Железная дорога из Парижа в Марсель - это 862-километровая железнодорожная линия, которая соединяет Париж с южным портовым городом Марселем, Франция, через Дижон и Лион. Железная дорога открывалась в несколько этапов между 1847 и 1856 годами, когда был открыт последний участок через Лион. Открытие высокоскоростной линии LGV Sud-Est из Парижа в Лион в 1981 году, LGV Рона-Альпы в 1992 году и LGV Méditerranée в 2001 году снизило его значение для пассажирских перевозок.
Железная дорога Париж-Марсель отходит от Лионского вокзала в Париже в юго-восточном направлении. Он пересекает реку Марну в Шарантон-ле-Пон и следует по правому берегу Сены вверх по течению до Крозна, где он следует курсом на восток от леса Сенар. Он пересекает Сену около Мелена и следует по левому берегу Сены вверх по течению, вдоль леса Фонтенбло. За Монтро-Фол-Йонн железная дорога идет вверх по левому берегу Йонны. В Мижене пересекается Йонна, и вверх по течению следуют небольшие реки Армансон, Бренн и Озе. Помимо Блези-Ба железная дорога входит в водоразделе Средиземного моря, спускаясь по Уш долине реки в центре Дижона.
В Дижоне железная дорога поворачивает на юг, идя вдоль восточной стороны откоса Кот-д'Ор с его знаменитыми виноградниками. В Шалон-сюр-Сон железная дорога доходит до реки Сона и идет по ее правому берегу вниз по течению до центра Лиона. До и после станции Лион-Перраш он пересекает Сону и Рону соответственно и продолжается вниз по течению вдоль левого берега Роны. Между Коллонж-о-Мон-д'Ор (к северу от Лиона) и Ла-Гильотьер (южный квартал Лиона) к востоку проходит параллельная линия, на которой расположена другая главная станция Лиона, Пар-Дье. Есть также длинная параллельная линия на правом берегу Роны между Лионом и Нимом, которая в основном используется для грузовых перевозок.
Железная дорога проходит через Валанс, Авиньон и Арль, где выходит из Роны и поворачивает на восток. Он проходит вдоль северного берега Этан-де-Бер. Пройдя 862 км, он достигает конечной станции Марсель-Сен-Шарль.
Основные станции железной дороги Париж – Марсель:
Участки Париж – Лион, Лион – Авиньон и Авиньон – Марсель были построены и эксплуатировались тремя разными компаниями, которые в 1857 году вошли в состав Chemins de fer de Paris à Lyon et à la Méditerranée. Концессии Лион-Авиньон и Авиньон-Марсель имели уже в 1852 году был объединен в Chemin de fer de Lyon à la Méditerranée. Первый участок, открытый в 1847 году, вел от Роньона около Авиньона до Па-де-Лансье около Марселя. Марсель был соединен в 1848 году. В 1849 году была построена линия из Парижа в Тоннер ( Йонна ) и линия из Дижона в Шалон-сюр-Сон, а Авиньон был связан с Роньонасом. Тоннер и Дижон были соединены в 1851 году. В 1854 году линия от Марселя до Авиньона была продлена до Валанса, а линия от Парижа до Шалона была продлена до Лион-Вез. В 1855 году Валенсия была связана с Ла Гильотьер, южным кварталом Лиона. Наконец, в 1856 году был открыт проход через Лион от Гильотьера до Вэза. Вместе с существующими железными дорогами к северу от Парижа это позволило впервые путешествовать по железной дороге между Северным морем или Ла-Маншем и Средиземным морем.
Она также известна как «Имперская линия», поскольку использовалась Наполеоном III, который видел в ней способ соединить все регионы, которыми он правил. Франция в то время отставала от индустриализации на 50 лет по сравнению с Англией; железная дорога поможет ускорить этот прогресс. Уголь возили во все регионы страны, Божоле нуво можно было попробовать далеко за пределами его родного региона, с использованием этой линии вина из Миди, Кот-дю-Рон и даже Бургонь. PLM превратился в своего рода «винную магистраль», где до 10% грузовой прибыли компании в 1909 году приходилось на торговлю вином.
Железная дорога Париж-Марсель используется следующими пассажирскими перевозками: