и предметы роскоши
  • 9 Повседневная жизнь
    • 9.1 Транспортировка
    • 9.2 Еда и напитки
    • 9.3 Купание
  • 10 Пресса
  • 11 Культура, искусство и развлечения
    • 11.1 Музеи
    • 11.2 Литература
    • 11.3 Живопись
    • 11.4 Музыка
    • 11.5 Фотография
    • 11.6 Театр и Бульвар дю Преступлений
    • 11.7 Рестораны, кафе
    • 11.8 Гингеты
    • 11.9 Парки развлечений и увеселительные сады
    • 11.10 Панорама и диорама
  • 12 Парижская мода при Луи-Филиппе
  • 13 бунтов и революционеров
  • 14 Революция 1848 года
  • 15 Хронология
  • 16 См. Также
  • 17 Ссылки
    • 17.1 Примечания и цитаты
    • 17.2 Библиография
Парижане

Население

Население Парижа быстро росло во время правления Луи-Филиппа с 785 866 человек, зарегистрированных по переписи 1831 года, до 899 313 человек в 1836 году и 936 261 человек в 1841 году. К 1846 году оно выросло до 1 053 897 человек. В период с 1831 по 1836 год он вырос на 14,4% в черте города и на 36,7% в деревнях вокруг города, который стал частью Парижа в 1860 году. Наибольшее количество иммигрантов прибыло из двенадцати департаментов Парижа: 40% прибыли из Пикардии. и северный отдел ; 13% из Нормандии ; и 13% из Бургундии. Меньшее количество прибыло из Бретани и Прованса, и им было труднее ассимилироваться, поскольку немногие из них говорили по-французски. Как правило, они селились в самых бедных кварталах между Hôtel de Ville и Les Halles.

Вслед за более ранней иностранной иммиграцией, большая волна иммигрантов из Польши, в том числе Фредерик Шопен, прибыла после неудавшихся польских революций 1830 и 1848 годов.

Наиболее густонаселенные районы находились в центре, где проживали самые бедные парижане: Les Arcis, Les Marchés, Les Lombards и Montorgueil, где плотность населения достигала от 1000 до 1500 человек на гектар. Однако во время правления Луи-Филиппа средний класс постепенно перемещался из центра к западу и северу от Больших бульваров. Между 1831 и 1836 годами население 23 кварталов центра упало с 42,7% до 24,5% населения города, в то время как соответствующий процент для внешних кварталов вырос с 27,3% до 58,7%. Население Левобережья оставалось стабильным и составляло около 26% от общей численности.

Социальные классы

Дворянство, состоящее из нескольких сотен семей, продолжало занимать свои роскошные городские дома в предместье Сен-Жермен и занимало видное место в обществе, но играло гораздо меньшую роль в правительстве и бизнесе города. Их место на вершине общественного строя заняли банкиры, финансисты и промышленники. Писатель Стендаль писал: «Банкиры - это сердце государства. Буржуазия заняла место предместья Сен-Жермен, а банкиры - это дворянство буржуазии». Новые правители Парижа жили на правом берегу, между Пале-Рояль и Мадлен к северу и западу от города. Семья Ротшильдов и банкиры Жак Лаффит и Казимир Перье жили на улице Рю-де-ла-Шоссе-д'Антин, к северу от Вандомской площади, недалеко от бульваров. Промышленник Бенджамин Делессер жил на улице Монмартр. Высший средний класс, те, кто ежегодно платит более 200 франков прямых налогов, насчитывает 15 000 семей в городе с населением около миллиона человек. Растущий средний класс также включал владельцев магазинов, торговцев, ремесленников, нотариусов, врачей, юристов и правительственных чиновников.

«В гостях у бедных» из иллюстрированного французского журнала Le Magasin pittoresque (1844).

Во время правления Луи-Филиппа также наблюдалось значительное увеличение числа парижан из рабочего класса, занятых на новых фабриках и мастерских, созданных Промышленной революцией. Квалифицированный рабочий зарабатывал от трех до пяти франков в день. Неквалифицированный рабочий, например, тот, кто использовал тачки для перемещения земли во время строительства новых улиц, зарабатывал 40 су, или два франка, в день. Рабочие были в основном из провинции и снимали комнаты в многолюдных отелях garnis или ночлежках. Население жилых домов выросло с 23 000 до 50 000 в период с 1831 по 1846 год. Они составляли класс, наиболее подверженный колебаниям делового цикла, и были основными участниками растущего числа забастовок и столкновений с правительством.

В Париже также увеличивался низший класс безработных или частично занятых. Среди них были такие профессии, как шифоньерки, которые по ночам обыскивали мусор в поисках тряпок или старой обуви, которую можно было перепродать. В 1832 году их число оценивалось в 1800 человек. Также было очень много сирот, которые любыми способами жили на улицах Парижа. Они незабываемо описаны Виктором Гюго в «Отверженных».

Богемный

Богема Парижа, Оноре Домье (1842)

В 1840-е гг. В Париже появился новый социальный тип; le bohème, или « богема ». Обычно это были студенты или художники, и их обычно описывали как радостных, безразличных к будущему, несколько ленивых, шумных и пренебрежительных к стандартам среднего класса. Они носили особый костюм, небрежный и яркий, чтобы выделиться из толпы. Название было взято от ромов, которые первоначально иммигрировали во Францию ​​из Восточной Европы в 15 веке и ошибочно считались выходцами именно из Богемии ; в то время их было много в Париже. Характер был впервые введен в литературу Мюрже в серии рассказов под названием Scènes де Жизнь богемы (Сцены из богемной жизни), опубликованные в Париже между 1845 и 1849, который в 1896 году был сделан в опере Богема по Пуччини. Этот термин распространился из Парижа в остальную Европу и стал использоваться для всех, кто жил артистической и нетрадиционной жизнью.

Проституция

Проституция была обычным явлением в Париже. Начиная с 1816 года проститутки должны были регистрироваться в полиции. Между 1816 и 1842 годами их число выросло с 22 000 до 43 000 человек. В основном это были молодые женщины из французских провинций, которые приехали в Париж в поисках постоянной работы, но не смогли ее найти. В начале правления Луи-Филиппа проституток обычно находили в галереях Пале-Рояль, но полиция постепенно переместила их на тротуары улиц Сен-Дени, Сент-Оноре, Rue Sainte-Anne и Rue du Faubourg Saint-Honoré. Дома проституции, отмеченные красными фонарями, назывались maisons de терпимости или maisons closes. В основном они были найдены на бульварах на окраинах города, в Бельвиле, Менильмонтане, Ла Виллет, Ла Шапель, Гренель, Монпарнас и на площади дю Трон. Их насчитывалось 200 в 1850 году, сразу после падения Луи-Филиппа.

Правящий Париж
Король Луи-Филипп в 1841 году Клод-Филибер Бартело де Рамбуто, префект Сены при Луи-Филиппе

Стиль Луи-Филиппа сильно отличался от стиля предыдущих монархов; он не переезжал из своей резиденции в Пале-Рояль во дворец Тюильри до 1 октября 1831 года. За исключением церемоний, он одевался как банкир или промышленник, а не как король, с синим пальто, белым жилетом и цилиндром, и нес зонтик. На приемах больше не требовалось официальное придворное платье. Королевскую гвардию заменили солдаты Национальной гвардии. Его дети учились в лучших парижских школах, вместо того, чтобы иметь репетиторов. Он проводил как можно меньше времени в Париже, предпочитая королевские резиденции в Фонтенбло, Версале и Шато де Нейи.

Как только он пришел к власти, Луи-Филипп уволил старого префекта Сены, префекта полиции, мэров округов и их заместителей, а также 24 члена Генерального совета Сены. 29 июля он назначил временную муниципальную комиссию по управлению городом под руководством министра внутренних дел. Новый совет был назван 17 сентября и состоял в основном из банкиров, промышленников, магистратов и высокопоставленных правительственных чиновников. Сменявшие друг друга французские правительства со времен Ancien Régime опасались ярости парижан и повторения террора. Парижанам не разрешалось избирать городское правительство с 1800 по 1830 год; он всегда находился под прямым управлением национального правительства. В 1831 году Луи-Филипп организовал первые муниципальные выборы, но при условиях, которые гарантировали, что парижане не выйдут из-под контроля. В соответствии с законом от 30 апреля 1831 года Палата депутатов создала новый Генеральный совет Сены, в который вошли 36 избранных членов из Парижа, по три от округа и восемь от соседних округов Сен-Дени и Со. Только парижане, которые платили более 200 франков в год в виде прямых налогов, имели право голосовать, хотя их было менее 15 000 в городе с населением более 800 000 человек. Некоторым другим избранным категориям парижан также было разрешено голосовать, в том числе судьям, нотариусам, членам Institut de France, отставным офицерам, получавшим пенсию не менее 1200 франков, и врачам, которые практиковали в Париже более десяти лет. Это добавило еще 2000 к числу имеющих право голоса.

