Парис Бордоне ( Paris Paschalinus Bordone ; 5 июля 1500 - 19 января 1571) был итальянским художником венецианского Возрождения, который, несмотря на обучение у Тициана, сохранял маньеристскую сложность и провинциальную энергию.
Венера, Марс и Амур, увенчанные Победой, ок. 1560 Венера и Амор, 1545–1550, воображение идеализированной красоты в форме Джорджоне, некогда принадлежавшей Адольфу Гитлеру, Национальный музей в Варшаве. Спящая Венера с АмуромБордоне родился в Тревизо, но в позднем подростковом возрасте переехал в Венецию. Он недолго и несчастлив (по словам Вазари ) учился у Тициана. Вазари, возможно, встречал старшего Бордоне.
Произведения Бордоне 1520-х годов включают Святое Семейство во Флоренции, Священную беседу с донором (Глазго) и Святое Семейство со Святой Екатериной ( Эрмитаж ). « Святой Амвросий и донор» (1523 г.) сейчас находится в Пинакотеке Брера. В 1525–1526 годах Бордоне написал запрестольный образ церкви Сан-Агостино в Креме, Мадонну со Святыми Христофором и Святым Георгием (ныне в собрании Палаццо Тадини в Ловере ). Второй запрестольный образ Пятидесятницы также находится в Пинакотеке Брера.
Христос как «Свет миру», c. 1550. Национальная галерея, Лондон.В 1534–1535 годах он написал свой масштабный шедевр для Scuola di San Marco - холст «Рыбак вручает кольцо дожу Градениго» (Академия). Тем не менее, сравнение этой последней картины с близкой к современности и структурно схожей картиной « Представление Богородицы» выявляет ограничения Бордоне, его использование превосходной перспективы, которая создает карликовые далекие перспективы, и ограниченную окраску по сравнению с блестящими оттенками Тициана.
Бордоне также нарисовал меньшие части шкафа, показывая полуфигуры, полураздетые мужчины и женщины из мифологии или религиозных историй в мускульном взаимодействии, несмотря на переполненное пространство. Часто совмещал портретную живопись с аллегорией.
Пэрис Бордоне впоследствии выполнил множество важных фресок в Венеции, Тревизо и Виченце, все из которых погибли. В 1538 году он был приглашен во Францию Франциском I, при дворе которого он написал множество портретов, хотя во французских коллекциях их нет и следа. Два портрета в Лувре были приобретены позже. На обратном пути он также работал во дворце Фуггеров в Аугсбурге, но снова работы были утеряны.
Юпитер и Ио
Флора
Альвизе Контарини
Отдых на пути в Египет, ок. 1530 ( Страсбургский музей изящных искусств )
Крещение Христа, ок. 1535–1540. Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия
Венера и Марс с Амуром, 1559–1560 гг. Галерея Дориа Памфили
Похищение Прозерпины
Афина презирает успехи Гефеста
Венера, Флора, Марс и Амур (Аллегория), 1550-е гг. Эрмитаж.
Вручение кольца дожу ( Бартоломео Градениго ), 1534 г.