Даже со всеми этими ограничениями на то, кто может голосовать, правительство Луи-Филиппа опасалось, что Париж выйдет из-под контроля. Президент и вице-президент Совета назначались королем из числа членов Совета. Только префект Сены, назначенный королем, мог доводить дело до Совета. Кроме того, был создан новый параллельный совет, состоящий из мэров и заместителей мэров, который служил для обхода муниципального совета при необходимости. Несмотря на все эти усилия, Совет все же время от времени демонстрировал свою независимость. Это вынудило уйти в отставку первого нового префекта Сены, Пьера-Мари Тайллепье, графа де Бонди, который редко советовался с Советом и игнорировал их мнение. Новый префект, Клод-Филибер Бартело де Рамбуто, усвоил урок и очень вежливо отнесся к Совету, созывая его на собрания каждую неделю.

Полиция

Другой ключевой фигурой в правительстве Парижа был префект полиции. Во время правления Луи-Филиппа их было двое: Анри Жиске (1831-1836) и Габриэль Делессер (1836-1848). Префект полиции курировал муниципальную полицию, городских жандармов и пожарных. Он управлял тюрьмами, больницами, хосписами и оказывал государственную помощь; отвечал за здоровье населения и предотвращение промышленного загрязнения; и отвечал за уличное освещение и уборку улиц. Он также отвечал за движение транспорта, следя за тем, чтобы фасады зданий соответствовали городским требованиям, чтобы небезопасные здания были снесены, а городские рынки и пекарни были обеспечены продуктами питания и хлебом.

16 августа 1830 года, вскоре после того, как Луи-Филипп вступил на престол, королевская полиция Парижа, королевская жандармерия, была упразднена и заменена на муниципальную армию Парижа, отряд численностью 1510 человек, первоначально состоявший из двух пехотных и двух пехотных батальонов. эскадрильи кавалерии. Они несли ответственность за подавление многочисленных восстаний и беспорядков между 1831 и 1848 годами. Их число за это время увеличилось вдвое, но их жесткая тактика вызвала ненависть восставших парижан; значительное количество полицейских было уничтожено толпой во время революции 1848 года. Городской сад был упразднен в 1848 году и заменен Республиканским садом.

Вторым корпусом, ответственным за поддержание порядка в городе, была Национальная гвардия. В конце правления Карла X он восстал против монархии и помог свергнуть короля. Она состояла в основном из парижской буржуазии, и ее члены предоставили свое собственное оружие. У нее было 60 000 членов в Париже, но только 20 000 имели достаточно высокий доход, чтобы иметь право голоса. Национальная гвардия помогла подавить вооруженные восстания 1832 и 1834 годов, но с 1840 года они стали все более враждебными по отношению к правительству Луи-Филиппа. Когда разразилась революция 1848 года, они встали на сторону повстанцев и помогли положить конец режиму.

Эпидемия холеры

Первым крупным кризисом, поразившим Париж во время правления Луи-Филиппа, была эпидемия холеры в 1832 году. Это была первая подобная эпидемия во Франции, и эта болезнь была малоизвестна или изучена. Он возник в Азии и распространился по России, Польше и Германии, прежде чем достиг Франции. Первая жертва в Париже умерла 19 февраля 1832 года. Сначала считалось, что болезнь не заразна, и эпидемия не была официально признана до 22 марта. Когда новости об этом распространились, тысячи парижан покинули город. 12 733 парижанина умерли в апреле, в мае и июне их число уменьшилось, а в июле - до того, как эпидемия отступила в сентябре. В период с марта по сентябрь он убил 18 402 парижан, в том числе Казимира Перье, президента Совета министров Луи-Филиппа, который заразился этой болезнью после посещения больницы холеры в больнице.

Заболевание было наиболее смертельным в переполненных кварталах в центре Парижа. В качестве одного из показателей того, насколько переполнены были условия, имеется запись об одном общежитии на улице Сен-Лазар, 26, где 492 человека жили в одном здании с площадью менее одного квадратного метра на человека. По бедным районам распространился слух, что холера была распространена намеренно, чтобы «убить людей». Одной из жертв эпидемии стал генерал Ламарк, бывший генерал наполеоновской эпохи, который умер 1 июня. Его считали защитником народных интересов, и его похороны стали сценой большой антиправительственной демонстрации с участием на улицах возводятся баррикады. Эти события были увековечены в романе Виктора Гюго « Отверженные».

Действующий префект Сены был отправлен в отставку в основном из-за его неумелого обращения с эпидемией, а новый префект, граф Рамбуто, заявил о своем намерении принести «воздух и свет» в центр города, чтобы предотвратить будущие эпидемии. Это было началом программы по открытию центра города, которая не была полностью реализована до времен Наполеона III и барона Османа.

Памятники и архитектура
Смотрите также: Архитектура Парижа Огромная толпа наблюдала, как 25 октября 1836 года на площади Согласия был установлен Луксорский обелиск.

Одним из величайших архитектурных проектов правления Луи-Филиппа была переделка площади Согласия. Конная статуя короля Людовика XV изначально была центральным элементом площади; во время революции статую снесли и заменили статуей Богини Свободы, и это место было местом казни короля Людовика XVI и Марии Антуанетты. Луи Филипп хотел стереть все революционные ассоциации сайта. Он выбрал Жака Игнаса Хитторфа для разработки нового генерального плана, который выполнялся поэтапно между 1833 и 1846 годами. Сначала был засыпан ров дворца Тюильри. Затем Хитторфф спроектировал два Фонтана Согласия, один в память о речном судоходстве и торговле., другое морское судоходство и торговля. 25 октября 1836 года был установлен новый центральный элемент: каменный обелиск из Луксора весом 250 тонн, доставленный во Францию ​​на специально построенном корабле из Египта. Его медленно подняли на место в присутствии Луи-Филиппа и огромной толпы. На каждом углу вытянутого восьмиугольника площади Гитторф поместил статуи, представляющие французские города: Бордо, Брест, Лилль, Лион, Марсель, Нант, Руан и Страсбург. Лицо статуи Страсбурга, созданной скульптором Джеймсом Прадье, было смоделировано по образу Жюльет Друэ, спутницы Виктора Гюго.

В том же году Триумфальная арка, начатая Наполеоном в 1804 году, была окончательно завершена и освящена. Многие старые солдаты наполеоновских армий были в толпе и кричали «Vive l'Empereur», но Луи-Филипп был невозмутим. В прах Наполеона были возвращены в Париж из Святой Елены в 1840 году, и были размещены с большой торжественностью в гробницу, разработанной Луи Висконти под церковью Les Invalides.

Еще одна достопримечательность Парижа, июльская колонна на площади Бастилии, была открыта 28 июля 1840 года, в годовщину июльской революции, и посвящена погибшим во время восстания.

Несколько старых памятников были использованы для новых целей: Елисейский дворец был приобретен французским государством и стал официальной резиденцией; а при более поздних правительствах он служил резиденцией президентов Французской Республики. Базилика Сент-Женевьев, первоначально построенная как церковь в начале 1750-х годов, затем превращенная в мавзолей для великих французов во время Французской революции, а затем снова в церковь во время реставрации Бурбонов, снова стала Пантеоном, посвященным славе великие французы.

Начало архитектурной реставрации

В Сент-Шапель реставрируется (1839)

Во время правления Луи-Филиппа было запущено движение по сохранению и восстановлению некоторых из самых ранних достопримечательностей Парижа, многие из которых были сильно повреждены во время революции. В значительной степени он был вдохновлен чрезвычайно успешным романом Виктора Гюго « Горбун из Нотр-Дама» ( Notre-Dame de Paris), опубликованным в 1831 году. Ведущей фигурой реставрационного движения был Проспер Мериме, которого Луи-Филипп назначил генеральным инспектором. из исторических памятников. В 1842 году он составил первый официальный список засекреченных исторических памятников, ныне известный как База Мериме. Помимо сохранения архитектурных памятников, он вместе со своим другом писателем Жорж Санд участвовал в открытии гобеленов «Леди и единорог» в замке Буссак в Лимузене в центральной Франции; Сейчас они являются самым известным имуществом музея Клюни в Париже. Он также написал новеллу « Кармен», по которой была основана опера Бизе.

Первым отреставрированным сооружением стал неф церкви Сен-Жермен-де-Пре, старейшей в городе. В 1843 году также начались работы над собором Нотр-Дам, из которого были удалены статуи на фасаде и шпиле. Большую часть работы возглавил архитектор и историк Эжен Виолле-ле-Дюк, который иногда признавал, что руководствовался собственным исследованием «духа» средневековой архитектуры, довольно строгой исторической точностью. Другие крупные проекты реставрации были посвящены средневековой Сент-Шапель и Отелю де Виль, построенным в 17 веке. Старые здания, которые прижимались к задней части Hôtel de Ville, были расчищены, были добавлены два новых крыла, интерьер был роскошно обновлен, а потолки и стены больших салонов были расписаны фресками Эжена Делакруа. К сожалению, все интерьеры были сожжены в 1871 году Парижской Коммуной.

Восстановление центра города и бульваров

Рамбуто, в течение этих пятнадцати лет в качестве префекта Сены, предпринял попытки решить проблему блокировки движения и ухудшения состояния улиц в центре, особенно после эпидемии холеры в центре города. Он открыл Rue d'Arcole и Rue Soufflot и построил то, что сейчас называется Rue Rambuteau, шириной тринадцать метров, чтобы соединить район Le Marais с рынками Les Halles. Он перестроил то, что стало известно как мост Луи-Филиппа, от площади Грев до острова Сен-Луи и полностью перестроил мост Сен -Пер. Île Louviers, только к востоку от острова Сен-Луи, используется в качестве пиломатериалов двор, был прикреплен к правому берегу, и бульвар Morland заменил узкую ветвь Сены, который отделял остров от города. Pont d'Austerlitz, первоначально названный в честь наполеоновской военной победы, переименован в Пон - дю - Жардин дю Руа во время реставрации Бурбонов, забрал его наполеоновский имя. Набережная Ла Турнель и берега Сены в Лувре и на набережной Гран-Августин были обнесены каменными стенами и засажены деревьями.

В начале правления Луи-Филиппа старые крепостные валы и бастионы Людовика XIV все еще были видны во многих местах по всему городу, а по вершине проходила пешеходная дорожка. Рамбуто выровнял их, чтобы расширить и выпрямить Большие бульвары. Только короткие участки приподнятых тротуаров на бульваре Сен-Мартен и бульваре Бонн-Нувель показали, как раньше выглядели валы (и они видны до сих пор). Рамбуто также начал восстанавливать старый центральный рынок Les Halles, но новые здания, тяжелые и старомодные, не понравились парижанам. Позже проект был остановлен Наполеоном III, когда он был еще принцем-президентом Франции (1848–1851). Новые здания из стекла и железа были спроектированы и построены на их месте архитектором Виктором Балтардом.

Тротуары и общественные туалеты

В начале правления Луи-Филиппа парижские тротуары в центре города, если они вообще существовали, были очень узкими, редко достаточно широкими, чтобы два человека могли идти рядом. Путешественники описали приключение попытки пройти по улицам Иль-де-ла-Сите по узкому, многолюдному тротуару, опасность выйти на улицу из-за повозок, фургонов и экипажей, а также шум кареты. колеса эхом разносятся по стенам улицы. Тротуары были обычным явлением только в новых кварталах к западу и северу и на Больших бульварах. В 1836 году Рамбуто начал проект по строительству тротуаров в большем количестве районов и замене старых тротуаров из лавового камня на асфальт. К концу правления Луи-Филиппа большинство улиц Парижа было заасфальтировано. При Наполеоне III Осман завершил тротуары, добавив гранитные края.

Рамбуто также обратился к отсутствию общественных писсуаров, которые придавали переулкам и паркам особый и неприятный запах. Первые общественные писсуары были установлены во время реставрации Бурбонов, как раз перед июльской революцией 1830 года, но их разобрали и использовали для создания баррикад во время уличных боев. В июле 1839 года Рамбуто санкционировал строительство писсуара нового круглого типа высотой от десяти до двенадцати футов, сделанного из кирпичной кладки с остроконечной крышей и плакатами, развешанными снаружи. Первые разместились на бульваре Монмартр и итальянском бульваре. К 1843 году было 468 писсуаров. Они стали известны как vespasiennes в честь римского императора Веспасиана, который, как говорят, установил общественные туалеты в Древнем Риме. Все они были заменены во время Второй Империи на более новую чугунную конструкцию.

Стена Тьера

Фотография стены Тьера в конце XIX века.

Городские стены Парижа были разрушены во время правления Людовика XIV, а в 1814 году город был легко захвачен ближе к концу войны Шестой коалиции, так как в нем не было укреплений. Еще в 1820 году в Париже начались споры о необходимости строительства новой стены. В 1840 году в результате напряженности между Францией, Великобританией и Германией обсуждение возобновилось, и Адольф Тьер, президент Совета и министр иностранных дел, выдвинул план. Тьер Wall, утвержденный 3 апреля 1841 года, составила 34 км в длину и состоит из пояса валов и траншей 140 метров в ширину. Самый высокий вал был десятью метрами в высоту и три метра в ширину, а дорога шириной шесть метров проходила по всей длине стены. Запрещалось возводить какие-либо сооружения на пространстве шириной 250 метров перед стеной. Стена была укреплена через равные промежутки времени рядом бастионов и 16 больших фортов вокруг города. В 1860 году маршрут стены обозначал официальную границу Парижа, и остается таковой с небольшими изменениями и сегодня. Ряд бастионов все еще существует, и остатки стены все еще можно увидеть в Порт-д'Аркей (в 14-м округе ) и в точке, в которой канал Сен-Дени проходил через стену. Boulevard окружная дорога вокруг города идет по пути старой стены Тьера.

Социальные реформы и образование

Рамбуто также предпринял попытки улучшить социальные институты города. Он построил новую тюрьму La Roquette для преступников, в то время как душевнобольные и больные были разделены и оставлены в больнице Bicêtre. Женщины-заключенные были отправлены в Enclos Saint-Lazare. Рамбуто начал строительство больницы Ларибуазьер (в 10-м округе) и реорганизовал Мон-де-Пите, благотворительную организацию, которая предоставляла малообеспеченные ссуды. Кроме того, он увеличил количество сберегательных касс для рабочих и парижан из среднего класса. Раньше за начальное образование отвечала Церковь, и многие дети оставались неграмотными. При министре образования Луи-Филиппа Франсуа Гизо начальная школа стала обязательной с 28 июня 1833 года. Была создана система общинных и общих школ, а также две высшие начальные школы: Коллеж Шапталь (ныне Lycée Chaptal) и Школа Тюрго (1839). Все начальные школы, как католические, так и светские, были переданы в ведение центрального комитета по образованию во главе с префектом.

Вода и фонтаны

Каналы, которые привели питьевой воды в Париж, начатого Наполеоном, были расширены, и Rambuteau увеличилось число передающихся через Fontaines, небольшие фонтаны воды 50 сантиметров с простой носиком, от 146 в 1830 году до 2000 в 1848. Несмотря на быстрый рост города, новые источники воды не разрабатывались. У самых богатых парижан были колодцы в своих резиденциях, обычно в подвале. Большинство парижан получали питьевую воду традиционным способом, посещая городские фонтаны, отправляя слуг к фонтанам или покупая воду у носильщиков, в основном мужчин из Оверни и Пьемонта, которые несли большие ведра, балансирующие на шесте на плечах.

Во время правления Луи-Филиппа в центре города были воздвигнуты пять новых монументальных фонтанов: два фонтана, спроектированные Жаком Игнасом Хитторффом на площади Согласия; Fontaine Мольер на улицу Ришелье спроектированного Луи Висконти (который также спроектировал гробницу Наполеона); Fontaine Лавуа на площади Лавуа, разработанный Висконти на месте старого оперного театра; и фонтан Сен-Сюльпис, также созданный Висконти, в центре площади Сен-Сюльпис.

Железная дорога прибывает
Паровоз 1844 года с линии Париж-Руан, сейчас находится в музее железных дорог в Мюлузе.

Самым важным экономическим и социальным событием правления Луи-Филиппа было прибытие в Париж железной дороги. Первая успешная пассажирская железнодорожная линия во Франции была открыта между Сент-Этьеном и Лионом в 1831 году. Финансисты братья Перер построили первую линию из Парижа в Сен-Жермен-ан-Ле в период с 1835 по 1837 год, в основном для того, чтобы убедить банковское сообщество и парижане считали такое средство передвижения возможным и прибыльным. Граница между Парижем и Версалем была утверждена 9 июля 1836 года; это было место первой железнодорожной катастрофы во Франции 8 мая 1842 года, в которой по меньшей мере 55 пассажиров погибли и от 100 до 200 получили ранения. Авария не замедлила рост железных дорог: линия Париж-Орлеан открылась на 2 мая 1843 года, и на следующий день была открыта линия между Парижем и Руаном.

Первые железнодорожные станции в Париже назывались embarcadéres (термин, заимствованный из речного судоходства)), и их расположение вызывало большие споры, поскольку каждая железнодорожная линия принадлежала другой компании, и каждая шла в своем направлении. Первый эмбаркадер был построен братьями Перейр на линии Париж-Сен-Жермен-ан-Ле, на площади Европы; он открылся 26 августа 1837 года. Он стал настолько успешным, что был быстро заменен более крупным зданием на улице Стокгольм, а затем еще большим строением, в начале вокзала Сен-Лазар, построенным между 1841 и 1843 годами. станция для поездов в Сен-Жермен-ан-Ле, Версаль и Руан.

Братья Перер утверждали, что вокзал Сен-Лазар должен быть единственной железнодорожной станцией в Париже, но владельцы других линий настаивали на том, чтобы каждый из них имел свой собственный вокзал. Первый Орлеанский вокзал, ныне известный как Гар д'Аустерлиц, был открыт 2 мая 1843 года и был значительно расширен в 1848 и 1852 годах. Первый вокзал Монпарнас открылся 10 сентября 1840 года на авеню дю Мэн и был конечной точкой города. новая линия Париж-Версаль на левом берегу Сены. Он быстро оказался слишком маленьким и был перестроен между 1848 и 1852 годами на пересечении улиц Ренн и бульвара Монпарнас, где он сейчас находится.

Банкир Джеймс Майер де Ротшильд получил разрешение правительства построить первую железнодорожную линию от Парижа до бельгийской границы в 1845 году с ответвлениями на Кале и Дюнкерк. Первый эмбаркадер новой линии открылся на улице Дюнкерк в 1846 году. В 1854 году он был заменен на гораздо более крупную станцию, Гар дю Нор. Первая станция на линии, ведущей на восток Франции, Гар де л'Эст, был начат в 1847 году, но завершился лишь в 1852 году. Строительство новой станции для линии на юг, от Парижа до Монтро-Фо-Йонн, началось в 1847 году и было завершено в 1852 году. В 1855 году она была заменена новой станцией., первый Лионский вокзал, на том же сайте.

Экономика

Промышленность

Промышленная революция постепенно изменила экономику и внешний вид Парижа, так как новые заводы были построены вдоль Сены и во внешних районах города. Текстильная промышленность находилась в упадке, но химическая промышленность развивалась на окраинах города, в Жавеле, Гренелле, Пасси, Клиши, Бельвиле и Пантине. К нему присоединились заводы и фабрики, которые производили сталь, станки и инструменты, особенно для новой железнодорожной отрасли. По металлургии Париж занимает третье место во Франции после Сент-Этьена и департамента Нор. Между 1830 и 1847 годами двадцать процентов всех паровых двигателей, производимых во Франции, производились в Париже. Многие из них были произведены на локомотивном заводе, построенном Жаном-Франсуа Кайем в 1844 году, сначала в Шайо, затем в Гренеле, который стал одним из крупнейших предприятий Парижа.

Одним из примеров новых фабрик в Париже была фабрика сигарет и сигар в Филиппон, между улицей Университе и набережной Орсе. Солдаты Наполеона принесли привычку курить из Испании, и она распространилась среди всех классов парижан. У правительства была монополия на производство табачных изделий, и государственная фабрика открылась в 1812 году. На ней работало 1200 рабочих, в основном женщины, а также школа и лаборатория, находящиеся в ведении Политехнической школы, для развития. новые методы производства табака.

Несмотря на всплеск индустриализации, большинство парижских рабочих работали в небольших мастерских и на предприятиях. В 1847 году в Париже было 350 000 рабочих, занятых на 65 000 предприятий. Только на семи тысячах предприятий было занято более десяти человек. Например, в 1848 году в Париже было 377 небольших мастерских по изготовлению и продаже зонтов, в которых работало в общей сложности 1442 рабочих.

Банковское дело и финансы

Парижская фондовая биржа La Bourse (1831 г.)

С ростом индустриализации значение банковского дела и финансов в экономике Парижа также выросло. Как писал Стендаль в то время, банкиры были новой аристократией Парижа. В 1837 году Жак Лаффит основал первый коммерческий банк в Париже Caisse Générale du Commerce et de l'Industrie. В 1842 году Ипполит Ганнерон основал конкурирующий коммерческий банк Comptoir Général du Commerce. Банки финансировали важнейшее экономическое событие правления Луи-Филиппа: открытие железных дорог. Братья Эмиль и Иссак Перейре, внуки иммигранта из Португалии, основали первую железнодорожную ветку в Париж.

Джеймс Майер де Ротшильд, главный соперник братьев Перере, был самым известным банкиром во время правления Луи-Филиппа. Он давал ссуды королевскому правительству и сыграл ключевую роль в строительстве французской горнодобывающей промышленности и сети железных дорог. В 1838 году он приобрел дом Шарля Мориса де Талейрана на улице Сен-Флорентин, 2 на площади Согласия для своей парижской резиденции. Он стал ведущей фигурой в парижском обществе и искусстве; его личным поваром была Мария-Антуан Карим, одно из самых известных имен французской кухни. Он покровительствовал многим ведущим художникам того времени, включая Джоаккино Россини, Фредерика Шопена, Оноре де Бальзака, Эжена Делакруа и Генриха Гейне. Шопен посвятил свою балладу № 4 фа минор, соч. 52 (1843) и его Вальс до-диез минор, соч. 64, N ° 2 (1847 г.), дочери Ротшильда Шарлотте. В 1848 году Жан Огюст Доминик Энгр написал портрет своей жены.

Бутики и предметы роскоши

Галерея Орлеанской Пале-Рояль в 1840 году

Правление Луи-Филиппа стало известно как «господство бутика». В течение этого периода Париж продолжал оставаться рынком предметов роскоши для самых богатых покупателей Европы и лидером в моде. Парфюмер Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен открыл свой первый магазин на улице Риволи в 1828 году. В 1840 году он открыл более крупный магазин на улице Rue de la Paix, 145, которая также была первой улицей в Париже, освещенной газовым светом. Фарфоровая фабрика в Севре, которая издавна производила сервизы для королевских дворов Европы, начала изготавливать их для парижских банкиров и промышленников.

Пассаж де Панорама и другие крытые торговые галереи были предками современного торгового центра. Еще одним новым видом магазинов стал magasin de nouveautés, или магазин новинок. «Гранд Кольбер» в галерее Кольбер на улице Вивьен был оформлен и организован как восточный базар ; в нем были большие стеклянные витрины и витрины, фиксированные цены и ценники, а также продавался широкий спектр товаров для женщин, от кашемира и кружева до чулочно-носочных изделий и шляп. Он был родоначальником первых современных универмагов, которые появились в Париже в 1850-х годах. В это время в Париже были внедрены и другие новые методы маркетинга: световой знак и реклама товаров в газетах. Появление железной дороги позволило людям из провинции приезжать в Париж просто за покупками.

Повседневная жизнь

Транспорт

Первый вид общественного транспорта, омнибус, был представлен в Париже в январе 1828 года и пользовался большим успехом. Он использовал большие кареты, запряженные лошадьми, заходил сзади и мог перевозить от двенадцати до восемнадцати пассажиров. Стоимость проезда 25 сантимов. Омнибусы работали с семи утра до семи вечера в большинстве мест, но работали до полуночи на Больших бульварах. В 1830 году было десять омнибусных компаний; к 1840 году их число увеличилось до тринадцати омнибусов на 23 различных линиях, хотя половину пассажиров перевозила одна компания, Entreprise Générale des Omnibus de Paris (EGO) Станислава Бодри.

Другим распространенным транспортным средством был фиакр, такси того времени. Это был небольшой вагон, похожий на коробку, вмещавший до четырех пассажиров; его можно было взять напрокат на специально отведенных станциях в окрестностях Парижа. Стоимость одной поездки 30 су вне зависимости от расстояния; или их можно было нанять по ставке 45 су на час. Водители ожидали чаевых и, согласно путеводителю 1842 года, становились крайне неприятными, если не получали их.

Еда и напитки

Основными продуктами парижской диеты, неизменной с 18 века, были хлеб, мясо и вино. Парижане из высшего сословия начинали день с кофе и хлеба, затем в полдень ели déjeuner (обед), часто в кафе ; они часто начинались с устриц, затем следовали бифштексы, овощи, фрукты, десерт и кофе. Трапеза сопровождалась вином, часто разбавленным водой. Ужинали в шесть или семь вечера с большим количеством блюд. После спектакля они часто ходили в театр, а после спектакля ходили в кафе, чтобы выпить кофе или поужинать.

Для парижан из рабочего класса хлеб составлял семь восьмых их рациона. Они сопровождали его любыми сезонными фруктами, небольшим количеством белого сыра, а зимой - кусочками свинины или бекона, а также тушеными грушами или жареными яблоками. Обычно они ели какой-нибудь суп каждый вечер, а в воскресенье традиционно ели тушеное мясо под названием pot-au-feu. Блюда всегда сопровождались вином, обычно с добавлением воды.

Экономические трудности для простых парижан во время правления Луи-Филиппа можно проиллюстрировать на примере их потребления мяса; между 1772 и 1872 годами парижане постоянно ели около шестидесяти килограммов мяса в год на человека, но между 1831 и 1850 годами потребление мяса упало примерно до пятидесяти килограммов.

Купание

Китайские бани на бульваре Капуцинов (1848 г.)

Лишь у небольшого числа парижан была сантехника или ванны в помещении; для большинства воду для умывания приходилось приносить из фонтана или покупать у водолаза и хранить в контейнере, и ее использовали экономно. В Париже было несколько бань, в том числе некоторые, такие как Китайские бани на итальянском бульваре, которые обслуживали клиентов из высших слоев общества.

Плавучая ванна и школа плавания для женщин на набережной Анжу (1846 г.)

Для рабочего класса существовал ряд плавучих ванн вдоль Сены между мостами Аустерлиц и Пон-д'Иена, которые работали летом. Это были бассейны с речной водой, окруженные забором и, как правило, плавучими аркадами раздевалок. Они были открыты днем ​​и ночью за входной билет в четыре су или двадцать сантимов. В них были отдельные секции для мужчин и женщин, а купальные костюмы можно было взять напрокат. Церковь и пресса часто осуждали их как оскорбление общественной морали, но в жаркие летние дни они всегда были переполнены молодыми парижанами из рабочего класса. Некоторые плавучие ванны были предназначены для более состоятельных посетителей, некоторые использовались в качестве школ для обучения плаванию, а некоторые были предназначены только для женщин; один был расположен напротив отеля Lambert на набережной Анжу.

Пресса
Газетный рынок в Париже в 1848 году

В начале правления Луизи-Филиппа городские газеты были дорогими, имели очень малый тираж, содержали очень мало новостей и читались в основном в кафе. Ситуация кардинально изменилась 1 июля 1836 года с выходом первой недорогой ежедневной газеты в Париже La Presse. Вскоре это вдохновило многих подражателей. Между 1830 и 1848 годами тираж газет в Париже увеличился вдвое; в 1848 г. в городе было 25 газет общим тиражом 150 000 экземпляров. Несмотря на официальную цензуру, они играли все более важную роль во французской политике и в событиях, кульминацией которых стала революция 1848 года. Пресса также стала играть новую роль в торговле: парижские магазины и магазины начали рекламировать свою продукцию в газетах.

Карикатура Луи-Филиппа в роли Гаргантюа отправила Оноре Домье в тюрьму на шесть месяцев (1832 г.)

Иллюстрированные газеты, часто с сатирическими карикатурами, также стали популярными и влиятельными. Журналист Чарльз Филипон основал иллюстрированный еженедельный журнал под названием La Caricature в 1830 году. Он использовал новую технику литографии для воспроизведения карикатур и нанял молодого карикатуриста из Марселя, Оноре Домье. Бальзак, друг Филипона, также сотрудничал с журналом, используя псевдоним. В 1832 году, воодушевленный успехом журнала, он начал более популярную ежедневную четырехстраничную иллюстрированную сатирическую газету под названием Le Charivari с карикатурами Домье. Все началось с социальной сатиры, но вскоре перешло в политику, высмеивая, среди прочего, короля. В 1832 году Домье опубликовал карикатуру на Луи-Филиппа в образе Гаргантюа, пожирающего богатства нации, а также на изображении лица короля в форме груши. Домье был арестован и отбыл шесть месяцев в тюрьме. Филипп также отбыл шесть месяцев в тюрьме за «неуважение к царской персоне». К 1835 году сотрудники газеты семь раз предстали перед судом и четыре раза были осуждены. «Карикатура» перестала публиковаться, а Шаривари переключился с политической сатиры на социальную, но издевательства над режимом со стороны прессы продолжали подрывать общественную поддержку Луи-Филиппа.

Многочисленные революционные газеты издавались в Париже политическими активистами в изгнании, а затем тайно переправлялись в свои страны. С 1843 по 1845 год Карл Маркс жил в Париже в качестве редактора двух радикальных немецких газет: Deutsch – Französische Jahrbücher и Vorwärts!. В кафе Пале-Рояля он познакомился со своим будущим сотрудником Фридрихом Энгельсом. Он был изгнан из Франции в 1845 году по просьбе прусского правительства и переехал в Брюссель.

Культура, искусство и развлечения

Музеи

Отель Cluny в 1839 году. Он стал Музеем средневековья в 1843 году.

8 ноября 1833 года новый музей монет и медалей был открыт в Hôtel des Monnaies, французском монетном дворе 18-го века на левом берегу.

Интерес к средневековью в Париже значительно возрос после публикации « Собора Парижской Богоматери» Виктора Гюго и первой реставрации собора. Александр дю Соммерар был бывшим солдатом армии Наполеона, который стал советником в Cour des Comptes. Он собрал и классифицировал большую коллекцию предметов искусства эпохи Средневековья и Возрождения и приобрел Hôtel de Cluny, который сделал своей резиденцией и частной галереей для демонстрации своей коллекции. После смерти Дю Соммерара в 1843 году французское государство купило здание и его коллекцию, а отель де Клюни и прилегающие к нему римские бани стали Музеем средневековья.

Литература

Многие из величайших и самых популярных произведений французской литературы были написаны и опубликованы в Париже во время правления Луи-Филиппа.

Среди других крупных парижских писателей Июльской монархии были Жорж Санд, Альфред де Мюссе и Альфонс де Ламартин. Поэт Шарль Бодлер, родившийся в Париже, опубликовал свои первые произведения, очерки художественной критики.

Картина

Париж салон, проводится каждый год в Лувре, по- прежнему являются наиболее важным событием во французском мире искусства, установление цен и репутации художников. На протяжении большей части правления Луи-Филиппа в нем доминировали художники- романтики. Самой выдающейся фигурой в живописи был Эжен Делакруа, чьи романтические картины изображали исторические, патриотические и религиозные сюжеты. Его самая известная картина того периода, « Свобода, ведущая народ» ( La Liberté guidant le peuple), аллегория революции 1830 года, была куплена французским государством, но до 1848 года считалась слишком подстрекательской, чтобы показывать ее на публике. Другое Среди выдающихся художников, чьи работы были представлены в Парижском салоне, были Теодор Шассерио и Жан-Огюст-Доминик Энгр, который был выдающейся фигурой во французской живописи со времен правления Наполеона I.

Новое поколение художников появилось в 1840-х годах во главе с Гюставом Курбе, который выставил свой « Автопортрет с черной собакой» в Парижском салоне в 1844 году. Его появление в качестве лидера реалистического движения произошло только после 1848 года. Революция.

Музыка

Фредерик Шопен в портрете Марии Водзиньской (1836) Гектор Берлиоз на портрете Эмиля Синьоля (1832)

Париж был домом для некоторых из самых известных музыкантов и композиторов мира во время июльской монархии. Самым известным был Фредерик Шопен, который прибыл в Париж из Польши в сентябре 1831 года в возрасте двадцати одного года и так и не вернулся на родину после подавления польского восстания против русского правления в октябре 1831 года. Шопен дал свой первый концерт в Париже в Salle Pleyel 26 февраля 1832 года и оставался в городе большую часть следующих семнадцати лет, вплоть до своей смерти в октябре 1849 года. За эти годы он дал всего 30 публичных выступлений, предпочитая давать сольные концерты в вместо этого частные салоны. Он зарабатывал себе на жизнь в основном за счет заказов богатых покровителей, включая жену Джеймса Майера де Ротшильда, публикацию его сочинений и частные уроки игры на фортепиано. Шопен в разное время жил по адресу: Rue de la Chaussée-d'Antin, 38 и Rue Tronchet, 5. У него были десятилетние отношения с писателем Жоржем Сандом между 1837 и 1847 годами. В 1842 году они вместе переехали на Орлеанскую площадь, 80 Rue Taitbout, где их отношения и закончились.

Ференц Лист также жил в это время в Париже, сочинял музыку для фортепиано и давал концерты и уроки музыки. Он жил в Hôtel de France на улице Ла Файет, недалеко от Шопена. Эти двое были друзьями, но Шопен не оценил манеру, в которой Лист играл вариации на свою музыку. Скрипач Никколо Паганини был частым гостем и исполнителем в Париже. В 1836 году он сделал неудачное вложение в парижское казино и обанкротился. Он был вынужден продать свою коллекцию скрипок, чтобы выплатить долги.

Французский композитор Гектор Берлиоз приехал в Париж из Гренобля в 1821 году, чтобы изучать медицину, которую он оставил ради музыки в 1824 году, посещая Парижскую консерваторию в 1826 году; он получил Римскую премию за свои сочинения в 1830 году. Он работал над своим самым известным произведением, « Фантастической симфонией», во время июльской революции 1830 года. Премьера состоялась 4 декабря 1830 года.

Шарль Гуно, родившийся в Париже в 1818 году, изучал композицию во время правления Луи-Филиппа, но еще не написал оперу « Фауст» и другие свои самые известные произведения.

Фотография

Boulevard Тампль, как сфотографировали Луи Дагер в 1838 Вид на бульваре Тампль является одним из самых ранних фотографий, чтобы показать человеку: человек, который оказывает башмаки сияли.

Париж был родиной современной фотографии. Процесс получения изображений на пластинах, покрытых светочувствительными химическими веществами, был открыт Нисефором Ньепсом в 1826 или 1827 годах в сельской местности Франции. После этой смерти в 1833 году процесс был усовершенствован парижским художником и предпринимателем Луи Дагером, который изобрел парижскую диораму. Его новый метод фотографии, названный дагерротипом, был публично объявлен на совместном заседании Французской академии наук и Академии изящных искусств в Париже 19 августа 1839 года. Дагер передал права на изобретение французской нации, которая предложила их бесплатно любому пользователю в мире. Взамен Дагер получил пенсию от французского государства. Дагерротип стал наиболее распространенным методом фотографии в 1840-х и 1850-х годах.

Театр и Преступный бульвар

Жан-Гаспар Дебюро в роли Пьеро в Театре Funambules c. 1830 г.

Парижане всех сословий часто посещали театр во время июльской монархии, выстраиваясь в очередь, чтобы посмотреть оперы, драмы, комедии, мелодрамы, водевиль и фарс. Стоимость билетов варьировалась от десяти франков за лучшие места в Итальянской опере до 30 су за место на самом высоком балконе « рай » в одном из популярных театров мелодрамы или варьете. Это были самые важные театральные площадки Парижа 1830-х и 1840-х годов:

  • Итальянская опера была проведена под эгидой Театром-Italien на Театром де ла Возрождения на улице Mehul и Рю Нев де Petits-Champs. В нем было две тысячи мест, и все певцы и музыканты были итальянцами.
  • Французская опера была поставлена ​​под эгидой Королевской академии музыки на улице Ле Пеллетье, недалеко от итальянского театра.
  • Opéra-Комик выполнена в Salle Favart, расположенный на то, что теперь называется Place Буальдье и представлены легкие оперные произведения.
Портрет мадемуазель Рэйчел работы Уильяма Этти, 1840-е гг.
  • Комеди Франсез осуществляется в зале Ришелье на улице Ришелье. Его самой известной драматической звездой во время правления Луи-Филиппа была мадемуазель Рашель (см. Ниже).
  • Театр « Одеон» представил классическую драму и комедию на конкурсе «Французская комеди». В 1840-х годах его самой известной звездой была мадемуазель Жорж, которая была ведущей актрисой парижского театра во время Первой Империи и Реставрации Бурбонов.
  • Театр дю Gymnase на бульваре Bonne Nouvelle специализируется на фарс. Его самым известным актером был Буффе, который считался величайшим комическим актером того времени.
  • Театр дю Водевиль стоял на площади де ла биржи, с видом на фондовой бирже, и был известен легкой комедии.
  • Театр де ла Порт Сен-Мартен, расположенный на бульваре Сен-Мартен, был известен мелодрамы и бурлеск; его самой известной звездой 1830-х и 1840-х годов был Фредерик Лемэтр.
  • Театр де l'Ambigu-Комик на бульваре Сен-Мартен специализируется на мелодрамы и водевиля.
Фредерик Лемэтр в роли дона Сезара де Базана (1844)

В дополнение к этим сценам на Бульваре дю Темпл была собрана отдельная группа из пяти театров, в основном для публики из рабочего класса: Цирк Олимпик, Театр Фоли-Драматики, Театр де ла Гете, Театр де Фунамбул и Театр Фунамбул. Театр Саки. Наибольшую известность они получили благодаря мелодрамам, которые дали этому участку улицы прозвище Бульвар преступности. Самый известный театр этой группы был Funambules, известный своими выступлениями Pierrot мим Дебюро, который не выступала там с 1819 до 1846. Он и его культурной среды были незабываемо изображал в 1945 фильме Марселя Карне, Les Enfants дю Паради ( Дети рая).

Самая известная женщина драматическое звезда театра в Париже была Элиза Рашель, более известный как «мадемуазель Рахель», немецкая актриса, пришедшей в Комеди Франсез в Париже в 1830 году, и стал отмечаться за ее драматические роли в произведениях Жана Расина, Вольтер и Пьер Корнель, особенно в роли Федра в одноименной пьесе Расина. Самым известным актером-мужчиной был Фредерик Лемэтр, который прославился тем, что превратил серьезную драматическую роль Роберта Макера в пародийную. Во время правления Луи-Филиппа он снялся в пьесе Виктора Гюго « Руи Блас» и в пьесе Бальзака « Вотрен». Последняя пьеса была немедленно запрещена королевскими цензорами, потому что его парик очень напоминал парик Луи-Филиппа.

Рестораны, кафе

Парижане у кафе Тортони на итальянском бульваре (1835 г.) Район ресторанов итальянского бульвара в 1840-х годах.

В начале правления Луи-Филиппа самые знаменитые рестораны находились в аркадах Пале-Рояль, но к 1845 году Большими бульварами, где располагались театры, стали главным ресторанным районом. Самые известные и дорогие рестораны города выстроились вдоль итальянского бульвара: Café Anglais at no. 13; Кафе Riche по адресу нет. 16; Maison не Dorée на нет. 20; и Café de Paris по адресу нет. 22. Здесь также находилось кафе Tortoni, известное своим итальянским мороженым и выпечкой. Café Anglais было частым местом встречи персонажей серии романов Бальзака La Comédie humaine.

Гингетты

Guinguettes создавали популярные развлечения для всех классов парижан, особенно по воскресеньям. Это были таверны или кабаре, в основном расположенные недалеко от городской черты, где налоги на вино и спиртные напитки были ниже; наибольшая концентрация была на Монмартре, Бельвиле, Монруже и в непосредственной близости от городских таможенных постов в Баррьер-д'Энфер, Мэн, Монпарнас, Куртиль, Труа Курон, Менильмонтан, Ле Амандье и Вожирар. Обычно по воскресеньям у них были музыканты и танцы, а парижане часто привозили с собой целые семьи. В 1830 году их было 367, из них 138 в самом городе и 229 в пригородах. В 1834 г. их было 1496, из них 235 в Париже и 261 за чертой города.

Парки развлечений и увеселительные сады

Jardin Turc в 1831 году

Парки развлечений были очень популярны во время Реставрации Бурбонов, но пришли в упадок во время правления Луи-Филиппа. Это были летние сады, которые предлагали еду, напитки, музыку, танцы, акробатов, фейерверки и другие развлечения за плату за вход. Они пошли на спад, так как цены на недвижимость росли, а ценная земля продавалась под застройку. Самый известный, Nouveau Tivoli, на улице Rue de Clichy, 88, был закрыт в 1842 году. Jardin Turc на улице Rue du Temple, популярное кафе и летний сад, просуществовал до начала 20 века.

Панорама и диорама

Панорама была очень большая реалистическая живопись города или природного чуда, отображается в круглом здании, так что зрители, на платформе в центре, чувствовали, что они видели реальную вещь. Первые панорамы были представлены американским инженером и предпринимателем Робертом Фултоном в Пассаже панорам на улице Монмартр в 1799 году. В 1831 году французский изобретатель Жак Дагер изобрел диораму, показ двух похожих картин, освещенных движущейся лампой в помещении. таким образом, чтобы создать иллюзию трех измерений. Здание, в котором располагалась диорама, сгорело в 1839 году, и Дагер обратил свое внимание на разработку новой технологии фотографии. Новый театр для панорам был построен в 1839 году архитектором Жаком Игнасом Хитторффом в Карре Мариньи на Елисейских полях для показа монументальной исторической картины Жана-Шарля Ланглуа « Сожжение Москвы в 1812 году». Здание, которое до сих пор стоит, сейчас представляет собой театр, расположенный рядом с Большим дворцом.

Парижская мода при Луи-Филиппе
  • Парижские модники в 1831 году

  • На итальянском бульваре (1833)

  • Модная тарелка из журнала Le Follet 1839 г.

  • Женщины на террасе кафе Тортони (1847)

  • Модная тарелка из Journal des Tailleurs (1848 г.)

Бунты и революционеры

Несмотря на свою популярность среди многих парижан в начале своего правления, Луи-Филипп почти сразу столкнулся с ожесточенным противодействием со стороны тех, кто хотел заменить монархию республикой и настаивать на радикальных социальных реформах; оппозиция была сильнейшей среди студентов, рабочего класса и членов нового социалистического движения. Первый бунт произошел в декабре 1830 г., после суда над министрами короля Карла X; толпа была взбешена тем, что вместо смертной казни приговорили к пожизненному заключению. Новые беспорядки произошли в 1831 году в знак протеста против поминальной службы, проведенной в церкви Сен-Жермен-л'Оксерруа по герцогу Берри, известному монархисту, убитому 14 февраля 1820 года во время правления короля Людовика XVIII. Интерьер церкви был разграблен, и на следующий день мятежники напали на церковь Нотр-Дам-де-Бонн-Нувель и дворец архиепископа Парижа рядом с собором Парижской Богоматери. Резиденция архиепископа была сильно повреждена и в конечном итоге снесена.

4 июня 1832 года похоронная процессия генерала Ламарка, антимонархического армейского офицера, популярного среди студентов, умерших от холеры, превратилась в массовую демонстрацию против правительства; протестующие скандировали «Да здравствует республика!» и «Долой Бурбонов!». Около 4000 студентов, рабочих и их сторонников воздвигли баррикады на узких улочках кварталов Ле Ломбард, Арци, Сент-Авуа и Отель де Виль. Они взяли под свой контроль район города между Бастилией и Ле-Аль, но за пределами этих районов не было большой общественной поддержки. Несмотря на ожесточенное сопротивление студентов и рабочих, мятежный район был постепенно сокращен армией до улиц вокруг монастыря Сен-Мерри и разгромлен 6 июня. ЧП продлилось до 29 июня. 5 000 человек были арестованы, но только 82 были осуждены; семеро были приговорены к смертной казни, а приговоры в конечном итоге были сокращены до депортации. Это событие стало драматическим эпизодом романа Виктора Гюго « Отверженные». В следующем году было больше демонстраций, с поднятым красным флагом на мосту Аустерлиц, новыми баррикадами в районе Сен-Мерри и двухдневными боями между правительственными войсками и революционерами. Весной 1834 года в том же районе было больше беспорядков и баррикад; солдаты атаковали здание, из которого, по их словам, велись выстрелы, и убили многих демонстрантов, находившихся внутри.

Попытка убийства Луи-Филиппа в 1835 году на бульваре Темпл

Наиболее драматическая атака на правительство произошла 28 июля 1835 года, в годовщину июльской революции 1830 года. Луи-Филипп и его генералы провели грандиозную проверку армии и Национальной гвардии, выстроившихся вдоль Больших бульваров. В час дня, когда Луи-Филипп и его свита проезжали мимо кафе Turc на бульваре Темпл, из окна выстрелила «адская машина» из нескольких стволов. Маршал Мортье, герцог де Тревиз, ехавший с королем, был убит, а шесть генералов, два полковника, девять офицеров и 21 зритель были ранены, некоторые смертельно. Царь был задет снарядом, но отдал приказ продолжить парад. Организатор нападения Джузеппе Марко Фиески и двое его сообщников были арестованы, а затем гильотинированы. Это были не последние нападения на Луи-Филиппа: была еще одна попытка застрелить Луи-Филиппа в 1836 году, две в 1840 году и еще две в 1846 году, в том числе одна попытка стрельбы вооруженным преступником, когда он приветствовал толпу в садах Тюильри из балкон дворца.

В мае 1839 года в центре города произошла попытка государственного переворота, которую возглавили радикальный республиканец Арман Барбес и социалист Огюст Бланки. Во второй половине дня 12 мая около тысячи революционеров взяли в руки оружие и отправились захватить префектуру полиции, Шатле, Дворец правосудия и Отель де Виль. Им не удалось захватить префектуру полиции, и к концу дня регулярная армия, муниципальная полиция и национальная гвардия арестовали большинство революционеров. Лидеры сидели в тюрьмах до конца режима.

Париж при Луи-Филиппе также стал магнитом для революционеров из других стран. Карл Маркс переехал в Париж в октябре 1843 года и жил по адресу: Rue Vaneau, 23, где родилась его дочь Дженни, а позже - по адресу: ул. 38 на той же улице. Он стал редактором леворадикальных немецких газет Deutsch – Französische Jahrbücher и Vorwärts!. Известный русский анархист и революционер Михаил Бакунин также был редактором Jahrbücher. 28 августа 1844 года Маркс впервые встретился со своим будущим сотрудником Фридрихом Энгельсом в Café de la Régence в Пале-Рояле, кафе, известном международными шахматными мастерами, которые регулярно там играли. По просьбе короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV Маркс был изгнан из Франции в апреле 1845 года. Затем он переехал в Брюссель.

Революция 1848 года
Основная статья: Французская революция 1848 года Карикатура Луи-Филиппа, превращающегося в грушу. Автор Оноре Домье (1831 г.). Политические карикатуры были запрещены в 1835 году.

Рабочие Парижа, особенно приехавшие из провинции, также все больше недовольны правительством Луи-Филиппа. Они жаловались на рост цен, низкие зарплаты и безработицу, начали организовываться и бастовать. Первыми забастовали рабочие новой канализации 4 августа 1832 года, за ними последовали плотники, затем работники обоев и швейных фабрик. Период экономического роста на какое-то время успокоил беспорядки, но в 1846-1847 годах Францию ​​обрушил новый экономический кризис в виде нехватки кредитов и денег для инвестиций, вызванный чрезмерной спекуляцией на новых железных дорогах. Безработица и количество забастовок увеличились, а уверенность в обещаниях правительства о процветании упала.

Доминирующим вопросом, который привел многих парижан к конфликту с правительством, было право голоса, которое было ограничено только самыми богатыми гражданами. Только треть членов Национальной гвардии, основной силы защиты режима в Париже, имела право голоса. Консервативное правительство при поддержке Луи-Филиппа отказалось увеличить число избирателей. На выборах в Палату депутатов в июле 1842 года консерваторы и монархисты сохранили свое большинство, но в Париже десять из двенадцати новых членов принадлежали к оппозиции, двое из которых были республиканцами. На выборах 1846 г. более 9000 голосов досталось кандидатам от оппозиции из 14 000 поданных. Парижане все больше критиковали правительство Луи-Филиппа, чем остальная часть страны.

Первый банкет оппозиции в парке Шато-Руж (9 июля 1847 г.)

9 июля 1847 года члены оппозиции применили новую тактику, требуя изменения избирательной системы: они устроили большой банкет в парке Шато Руж (ныне в Ружьем замке ) на улице Клиньянкур. На банкете присутствовало 1200 человек, в том числе 86 депутатов. После этого мероприятия другие банкеты оппозиции были проведены в каждом из округов и в городах по всей стране. За одним банкетом последовало шествие от двух до трех тысяч студентов под дождем с Мадлен и площади Согласия. Правительство во главе с министром внутренних дел Франсуа Гизо запретило любые дальнейшие банкеты и аналогичные демонстрации и призвало Национальную гвардию обеспечить выполнение этого приказа. Национальная гвардия, симпатизирующая оппозиции, отказалась двинуться с места и вместо этого скандировала «Да здравствует реформа!» и "Долой Гизо!"

Поэт Ламартин провозглашает Вторую республику в отеле де Виль (25 февраля 1848 г.)

Вечером 23 февраля 1848 года большая толпа, поддерживавшая оппозицию, собралась на углу улицы Нев-де-Капуцинов (с 1861 г. - улицы Капуцинов) и бульвара Капуцинов перед снесенным в настоящее время Hôtel de Wagram, в котором находился дом Капуцинов. Министерство иностранных дел. В десять часов при звуке выстрела батальон солдат, охранявших здание, открыл огонь, в результате чего погибло 52 человека. При известии о стрельбе лидеры оппозиции призвали к немедленному восстанию. 24 февраля по всему Парижу было построено 1500 баррикад, многие из которых были укомплектованы солдатами Национальной гвардии. Командующий регулярной армией в Париже маршал Бюжо отказался отдать приказ открыть огонь по баррикадам. В результате и в тот же день Луи-Филипп отрекся от престола в пользу своего девятилетнего внука, принца Филиппа, графа Парижского. Одновременно большая толпа ворвалась в Палату депутатов и призвала к созданию временного правительства. Республиканец Луи-Антуан Гарнье-Паж был назначен новым мэром Парижа. 25 февраля 1848 года поэт Альфонс де Ламартин провозгласил Вторую республику и призвал толпу сохранить триколор, а не принимать красный флаг в качестве национального символа. Другая толпа вторглась во дворец Тюильри, захватила королевский трон, отнесла его на площадь Бастилии и сожгла у подножия Июльской колонны. Луи-Филипп (переодетый «мистером Смитом») и его семья вышли из дворца пешком через сад Тюильри и достигли площади Согласия. Там они сели в два экипажа, и вместе с Луи-Филиппом, управляющим одним экипажем с тремя своими сыновьями, бежали из Парижа и укрылись в Дре. 2 марта бывший король отправился в Гавр в Англию, где он прожил в изгнании со своей семьей до своей смерти 26 августа 1850 года.

Хронология
Луи-Филипп приветствовал в отеле де Виль (31 июля 1830 г.)
  • 1830 г.
    • 25 февраля - Столкновение в аудитории Французского театра между сторонниками классического и нового романтического стиля во время премьеры романтической драмы Виктора Гюго « Эрнани».
    • 16 марта - 220 депутатов Палаты депутатов отправляют послание королю Карлу X с критикой его правления.
    • Июль - на бульварах Парижа появляются первые vespasiennes, или общественные писсуары, которые также служат рекламными киосками.
    • 25 июля - Карл X издает последний из серии указов ( июльских указов), которые распускают Палату депутатов, изменяют законы о выборах и подавляют свободу прессы.
    • 27–29 июля - Июльская революция, или Trois glorieuses, «три славных» дня уличных сражений между армией и противниками правительства. Повстанцы устанавливают временное правительство в ратуше. Карл X покидает свою летнюю резиденцию Сен-Клу.
    • 31 июля - Герцог Орлеанский Луи-Филипп выходит на балкон Hôtel de Ville и представлен публике маркизом де Лафайетом.
    • 9 августа - Луи-Филипп присягает королем Франции ( Roi des Français).
  • 1831 г.
  • 1832 г.
    • 19 февраля. Первые смертельные случаи от эпидемии холеры. С 29 марта по 1 октября от этой болезни погибло 18 500 человек.
    • Femme Libre, феминистский памфлет, изданный в Париже.
    • Иллюстрированная сатирическая газета Le Charivari. начинается публикация.
  • 1833 г.
  • 1834 г.
  • 1835 г.
    • 28 июля - Покушение на Луи-Филиппа со стороны Джузеппе Марко Фиески с использованием «адской машины» из двадцати стволов, стреляющих одновременно, когда король едет по бульвару Темпл во время празднования своего восшествия на престол в июле 1830 года. Король и его сыновья не пострадали, но восемнадцать человек убиты, в том числе Эдуард Мортье, бывший наполеоновский генерал и маршал Франции.
  • 1836 г. Огромная толпа наблюдала, как 25 октября 1836 года на площади Согласия был установлен Луксорский обелиск.
  • 1837 г.
    • 26 августа - открывается первая железнодорожная линия между улицей Лондр и Сен-Жермен-ан-Ле. Поездка занимает полчаса.
  • 1838 г.
  • 1839 г.
    • 7 января - Луи Дагер представляет свою новаторскую работу по фотографии во Французской академии наук. Академия назначает ему пенсию и публикует технологию для бесплатного использования кем угодно в мире.
    • 12–13 мая - Последователи Луи Бланки начинают вооруженное восстание в попытке свергнуть правительство, но быстро арестовываются армией и Национальной гвардией.
    • 2 августа - Открытие железнодорожной линии по Сене между Парижем и Версалем.
  • 1840 г. Церемония возвращения праха Наполеона (15 декабря 1840 г.)
  • 1841 - Население: 935,000
  • 1842 г.
    • Первые французские сигареты производятся на заводе Gros-Caillou в 7-м округе.
    • 8 мая - Первая крупная железнодорожная авария во Франции на линии Париж-Версаль в Медоне, в результате чего 57 человек погибли и 30 получили ранения.
  • 1843 г.
    • 4 марта - начинает выходить газета L'Illustration, созданная по образцу The Illustrated London News.
    • 2 мая - Открытие железнодорожной линии из Парижа в Орлеан, а на следующий день открытие линии из Парижа в Руан.
    • 7 июля - Открытие набережной Генри IV, созданной путем присоединения острова Лувье к Правому берегу.
    • 20 октября - Первый эксперимент с электрическим уличным освещением на площади Согласия.
  • 1844 г.
  • 1845 г.
  • 1846 г.
    • Население: 1,053,000
    • 7 января - Завершение строительства первой железнодорожной станции Гар дю Нор. Поезда на север Франции начинают движение 14 июня.
    • 30 сентября - В предместье Сен-Антуан вспыхивает бунт из - за дороговизны хлеба.
  • 1847 г.
    • 19 февраля - Александр Дюма открывает свой новый Исторический Театр, расположенный на Бульваре дю Темпл, премьерой своей оперы «Рейн Марго».
    • 28 июня - Правительство города постановляет установить новые номера улиц белыми цифрами на эмалированных голубых фарфоровых досках. Эти цифры сохраняются до 1939 года.
    • 9 июля - противники правительства проводят первый из серии больших банкетов, Campagne des Banquets, в нарушение закона, запрещающего политические демонстрации.
  • 1848 г.
    • 24 февраля - начало Французской революции 1848 г. (22-24 февраля).
    • 22 февраля - Правительство запрещает банкеты политической оппозиции.
    • 23 февраля - Толпа протестует против главного министра Луи-Филиппа Франсуа Гизо. Вечером того же дня солдаты стреляют по толпе у резиденции Гизо на бульваре Капуцинов, в результате чего погибло 52 человека.
    • 24 февраля - во многих районах появляются баррикады. Правительство уходит в отставку, Луи-Филипп и его семья бегут в изгнание в Англию, и в Hôtel de Ville провозглашается Вторая республика.
Смотрите также
Рекомендации

Примечания и цитаты

Библиография

  • Комбо, Иван (2013). Histoire de Paris. Париж: Press Universitaires de France. ISBN   978-2-13-060852-3.
  • Фиерро, Альфред (1996). Histoire et dictionnaire de Paris. Роберт Лаффонт. ISBN   2-221-07862-4.
  • Эрон де Вильфосс, Рене (1959). HIstoire de Paris. Бернар Грассе.
  • Эрве, Ф. (1842). Как насладиться Парижем 1842 года. Лондон: Дж. Бриггс.
  • Жаррассе, Доминик (2007). Grammaire des Jardins Parisiens. Париж: Париграмма. ISBN   978-2-84096-476-6.
  • Ле Ру, Томас (2013). Les Paris de l'industrie 1750–1920. CREASPHIS Editions. ISBN   978-2-35428-079-6.
  • Сарман, Тьерри (2012). Histoire de Paris: политика, урбанизм, цивилизация. Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN   978-2-755-803303.
  • Труильё, Родольф (2010). Le Palais-Royal - Un demi-siècle de folies 1780–1830. Бернар Джовананджели.
  • Дю Камп, Максим (1870). Париж: ses organes, ses fonctions, et sa vie jusqu'en 1870. Монако: Рондо. ISBN   2-910305-02-3.
  • Dictionnaire Historique de Paris. Le Livre de Poche. 2013. ISBN.   978-2-253-13140-3.
Последняя правка сделана 2023-03-19 09:57:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте